Какие есть виды налоговых проверок?

Какие есть виды налоговых проверок?

Виды налоговых проверок бывают различные. Какие именно, мы расскажем в данной статье. От того, в рамках какого вида налоговой проверки осуществляются контрольные мероприятия, зависит их длительность и правила проведения.

Понятие налоговой проверки

Выездная проверка

Камеральная проверка

Встречная проверка

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

Итоги

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов.

Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок Назначение
Комплексная Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени
Тематическая Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов
Целевая Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения
Контрольная Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

О том, какие документы при проверке могут быть затребованы ФНС, читайте в статье «Какие документы вправе истребовать налоговики при выездной проверке?».

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев;
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу.

Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций.

При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

О том, как ФНС будет проводить камеральную проверку в случае сдачи уточненной декларации, см. в материале «Инспекция “прокамералит” вашу уточненку полностью».

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).

Ее цель:

  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам.

При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д.

Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

Подробнее см. материал «Особенности проведения встречной налоговой проверки».

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

Подробнее о содержании ст. 54.1 НК РФ узнайте из материала «Презумпция добросовестности налогоплательщика – новая статья в НК РФ».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок.

Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/kakie_est_vidy_nalogovyh_proverok/

Виды налоговых проверок

Существуют разные виды налоговых проверок: основные и дополнительные. Предпринимателям важно знать, что они собой представляет. Это поможет как следует к ним подготовиться. В данной статье подробно рассмотрим каждую из них.

Определение понятия

Налоговой проверкой называют действия налогового органа, предпринимаемые с целью отследить законность ведения бизнеса, своевременность налоговых выплат. Этой проверке может подвергнуться абсолютно любая компания вне зависимости от того, как она была организована, какому ведомству подчиняется, есть ли у нее учредители и т.д.

Эти проверки важны, поскольку:

  • бизнесмены идут на риск и осуществляют свою хозяйственную деятельность, пренебрегая официальной регистрацией компании: кроме того, частные предприниматели могут указать неверные данные в своей декларации и заплатить меньше налогов, чем должны на самом деле;
  • налоговые акты не всегда согласовываются с правилами бухгалтерского учета;
  • несовершенство налогового законодательства, постоянные изменения приводят к тому, что руководители организаций и бухгалтеры путаются в формулировках и неверно истолковывают законодательные акты;
  • некоторые бизнесмены стараются всеми правдами и неправдами уйти от уплаты налогов или снизить сумму отчислений.

Процедура начинается с того, что руководитель компании получает официальный документ, подтверждающий законность действий, проводимых «налоговиками».

Иными словами, ему вручают разрешение на проведение проверки. Заметим, сотрудники ведомства имеют право проверить лишь деятельность компании за последние 3 года, в том числе, и год текущий.

Различают несколько видов проверок. Рассмотрим их подробнее.

Камеральная проверка

Главная цель камеральной проверки – проследить, соблюдает ли предприниматель нормы действующего налогового законодательства. Проводится она сотрудниками местного отделения налоговой службы. Кроме этого, инспекторы:

  • выявляют суммы имеющихся задолженностей;
  • проводят взыскание неуплаченного или частично погашенного долга;
  • привлекают нарушителя к ответственности, административной или уголовной.

Для этого они проверяют всю документацию: декларации, устав компании, все бумаги, в которых зафиксирована хозяйственная деятельность, бухучет, справки об авансовых платежах и прочие документы.

Руководитель компании и главный бухгалтер обязаны предоставить инспекторам всю имеющуюся отчетность, в том числе и бухгалтерские бумаги, которые подтверждают факт правильного расчета и уплаты ЕНВД, НДС и других налогов.

Если будут выявлены ошибки в проведении расчетов или заполнении документации, проверяющие обязаны все недочеты указать в своем акте. На его составление отводится 10 дней (со дня проверки).

Обратите внимание

В течение двух недель со дня вручения акта, компания имеет право подать возражение, если будет не согласна с представленными сведениями.

Заметим, компанию заранее никто не предупреждает о том, что будет проводиться камеральная проверка. А она может быть стандартной. В ходе этой проверки инспектор может также изучать налоговые декларации, где указано, какими налоговыми льготами вправе пользоваться проверяемая организация, и декларации НДС, которые подтверждают право пользоваться возможностью на возмещение этого налога.

Выездная проверка

Выездной проверкой называют мероприятия, проводимые с целью выявить, правильно ли вносятся налоговые и все остальные платежи, добросовестно ли организация исполняет свои обязанности налогоплательщика.

Она проводится в самой компании с письменного разрешения главы местного отделения налоговой службы и на ее проведение отводится не более двух месяцев. Инспекторы могут предупредить или не предупредить о своем приходе.

Второй вариант используется лишь в том случае, если есть подозрения, что до прихода проверяющих важные документы будут уничтожены.

Выездные проверки подразделяются на несколько видов в зависимости от объекта, способа, рассматриваемых налогов и ряда других факторов. Ее проводят после изучения данных камеральной проверки. Насторожить инспекторов могут следующие данные:

  • компания сдает «нулевую» отчетность или не сдает ее вовсе;
  • показатели проверяемой компании отличаются от показателей аналогичных предприятий;
  • объем производства у проверяемой организации не меняется, но в декларации постоянно указываются разные цифры.

В течение двух месяцев после завершения проверки составляется акт и направляется налогоплательщику. Если тот не согласен с выводами инспекторов, свои возражения он обязан оформить в письменном виде и направить в соответствующую инстанцию.

Повторные и встречные

Если налоговая намерена проверить работу своих сотрудников, проводивших проверку, или в дополненной декларации компании указана меньшая сумма, чем в первом варианте документа, ведомство принимает решение провести повторную проверку.

Обычно они проводятся в том случае, когда происходит реорганизация компании или ее ликвидация.

От повторных проверок следует отличать проверки «встречные», которые собственно налоговыми не являются и проводятся для того, чтобы получить полную картину о финансово-хозяйственной деятельности компании (соответствующие документы запрашиваются у партнеров проверяемой организации).

Смотрите подробное видео про то как избежать налоговой проверки:

Список статей

Итак, налоговые инспекторы для выявления нарушений действующего налогового законодательства проводят разные виды проверок. Декларации и иные финансовые документы компании тщательно изучают. Если выявляются ошибки, их предлагают устранить.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/proverki

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ?

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ – важнейший вопрос, ответ на который следует знать всем руководителям организаций. Рассмотрим, какие виды налоговых проверок могут проводиться сотрудниками ФНС, и разберем их отличия друг от друга.

Читайте также:  Изменения налогового кодекса в части ндфл за 2019-2019 г.

Виды налоговых проверок по НК РФ (камеральные и выездные налоговые проверки)

Перечень видов налоговых проверок предусмотрен ст. 87 НК РФ. Согласно данной норме, проверки осуществляются в двух формах:

Первый вид проверок (камеральные) проводится на территории налогового органа, без выезда к налогоплательщику. Проверяются исключительно сведения, которые отражаются в декларациях. О проведении проверки проверяемое юридическое лицо не извещается.

Второй вид проверок (выездные) проводится на территории налогоплательщика, с выездом должностных лиц налогового органа.

Какие налоговые проверки бывают в организациях, но прямо не предусмотрены НК РФ?

В теории права можно найти различные подходы к определению видов налоговых проверок. Существуют различные классификации, в зависимости от оснований для их проведения и действий, которые производят проверяющие.

В зависимости от предмета проверки, выездные проверочные мероприятия можно разделить на:

В первом случае предметом проверки является установление нарушений при уплате всех налогов и сборов, предусмотренных законодательством. Выборочная проверка предполагает установление соблюдения законности при уплате организацией лишь одного налога, например, налога на имущество.

Разделяют также:

  • плановые;
  • внеплановые проверки.

В первом случае проверка производится по заранее разработанному и утвержденному плану. Во втором случае проверка осуществляется вне графика.

Выделяют также тематические проверки, при проведении которых налоговый орган изучает сделки проверяемого с контрагентами и соблюдение обязанности по уплате налогов по результатам их заключения.

Важно

Может проводиться и контрольная проверка, которую также можно иначе именовать повторной. Например, такой вид проверочных мероприятий может проводиться при предоставлении налогоплательщиком уточненной декларации. Еще один пример – повторная проверка вышестоящей ФНС.

Возможно также проведение встречной проверки, которая предполагает запрос у контрагентов организации документов в порядке ст. 93.1 НК РФ.

Камеральная проверка организации

В силу п. 1, 2 ст. 88 НК РФ при подаче налоговой декларации производится камеральная проверка. Ее также называют документарной, поскольку ФНС проверяются исключительно отчетные документы, представляемые проверяемой организацией.

Первый шаг – автоматизированная проверка в программе АИС Налог. В данном программном комплексе производится проверка соблюдения сроков подачи декларации, сверка данных с ранее поданными отчетами. Если ошибок не обнаружено, на этом проверочные мероприятия завершаются, без вынесения какого-либо акта. Если ошибки выявлены, у налогоплательщика запрашиваются объяснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Возможно представить уточненную декларацию за проверяемый период. Данный документ станет предметом новой проверки. Если будут выявлены нарушения будет составлен итоговый акт, и в дальнейшем, организация может быть привлечена к налоговой ответственности.

Выездная налоговая проверка, как вид налоговой проверки по НК РФ

Выездные проверочные мероприятия производятся по месту нахождения организации, что следует из п. 2 ст. 89 НК РФ. Основание для проведения – решение, принимаемое начальником территориальной ФНС или его замом.

Период проверки не может превышать 3 лет (предшествующих дате вынесения решения о проверке). Срок проверочных действий – 2 месяца, однако возможно его продление, которое налоговый орган вправе осуществлять дважды (до 4 и до 6 месяцев соответственно). Кроме того, срок может приостанавливаться при наличии на то оснований, но не более чем на полгода.

В рамках проверочных действиях, сотрудники ФНС вправе:

  • допрашивать свидетелей;
  • назначать экспертизы;
  • производить осмотр помещений и документов;
  • проводить инвентаризацию имущества;
  • осуществлять иные действия, предусмотренные ст. 89, 90-97 НК РФ.

Отличия камеральной и выездной налоговой проверки

Приведем основные отличия в таблице:

По каким критериям производится сравнение? Камеральная Выездная
Предмет проверки Правильность исчисления и уплаты налогов по сведениям, содержащимся в декларации Правильность исчисления и уплаты налогов с выездом на территорию налогоплательщика
Срок проверки 3 месяца после получения ФНС декларации 2 месяца
Возможность приостановления или продления срока проверки Нет Да, продляется до 4 и 6 месяцев соответственно, и приостанавливается на срок до полугода
Основание для проверки Поступление декларации, решения руководства ФНС не требуется План проверок, решение руководителя ФНС или его зама.
Итоговый документ Если нарушений не выявлено, не составляется, если выявлены — составляется акт Составляется справка, а затем акт.

***

Таким образом, законодательством предусмотрено всего два вида проверок налогоплательщиков, однако теоретики выделяют большее количество их разновидностей.

Источник: https://zakoved.ru/nalogooblozhenie/kakie-vidy-nalogovykh-proverok-predusmotreny-nk-rf.html

Какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки.

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС.

Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов.

Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

На основании п. 11 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:

  1. Прекращении налогового мониторинга досрочно;
  2. Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
  3. Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
  4. Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.

Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.

Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме.

Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.

Совет

В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.

Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.

При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.

Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.

По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.

Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.

Источник: https://spmag.ru/articles/kakie-vidy-nalogovyh-proverok-predusmotreny-nk-rf

Виды налоговых проверок. Выездная налоговая проверка. Проведение налоговых проверок :

Каждый предприниматель с опасением ждет, когда же нагрянут исполнители государственного законодательства и начнут выискивать ошибки в ведении хозяйственно-финансового учета. Давайте разберемся, что представляет собой данная процедура и насколько она совершенна на современном отечественном экономическом рынке.

Понятие налоговой проверки

Налоговая проверка организации – это процесс под управлением представителей органов государственного администрирования. В нем последние осуществляют контроль над порядком начисления, сроками и корректностью выплаты финансовых обязательств перед государством в соответствии с действующим на данный момент законодательством.

Ни для кого не секрет, что каждый субъект хозяйствования, ведущий экономическую деятельность, платит налоги. Налоговая проверка поэтому проводится на каждом из них в той или иной форме и по мере необходимости, которую мы рассмотрим несколько позже.

Данный процесс заключается в том, что уполномоченные лица осуществляют работу по сопоставлению данных из фактических показателей, которые были получены в результате пересмотра первичных документов, с теми данными, которые были заявлены в официальных декларациях или прочих документах, подразумевающих под собой финансовую отчетность, и направленных в соответствующие органы для дальнейшего анализа.

Как правило, эта процедура комплексная и довольно сложная: в первую очередь составляется план налоговых проверок на ближайший период, после из имеющихся представителей исполнительных органов набираются специалисты, отвечающие за каждое направление обязательств предприятий перед государством, ну а далее уже по определенной очередности и осуществляется сам процесс контроля и сопоставления.

Обратите внимание

Важным отличием от любой другой хозяйственной деятельности предпринимателя является то, что данная часть финансовой отчетности всецело и пошагово контролируется нормативно-правовыми актами, и не допускается абсолютно никаких отклонений вне закона.

Что касается классификации данной процедуры, то виды налоговых проверок можно разделить согласно нескольким группам, о которых мы и поговорим ниже.

Классификация налоговых проверок

Начнем с того, что этот сложный процесс можно разделить в соответствии с несколькими критериями: по объему предоставленной документации, по способу организации процедуры, по цикличности и месту проведения.

Виды налоговых проверок согласно объемам информации:

  • Целевые: охватывают какой-либо хозяйственный цикл или комплекс взаимосвязанных финансовых операций. Как правило, подобные процедуры возникают вследствие подозрительных взаимоотношений между контрагентами и охватывают что-то одно: либо экспортно-импортные движения капитала, операции на льготной основе, денежные потоки и прочее. Могут проводиться как в индивидуальном ключе, так и в комплексе с другими процессами.
  • Тематические: охватывают операции, которые задействованы в одной или нескольких разновидностях налогов (например, НДС, НДФЛ, налог на прибыль и т. п.). Подобные проверки осуществляются по решению руководителя исполнительной службы.
  • Комплексные: в данном случае выбирается определенный период финансово-хозяйственной деятельности субъекта, проверяются абсолютно все направления налогообложения. Касаемо их частоты – здесь у современного законодательства двоякое представление. Если предприятие, по мнению представителей службы, исправно выплачивает обязательства перед государством, а также нет оснований предполагать, что в учете допускаются нарушения, то проверок может и вовсе не быть. Если же представители власти имеют основания для подозрения о недобросовестном ведении бизнеса, то процедура должна выполняться не реже чем один раз в три года.
Читайте также:  Что такое налоговое бремя?

Виды налоговых проверок по способу организации:

  • Внезапные: в данном случае не является обязательным предупреждение субъекта хозяйствования о проведении процедуры, поэтому зачастую этот процесс носит настолько неожиданный характер, что предприниматель не успевает даже подготовить из архива необходимые документы.
  • Плановые: осуществляются согласно расписанию на отчетный период. Субъект хозяйствования о такой процедуре предупрежден за несколько месяцев.

Согласно цикличности процесс проверки может быть:

  • Повторным: на данный момент практически изжил себя в современной практике, поскольку, согласно законодательству, не может проводиться в том случае, если налоги выплачены в казну в полном объеме.
  • Контрольным: назначается в том случае, если был доказан факт некачественного проведения предыдущей процедуры. Активно применяется в современной практике.

Классификация в соответствии с местом и причиной проведения:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная;
  • встречная.

Поскольку каждый субъект хозяйствования сталкивается со всеми видами проверок из вышеназванного перечня, остановимся на них подробней и рассмотрим, что они собой представляют.

Выездная налоговая проверка

Данная процедура представляет собой процесс, при котором представители исполнительных органов лично посещают предприятия для его проведения и с архивами документов также работают в физических пределах субъекта хозяйствования.

Согласно действующему законодательству, выездная налоговая проверка осуществляется только в следующих случаях:

  • бизнес относится к основным или крупным налогоплательщикам;
  • для проведения данной процедуры было вынесено решение вышестоящими или правоохранительными органами;
  • субъект хозяйствования не приносит прибыли;
  • представители организации по каким-либо причинам не предоставляют экземпляры финансовой отчетности в государственные учреждения;
  • если камеральная проверка, проводимая накануне, не дала должных результатов;
  • если субъект хозяйствования находится на стадии ликвидации.

Иначе применяются другие методы выявления недобропорядочных плательщиков, о которых мы поговорим позже.

Как правило, срок налоговой проверки составляет не более двух месяцев, однако она также может подлежать продлению в отдельных случаях, регулируемых действующими нормативно-правовыми актами.

Помимо этого, если предприятие имеет представительства, отличные от головной компании, то на каждое из отделений также выделяется один календарный месяц для проведения аналогичных действий.

Поскольку выездная налоговая проверка производится на личной территории субъекта хозяйствования, то при наступлении форс-мажорных обстоятельств представители исполнительных органов могут не только потребовать необходимые документы, но и также самостоятельно их изъять, осмотреть и даже провести инвентаризацию и опись доступного имущества.

Процедура камеральной проверки

Иногда процедура сопоставления фактических и отчетных данных проводится и в территориальных пределах исполнительного органа, без выезда на место хозяйствования предприятия.

Камеральная налоговая проверка не требует никаких плановых распределений и распоряжения вышестоящих органов государственной власти и проводится она на протяжении трех месяцев исходя из того момента, когда были поданы документы финансовой отчетности, в нашем случае – декларации.

Данная процедура проводится на основании имеющихся данных и приложений, и также составляются фактические показатели с отчетными показателями без запроса прочих бумаг у налогоплательщика, как это бывает при выездной.

В том случае, если камеральная налоговая проверка выявила какие-то ошибки или умышленное искажение данных, то делается запрос на имя субъекта хозяйствования с просьбой пояснить данную ситуацию и выплатить сумму недостающих обязательств в установленный срок. Предприниматель вправе доказать свою правоту, предоставив ряд первичных документов и соответствующие выписки из регистров бухгалтерского учета.

Конечно, если это не противоречит действующему законодательству, то в ходе выявления нарушений должностные лица исполнительной службы вправе самостоятельно запрашивать подтверждающие бумаги.

По результатам камеральной налоговой проверки отбираются субъекты хозяйствования, которые подлежат дальнейшему их включению в план выездных процедур на следующий отчетный период.

Встречная налоговая проверка

Иногда исполнительными органами проводится налоговая проверка контрагента. Данная процедура имеет место быть в том случае, если у должностных лиц есть основания подозревать, что один из экземпляров первичного документа был сфальсифицирован в более выгодную сторону для хозяйствующего субъекта.

Поэтому проводится процесс сравнения и сопоставления одной и той же бумаги в разных экземплярах, которые находятся у разных сторон той или иной сделки. Конечно, данный метод целесообразен только в том случае, если речь идет о полноценных финансово-хозяйственных отношениях между несколькими субъектами, иначе бы документ выпускался в одной копии, и эта процедура не имела никакого смысла.

Поэтому налоговая проверка контрагента проводится при сопоставлении документов, направленных на отпуск и покупку-продажу тех или иных материальных ценностей. Подтверждающими бумагами могут быть счета-фактуры, расходные накладные, акты выполненных работ и оказанных услуг.

Важно

Как правило, один и тот же документ будет иметь одинаковый финансово-хозяйственный смысл на разных предприятиях, но в ходе встречной проверки может быть выявлен факт искажения количественных или ценовых показателей товара. Если подтверждающая бумага у одного из контрагентов отсутствует, то есть основание подозревать, что предприниматель недобросовестен и занимается сокрытием доходов.

Зачастую встречные налоговые проверки проводятся в рамках камеральных или выездных, а данные, полученные в ходе этой процедуры, заносятся в основной акт и соответствующим действующему законодательству образом документируются.

Проверки компаний-однодневок

Зачастую на фирмах, которые также принято называть «однодневками», согласно нормативно-правовым актам проводится камеральная налоговая проверка. Документы запрашиваются центральной инспекцией из местных органов, происходит это по цепочке, которую мы рассмотрим ниже.

Известно, что компании-однодневки не создаются с какой-то четкой целью вести экономическую производственную деятельность, поэтому для того, чтобы уличить таких субъектов в налоговых правонарушениях, проводится целая процедура.

Существуют некоторые признаки, говорящие о том, что предприятие неблагонадежное:

  • расчет за финансово-хозяйственные операции ведется нетипичным образом – это могут быть переуступки прав требования, векселя, бартеры и прочие;
  • если среднеотраслевая нагрузка показывает прибыльность компании, но отчетные данные в исполнительные органы говорят об обратном;
  • субъект хозяйствования и вовсе не предоставляет отчетные документы соответствующим государственным организациям;
  • если займы фирмы в совокупном объеме значительно больше, чем выручка;
  • предприятие с определенной периодичностью подает заявления о возврате выплаченных налоговых обязательств;
  • компания применяет цены нерыночного уровня;
  • предприятие имеет организационно-правовою форму ООО.

Ежедневно в базы местных налоговых органов приходят данные о поступлениях субъектов на учет, изменениях в их деятельности и ликвидации. Фирмы, попадающие под критерии выше, выделяются в отдельную категорию и передаются для ознакомления в центральную налоговую инспекцию.

Но это вовсе не значит, что тотчас начнется проведение налоговых проверок на данных субъектах хозяйствования, нет.

Представители центральных органов анализируют полученные от этих предприятий декларации, при необходимости делают запросы в финансовые учреждения, полученные данные сопоставляют с фактическими и отчетными.

И только лишь тогда, в случае возникновения подозрений, центральные органы поручают местным исполнителям провести процедуру проверки на предприятиях.

И лишь после, по итоговым результатам, выносится решение либо о благонадежности компании, либо о нарушениях в отношении действующего законодательства.

Результат налоговой проверки

Любые действия исполнительных органов относительно субъектов хозяйствования протоколируются документарным образом. По результатам как камеральной, так и выездной сессии составляется акт налоговой проверки по форме, предусмотренной действующим законодательством.

Однако в первом случае данный документ имеет место, только если в ходе процедуры были обнаружены какие-либо нарушения, а в последнем случае документ создается всегда. Срок составления акта – два месяца.

Что касается требований при составлении, то, в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, они должны отвечать следующим критериям:

  • наличие обоснованных и непредвзятых выводов;
  • любые обстоятельства, указывающие на наличие факта правонарушения относительно налогового законодательства, описываются комплексно и в полной мере;
  • любые изложения существенной информации в документе должны быть доступными, лаконичными и четкими;
  • данные должны иметь системный характер.

Помимо этого, решение налоговой проверки обязательно должно иметь следующие данные:

  • дату составления документа;
  • название субъекта хозяйствования, который участвовал в процедуре;
  • полные данные о проверяющих лицах, в том числе и их должности;
  • перечень первичной документации, которая была изучена в процессе;
  • временной период процедуры;
  • информация относительно мероприятий, проведенных должностными лицами;
  • факты о нарушении действующего законодательства с соответствующим подтверждением;
  • общие выводы и предложения уполномоченных лиц относительно сложившейся ситуации.

Эффективность проверок сегодня

Все мы прекрасно понимаем, что проведение процедуры по выявлению нарушения налогового законодательства – это задача не из простых. Проверка налоговой инспекции подразумевает под собой выполнение огромной и комплексной работы, в которой крайне необходима щепетильность, необходимая для выявления даже мельчайших нарушений, противоречащих действующему законодательству.

Если говорить об эффективности данной процедуры, то, например, согласно статистическим данным, в последние годы только в Москве было проведено до полумиллиона подобных процедур, впоследствии чего государству удалось вернуть более миллиона рублей скрытых обязательств в год. Здесь важно учитывать все виды налоговых проверок и выбрать из них необходимый, если нет возможности применить прочие. В чем наши исполнительные органы преуспевают. И это у них выходит грамотно и хорошо.

Несмотря на то что в современной практике существует огромное множество разновидностей финансовых махинаций по уклонению от обязательств перед государством, представителям власти все-таки удается раскрыть весомую часть из них.

Проблемы современных проверок

Но давайте судить объективно. Конечно, не все так гладко, в этой системе имеются и немалые прорехи. Мы уже выяснили, что качественная и адекватная проверка налоговых органов позволяет значительно пополнить государственную казну. Ну а что же государство в ответ?

Нельзя умолчать о несовершенстве современной нормативно-правовой системы. Некоторые пункты законодательства настолько противоречивы и настолько поверхностно описывают процедуры корректного учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия, что субъектам бизнеса не составляет особого труда отстаивать свои интересы в судебных инстанциях, а иногда даже выигрывать слушания.

Совет

Даже если говорить о том, какими документами должна подкрепляться налоговая проверка организации, то ни в каких законодательных актах не описаны четкие перечни предоставляемых данных, из которых представители исполнительной власти могут запрашивать информацию.

Не хочется оставлять без внимания и тот факт, что на данный момент нормативные налоговые документы претерпевают реформационный ряд, но пока существенных изменений в них не замечено. И хотелось бы верить, что наша исполнительная система станет единой и взаимодополняемой, но пока что об этом говорить слишком рано.

Перспективы совершенствования проверок

Понятно, что нельзя говорить о совершенствовании работы исполнителей, если некоторые моменты не проговорены действующими законодательными актами. Но все же давайте представим, что проверка налоговых органов – идеальный механизм. Какой она должна стать?

  1. В государстве разработана единая стандартная комплексная методология по проведению данной процедуры. В ней описаны наиболее эффективные приемы и формы этого процесса. Помимо этого, должностные лица исполнительных органов наделены широким спектром полномочий. Без фанатизма, конечно.
  2. Теперь что касается непосредственных инспекторов, проводящих проверки субъектов хозяйствования. Для них введена единая система оценивания, которая позволит объективно посмотреть на эффективность работы каждого.
  3. Касаемо налогоплательщиков – административные взыскания за нарушения данного законодательства настолько велики, что предпринимателю и в голову не приходит скрыть хоть тысячу рублей дохода от обязательств.
Читайте также:  Порядок получения отсрочки и рассрочки по уплате налогов может быть упрощен

Несомненно, мы понимаем, что нашей отечественной системе слишком далеко до идеальной, но это не значит, что мы не можем к этому стремиться сообща, всем государством. Возможно, именно благодаря правильной налоговой реформе возрастут заработные платы государственных работников, пенсии и прочие социальные выплаты.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-vidy-nalogovyx-proverok.html

Виды налоговых проверок. Таблица сравнительного анализа

Налоговая ревизия призвана контролировать правильность и своевременность начисления налогов, и их уплаты плательщиками. Основой для этого является отчетность по налогам.

 Сотрудники инспекции федеральной налоговой службы (ИФНС) вправе осуществлять ревизии в порядке, установленном налоговым кодексом (НК) РФ и Законом о налоговых органах РФ № 943-1 от 21.03.1991.

В данной статье мы рассмотрим виды налоговых проверок и налогового контроля.

Виды налоговых проверок

В таблице ниже представлены существующие виды налогового контроля организации по различным классификационным признакам.

Классификационный признак Виды проверок
По месту проведения и объему проверяемых бумаг — камеральные;

— выездные.

По методу проведения — сплошные;

— выборочные.

По объему — комплексные;

— выборочные;

— целевые.

По целям проведения — обычные;

— контрольные.

По способу организации — плановые;

— внеплановые.

К основным видам ревизий относятся выездные и камеральные. Порядок их проведения регулируют ст. 88, 89, 89.1 НК. С начала 2012 г.

в НК РФ появился еще один вид ревизии — проверка полноты исчисления и уплаты налогов при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.

Она имеет цель — усилить контроль правильности начисления и уплаты налогов в условиях трансфертного ценообразования. В связи с этим подробным разделением исследование и структурирование видов ревизий особенно актуально.

Пример #1. Разбор ситуации с налоговой проверкой

Инспекторы приехали с проверкой в ОАО «Ласка». Директору они передали экземпляр решения о ее проведении. В нем было написано: «проверка правильности начисления, удержания и уплаты НДФЛ». Ревизоры проведут выборочную проверку, т. е. расчета одного конкретного налога.

Если, например, в решении сказано: «проверка соблюдения законодательных норм РФ по налогам и сборам», то ревизия будет комплексной. Налоговиков будут интересовать все налоги, которые компания начисляет.

Камеральная проверка и ее особенности

Помимо НК, порядок осуществления этого вида контроля определяет Регламент проведения камералок, оформления и реализации их результатов, утвержденный Приказом МНС РФ № БГ-4-06/24 дсп от 21.08.2003. Согласно данному документу проведение камеральные проверки делится на несколько этапов, в ходе которых проверяют:

  • Полноту представления налоговых отчетов в соответствии с законодательством;
  • Правильность заполнения бумаг;
  • Арифметический расчет указанных показателей;
  • Своевременность представления деклараций;
  • Обоснованность применения льгот и процентных ставок;
  • Правильность расчета налоговой базы.

Данная ревизия проводится на основании деклараций, представленных налогоплательщиком в инспекцию.

Камеральная проверка может проводиться за период более чем 3-й давности, если налогоплательщик представит уточненку за этот промежуток времени.

Этот вид контроля имеет ряд особенностей:

  • Проводится без распоряжения руководителя (заместителя) ИФНС;
  • Ревизия проходит на территории налоговой;
  • Длительность проверки не превышает 3 месяцев со дня подачи декларации (расчета);
  • Не может приостанавливаться и продлеваться;
  • Мероприятие охватывает один конкретный налог;
  • Проверяются все декларации без исключения;
  • Инспектор не имеет права требовать от плательщика документы, кроме случаев, указанных в ст. 88 НК.

Задача камеральной проверки — выявить ошибки в цифрах расчета и в его заполнении, несвоевременность отражения операций и уплаты налогов. При выявлении ошибок, контролер доначислит налог, и выставит штраф и пени.

Налогоплательщик может представить налоговикам пояснения по поводу обнаруженных неточностей, а также дополнительные бумаги, подтверждающие достоверность отраженных в отчетности цифр.

Характеристика выездной проверки

Цель выездной проверки — выявить нарушения в расчете и перечислении налогов и привлечь к ответственности.

 При этом виде ревизии налоговики смотрят первичные бухгалтерские документы и отчетность, внутренние распоряжения, договора, акты выполненных работ и другие бумаги.

 Работники ИФНС вправе обследовать помещения организации, произвести экспертизу документов и их выемку.

Особенности выездной ревизии:

  • Назначается решением руководства ИФНС;
  • Проводится на территории организации (кроме случаев отсутствия помещения для ее осуществления);
  • Ревизии подлежат один, несколько или все налоги;
  • Длительность составляет 2 месяца;
  • Может приостанавливаться и продлеваться до 4-6 месяцев;
  • Охватывает период не более 3 лет, предшествующих году ее проведения;
  • У плательщика могут запрашивать различные документы и информацию.

Объект для проверки выбирается на основании анализа данных из внутренних и внешних источников. Инспекция принимает решение о ревизии по итогам проверки представленной отчетности. Данные могут быть получены от правоохранительных и контролирующих структур, государственных и местных органов власти, общедоступных источников.

Для назначения выездной ревизии проводят следующую оценку показателей деятельности налогоплательщиков:

  • Анализ сумм и динамики налоговых платежей. Выявляют фирмы, у которых суммы начисленных налогов снижаются.
  • Анализ полноты и своевременности перечисления взносов.
  • Анализ показателей отчетности. Сверяют аналогичные показатели хозяйственной деятельности за текущий и прошлый периоды. Сравнивают данные со среднестатистическими. Проверяют соответствие представленной информации с данными ИФНС.
  • Анализируют причины и факторы, влияющие на величину налоговой базы и платежеспособность субъекта.

При выездном контроле налоговики наделены большими полномочиями по проведению проверки. Они располагают значительными людскими и информационными ресурсами, временными сроками. За счет этого выездная ревизия значительно результативнее иных мероприятий налогового контроля.

Выездные проверки отнимают у налоговиков много сил и времени. Они проводят их «наверняка», т. е. при наличии оснований на то, что налогоплательщик не уплатил налоги в полном объеме (см. → как проходит выездная налоговая проверка ИП). Часто причиной для организации выездной ревизии является результат камеральной проверки.

Проверка взаимозависимых лиц

Этот вид контроля регламентируется гл. 14.5 НК. Такие сделки делятся 2 вида: контролируемые и неконтролируемые. О первых организация должна информировать ИФНС самостоятельно. Правильность образования цен по таким сделкам налоговики выясняют с помощью специальных проверок.

От цены зависит налогооблагаемая база, а, соответственно, правильность начисления и уплаты налогов в бюджет. Требования использовать рыночные цены при расчете базы по налогам содержат статьи НК: 154 — для НДС, 211 — для НДФЛ, 250 — для налога на прибыль.

Цель проверки взаимозависимых лиц — проверить правильность исчисления и перечисления налогов по контролируемым сделкам. Для этого, прежде всего, инспекторы выясняют: соответствуют ли цены, указанные в договорах, рыночным. Основаниями для назначения специальной проверки являются:

  • Уведомление от фирм о контролируемых сделках;
  • Извещение налоговой о незаявленных сделках;
  • Обнаружение сделки при повторной выездной ревизии.

Решение о проведении ревизии должно быть принято в течение 2 лет с момента поступления извещения (уведомления).

Сравнительный анализ видов проверок

Проанализировать основные виды налогового контроля в РФ поможет таблица.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Разрешение на проведение Не нужно Руководитель (заместитель) ИФНС
Дата начала День сдачи декларации По решению ИФНС
Место проведения ИФНС Территория налогоплательщика ИФНС
Срок проверки 3 мес. 2 мес. 6 мес.
Продление срока Не продлевается До 4-6 мес. До 12 мес.
Проверяемый период Период, за который подан отчет Не более 3 лет, предшествующих году ревизии
Проверяемые налоги Указан в декларации Закреплены в решении НДФЛ, НДС, налоги на прибыль и на добычу полезных ископаемых
Охват Все сдаваемые в ИФНС декларации Назначается выборочно
Право ИФНС истребовать документы Не имеет права (кроме исключений) Вправе Не имеет права

Выездная ревизия ориентирована на выявление тех нарушений НК, которые не всегда можно обнаружить при камералке. При этом более углубленно изучаются документы и применяются дополнительные мероприятия.

При камералке ошибки в отчетности выявляют оперативно и сразу реагируют на них. Благодаря этому для налогоплательщиков последствия от допущенных нарушений НК менее серьезны.

Анализ итогов ревизий

По итогам контрольных мероприятий ИФНС может применить к налогоплательщику налоговую или административную ответственность. Иногда для возбуждения уголовного дела материалы проверки передают в УВД.

Критерий Камеральная Выездная Сделки взаимозависимых лиц
Дата окончания Не установлена Составление справки о ревизии
Срок давности привлечения к ответственности 3 года, предшествующие году проверки
Оформление акта При выявлении нарушений Обязательно, независимо от результата При выявлении нарушений
Сроки выдачи акта 10 дней после окончания ревизии 2 мес. со дня составления справки

Разногласия рассматриваются в сроки, установленные НК. После этого ИФНС выносит решение: привлечь к ответственности или освободить от нее организацию либо провести дополнительную ревизию.

В случае применения санкций налоговая в 10-дневный срок направляет виновнику уведомление. В нем указывается сумма налога к уплате. Если требование не исполняется, списание недоимки производят в бесспорном порядке.

Целесообразность контрольной проверки

Контрольное инспектирование применяют для определения качества проведенной ранее выездной проверки. Она проводится по тем же налогам и за тот же период фискальной службой вышестоящего уровня.

Если в ходе контрольной ревизии выявлены нарушения, которые не были обнаружены при первоначальной проверке, то налоговые санкции к организации не применяют (п. 10 ст. 89 НК РФ). Исключением является случай сговора плательщика с налоговиком.

Пример #2. Типовая ситуация по судебному разбирательству по налоговой проверке

Региональная налоговая приняла решение повторно проверить ООО «Сельхозмашина». Цель ревизии контролеры огласили так: «необходимость контроля правильности начисления и уплаты налогов организациями, выпускающими сельскохозяйственную технику».

Руководитель предприятия с решением не согласился и подал иск в суд.

Суд встал на защиту ООО, т. к. контрольная ревизия не может заменять выездную. При контрольном мероприятии проверять должны не организацию, а работу ИФНС (Постановление ФАС № А05-1415/01-104/13).

Ответы на актуальные вопросы по налоговым проверкам

Вопрос №1. Вправе ли ИФНС в ходе выездной или камеральной проверки проконтролировать правильность образования цен по неконтролируемым сделкам, но совершенным между взаимозависимыми лицами?

Может.

Вопрос №2. Вправе ли ИФНС оштрафовать фирму за непредставление документов для камеральной проверки, если организация подала их копии на черновиках?

Нет, не вправе. На практике такой подход может привести к разногласиям. Компания должна представить копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью.

Вопрос №3. Как определить, какая выездная ревизия ожидает организацию: обычная или совместная?

Это зависит от состава проверяющих, который обязательно указан в решении. Если в перечне, кроме работников ИФНС, присутствуют и сотрудники полиции, значит, проверка совместная.

Вопрос №4. Может ли ИФНС провести повторную камералку?

Нет, не может.  НК не содержит понятие «повторная камеральная проверка». Одну и ту же отчетность дважды проверять ИФНС не может. Но она вправе дважды провести ревизию одного и того же периода в рамках отдельных камеральных проверок. Такая ситуация возможна при сдаче организацией уточненки.

Вопрос №5. Вправе ли налоговая выдать организации копию справки о прохождении выездной проверки?

Да, вправе. В п. 15 ст. 89 НК не определено, в какой форме (копия или оригинал) справка должна выдаваться компании. Судебные решения на практике подтверждают правомерность данного вывода.

Из анализа видов налоговых проверок видно, что все они имеют характерные особенности и различия. Однако они преследуют одну цель — проконтролировать правильность начисления, полноту и своевременность уплаты налогов, соответствие деятельности налогоплательщиков нормам НК РФ. При выявлении ошибок ревизия способствует возврату государству не дополученных от налогов средств.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Источник: http://online-buhuchet.ru/vidy-nalogovyx-proverok-analiz/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector