Что такое налоговое бремя?

Налоговое бремя

Такой экономический показатель, как налоговое бремя отражает уровень воздействия налоговой системы на конкретного налогоплательщика, а также экономику страны в целом. Он определяется как соотношение доходов, полученных за определенный период времени, и налогов, подлежащих к уплате за аналогичный период.

Величина налогового бремени зависит от двух факторов:

  • базы налогообложения;
  • размера налоговой ставки.

Исследователи еще в восемнадцатом веке доказали, что существует непосредственная взаимосвязь между налоговым бременем и количеством поступающих в бюджет средств.

  Чем выше уровень первого показателя, тем ниже опускается величина второго, и наоборот.

Эту тенденцию уже давно поняли на Западе, поэтому начиная с восьмидесятых годов, экономическая политика большинства стран предусматривает постепенное уменьшение налоговых ставок.

Как уменьшить налоговое бремя?

Нужно отметить, что большинство компаний стремится снизить уровень налогового бремени. Сделать это можно при помощи следующих методов:

  • использовать разнообразные льготы в области налогов;
  • уменьшить законным способом налогооблагаемые суммы (речь идет об увеличении уровня отчислений в фонды, средства которых не облагаются налогом (например, амортизационный фонд);
  • большинство стран применяет пониженные налоговые ставки для компаний, имеющих небольшой оборот;
  • в некоторых государствах на законодательном уровне материнская компания может выплачивать налог на прибыль корпорации за отдельную фирму, которая входит в ее состав (таким образом, удается снизить налогооблагаемую базу;
  • практически все страны практикуют применения системы, позволяющей организации покрыть свои убытки за счет прибыли, полученной за прошлые годы или той, которая только будет получена в будущем.

Что такое коэффициент эластичности налогов?

Современная макроэкономика активно использует такой показатель, как коэффициент эластичности налогов. Он фиксирует уровень уменьшения налоговых поступлений в зависимости от определенного фактора.

Так, если анализируемый фактор изменяется скорее, чем бюджетные поступления, то налоги считаются неэластичными. И наоборот, если сумма поступлений изменяется быстрее, чем определяющий фактор, то есть все основания утверждать, что налоги эластичны.

Различают еще единичную эластичность, для которой характерно пропорциональное изменение налогов и контрольного фактора.

Обратите внимание

Поэтому при формировании налоговой системы необходимо учитывать эластичность налогов. Такой подход дает возможность определить оптимальные направления развития экономики.

В результате утвержденная на государственном уровне налоговая система сможет эффективно решить задачу, связанную с получением максимального количества налоговых поступлений при определенном налоговом бремени.

Или, наоборот, уменьшить налоговое бремя, сохранив при этом налоговые поступления на предыдущем уровне. 

Источник: https://utmagazine.ru/posts/12452-nalogovoe-bremya

Налоговое бремя в экономике. Распределение налогового бремени :

Налоговое бремя в России – комплексный показатель, отражающий влияние платежей, вносимых в бюджет, на хозяйственную деятельность государства в целом и отдельных граждан в частности. Он определяется, как доля от доходов. Далее рассмотрим подробнее, как осуществляется распределение налогового бремени.

Общие сведения

Величина налогового бремени – это отношение суммы отчислений, которые взяты за определенный период, к доходам, полученным за это же время. Результат выражается в процентах. Налоговое бремя экономики рассматривалось в труде Смита в 18 столетии.

В своем “Исследовании природы и причины богатства” автор указывал на важнейшую зависимость между объемом платежной нагрузки и поступлением денег в бюджет страны. Снижение налогового бремени выгодно государству. В этом случае оно выигрывает больше, чем при усилении нагрузки на плательщиков.

Избыточное налоговое бремя не позволяет образоваться свободным средствам, с которых также может быть получен доход и выплачены сборы в бюджет.

Исследования ученых

Специалисты достаточно серьезно изучали проблему влияния налогов на экономику и качество жизни населения. Ученые пытались определить обоснованный предел отчислений, провести количественную оценку показателя нагрузки. Ф. Юсти, исследовавший налоговое бремя впервые, определил его как соотношение между национальным доходом и бюджетом.

При этом исследователь указывал на необходимый предел нагрузки. В частности, он говорил, что отчисления в бюджет не должны быть больше 1/6 от национальной прибыли. Определение нагрузки осуществлялось исследователями эмпирически, так как необходимых методик исчисления не было.Увеличение налогового бремени было обусловлено началом Первой мировой.

Появилась необходимость определения объема репарационных отчислений. В этой связи были разработаны методики, с помощью которых должен был осуществляться расчет налогового бремени. Следует отметить, что они отличались слабостью базы и непосредственной техники исчисления.

Тем не менее, их роль состояла в том, что они сформировали основу для последующих разработок изменения объема нагрузки на плательщиков.

Аспекты исчисления

Налоговое бремя отражает соотношение поступивших платежей в бюджет к сформированному ВВП. Суть этого показателя заключена в оценке доли валового продукта, перераспределенной посредством отчислений. Уровень налогового бремени на население можно определить формулой:

Бр = Н : Чн / Д : Чн, где:

Бр – налоговое бремя;

Н – сборы, выплаченные населением (косвенные в том числе);

Чн – численность граждан-плательщиков;

Д – объем полученных доходов населения.

Однако данная формула имеет существенный недостаток. С ее помощью нельзя определить с математической точностью долю прямых и косвенных налогов, отчисляемых гражданами государства как конечными потребителями. Степень нагрузки на население зависит не только от объема бюджетных изъятий. Немаловажное значение имеет и благосостояние граждан.

Налоговое бремя предприятия

Методика установления нагрузки на конкретную компанию состоит в определении соотношения между объемом отчислений и полученного дохода. Бремя работника фактически равняется экономическому тарифу для подоходного налога. Этот показатель применяется для сравнения нагрузки для компаний разных стран.

Оценка нагрузки

Используемые в практике методы определения бремени для хозяйственных субъектов различаются только видами налогов, которые учитываются в процессе исчисления, и тем, что признается доходом.

Показатель соотношения платежей к прибыли не отражает в полной мере степени влияния нагрузки на финансовое состояние компаний. Это объясняется тем, что выручка от продажи продукции не выступает в качестве полноценного источника отчислений.

Показатель прибыли не может таковым являться потому, что из него организации необходимо в первую очередь покрыть стоимость использованных материалов, амортизацию. Сопоставление налогового бремени по разным предприятиям также не отражает точный результат.

Это связано с различной структурой производственных затрат в разных отраслях. Из этого следует, что экономическая основа для установления налогового бремени несопоставима.

Анализ динамики

Для его выполнения необходим показатель, который отражал бы реальный и при этом единый источник осуществления всех отчислений во внебюджетные фонды и бюджет.

В связи с этим налоговое бремя может определяться соотношением платежей и источников. Суть одной из действующих методик заключается в том, что для каждой категории платежей используется свой показатель оценки тяжести.

Прибыль компании выступает в качестве общего знаменателя, к которому приводится уровень бремени:

Бр=Нп+Нс+Нф+Нр/Пр, где:

  • Пр – прибыль, определяющаяся как разница между доходом от реализации, в которую включены косвенные отчисления, и суммой производственных и реализационных издержек.
  • Нр – налоги, выплачиваемые из выручки.
  • Нф – отчисления, которые относят на финансовый результат.
  • Нс – налоги, касающиеся издержек обращения и производства.
  • Нп – отчисления по прибыли.
  • Бр – налоговое бремя.

Данные показатели отражают ту долю прибыли, которую изымают у предприятия в форме обязательных отчислений, и соотношение суммарного объема осуществленных платежей и оставшегося после этого дохода.

НДС

Другой метод, с помощью которого определяется налоговое бремя, состоит в установлении созданной и отдаваемой государству добавленной стоимости.

По своей сути она выступает как доход предприятия и рассматривается в качестве достаточно универсального источника обязательных платежей. Этим показателем выполняется равномерное распределение налогового бремени для разных типов производств.

Таким образом, обеспечивается сопоставимость для различных хозяйствующих структур. Для определения показателя применяют формулу:

Бр = Н / ДС, где:

  • Н – сумма уплаченных фактически налогов, кроме НДФЛ.
  • ДС – соответственно, добавленная стоимость.

ДС = Ам + Зп + ЕСН + НДС + Ак + Но + Пр, где:

  • Пр – прибыль.
  • Но – оборотные отчисления и платежи, которые уплачиваются за счет издержек, а также относятся на финансовый итог.
  • Ак – акцизы.
  • НДС – отчисления по добавленной стоимости.
  • Сн – социальный налог.
  • Зп – расходы по оплате труда.
  • Ам – амортизация.

В связи с тем, что в добавленную стоимость включены амортизационные начисления, реальный размер нагрузки при использовании этой методики несколько искажается, что связано с объективными различиями их доли в объеме ДС.

Так, сопоставление степени напряженности обязательств фондоемких компаний из области банковских и кредитных услуг, малого предпринимательства в условиях определения налогового бремени по данной методике не будет абсолютно объективным.

Созданная стоимость

Этот показатель применяется для исключения влияния амортизационных начислений на объем налогового бремени. Созданная вновь стоимость устанавливается их вычетом из ДС. В таком случае налоговое бремя определяют по формуле:

Бр = Н / Св, при этом:

Созданная стоимость = Вр + НДС + Ак + Дв – Рв – Мз – Ам, где

  • Ам – амортизация.
  • Мз – материальные затраты.
  • Рв – внереализационные издержки.
  • Дв – внереализационная прибыль.
  • Ак – акцизы.
  • Вр – выручка, полученная от реализации.

Преимущества данного метода, как и представленного выше, состоят в том, что с его помощью можно сравнить бремя по конкретным предприятиям вне зависимости от той отраслевой сферы, в которой они задействованы, и по индивидуальным предпринимателям. Вместе с тем нагрузка будет в этом случае определяться относительно источника совершения платежей.

Категории отчислений и их влияние

Сопоставление суммы выплачиваемых налогов с объемом балансовой прибыли компании следует считать принципиально неверным. Это связано с тем, что доход – далеко не единственный источник отчислений, в особенности в отечественной хозяйственной системе.

Ряд налогов, особенно имеющих большую финансовую значимость (акцизы, НДС и прочие), отправляются в бюджет из той доли выручки компании, посредством которой не формируется прибыль субъекта, так как является надбавкой к цене. Некоторые сборы относятся на производственные издержки и затраты обращения.

Они уменьшают объем прибыли, к которой следует относить налоговые суммы, отчисляемые предприятием. В качестве объекта обложения выступает фонд зарплаты. В итоге в качестве источника отчислений выступают издержки.

Выплата части сборов осуществляется путем отнесения их на финансовый результат – посредством уменьшения прибыли. Использование такого подхода влечет усиление нагрузки. В результате на некоторых компаниях лежит избыточное налоговое бремя.

Организации вменяется больше платежей, чем она смогла заработать за период. В этой связи механическое сопоставление всей суммы налоговых отчислений субъекта с балансовой прибылью нельзя применять как показатель, отражающий степень нагрузки.

Состав суммы платежей

Вопрос о его определении возникает при использовании любой из перечисленных выше методик. Предполагается, что расчет должен осуществляться с учетом всех налогов, отправляемых предприятием во внебюджетные фонды и в бюджет, в том числе единый социальный взнос, кроме НДФЛ. Последний не оказывает никакого воздействия на хозяйственную деятельность конкретного субъекта.

Однако этот налог может обеспечить трудящемуся конкурентоспособную “чистую” прибыль – доход, который останется после осуществления всех платежей.Хозяйствующий субъект по отношению к НДФЛ выступает в качестве агента от государства и только отправляет его в бюджет.

Данный налог должен быть учтен в процессе расчета налогового бремени для работника, но не для нанимателя – хозяйствующего субъекта.

Практическая реализация

Использование методик, перечисленных выше, показывает, что ни одна из них не формирует объективной картины степени напряженности финансовых обязательств хозяйствующих субъектов.

К адекватному определению налогового бремени может приблизить комбинация разных показателей.

Читайте также:  Минфин все также против расходов на спорт

Проблема оптимальной нагрузки на компании имеет особое значение в процессе построения и совершенствования системы взимания бюджетных платежей в любом государстве.

В заключение

Как показывает многовековая практика формирования налоговых систем в государствах, отличающихся развитой экономикой, сегодня существуют определенные показатели, за границами которых эффективная деятельность предпринимателей невозможна.

По опыту многих стран, изъятие у плательщиков обязательных взносов 1/3 дохода представляет собой тот предел, после которого начинают сокращаться сбережения и инвестиции в хозяйственную сферу.

Если ставки и их количество достигают такой черты, когда субъекту приходится отдавать больше 40% прибыли, это полностью ликвидирует все стимулы к расширению производства и проявлению предпринимательской инициативы.

Важно

В этой связи перед любым государством стоит задача найти оптимальный вариант формирования нагрузки, обеспечить снижение налогового бремени. Это позволит освободить средства предпринимателей, которые они будут вкладывать в собственное производство.

За счет этого, в свою очередь, у них появится новый доход, увеличится товарооборот. Это не только усилит позиции отечественного производителя. Из новой прибыли также будут взиматься обязательные отчисления. В результате равномерное распределение бремени на субъектов обеспечит стабильное поступление налогов.

Источник: https://www.syl.ru/article/186165/new_nalogovoe-bremya-v-ekonomike-raspredelenie-nalogovogo-bremeni

Налоговое бремя

Налоговое бремя, налоговый пресс, налоговая тяжесть, налоговое давление, бремя обложения, налоговая нагрузка (tax burden) – обобщенная характеристика налоговой системы страны, указывающая:

  • на действие (как правило, негативное), которое налоги оказывают на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом;
  • на количественную оценку этого действия (сумму налогов, их удельный вес в ВВП или доходах отдельных категорий плательщиков).

Данная характеристика позволяет видеть за одним значением налогового бремени разный результат: одна и та же сумма налогов может получить различную оценку в зависимости от того, с каких доходов она взимается и на какие цели расходуется.

Например, существует широко распространенное убеждение о непосильном бремени отечественных налогов, не позволяющем предприятиям инвестировать и развиваться, и в то же время доля налогов в ВВП может находиться на уровне как и в подавляющем большинстве развитых стран.

Налоговое бремя — общие затраты в экономике по уплате налогов. Включают не только сумму реально собранных налогов, но и издержки «мертвого долга», а также дополнительные затраты, связанные с соблюдением законов и правил по начислению и сбору налогов (compliance cost).

Последние включают затраты на дополнительный бухгалтерский учет, необходимый вследствие обязанности платить налоги, и особые бухгалтерские издержки на изобретение способов «ухода» от налогов. Издержки «мертвого долга» растут за счет потерь потребительского излишка и излишка для производителя.

Излишек для потребителя (consumer’s surplus) утрачивается в тех случаях, когда потребители оценивают товары выше издержек на производство, но ниже цен с включением налогов; излишек для производителя (producer’s surplus) утрачивается в тех случаях, когда люди оценивают отказ от свободного времени ниже, чем вознаграждение за работу до уплаты налогов, но выше, чем вознаграждение после вычета налогов. Однако возможно, что налоги на деятельность, загрязняющую окружающую среду, могут понижать общее налоговое бремя, если они побуждают компании к отказу от деятельности, которая является причиной крупных внешних отрицательных последствий хозяйствования (external diseconomies).

Понятие налоговое бремя в общеупотребительном смысле исторически появляется одновременно с самыми ранними упоминаниями о налогах.

Однако его реальные количественные оценки надо отнести к периоду окончания 1-й мировой войны, когда расчеты по межсоюзнической задолженности (США, Великобритании и Франции) и репарационные требования (к Германии и Австрии) сделали необходимым практическое сопоставление уровня обложения в разных странах.

Выделяют три области применения показателя налогового бремени:

  1. сопоставление налогового бремени разных стран или для одной страны во времени;
  2. урегулирование финансовых взаимоотношений между членами союзных и федеративных государств;
  3. проведение финансовых и налоговых реформ при определении высоты возможного обложения.

Налоговое бремя рассчитывают для всего населения и отдельных групп, для предприятий и отраслей, для отдельных территорий и народного хозяйства в целом. Налоговое бремя населения и его групп определяется отношением всех уплачиваемых налогов (прямых и косвенных) ко всем получаемым доходам соответствующих контингентов.

Повышение уровня обложения в последние десятилетия характерно для большинства стран, что связано с расширением государственных функций и ростом социальных расходов. При этом общий рост доходов населения, несмотря на повышение налогового бремени, обеспечивает постоянное увеличение остатка средств за вычетом налогов.

Исчисление налогового бремени предприятий в условиях переходного периода, отличающегося финансово-экономическим кризисом, неплатежами, бартером и т.д., затруднено уникальностью хозяйственного положения каждого из них и непредсказуемостью процесса переложения налогов.

Совет

Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода (выручки от реализации продукции, услуг и прочей реализации), изымаемую в бюджет.

 Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства.

Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.

Снижение ставок налогов (налогового бремени) дозволяет увеличивать инвестиции в производство и повышать заработную плату (усиливать мотивацию труда и повышать покупательную способность населения), что в совокупности приводит к повышению эффективности производства, увеличению доходов предприятия и росту товарооборота, а, следовательно, к росту налоговой базы.

Повышение ставок налогов при неизменном значении налоговой базы ведет к увеличению суммы налоговых поступлений пропорционально росту ставок.

Однако повышение ставок приводит к уменьшению налоговой базы на последующих этапах налогообложения в силу чего сумма налоговых поступлений сначала растет с замедлением темпов роста, а по достижению некоторого порогового значения налогового бремени — уменьшается.

Источник: http://discovered.com.ua/glossary/nalogovoe-bremya/

Налоговое бремя: виды и изменение величин

Налоговое бремя является своего рода показателем, отражающим общее влияние налогов не только на конкретную организацию, но и всю экономическую часть страны в целом. Бремя дает возможность рассчитать соотношение прибыли к уплачиваемым налогам за требуемый период.

Существует ряд причин, почему налоговое бремя является одним из важных показателей не только для организации, но и государства. Именно с использованием налогового бремени государством осуществляется изменение действующих или введение новых налогов.

Происходящие с налогами действия оказывают, в свою очередь, прямое влияние на действующие ставки и льготы. Но, вводя корректировки в налогообложение, государство стремится придерживаться золотой середины, позволяющей избежать превышения уровня давления на экономику.

Помогает налоговая нагрузка государству и в реализации реформ.

Применяется налоговая нагрузка и в создании социальной политики. Ее величина дает возможность осуществить более равномерную нагрузку на все группы населения.

Также нагрузку можно считать и своего рода индикатором. В этом виде она используется в экономике, касающейся хозяйствующих объектов.

Обратите внимание

То есть в зависимости от величины нагрузки применяются разного рода решения, к примеру, о размещении инвестиций.

В расчете налогового бремени предприятием используются не только перечисленные суммы налога, но и другие виды затрат в виде штрафов, зарплат работникам и судебных издержек.

Реальный и номинальный в чем их отличие

Номинальным налоговым бременем является сумма налога, перечисленная предприятием по ставке, умноженной на налоговую базу. Для большего понимания можно применить такой пример: при использовании ставки налога в 13% доходы населения, подходящие под налогообложение, достигли 4 трлн. рублей, в этом случае величина налогового бремени будет около 520 млрд. рублей.

А вот реальное налоговое бремя является своего рода показателем, отражающим общую величину уплаченных платежей и налогов. Иногда этот показатель применяется для выяснения уровня влияния государства на экономическую ситуацию в стране.

Изменения налогового бремени

Не только налоговое бремя используется государством, оно часто применяется и налоговиками для поиска очередного «счастливчика», которого они в ближайшее время навестят.

Некоторые предприниматели, стараясь снизить налоги до критически минимального уровня, забывают, что заниженные налоги  привлекают к себе внимание. Расчет налогового бремени осуществляется и руководителями предприятий.

Зная величину налогового бремени, руководитель сможет оценить выгодность деятельности предприятия на данном этапе и, возможно, рассмотрит другие виды систем налогообложения, позволяющие снизить величину уплачиваемых налогов.

У каждого предприятия имеется свой перечень налогов, подлежащих обязательной уплате. Но кроме них каждое предприятие сталкивается с уплатой страховых сумм, и хотя они прямого отношения не имеют к налоговому бремени, все же являются обязательными, высчитываемыми из дохода предприятия.

Каждое увеличение налоговых ставок предназначено для пополнения бюджета государства. Но не всегда распределение налогового бремени происходит по задуманному сценарию.

Несмотря на то, что при увеличении или изменении налогов государство старается увеличить поступление налоговых сумм, в то же время оно старается и приложить все усилия для более легкого ведения бизнеса.

Но не всегда внедряемые государством налоговые изменения благоприятно отражаются на экономике и налоговом бремени.

Важно

Чаще всего в итоге от повышения налогов происходит спад поступления налоговых сумм, так как многие предприятия, особенно в начале деятельности, не способны выдерживать увеличенное налоговое бремя.

Такое поведение предпринимателей означает, что государством было применено избыточное налоговое бремя. Но не стоит думать, что это неприятность только для государства.

На самом деле страдать начинают практически все, даже предприниматели и обычные налогоплательщики.

Подобное увеличение обязательных платежей было проведено для предпринимателей в 2014 году. Тогда государство решило увеличить величину страховых взносов. В итоге многие ИП формально закрылись и перешли на теневое ведение деятельности. Таким образом, вместо увеличения поступления средств в бюджет, государство еще и потеряло определенную часть доходов.

От налогового бремени невозможно спрятаться. Оно есть везде, где имеются хозяйствующие объекты. Несмотря на то, что налоги заставляют многих предпринимателей отдавать часть дохода государству, невозможно иными способами поддерживать работу тех сфер, которые функционируют за счет бюджета.

Да, повышение налогового бремени часто становится препятствием для многих предприятий, не способных уплачивать увеличенную величину налогов.

И государство уже задумалось о применении другого метода для увеличения поступления в бюджет средств.

Так, теперь вместо повышения налогового бремени государство направило все свои силы на улучшение налоговых систем, способствующих развитию предприятий.

Источник: https://saldovka.com/nalogi-yur-lits/optimizatsiya-nalogov/zachem-nuzhno-nalogovoe-bremya.html

Налоговое бремя

общая величина (доля) налогов в доходах физического или юридического лица.

Источник: Глоссарий. Государственное регулирование рыночной экономики

выраженное в процентах отношение суммы налогов, взятых за определенный период, к величине доходов, полученных за тот же период.

Источник: Основы менеджмента. Глоссарий к книге

(tax burden) Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией.

Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени (incidence of taxation).

В качестве примера последнего укажем, что налог на наследство (inheritance tax) выплачивают личные представители покойного, однако налоговое бремя возлагается на наследников, так как в результате уменьшается наследство.

Источник: Бизнес. Оксфордский толковый словарь

Совет

степень, уровень экономических ограничений, налагаемых на налогоплательщиков, вызванных отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования.

Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например налог на транспортное средство платят владельцы транспортных средств.

Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо.

Читайте также:  Как определяются доходы и расходы у арендодателя-посредника при оплате коммунальных услуг

Источник: Большой бухгалтерский словарь

1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с получаемыми за счет него благами, например дорожный налог платят владельцы транспортных средств.

Такой подход весьма ограничен, так как отдельные виды государственных расходов (скажем, пособие по безработице) невозможно переложить на пользователей; б) принцип платежеспособности, согласно которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается лицо; 2) в широком смысле слова – бремя, налагаемое любым платежом.

Источник: Современный экономический словарь. 2-е изд.

1) общая величина налогообложения, выплачиваемая гражданами страны в форме подоходного налога, налога на доход корпораций, налога на добавленную стоимость и т.д.

Доля общей величины налогов в валовом национальном продукте является в некоторой степени показателем общего налогового бремени; – мера, степень, уровень экономических ограничений, налагаемых на налогоплательщиков, вызванных отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками основывается на двух принципах: во-первых, увязкой налога с получаемыми за счет него благами; во-вторых, принципом платежеспособности, по которому чем выше доходы лица, чем больше у него способность платить, тем более высоким должен быть налог, которым облагается налог;3) – бремя, налагаемое любым платежом.

Источник: Капитал. Энциклопедический словарь

Источник: http://vocable.ru/termin/nalogovoe-bremja.html

Налоговое бремя

Налоговое бремя – один из важнейших экономических показателей, который находится под пристальным вниманием не только компетентных государственных органов, но и простых людей.

Часто приходится слышать о том, что для одних категорий людей налоговое бремя возросло, а для других, наоборот, возникла необходимость его снизить.

При этом, часто, под налоговым бременем могут пониматься различные определения.

Законодательством это понятие не определено, но в литературе различного жанра оно используется очень широко.

Например, данный термин может трактоваться, как «степень экономических ограничений, реализуемой посредством уплаты налогов», а также как «доля изъятия из дохода отдельных категорий граждан» или как «доля в совокупном доходе государства».

Как мы видим, определение налогового бремени дается с нескольких сторон, в различном масштабе, как для отдельных физических лиц, так и для целых организаций и даже стран. В зависимости от категорий, для которых будет даваться определение бремени, будут различаться и количественные и качественные характеристики данного термина.

Обратите внимание

Так в масштабе страны термин представляет собой совокупный показатель, определяющих место налогов в жизни граждан, и будет рассчитываться как отношение всех сборов к национальному продукту. Если применять термин к конкретному физлицу, то это будет сумма изъятия средств из его доходов.

Налоговое бремя для физических лиц рассчитать очень сложно, так как граждане уплачивают как прямые так и косвенные налоги.

Будет правильным считать, что налоговое бремя возникает в момент возникновения обязанности по уплате налога. А процедура введения налога определяет перечень лиц, которые при наличии объекта налогообложения должны произвести уплату налога. Выходит, что налоговое бремя возникает только при наличии объекта налогообложения.

Это бремя не исчезает и существует, пока есть обстоятельства, обязывающие производить уплату налога. Так как налогоплательщик платит сразу несколько налогов, то налоговое бремя представляет собой целую совокупность обязанностей.

Для сбора налогов государство устанавливает определенные механизмы, с помощью которых сумма налога, подлежащая уплате может уменьшаться (например: налоговые льготы). Также в правах налогоплательщика находится возможность применять любое законодательство о налогов, позволяющее уменьшать сумму налогов (оптимизация налогообложения).

Выходит, что законодательством на всех налогоплательщиков возлагается одинаковая обязанность по уплате налогов, но с использованием различных инструментов оптимизации возлагаемые обязанности могут не равняться исполняемым.

Получается, что под налоговым бременем понимается только обязанность по уплате налогов, фактическая же их уплата будет относится к понятию «налоговая нагрузка».

Уменьшить налоговое бремя Вам поможет компания “Делочет”, оказывающая услуги по ведению бухгалтерского учета компаний и предприятий любой формы собственности.

Источник: http://www.nalogoffnet.ru/articles/nalogovoe-bremya

Что такое налоговое бремя?

Отправить на почту

Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой).

Важно

Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.

).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Важно! Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

https://www.youtube.com/watch?v=KVR_SjxDHl8

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Об изменениях законодательства относительно страховых взносов читайте в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы: изменения 2015 года»

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2016 году

Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

  1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
  2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
  3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Источник: http://nanalog.ru/chto-takoe-nalogovoe-bremya/

Налоговое бремя – это что такое? Уровень налогового бремени

30.10.2017

Для того чтобы экономические показатели стабильно росли, со стороны государства должна осуществляться грамотная налоговая политика.

В этом случае бюджет будет наполняться в нужном объеме, а предприятия возьмут ориентир на расширение производства и привлечение инвестиций.

Но в процессе реализации данной стратегии возможно появление некоторых препятствий. Например, чрезмерной налоговой нагрузки.

Налоговое бремя: значение термина

Под налоговым бременем стоит понимать показатель, отражающий совокупное воздействие налогов на конкретного плательщика и экономику страны в целом. Его можно определить как соотношение доходов, которые были получены в течение определенного промежутка времени, и налогов, подлежащих уплате за этот же период.

Данный процесс является крайне важным экономическим показателем, поэтому стабильно находится под вниманием государства. При этом уровень налогового бремени зависит от таких факторов, как размер ставки и база налогообложения.

Совет

Опыт многих стран доказал тот факт, что чем выше данный показатель, тем ниже количество средств, поступающих в бюджет.

По этой причине западные государства в большинстве своем двигаются в сторону постепенного понижения налоговых ставок.

Роль такого показателя, как налоговое бремя

Есть несколько причин, по которым этот показатель очень важен:

  • Он необходим государству для того, чтобы успешно разрабатывать налоговую политику. Посредством ввода новых налогов и отмены старых, изменяя таким образом льготы и ставки, государство принимает обязательство применить и более не переступать те уровни давления на экономику, за чертой которых есть риск формирования негативных процессов, способных повлиять на всю страну.
  • Определение налогового бремени важно и по той причине, что с его помощью правительство проводит анализ налоговой нагрузки в разных странах и впоследствии реализует актуальные реформы.
  • Фиксация уровня налоговой нагрузки на общегосударственном уровне важна и для успешного формирования социальной политики. Изучение тяжести налогообложения для разных групп населения позволяет сделать распределение нагрузки более равномерным.
  • Налоговое бремя — это показатель, который часто выполняет функцию индикатора экономического поведения хозяйствующих субъектов. Поскольку именно данный показатель определяет тот факт, каким будет их решение относительно размещения инвестиций, производства и т. д.
Читайте также:  В 2019 г. планируется увеличить административный штраф за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету

Налоговое бремя никогда нельзя определить одной лишь суммой уплаченного налога. Всегда присутствуют еще и другие затраты, имеющие отношение к выполнению обязательств различными хозяйствующими субъектами. Речь идет о следующих категориях расходов:

  • затраты, которые связаны с уплатой штрафов, ставших следствием нарушения налогового законодательства:
  • платежи, имеющие отношение к содержанию штата консультантов и бухгалтеров,
  • судебные издержки, причиной которых является нарушение прав налогоплательщиков (согласно НК РФ).

Реальный и номинальный формат нагрузки

Номинальное налоговое бремя — это не что иное, как абсолютная сумма сборов, которая была исчислена согласно установленным ставкам, умноженным на потенциальную налоговую базу.

В качестве примера можно привести следующую схему.

Если ставка подоходного налога будет составлять 13 % и облагаемые доходы населения достигнут уровня 4 трлн рублей, то налоговое бремя будет колебаться на уровне 520 млрд рублей.

Говоря о реальном налоговом бремени, стоит отметить, что этот показатель определяется в качестве суммы фактических обязательных платежей и налогов, которые были уплачены.

В некоторых случаях данный показатель может быть использован для определения степени участия государства в экономике страны. Но стоит учитывать, что в таком формате налоговое бремя — это актуальный показатель только в случае, когда бюджет сводится с профицитом или сбалансирован.

Влияние на экономические показатели

В условиях современных рыночных отношений роль инвестиций переоценить трудно. Но для того чтобы потенциальные инвесторы сочли привлекательными конкретные проекты в рамках страны, необходима благоприятная обстановка, подразумевающая определенные перспективы. В этом формате налоговое бремя экономики играет одну из ключевых ролей.

Данный показатель подразумевает отношение всех налогов, которые поступили от физических и юридических лиц к валовому внутреннему продукту. Таким образом, оценивается доля ВВП, перераспределяемая посредством налогов.

Такой тип налогового бремени можно рассчитать при помощи следующей формулы: Бр = Нюф:ВВП. В этом случае «Бр» является уровнем налогового бремени, «ВВП» — стоимостным выражением количества выпущенных товаров в рамках страны, «Нюф» — это весь объем налогов, которые уплатили юридические и физические лица.

Но у данного показателя есть и недостаток. По

*Предлагаемые к заключению договоры или финансовые инструменты являются высокорискованными и могут привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. До совершения сделок следует ознакомиться с рисками, с которыми они связаны.

Налоговое бремя — это что такое? Уровень налогового бремени Ссылка на основную публикацию

Источник: https://tradesmarter.ru/analitika/prs_nalogovoe-bremya-eto-chto-takoe-uroven-nalogovogo-bremeni_803d6.html

Налоговое бремя в налоговой системе

Теория налогов, как цены услуг государства, реализуется на практике через процесс формирования и исполнения бюджета страны, в котором балансируются государственные расходы и доходы.

В составе государственных доходов основную массу составляют налоговые источники (80-90 %), поэтому ценовой характер налогов реализуется непосредственно в форме налогового бремени, в которой балансируются спрос государства на налоги, и предложение источников их уплаты – со стороны налогоплательщиков.

Как экономическое понятие и ценовой показатель налоговое бремя связано с процессами формирования и использования валового и чистого внутреннего продукта (валовой и чистой добавленной стоимости) страны, с пропорциями его распределения и перераспределения.

Сущность налогового бремени как формы монопольной цены услуг государства выражается в следующем.

Обратите внимание

Государство, будучи единственным «продавцом» общественных благ и предъявителем спроса на налоги (на государственные расходы), заинтересовано в максимальном уровне налогов, объемах и темпах роста налоговых поступлений.

Налогоплательщики как вынужденные «покупатели» государственных услуг, от которых исходит предложение финансовых ресурсов для налогообложения, заинтересованы в получении больших общественных благ (особенно социального характера) при минимальных налогах (минимальной цене за эти услуги).

Стоимость (ценность) общественных благ реализуется и может быть оценена только через государственные расходы, а «ценообразование» – формирование совокупного эквивалента ценности совокупных государственных услуг – происходит в форме обязательных налоговых начислений и носит монопольный характер со стороны государства.

Налогоплательщики обязаны по закону внести в государственную казну (бюджет и внебюджетные фонды) налоговые платежи в полном объеме и в установленные сроки даже в том случае, если они не согласны с их величиной, размерами ставок и другими условиями их уплаты, или у них отсутствуют источники для выполнения обязательств перед бюджетной системой.

Налогоплательщики пытаются самостоятельно решить эту проблему, скрывая объекты и доходы от налогообложения или вообще уклоняясь от налогов, сокращая предложение финансовых ресурсов.

Тем не менее, и само государство, в конечном счете, не заинтересовано в чрезмерно высоком налогообложении, которое подрывает основу будущих налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

Государство, анализируя фискальную эффективность налогообложения путем соотношения затрат по сбору налогов и сумм их фактических поступлений в бюджет, а также объемы и структуру налоговой задолженности, может периодически пересматривать налоговую систему, ставки и другие элементы налогообложения по отдельным фискально неблагополучным налоговым платежам, уменьшая спрос на налоговые ресурсы.

Таким образом, в результате столкновения интересов в любом демократическом обществе со временем стихийно или сознательно складывается совокупное равновесное налоговое бремя – равновесная доля налогов в совокупном источнике их уплаты. Налоговое бремя – это обобщающий показатель, характеризующий действия налогов и указывающий на долю изъятий в совокупном доходе государства, а также в доходах отдельных категорий плательщиков.

Оптимально построенная налоговая система, с одной стороны, должна обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, а с другой, не только не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и способствовать постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени (налоговой нагрузки) является важным измерителем качества налоговой системы страны.

Не может быть единых, универсальных для разных экономик равновесных параметров налогового бремени – налоговых пределов и оптимума. Для многих современных развитых стран этот вывод имеет отношение и к параметрам известной «кривой Лаффера» – 35-40 % к валовому национальному продукту с точкой налогового оптимума 37,5 %, рассчитанным еще в 1970-х гг.

Важно

для экономики США, но до сих пор принимаемым многими специалистами в качестве базы для сравнительной оценки налоговой нагрузки. А. Лаффер научно доказал, что при увеличении налоговой нагрузки на плательщика (рост количества налогов, увеличение ставок налогов, отмена льгот и т.д.

) эффективность налоговой системы сначала повышается и достигает своего максимума, а затем начинает резко снижаться. Мировой опыт налогообложения показывает, что изъятие у налогоплательщика до 30-40 % дохода – та черта, за пределами которой начинается процесс сокращения сбережений и тем самым инвестиций в экономику.

Если изымается более 40-50 % доходов, то это полностью ликвидирует стимул к предпринимательской деятельности и расширению производства.

Наиболее распространенным показателем налогового бремени в целом по стране является доля всех налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Для сопоставления динамики налоговых поступлений и ВВП используется обобщающий показатель эластичность налоговой системы. Это отношение относительного изменения совокупных налогов к относительному изменению ВВП.

Данный коэффициент может применяться как в целом к налоговой системе, так и к отдельным ее элементам. Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

К= (дельта N : N) : (дельта ВВП : ВВП), где

N – сумма налоговых поступлений; ВВП – валовой внутренний продукт.

Важнейшей чертой современного этапа налогового реформирования в России является проведение правительством политики обеспечения налогового равновесия путем реализации мер, направленных на оптимизацию налогового бремени.

Отменены многие неэффективные, малозначимые налоги и сборы, непредусмотренные частью первой НК РФ, а также налоги – источники формирования дорожных фондов (их заменили транспортный налог и часть акцизов на нефтепродукты).

Вместо множественных налогов и платежей за пользование недрами и воспроизводство минерально-сырьевой базы введен налог на добычу полезных ископаемых. При этом отменены такие крупные федеральные налоги, как акцизы на нефть и природный газ, а также региональный налог с продаж.

Вместо трех поимущественных налогов (налог на землю, налоги на имущество организаций и физических лиц) рассматривается проект налога на недвижимость. Существенно снижены ставки крупных федеральных налогов: налога на прибыль организаций, НДС, единого социального налога.

Совет

Тем не менее, фактическое налоговое бремя остается завышенным по сравнению с его оптимальным уровнем, рассчитанным на реализацию эффективной налоговой политики ускоренного экономического роста в России.

Такое оптимальное совокупное налоговое бремя должно составлять сейчас 27-28 % начисленных налогов к ЧДС (чистой добавленной стоимости) в рамках следующих границ налогообложения: нижний налоговый предел – 24 %, верхний налоговый предел – 31 %.

В пересчете на бремя уплаченных налогов к ВВП (официальный подход) его параметры составят: налоговый оптимум 17-18 % в предельных границах от 14 до 21 %. Официально доля налоговых поступлений в ВВП за последние 7 лет колеблется в среднем на отметке 30 % – это более 40 % начисленных налогов к ЧДС.

Велика в России налоговая нагрузка на денежные доходы населения. С учетом косвенных налогов она колеблется в среднем около 45 % .

Только прямые начисления налога на доходы физических лиц и единого социального налога на оплату труда составляют более 49 %.

Если бремя косвенных налогов скрыто в розничных ценах, то высокий уровень налоговых начислений на оплату труда подталкивает работодателей к сокрытию от налогообложения этих доходов.

Из результатов анализа налогового бремени в современной России можно сделать ряд выводов, связанных с приоритетами налоговой политики.

Во-первых, необходимо довести общее налоговое бремя до оптимальных параметров. Это позволит обеспечить бюджет необходимыми доходными источниками на базе общего экономического и инвестиционного роста.

Во-вторых, при снижении совокупного налогового бремени не следует забывать о его нижнем пределе. Уровень налогообложения ниже этого предела чреват существенными невосполнимыми налоговыми потерями государства.

Обратите внимание

В-третьих, следует оптимизировать структуру общего налогового бремени, особенно это касается налоговых отчислений на оплату труда в форме единого социального налога.

Они не должны превышать прямых налоговых отчислений на прибыль (24 %), чтобы предотвратить сокрытие доходов налогоплательщиками и искусственный перелив средств из одной формы доходов в другую под влиянием фактора различий в налоговой нагрузке на них.

В-четвертых, снижать налоговое бремя необходимо постепенно и поэтапно.

Единовременное, резкое уменьшение совокупной налоговой нагрузки приведет лишь к серьезным потерям текущих доходов, затруднит выполнение государством своих функций, подорвет основу для проведения дальнейших налоговых реформ.

Поэтому снижать налоговое бремя необходимо на 3-4 % в год, что позволит экономике более безболезненно пройти временную адаптацию к новым условиям и пропорциям распределения общественного продукта.

Источник: https://stydopedia.ru/3×2001.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector