Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?

Вправе ли налоговый орган проверить текущий год?

Если у вас намечается выездная налоговая проверка, будьте готовы, что проверят не только 3 предыдущих года. Какой еще период может быть проверен налоговиками, узнайте из нашего материала.

3 года плюс текущий год: допускает ли НК РФ такой период проверки

Когда Налоговый кодекс напрямую предусматривает удлиненные проверяемые периоды

Какое действие налогоплательщика может спровоцировать удлинение проверочного периода

Итоги

3 года плюс текущий год: допускает ли НК РФ такой период проверки

НК РФ не содержит запрета на проверку текущего периода при проведении выездных контрольных мероприятий. Суды в этом вопросе поддерживают налоговиков (см., например, определение Верховного суда РФ от 09.09.2014 № 304-КГ14-737). Поэтому вероятность того, что заодно с 3 прошлыми годами проверят и год текущий, не исключается.

Подробности смотрите в сообщении «ВС РФ признал, что выездная проверка текущего календарного года правомерна».

В абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ сказано, что в рамках выездной налоговой проверки налоговики могут проверить налоги за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено НК РФ. Что может включать это «иное», узнайте из следующих разделов.

Когда Налоговый кодекс напрямую предусматривает удлиненные проверяемые периоды

Прямое указание на удлиненный проверочный период содержится в п. 2 ст. 89.2 НК РФ. Там сказано, что в рамках выездной налоговой проверки налогоплательщика – участника РИП (регионального инвестиционного проекта) может быть проверен период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

РИП для целей НК РФ – это инвестиционный проект:

  • целью которого является производство товаров;
  • удовлетворяющий требованиям, установленным в ст. 25.8 НК РФ.

Как оценить доходность и иные показатели инвестиционного проекта, узнайте из размещенных на нашем сайте материалов:

Порядок ведения реестра участников РИП и состав содержащихся в нем сведений установлен приказом ФНС России от 23.06.2014 № ММВ-7-3/328@.

Не стоит рассчитывать на 3-годичный период проверки и налогоплательщикам, участвующим в соглашениях о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ). В ст. 346.42 НК РФ указано, что выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции начиная с года вступления соглашения в силу.

Если вы не являетесь участниками РИП и не выполняете соглашение о разделе продукции, это не означает, что выездной проверкой будет охвачено только 3 года вашей хоздеятельности. Узнайте из следующего раздела, что еще может послужить удлинению проверочного периода.

Какое действие налогоплательщика может спровоцировать удлинение проверочного периода

Таким действием может быть:

  • Подача уточненной декларации с налогом к уменьшению за уже проверенные налоговиками периоды. Контролеры вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, даже если он выходит за рамки 3 лет, предшествующих году назначения проверки (см. постановление АС МО от 11.11.2014 № Ф05-12625/2014 по делу № А40-54040/13). 

Как обосновали свой вывод судьи в этом случае, узнайте из материала «Повторная выездная проверка может быть «глубже» 3 лет».

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vyezdnaya_nalogovaya_proverka/vprave_li_nalogovyj_organ_proverit_tekuwij_god/

За какой период может быть проведена налоговая проверка – НалогОбзор.Инфо

Период, который может быть охвачен налоговой проверкой, зависит от вида проверки. Налоговые проверки бывают двух видов: камеральные и выездные (п. 1 ст. 87 НК РФ). При этом камеральные и выездные проверки могут проводиться независимо друг от друга, то есть одновременно и по одним и тем же налогам (письмо ФНС России от 13 марта 2014 г. № ЕД-4-2/4529).

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ).

Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года.

При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Обратите внимание

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды.

По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки.

Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Важно

Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился.

Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г.

№ КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам.

Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст.

 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г.

№ ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г.

№ Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет.

Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г.

№ Ф09-1805/09-С3).

Совет

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Читайте также:  Сведения из егрюл/егрип все еще можно получить бесплатно

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок.

Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см.

Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см.

, например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г.

№ А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции.

Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Обратите внимание

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать.

В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Проверка правопреемника

Ситуация: может ли налоговая инспекция провести выездную проверку организации-правопреемника за период, предшествующий реорганизации?

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При этом налоговое законодательство не устанавливает специальные требования к проведению выездной проверки в организации-правопреемнике. Следовательно, налоговая инспекция может провести проверку такой организации за период, предшествующий ее реорганизации. Главное, чтобы указанный период не выходил за рамки трехлетнего ограничения.

Важно

Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 29 июля 2011 г. № 03-02-07/1-267, от 5 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-48.

Арбитражная практика подтверждает правомерность данного подхода (см., например, определение ВАС РФ от 19 мая 2008 г. № 5863/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14 января 2008 г. № А82-4644/2007-14).

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/za_kakoj_period_mozhet_byt_provedena_nalogovaja_proverka/14-1-0-288

Налоговые проверки в 2018 году – список организаций

Налоговые проверки в 2018 году – список организаций, включенных налоговиками в график посещения, содержится в отдельном документе, носящем название «План выездных проверок ИФНС».

Из этой статьи читатель узнает о том, можно ли получить доступ к информации, содержащейся в таком документе, а также ознакомится с критериями оценки предприятий, по результатам анализа которых выносится решение о необходимости включения их в план предстоящих проверок. 

Виды налоговых проверок

План проверок налоговой инспекции на 2018 год

Плановые проверки налоговой инспекции на 2018 год: можно ли предварительно ознакомиться с графиком

План выездных проверок ИФНС на 2018 год: критерии составления

График проверок налоговой инспекции на 2018 год: дополнительные критерии составления

Налоговая проверка в 2018 году: список компаний

Виды налоговых проверок

С целью обеспечения соблюдения предпринимателями норм действующего законодательства, регулирующего порядок расчета размера и уплаты налоговых платежей, налоговые органы проводят регулярные проверки.

В ходе таких проверок сотрудники инспекции изучают и анализируют внутреннюю документацию организации и сопоставляют полученную информацию со сведениями, указанными в предоставленной налоговой отчетности. В соответствии с п. 1 ст.

 87 НК РФ, налоговые проверки бывают:

  1. Камеральные. Осуществляются по месту расположения налоговой инспекции. Объектом исследования при этом является отчетность, составленная по итогам налогового периода и представленная налогоплательщиком в контролирующий орган.
  2. Выездные. Проводятся по месту расположения проверяемой организации. Они более обширны по объему и позволяют проверить соблюдение порядка уплаты одного, нескольких или всех налогов.

План проверок налоговой инспекции на 2018 год

Очевидно, что проведение проверки (вне зависимости от того, к какой из указанных категорий она относится) является весьма трудоемкой процедурой, занимающей немало времени и требующей привлечения высококвалифицированных сотрудников налоговой инспекции.

Проверить все организации, функционирующие на территории, подведомственной одному отделению ФНС, за один налоговый период невозможно.

Именно поэтому в конце календарного года налоговики составляют специальный график, в который включают отдельные предприятия, в отношении которых в следующем году будут проводиться проверки.

Совет

Так, в конце 2017 года в каждом территориальном отделении ведомства будет подготовлен график налоговых проверок на 2018 год, содержащий перечень подлежащих проверке организаций, а также сроки, с соблюдением которых каждая из них должна быть проведена.

Существует мнение о том, что плана налоговых проверок попросту не существует, а решение о необходимости проведения в отношении определенного предприятия проверки принимается налоговиками спонтанно, на основании результатов его текущей деятельности или в результате получения жалоб от физических или юридических лиц (в том числе и контрагентов предприятия). На самом деле планы проверок налоговыми службами все же составляются — на это указывают положения издаваемых ФНС писем и указаний, в частности п. 3 письма ФНС «О возмещении НДС» от 23.01.2009 № ШС-21-3/40.

Плановые проверки налоговой инспекции на 2018 год: можно ли предварительно ознакомиться с графиком

Многих предпринимателей волнует вопрос: можно ли увидеть план выездных налоговых проверок на 2018 годпосле его утверждения? Зная о том, что налоговики придут с проверкой, можно заранее привести в порядок бумаги, исправить имеющиеся недочеты и обеспечить доступ проверяющих к нужным документам. Безусловно, любая организация должна стремиться к соблюдению правил ведения налогового учета и сдачи отчетности на любой стадии своей деятельности, но, как показывает практика, нарушения можно найти даже у самых ответственных предпринимателей.

На сегодняшний день в открытом доступе можно найти только план проведения проверок по госрегулируемым видам деятельности — его можно скачать на официальном сайте ФНС РФ, перейдя по ссылке: https://www.nalog.ru/rn77/yul/interest/control_verification/learn_audit_plan/.

Планы проведения проверок в отношении других категорий налогоплательщиков не размещаются на общедоступных ресурсах и используются исключительно сотрудниками территориальных подразделений налоговой службы. Тем не менее предприниматель может самостоятельно оценить вероятность того, что его компания будет включена в план проверок, и подготовиться к успешному прохождению аудита.

План выездных проверок ИФНС на 2018 год: критерии составления

График выездных налоговых проверок на 2018 годсоставляется сотрудниками ФНС на основании проведенной оценки ряда критериев, характеризующих каждое конкретное предприятие. Перечень таких критериев определен положениями Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@.

Исходя из сведений, приведенных в приложении № 2 указанной Концепции, налоговики могут обратить внимание на организацию или индивидуального предпринимателя в том случае, если:

  1. Размер налоговых платежей, вносимых налогоплательщиком в бюджет, существенно отличается от среднего уровня налоговой нагрузки на предпринимателей, сложившегося в целом по отрасли. Значения данного показателя для разных видов экономической деятельности приведены в приложении № 3 Концепции.
  2. В течение двух и более отчетных периодов организация работает в убыток.
  3. В отчетном периоде налогоплательщик получил один или несколько налоговых вычетов в существенном размере. При этом существенным вычет признается в том случае, если доля вычетов по НДС равна или превышает 89% от общей суммы налога, исчисленного за тот же отчетный период, продолжительность которого составляет 1 календарный год.
  4. Темп роста расходов превышает темп роста доходов.
  5. Результаты финансово-экономической деятельности предприятия неоднократно приближались к значениям, установленным в качестве ограничения для использования какого-либо режима налогообложения.
  6. Сумма расходов, понесенных за год осуществления предпринимательской деятельности, максимально приближена к сумме доходов, полученных за этот же год (данный критерий используется при оценке результатов работы индивидуальных предпринимателей).

График проверок налоговой инспекции на 2018 год: дополнительные критерии составления

Для включения в план выездных проверок определенного предприятия также могут быть значимыми следующие обстоятельства:

  1. Размер заработной платы, выплачиваемой работникам предприятия, существенно отличается в меньшую сторону от среднего размера заработка, выплачиваемого работникам, трудящимся в той же отрасли. При формировании штатного расписания и установлении размера оплаты труда ФНС рекомендует работодателям руководствоваться статистическими данными, размещенными на интернет-сайтах территориальных отделений Росстата, а также управлений ФНС РФ. Кроме того, такую информацию можно получить, направив официальный запрос в адрес Росстата или налогового органа. Кроме того, при формировании плана выездных проверок налоговики руководствуются информацией, поступившей в ходе рассмотрения жалоб от граждан и юридических лиц о том, что на предприятии выплачивается так называемая серая зарплата, а также о присутствующих в ходе оформления работников в штат компании нарушениях.
  2. В ходе осуществления предприятием финансово-экономической деятельности происходит взаимодействие с контрагентами, имеющими статус перекупщиков или посредников; при этом обосновать экономическую целесообразность использования такой модели функционирования предприятия налогоплательщик не в состоянии.
  3. Налогоплательщиком не были представлены пояснения или документы, запрошенные налоговым органом, а в том случае, если документы были уничтожены или испорчены, — сведения об их уничтожении или порче. 

Иные критерии оценки налогоплательщиков

Помимо вышеперечисленных оснований для инициирования налоговой проверки внимание налоговиков могут привлечь следующие факторы:

  1. Налогоплательщик неоднократно снимался с налогового учета в одном отделении ФНС и вставал на учет в другом.
  2. Данные бухгалтерского учета, предоставленные в контролирующий орган, содержат сведения о сформировавшемся за отчетный период показателе рентабельности, существенно отличающемся от среднего показателя рентабельности по отрасли в целом.
  3. Деятельность, осуществляемая предприятием, имеет высокий уровень риска.
Читайте также:  Исключение ккт из реестра еще не повод покупать новую

Формируя план проведения налоговых проверок, сотрудники ФНС оценивают каждую компанию по каждому из приведенных критериев — чем большее количество совпадений им удастся выявить, тем выше вероятность того, что соответствующая компания будет включена в создаваемый график.

Налоговая проверка в 2018 году: список компаний

В попытках найти в интернете план проверок на грядущий год предприниматель может попасть на один из многочисленных ресурсов, предлагающих услугу оценки вероятности того, что налоговики включили предприятие в разработанный ими график.

Никакого доступа к официальной документации, используемой ФНС, подобные сайты не имеют — как правило, представленная ими информация базируется на общедоступных критериях, указанных в Концепции.

Именно поэтому доверять сведениям, полученным из таких источников, не стоит.

Чтобы минимизировать риск попадания в список компаний, в отношении которых будут проводиться плановые проверки, налогоплательщику стоит добросовестно исполнять свои налоговые обязательства и соблюдать требования, установленные законодателем к порядку осуществления налогового учета на предприятии.

***

Итак, плановые проверки налоговой на 2018 год, включаемые налоговиками в сводный план проведения выездных проверок, не входят в перечень общедоступной информации.

Это значит, что налогоплательщики не могут заранее узнать о том, что в их отношении планируется проведение такой проверки — как правило, информацию о грядущем визите инспектора они получают за несколько дней до начала мероприятия.

Официальный перечень выездных проверок, планируемых налоговиками, формируется только для тех предприятий, которые занимаются госрегулируемыми видами деятельности.

Компании, не относящиеся к указанной категории, могут самостоятельно изучить итоги осуществляемой ими финансово-экономической деятельности и на основании полученной информации оценить вероятность включения их в план проведения налоговых проверок.

Источник: https://nsovetnik.ru/nalogovye_proverki/nalogovye_proverki_v_2018_godu_spisok_organizacij/

Налоговые органы могут проверять только завершившиеся налоговые периоды

Проверка — только по завершенным периодам

Согласно предписанию ФНС налоговики могут проверять только завершившиеся налоговые периоды. Поэтому, если инспекторы захотят проконтролировать правильность исчисления и уплаты налогов в том числе за текущий год, они смогут это сделать до конца этого года только в отношении тех налогов, налоговым периодом для которых является квартал или месяц.

Например, одним из квартальных налогов является НДС. И значит, назначая выездную проверку в декабре, ревизоры могут включить в проверяемый период по НДС три первых квартала текущего года. При этом руководство ФНС рекомендует устанавливать единый период проверки для всех налогов и сборов в случае комплексной ревизии.

Так, например, если инспекторы придут с проверкой только НДС или ЕНВД, у которых налоговый период – квартал, то они могут включить в период и завершенные кварталы 2008 года. Другое дело, если это комплексная ревизия, при которой одновременно будут проверяться и другие налоги, например на прибыль и ЕСН, у которых налоговый период – год.

Обратите внимание

В этом случае налоговое ведомство рекомендует воздержаться от проверок НДС и ЕНВД текущего года и ограничиться только 2005, 2006 и 2007 годами. В этом случае по всем налогам будет одинаковый период проверки.

К тому же назначить выездную проверку инспекторы могут не раньше срока подачи декларации за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка. И значит, налоговики вправе принять решение о проведении комплексной проверки, захватывающей 2008 год, только начиная со II квартала 2009 года.

В случае проведения проверки по единому социальному налогу контрольные мероприятия затронут и расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. На это инспекторам дает право статья 2 и пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.

Как часто будут приходить с проверкой

Один и тот же налог за один и тот же период инспекторы могут проверить лишь один раз (п. 5 ст. 89 НК РФ). При этом нагрянуть в компанию с выездной проверкой в течение года налоговики вправе максимум дважды.

Третий раз за год ревизоры могут проверить одно и то же предприятие только в том случае, если такое решение принял руководитель ФНС России. А прежде чем дойти до самого главного налогового чиновника, запрос на проведение сверхлимитной проверки должен быть одобрен начальником инспекции, после чего и руководителем УФНС.

Однако такое правило не относится к тем случаям, когда помимо выездных проверок самой организации начинают отдельно проверять ее филиалы или представительства. Самостоятельные выездные проверки таких структурных подразделений не участвуют при определении количества проверок головного предприятия.

Также ограничение по количеству выездных проверок не действует в отношении проверок, связанных с реорганизацией или ликвидацией компании.

Кроме того, чиновники ФНС напомнили инспекторам, что прийти в любое время независимо от того, когда завершилось последнее выездное контрольное мероприятие, и повторно проверить тот же налог за тот же период они вправе только в трех случаях (п. 10 ст. 89 НК РФ).

Важно

Первый случай, когда инициатором повторной проверки выступит вышестоящее налоговое управление или ФНС в рамках контроля за деятельностью инспекции, ранее проводившей проверку. Второй – в случае предоставления компанией уточненной декларации с заявленной суммой налога к уменьшению.

И третий вариант, когда проверенная ранее компания заявляет о своей ликвидации или реорганизации.

ФНС научит, как затянуть сроки проверки в рамках закона

Пунктом 8 статьи 89 Налогового кодекса РФ установлены рамки для исчисления общего срока выездной проверки, который, согласно пункту 6 той же статьи НК РФ, не может превышать двух календарных месяцев. В регламенте четко прописано, что срок начинает отсчитываться со дня вынесения решения о проведении выездной проверки, а не со дня его вручения.

Днем окончания ревизии считается дата составления справки о проведенной проверке. Однако не всегда инспекторам удается уложиться в нормативные сроки, в связи с чем ревизоры начинают использовать для увеличения срока проверки основания, предусмотренные налоговым кодексом, – это продление или приостановление ревизии.

Так, налоговое ведомство напомнило инспекторам, что они могут продлевать проверку до четырех месяцев, а в исключительных случаях – на полгода. При этом ФНС считает, что такое продление можно делать неоднократно. Главное, чтобы остаться в нормативных пределах по срокам.

Однако налоговое ведомство рекомендует не мелочиться и считать периоды продления в целых месяцах, а, скажем, не в днях или неделях. При этом инспекция не может самостоятельно принять решение о продлении срока проверки. Согласно приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@, таким правом наделено только региональное налоговое управление.

Поэтому компании стоит проверять, на законных ли основаниях было вынесено решение о продлении выездной проверки. Руководитель инспекции, проводящей проверку, вправе лишь приостановить проверку, и может делать это неоднократно. Главное, чтобы при этом общий срок приостановления не превышал полгода.

А в случае неполучения инспекторами вовремя запрашиваемой информации от иностранных государств максимальный срок приостановления может быть увеличен до девяти месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ). Наряду с этим для исчисления предельных сроков как продления, так и приостановления проверки налоговикам рекомендовано исходить из того, что месяц содержит 30 календарных дней.

Главное налоговое ведомство лишний раз отмечает в регламенте, что на время приостановления выездной проверки инспекторы теряют право на истребование документов у компании.

Кроме того, налоговики должны в таком случае вернуть все подлинники, истребованные при проведении проверки (за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки).

Также с момента официального приостановления проверки инспекторы не вправе находиться на территории проверяемой организации до тех пор, пока ревизия не будет возобновлена решением руководителя инспекции. Но при этом налоговики спокойно могут продолжать проверять уже истребованные ранее документы, но на своей территории.

Таблица 1. Какие документы проверят инспекторы

1 Учредительные документы организации: ее устав и (или) учредительный договор
2 Лицензии, если они предусмотрены законодательством
3 Приказы об учетной политике предприятия
4 Налоговые декларации и (или) расчеты
5 Декларации (расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование
6 Налоговые регистры
7 Счета-фактуры
8 Книги покупок и книги продаж
9 Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций
10 Бухгалтерская отчетность компании
11 Регистры бухгалтерского учета (Главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости и др.)
12 Договоры (контракты)
13 Банковские и кассовые документы
14 Накладные на отпуск материальных ценностей
15 Акты выполненных работ
16 Другие документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций и (или) необходимые для исчисления и уплаты налогов

Инспекторы могут провести выездную проверку прямо в своем кабинете

После того как инспекторы вручат представителю компании копию решения о проведении выездной проверки, директор компании или главный бухгалтер будут решать, где на территории предприятия разместить проверяющих.

В противном случае если компания не сможет предоставить необходимое для проведения выездной проверки помещение, то контрольное мероприятие будет проведено на территории самой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ). Но просто так не пустить инспекторов в помещение предприятие не может.

Иначе такое воспрепятствование доступу проверяющих на территорию компании позволит им на основании статьи 94 НК РФ произвести выемку всех необходимых документов. А руководителю предприятия в таком случае придется заплатить штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 19.4 КоАП, в размере от 1000 до 2000 рублей.

Совет

Если компания не хочет видеть у себя в офисе налоговиков, то ей надо постараться доказать, что у нее действительно нет возможности предоставить в распоряжение инспекторов необходимое для проверки помещение.

Для этого предприятию необходимо подать письменное заявление в инспекцию, где указать объективные причины и подтвердить их фактическими обстоятельствами. Например, отсутствуют свободные кабинеты или площадь офиса слишком мала.

Если объяснения организации налоговикам покажутся недостаточными или сомнительными, то они вправе провести осмотр помещений (ст. 92 НК РФ). В том случае если ревизоры сами не захотят работать в условиях, предоставленных предприятием, то руководитель проверяющей группы может составить докладную записку на имя начальника инспекции. После этого компания получит уведомление о том, что выездная проверка будет проводиться на территории ИФНС.

То, что проверяющие не будут постоянно находиться в офисе предприятия, вовсе не говорит о том, что налоговики совсем потеряют право появляться на территории плательщика.

Наоборот, инспекторы могут прийти в компанию в любой момент для проведения осмотра, инвентаризации, выемки документов и других подобных мероприятий налогового контроля. Также ревизоры имеют право ознакомиться с подлинниками документов (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Но самым неприятным моментом проведения проверки на территории налоговиков является тот факт, что у компании в этом случае появится забота копировать, заверять и перемещать в инспекцию содержимое шкафов бухгалтерии и часть архива.

Аналогию для расчетного метода найдут по совокупности критериев

Если компания откажется допустить проверяющих к осмотру производственных, складских, торговых помещений или же инспекторы не дождутся от предприятия в течение двух месяцев необходимых для расчета документов, подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ в таких случаях дает право налоговикам определить суммы налогов к уплате расчетным путем.

Читайте также:  Малые предприятия вправе хранить в кассе любую сумму наличных

К такому методу проверяющие прибегнут и в том случае, если организация просто не вела учет доходов и расходов или же вела с нарушением правил. В регламенте ФНС особо указала инспекторам, что для целей применения расчетного метода ревизоры сначала должны использовать информацию о предприятии, имеющуюся в инспекции.

Обратите внимание

И только потом, если таких данных будет недостаточно для расчета, инспекторы могут обратиться к информации об аналогичных плательщиках.

При этом выбирать аналогичные организации инспекторы могут по совокупности критериев отраслевой принадлежности, конкретного вида экономической деятельности, размера выручки, численности производственного персонала и иных экономических факторов. При этом ни один из критериев не имеет приоритета перед другими.

Чиновники ФНС четко прописали в регламенте алгоритм действия налоговиков, если по тем или иным показателям сложно определить аналогичного плательщика (см. табл. 2).

Таблица 2. Алгоритм действия налоговиков при определении налоговой базы по данным аналогичных предприятий

№ п/п Ситуация Как поступит инспектор
1 На территории, подведомственной ИФНС, нет ни одного предприятия, выпускающего такой же товар, как производит проверяемая организация Использует данные по предприятиям аналогичного вида, группы, подгруппы, класса, подкласса экономической деятельности
2 Объемы выручки у компаний с аналогичным видом деятельности существенно различаются Размер облагаемого дохода для проверяемой компании определит исходя из показателя отношения облагаемого дохода к сумме выручки аналогичного плательщика
3 Невозможно определить объем выручки у проверяемой компании Размер облагаемого дохода для проверяемой компании определит исходя из показателя соотношения между размером облагаемого дохода и количеством производственных работников у предприятия с аналогичным видом деятельности
4 На территории, подведомственной ИФНС, имеется несколько аналогичных по показателям предприятий Для расчета облагаемого дохода проверяемой организации возьмет средний показатель, рассчитанный по имеющимся показателям аналогичных компаний
5 На территории, подведомственной ИФНС, вовсе отсутствуют предприятия с аналогичным видом деятельности Отправит запрос в УФНС, которому подведомственна проверяющая инспекция. И затем использует данные по предприятиям соседних муниципальных образований того же субъекта РФ
6 На территории, подведомственной УФНС соответствующего субъекта РФ, отсутствуют предприятия с аналогичными показателями деятельности Использует данные по предприятиям соседних регионов, схожих по климатическим, экономическим и социальным условиям жизнедеятельности

Смена инспекции не спасет от проверки

В новом регламенте главное финансовое ведомство предусмотрело ситуацию, когда компании в ходе выездных проверок начинают менять юридический адрес, «мигрируя» тем самым в другую ИФНС. Чтобы такая внезапная смена инспекции никак не затруднила ход проверки, по новым правилам состав проверяющих в таком случае не поменяется.

А к старым инспекторам лишь присоединяются работники из новой инспекции. При этом вести проверку по-прежнему будут те ревизоры, которые ее начали, то есть налоговики из старой инспекции. А новые будут помогать, например, запрашивать у компании документы.

По мнению ФНС, такое сотрудничество между старой и новой инспекцией позволит более рационально провести ревизию, особенно в том случае, когда компания переехала в другой регион.

Отдельной проверкой на филиале будут проверять только региональные и местные налоги

Филиалы и представительства налоговики могут проверить либо в рамках проверки самой компании, либо провести самостоятельную проверку непосредственно только структурных подразделений. При этом в том и другом случае ход проверки может идти по-разному.

В рамках «тотальной» проверки. Если налоговики решили проверить сразу всю компанию, вместе с относящимися к ней филиалами, то организует такую ревизию та инспекция, в которой состоит на учете головное предприятие.

И именно эта инспекция принимает все решения о проведении проверки, в том числе о ее продлении или приостановлении. А исполнять функции проверяющих на территории подразделения будут уже сотрудники инспекций, где оно состоит на учете.

В решение о проведении проверки всей компании вписываются сотрудники всех инспекций, которые будут принимать участие в ревизии как в головной организации, так и в филиале. Количество экземпляров решения о проверке будет соответствовать количеству инспекций, вошедших в состав проверяющих.

То есть каждая налоговая, где находится подразделение проверяемого предприятия, получит решение. Однако руководитель обособленного подразделения, согласно новому регламенту, узнает о назначении выездной проверки не раньше, чем инспекторы придут в офис филиала.

Важно

По результатам ревизии филиала, прошедшей в рамках проверки компании в целом, представитель такого подразделения не получит даже выдержки из акта.

Дело в том, что по итогам проверки сотрудники «вспомогательных» инспекций составят только разделы акта, которые затем отправят в инспекцию по местонахождению головного предприятия.

И уже там все материалы выездной проверки будут обобщены в единый акт.

В рамках самостоятельной проверки подразделения. В отличие от проверки всей организации, решение о назначении выездной проверки только в филиале уже самостоятельно принимает руководитель инспекции, где отчитывается данное подразделение. И все остальные документы, связанные с проверкой, также оформляет налоговая, относящаяся к подразделению.

Самостоятельная выездная проверка филиала или представительства компании не может длиться дольше двух месяцев. При этом в регламенте речь идет о возможности инспекций, на учете в которых состоят подразделения, самостоятельно проверить только филиалы и представительства. Другие обособленные подразделения могут попасть под ревизию лишь в рамках проверки компании в целом.

Еще одной важной особенностью самостоятельной ревизии подразделений является то, что в ходе такой выездной проверки налоговики вправе проконтролировать правильность исчисления и своевременность уплаты лишь региональных и (или) местных налогов.

То есть проверить, например, налог на прибыль, единый социальный налог и другие налоги, относящиеся к федеральным, в рамках самостоятельной проверки филиала ревизоры не смогут.

Кроме того, как следует из указаний в регламенте, в подобных случаях налоговикам также запрещено проверять спецрежимы. Согласно пункту 7 статьи 12 Налогового кодекса РФ, такие налоги относятся к федеральным. Поэтому проконтролировать правильность расчета и уплаты ЕНВД или единого налога по упрощенной системе налогообложения инспекторы смогут лишь в ходе проверки всей компании.

Источник: Журнал

Источник: https://delovoymir.biz/nalogovye-organy-mogut-proveryat-tolko-zavershivshiesya-nalogovye-periody.html

Период выездной налоговой проверки

Иногда не так страшен факт приближающейся выездной ревизии, сколько сам период выездной налоговой проверки. А вдруг каких-то документов не хватит или о них вообще забыли за давностью лет? Проясним этот момент в нашей консультации.

Главное правило

Сразу отметим, что проверяемый период выездной налоговой проверки иначе также именуют глубиной или давность ревизии. Данный вопрос регулирует п. 4 ст. 89 НК РФ. За последние годы он не претерпел серьезных изменений.

Суть в том, что контролеры при назначении выездных мероприятий могут изучать не более трех лет деятельности компании. Без учета года, в которым принято решение о выездном контроле. Важное уточнение: речь идет именно о календарных годах. То есть, периодах с 1 января по 31 декабря включительно.

ПРИМЕР
В отношении ООО «Гуру» начальник ИФНС в декабре 2016 года принял решение назначить выездные налоговые мероприятия. Какой период охвачен выездной налоговой проверкой? Это значит, что в давность этой ревизии попадают годы с 2013 по 2015-й.

И несмотря на, казалось бы, жесткое правило, в решении о выездной ревизии все равно прописывают, за какой период проводится выездная налоговая проверка.

Совет

Естественно, он может быть и много меньше трех лет. Далее – показана часть формы решения о ее назначении.
Исключение одно, и касается оно только участников региональных инвестиционных проектов.

Вот выдержка из Налогового кодекса:

Также см. «Специальный инвестиционный контракт как выгодная сделка с государством».

Отдельное отношение у закона и, соответственно, проверяющих, к уточненной отчетности. Так, в случае подачи этого документа инспекторы не ограничены правилом трех лет и обязательно «залезут» в период, за который вы уточняете свои отношения с бюджетом. Так что, будьте на чеку.

Текущий период

А как быть с годом, в котором проверка назначена? Попадает ли он под налоговый контроль? Увы, но в Налоговом кодексе про это напрямую не сказано.

По идее, за текущий период проведение выездной налоговой проверки тоже возможно. Однако на практике в этом обычно нет смысла. Сами подумайте: настоящий период инспекторам удобнее и выгоднее мониторить сначала путем изучения сданной вами отчетности в рамках камерального контроля.

Ведь, не надо никуда выезжать за пределы инспекции, чтобы «лопатить» немереные горы бумажных документов и электронных массивов, архивов. Кроме того, результат камерального анализа сразу дает понять – есть ли чем поживиться на выездном контроле. Вдобавок, согласно правилу «трех лет», текущий год никуда не убежит.

Его можно спокойно проверить и после.

Еще одна причина, по которой инспекторы не уделяют особого внимания году, когда назначена выездная налоговая проверка, кроется в механизме налогообложения. У многих налогов период определения итоговой налоговой базы составляет календарный год. К примеру, на «упрощенке», у налога с прибыли, с имущества. Следовательно, до начала следующего года инспекторам проверять просто-напросто нечего.

ПРИМЕР
В фирму, которая работает на «упрощенке», пришла выездная проверка, которая назначена с 1 августа 2016 года. Контролеры выявили ряд нарушений, связанных с перечислением авансовых платежей по УСН. Однако привлечь к ответственности на неуплату по ст. 122 НК РФ они не могут. Дело в том, что санкция действует только при неуплате налога, а не авансов по нему.

В отношении периода выездной налоговой проверки особняком стоит подоходный налог. Его инспекторы включают в выездную проверку и за период ее назначения.

Хотя налоговый период по нему – год, обязанности налогового агента по НДФЛ не связаны с его окончанием. Так, брать налог с зарплаты и отдавать в казну нужно в иные, более короткие сроки.

Поэтому, инспекторы могут в настоящем году не только сделать доначисление, но добавить пени, штрафную санкцию.

Обратите внимание

Кстати, изложенный подход поддерживал ВАС РФ. По этой ссылке можно ознакомиться с логикой высших арбитров: http://www.arbitr.ru/bras.net/f.aspx?id_casedoc=1_1_c8539525-92fd-4854-adfd-a67feeeb4651

Также см. «Срок уплаты НДФЛ».

Когда назначают

С вопросом, какой период проверяет выездная налоговая проверка, тесно связан другой – о сроке назначения выездных мероприятий.

Момент назначения выездной ревизии отдан на откуп налоговой практике. Обычно это происходит, когда прошли сроки сдачи итоговой отчетности по налогам, которые интересуют ИФНС. Кроме того, инспекторы всегда стараются выездной налоговой проверкой охватить периоды по налогу целиком. То есть, завершенные. Иначе опять же – нечего проверять.

Имейте в виду: старые «налоговые грехи», выходящие за рамки трех лет, которые вдруг обнаружат инспекторы, не должны вести за собой негативных налоговых последствий. Застарелые недочеты и т. п. не могут стать причиной доначислений.

ПРИМЕР
Инспекторы в рамках выездной проверки имели право изучить период с 2014 по 2016 год. В то же время, они нашли у фирмы кредиторскую задолженность, с которой нужно было решить вопрос в налоговом учете еще в 2012 году. При таком исходе, доначисление налога будет незаконным. Фирма может обратиться к вышестоящим налоговикам, в суд и рассчитывать на свою победу.

В этом свете напомним об уточненной отчетности. Инспекторы могут вынудить подать такую декларацию за период ошибки, который выездная проверка уже не охватывает. Следовательно, тем самым они обеспечат себе возможность выйти за давность текущей проверки. Так что, будьте бдительны.

Источник: https://buhguru.com/nalogovyie-proverki/vyezdnye-nalogovye-proverki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector