Возможен ли налоговый мониторинг не по всем, а только по отдельным налогам?

Особенности и этапы проведения налогового мониторинга

Одна из форм контроля органов ФНС, начавшая действовать в стране с 2015 г. – налоговый мониторинг. Как он осуществляется, доступен ли всем предприятиям и насколько им выгоден – идет речь ниже. В статье расскажем, где применяется налоговый мониторинг, изучим его особенности.

Сущность понятия «налоговый мониторинг»

Налоговым мониторингом (НМ) обозначают одну из разновидностей контроля, позволяющую проверить заранее, насколько правильно, своевременно и полно проведена уплата в казну средств, обязательных к перечислению. Компания по доброй воле в порядке реального промежутка времени открывает налоговикам неограниченный доступ к данным своего учета (бухгалтерского и финансового).

Взамен у нее появляется возможность обратиться к специалистам местной НС за мотивированным мнением (ММ) относительно правильности начисления налогов по совершаемым сделкам. Подобное сотрудничество очень актуально, особенно если у специалистов предприятия появились определенные сомнения по уплате сборов касательно заключаемых с контрагентами соглашений.

НМ выгоден предприятию, которое работает открыто и не пытается укрыться от уплаты средств в казну государства. С помощью НМ:

  • заметно ускоряется решение спорных вопросов о действии налогового законодательства и употреблении его в конкретной ситуации;
  • компания избегает будущих возможных доначислений по налогам, уплаты пени и штрафов;
  • обременение контролем со стороны налоговой существенно ослабевает.

Особенности проводимого налоговой службой мониторинга

НМ – явление относительно недавнее в отечественном бизнесе. Оно имеет определенные особенности:

  1. НМ актуальный только для организаций-юрлиц.
  2. Проводится лишь после рассмотрения заявления от компании и на базе решения, принятого налоговиками.
  3. Осуществляется аналогично камеральной проверке по местонахождению организации.
  4. Для проведения НМ компанией должны быть соблюдены необходимые условия (критерии).
  5. Организации до первого июля следует представить заявление, форма которого установлена законодательно.
  6. У компании есть право поданную заявку отозвать до того, как ее рассмотрят.
  7. НМ начинает работать в году, наступившем после подачи заявления.
  8. Временной промежуток осуществления НМ – с 1 января по 1 октября.
  9. Не исключается прекращение мониторинга досрочно.
  10. Разрабатывается спецрегламент, согласно которого рассматриваются вопросы сотрудничества. Они могут касаться, например, открытия доступа к информсистеме предприятия. Читайте также статью: → «Порядок и сроки проведения камеральной проверки по транспортному налогу».

Если в компании действует НМ, то она вправе:

  • потребовать у налоговиков обоснованное мнение относительно сделки;
  • обратиться в ФНС, если по поводу мотивированного мнения появились серьезные разногласия, а уладить их с помощью взаимосогласительной процедуры не получается.

Скачать образец заявления о проведении налогового мониторинга

Обязательные условия для осуществления налогового мониторинга

НМ является процедурой добровольной. Но воспользоваться ее преимуществами могут не все организации. Когда предприятие проявляет интерес к подобной форме сотрудничества с налоговой, ему следует убедиться в соответствии бизнесовых показателей требуемым критериям. Условий всего три, и зафиксированы они в НК РФ (ст. 105.26, п. 3).

Чтобы компании не отказали в НМ, такие экономические показатели должны быть не ниже минимальных размеров:

№ п/п Показатели Пояснение Минимальная величина, млн. RUB
1. Налоги Общий их размер, включающий НДС, налог на прибыль, добычу ископаемых из земных недр, акцизный сбор.Исключение – налоги, относящиеся к продвижению продукции посредством таможни стран Таможенного союза 300,00
2. Доходы Выручка от реализации суммарная и другие доходы, обозначенные в отчетных данных за прошедший год 3000,00
3. Активы Общий размер активов (по состоянию на 31.12 прошлого г.). Их стоимость зафиксирована в финотчетности 3 000,00

Пример 1. ООО «Вектор» платит НДС и налог на прибыль. Организация сотрудничает со странами, входящими в Таможенный союз. Она решила подать заявку касательно НМ на 2018 г. В 2017 г. «Вектор» уплатил в бюджет 510 млн. руб. В этой сумме 200 млн.

руб. – «таможенный» НДС, который не следует учитывать. Тогда принимаемая во внимание сумма налогов составляет 310 млн. руб. (510-200), что соответствует первому критерию. Если и доходы, и стоимость активов превышают 3 млрд. руб., ООО «Вектору» не откажут в НМ.

Нм – последовательность проведения проверки

Реализацию НМ можно описать таким образом:

Этапы Пояснение
1. Компания готовит пакет документов, состоящий из:–        регламента касательно информсотрудничества. Он формируется не произвольно, а по установленному образцу;–        информации об учреждениях и физлицах, чья доля участия в компании составляет более чем 25%;–        учетной политики с целью обложения налогами;–        документального регулирования внутренней контрольной системы компании
2. Передача файлов в налоговую вместе с заполненной заявкой
3. Рассмотрение обращения и ожидание компанией решения

Чтобы осуществлять НМ, у специалиста налоговой отпадает необходимость приходить в компанию с проверкой. Он проводит работу на основании данных:

  • предоставленных компанией;
  • с иных, доступных ему источников.

При проведении НМ специалисты могут запросить дополнительные документы, уточняющие сведения о проводимых операциях. Их следует подать не позже, чем через 10 дней после поступления запроса. Читайте также статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ООО: сроки, порядок + 2 примера».

Способы передачи документов:

  • принести сотрудником компании;
  • выслать по почте, уплатив за заказное письмо;
  • отправить электронкой через ТКС;
  • использовать иной метод, зафиксированный в регламенте информационного сотрудничества.

В случае обнаружения расхождений, компании потребуется предъявить объяснение. Не избежать и исправлений в уже составленных отчетах. В случае неудовлетворительного итога НМ налоговик напишет ММ.

Скачать запрос о предоставлении мотивированного мнения налогового органа

Сущность выполнения взаимосогласительной процедуры

Взаимосогласительная процедура начинает работать тогда, когда при проведении НМ возникают спорные вопросы. Специалистами ФНС проводится изучение доводов компании и налоговой по ним.

После детального их рассмотрения они решают, чью сторону следует выбрать. Когда специалисты ФНС посчитают правильными и убедительными (подтвержденными документами) доводы предприятия, они вносят поправки в ММ местной налоговой.

При перевешивании аргументов коллег – их решение принимается без корректировки.

Процедура осуществляется руководителем ФНС РФ или его замом. Сроки исполнения – 1 месяц от дня оповещения о расхождениях. Работа ведется вместе с налоговой, отвечающей за НМ, и компанией. Итогом взаимосогласительной процедуры является уведомление, отправленное в адрес предприятия. В нем сообщается, что ММ (или/или):

  • изменено;
  • оставлено как было.

Получив уведомление, руководство компании в течение 1 месяца сообщает о своем согласии (несогласии) с позицией ФНС, являющейся официальной. Описанный выше порядок описан в НК – ст. 105.31.

Основные плюсы и минусы налогового мониторинга

В процессе становления НМ возможны недочеты и ошибки. Уже сейчас можно отметить положительные и отрицательные моменты мониторинга:

Процедура налогового мониторинга
Преимущества Проблемы
Возможность увильнуть от выездной проверки налоговиков, выступающей серьезным стрессовым фактором для работников компании Наличие отсылочных норм в тексте закона.Документы, обязательные для предоставления компанией, заявление об осуществлении НМ, регулируются актами ФНС, поэтому наделены меньшей значимостью по сравнению с законом. Из-за этого существует большая вероятность зарождения споров относительно содержания актов и использования их на практике
Менеджмент компании получает возможность планировать бизнесовые сделки, учитывая позиции налоговиков, которые согласованы заранее с помощью ММ.Законом позволяется исправить выявленные оплошности. Финансовые специалисты подают уточненную декларацию и уплачивают доначисленный налог без денежных затрат на уплату штрафов и пени Раскрытие организацией информации, которую не должны знать конкуренты
При присутствии реальных налоговых рисков компания вправе предварительно обратиться за ММ. Это позволяет провести налоговый учет, опираясь на позиции НС ММ можно получить только после совершения сделки. Для уточнения позиции заблаговременно (чтобы оценить возможные риски) приходится прибегать к помощи консультантов или обращаться за разъяснениями в Минфин

Организация может и в процессе НМ встречать проверку. К примеру, не выполняется ММ, или необходимо уточнить сумму возмещения из бюджета предъявленного налога. Читайте также статью: → «Как проходит выездная налоговая проверка ИП?».

Основания для отказа в мониторинге

Заявление от компании об осуществлении НМ рассматривается до 01 ноября. К этому времени руководитель налоговой инспекции принимает одно из возможных заключений:

  1. Проводить мониторинг.
  2. Отказать в его реализации.

Негативный вывод формируется не спонтанно. Он нуждается в мотивации. В частности, причинами отказа в НМ выступают:

  • пакет документов предъявлен компанией не в полном объеме;
  • нарушение условий, прописанных в НК (ст. 105.26);
  • расхождения регламента информвзаимодействия с установленной формой и требованиями, к нему предъявляемыми;
  • несоответствие внутренней системы контроля компании действующим нормам.

Когда налоговый мониторинг может прерваться

В некоторых ситуациях налоговая прекращает НМ, не дожидаясь, пока год придет к концу. Основания для этого таковы:

  • предприятие не соблюдает регламентированных условий касательно информвзаимодействия, что делает дальнейший НМ невозможным;
  • компания допускает предоставление неточных данных;
  • руководство организации отказывается предъявить работникам инспекции нужные документы и делает подобное не единожды (более двух раз).

Обсудив сложившееся положение, специалисты налоговой считают правильным прекратить НМ, о чем сообщают в письменном виде.

Топ-5 популярных вопросов

Вопрос №1. Что подразумевается под понятием «мотивированное мнение».

Это мнение, отражающее воззрение специалистов-налоговиков относительно налогов, сборов, страховых взносов по конкретному соглашению: правильности их расчета, полноты, отсутствия задержек перечисления средств в казну. Оно отправляется компании после того, как НМ проведен. ММ может составляться по инициативе и фирмы, и налоговиков.

Вопрос №2. Компания подала заявку на НМ. Через некоторое время ее руководители посчитали, что им выгоднее работать без НМ. Смогут ли они отменить заявку? Что необходимо предпринять?

О решении отказаться от проведения НМ следует оповестить налоговую письменно – отозвать ранее поданное заявление. Но если решение о НМ уже принято, то отказаться можно лишь через год.

Вопрос №3. Какой период и срок охватывает НМ?

Периодом НМ выступает календарный год. Временной отрезок проведения – январь-сентябрь включительно. Окончание – 1 октября.

Вопрос №4. При прекращении НМ по вине организации налоговая уведомляет последнюю в письменном виде. Каковы сроки подачи такого сообщения?

Обратите внимание

Уведомить компанию о прекращении НМ следует не позже, чем через 10 дней после допущенного нарушения. Крайний срок – 1 сентября того года, который наступает за периодом НМ.

Вопрос №5. Какое основное отличие НМ от выездных проверок?

НМ проводится добровольно по инициативе компании. Он реализуется в режиме реального времени и предусматривает рассмотрение документов уже сейчас, а не через год или два.

https://www.youtube.com/watch?v=1uUwh2nElVk

Одно из главных преимуществ НМ состоит в том, что он способен избавить организации от налоговых проверок – и выездных, и камеральных. Но применять его вправе не все компании. НМ возможен только для крупных предприятий с миллиардным оборотом и стоимостью активов.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Источник: http://online-buhuchet.ru/nalogovyj-monitoring/

Дмитрий Кириллов: Кому и зачем нужен налоговый мониторинг

С 1 января вступили в силу поправки в первую часть Налогового кодекса, вводящие принципиально новую форму налогового контроля.

Это налоговый мониторинг, который проводится по решению налогового органа на основании заявления налогоплательщика.

Концепция законопроекта разрабатывалась два года, в это время действовали пилотные проекты с пятью крупными налогоплательщиками, и они, как и ФНС, признали эксперимент успешным.

Основные характеристики

Налоговый мониторинг в течение года заменяет камеральные и выездные налоговые проверки на постоянный (при необходимости – онлайн) доступ налогового органа к документам, информации и информационным системам налогоплательщика. Порядок доступа определяется регламентом информационного взаимодействия, который согласуется в отношении конкретного налогоплательщика.

Читайте также:  Как облагать ндфл увольнительные, выплаченные в разные годы

Закон устанавливает ряд критериев для потенциальных участников мониторинга:

1) сумма подлежащего к уплате НДС, налога на прибыль, акцизов и НДПИ от 300 млн руб. в год;

2) налогоплательщик в предшествующем году должен обратиться с просьбой о налоговом мониторинге;

3) сумма доходов в предшествующий год – от 3 млрд руб.;

4) не менее этой величины должна быть и стоимость активов.

Первоначально в законопроекте эти критерии были выше (500 млн, 5 млрд и 10 млрд руб. соответственно), но в ходе обсуждения были смягчены. По оценкам ФНС, количество потенциальных участников налогового мониторинга – порядка 2000 организаций.

Урегулирование спорных вопросов налогообложения в ходе налогового мониторинга осуществляется посредством мотивированных мнений налоговиков.

Мотивированное мнение может быть направлено налогоплательщику по инициативе налоговиков, если те выявят ошибки или расхождения в представленных документах и потребуют их устранить.

Налогоплательщик может и сам запросить мотивированное мнение, чтобы избежать неоднозначного толкования законодательства и расхождений в правовой оценке своих операций.

Мотивированное мнение можно оспорить в ходе взаимосогласительной процедуры в ФНС.

Важно

Если налогоплательщик согласился с мнением ФНС и скорректировал данные налогового учета или налоговой декларации, он освобождается от пени и штрафа. Для участия в налоговом мониторинге с 1 января 2016 г.

заявление об этом нужно подать до 1 июля 2015 г. Для участников консолидированной группы налогоплательщиков эти сроки смещены на год вперед.

Подобные формы взаимодействия налогоплательщиков и налоговиков используются в Великобритании, США, Канаде, Нидерландах и еще почти в двух десятках государств.

Несмотря на технические отличия подходов налоговых органов в различных юрисдикциях, их сущность сводится к одному: налогоплательщик и налоговый орган взаимодействуют постоянно, в оперативном режиме, и согласуют подходы к налогообложению хозяйственных операций без вынесения полномасштабного налогового спора в суд.

Преимущества

Есть два ключевых достоинства налогового мониторинга для налогоплательщиков.

Первое и основное – это возможность избежать процедуры (особенно выездной проверки), которая является для организации несомненным стрессом: нарушение нормального рабочего ритма бухгалтерии, необходимость подготовки большого объема документов, предоставление объяснений проверяющим, а по итогам проверки – длительная административная и судебная тяжба. Модель налогового мониторинга устраняет саму процедуру проверки и спор по ее результатам. Спорные позиции должны согласовываться в ходе налогового мониторинга.

Второе преимущество – это возможность для менеджмента организации планировать бизнес с учетом позиции налогового органа, заранее согласованной с помощью мотивированных мнений.

Закон не только позволяет организации отреагировать на мотивированное мнение налоговиков, но и сделать «работу над ошибками» путем подачи уточненной налоговой декларации и уплаты доначисленного налога.

Если организация видит налоговые риски, она может запросить мотивированное мнение самостоятельно, а при необходимости представить свои аргументы в ходе взаимосогласительной процедуры и спланировать налоговый учет исходя из позиции налоговиков.

Проблемы

Наряду с этими удобствами новой форме налогового контроля присущи и некоторые недостатки. Прежде всего, это отсылочные нормы в тексте закона.

Форма и требования к регламенту информационного взаимодействия, форма заявления о проведении налогового мониторинга, порядок направления налогоплательщику требования о представлении документов, порядок представления документов в электронном виде, форма и требования к составлению мотивированного мнения – все это предполагается урегулировать актами ФНС. Они будут обладать меньшей юридической силой, чем закон, поэтому можно предположить значительное количество споров по содержанию этих актов и практике их применения.

Есть и вопрос раскрытия налогоплательщиками информации. Он имеет технический характер: организации используют различные электронные системы учета, протоколы передачи данных, политики информационной безопасности и т. д. Актуален и вопрос объема и периодичности раскрытия данных учета налоговикам: будет ли это полноценный доступ онлайн или периодические срезы по регистрам налогового учета.

Налоговый мониторинг не устраняет контроль соответствия рыночных цен как еще одну контрольную нагрузку на налогоплательщика. Теперь территориальные органы ФНС обязаны информировать центральный аппарат о фактах контролируемых сделок, а ФНС должна проводить по ним проверки. Мотивированное мнение по соответствию цен в таких сделках налоговые органы направлять не вправе.

Закон не определил виды налогов, к которым применяется мониторинг. Если исходить из того, что это все налоги и сборы, необходимо будет отследить практику реализации мониторинга с учетом различных отчетных и налоговых периодов по разным налогам и сборам, а также с учетом процедуры возмещения НДС из бюджета.

Совет

Еще одна проблема: организация может запросить мотивированное мнение по вопросам «совершенных фактов хозяйственной жизни организации». А вот чтобы уточнить позицию чиновников заблаговременно перед совершением сделки для оценки будущих налоговых рисков, придется по-прежнему запрашивать разъяснения Минфина и прибегать к помощи налоговых консультантов.

В ряде случаев организация может получить налоговую проверку и в ходе налогового мониторинга. Например, если не выполнено мотивированное мнение налогового органа или к возмещению из бюджета предъявлен налог, а его сумма к уплате уточнена. Таким образом, условие мониторинга – определенный уровень сотрудничества налогоплательщика с налоговым органом и регулярное пополнение бюджета.

Налоговый мониторинг – революционное нововведение. Эта форма налогового контроля может существенно облегчить жизнь крупным налогоплательщикам, которые готовы оперативно раскрывать налоговикам данные налогового учета.

Но некоторые налогоплательщики могут занять выжидательную позицию, пока не станет понятна практика использования подзаконных актов ФНС, о которых говорилось выше, и пока не сформируется судебная практика по возможным спорам по результатам мониторинга.

Источник: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/01/26/komu-i-zachem-nuzhen-nalogovyj-monitoring

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля

Что такое налоговый мониторинг

С 1 января 2015 года в России появилась новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (п. 8 ст. 1, ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Суть заключается в том, что организация добровольно в режиме реального времени, то есть в онлайн-режиме, предоставляет инспекторам доступ к своим первичным документам, налоговым регистрам, данным бухгалтерского и налогового учета, а также к другой информации. Это позволит контролировать правильность расчета налогов без выездных и камеральных проверок. И организация сможет своевременно исправлять допущенные ошибки, получив письменные рекомендации инспекции.

Это следует из положений раздела V.2 НК РФ.

В каких случаях проводят налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг – дело добровольное, но не для всех желающих. Поэтому, если компания заинтересована в новой форме отношений с инспекцией, сначала ей нужно определить, соответствует ли она установленным критериям. И если соответствует, подать в инспекцию заявление о проведении налогового контроля.

Основанием для проведения налогового контроля будет положительное решение инспекции на поданное заявление.

Это следует из положений пунктов 1, 2, 3 статьи 105.26 НК РФ.

Всем ли организациям доступен мониторинг? К сожалению, нет. Провести его могут только в крупных организациях с большими объемами налоговых платежей (п. 3 ст. 105.26 НК РФ). О том, какие именно установлены ограничения, см. Условия, при которых возможен налоговый мониторинг.

За какой период проводят налоговый мониторинг

Период, который может быть охвачен налоговым мониторингом, составляет календарный год.

При этом воспользоваться мониторингом удастся только с 1 января 2016 года. Дело в том, что в рамках этой процедуры инспекции должны контролировать деятельность организаций с 1 января по 31 декабря включительно. Но перед этим организация должна подать заявление о проведении мониторинга и получить из инспекции положительное решение.

Получается, что даже если подать заявление в 2015 году (например, в январе), то при положительном решении проверяемым периодом будет период с 1 января по 31 декабря 2016 года. Закончить мониторинг этого периода инспекция должна 1 октября 2017 года.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.26 НК РФ.

Внимание: участники консолидированной группы налогоплательщиков вправе применить положения раздела V.2 части 1 НК РФ с 1 января 2016 года. То есть только в 2016 году они смогут подать заявление о проведении налогового мониторинга в 2017 году (п. 2 ст. 2 Закона от 4 ноября 2014 г. № 348-ФЗ).

Как подать заявление о налоговом мониторинге

Чтобы инспекция приступила к налоговому мониторингу со следующего года, заявление о его проведении нужно подать не позднее 1 июля текущего года (п. 3 ст. 105.26, п. 1 ст. 105.27 НК РФ). Форма такого заявления утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

К заявлению о проведении мониторинга приложите:

  • регламент информационного взаимодействия. Форма и требования к регламенту утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • информацию об организациях и физических лицах, которые прямо и (или) косвенно участвуют в вашей компании, если доля такого участия составляет более 25 процентов;
  • учетную политику для целей налогообложения организации на текущий год.

Это следует из положений абзаца 3 пункта 6 статьи 105.26 и пункта 2 статьи 105.27 НК РФ.

Если вы подали заявление о проведении налогового мониторинга, а потом решили отказаться от такой формы налогового контроля, то сообщите об этом в инспекцию письменно. Важно успеть это сделать до того, как проверяющие примут свое решение о мониторинге (п. 3 ст. 105.27 НК РФ). Если решение уже принято и оно положительное, то отказаться от него не удастся.

Принять решение налоговая инспекция обязана до 1 ноября года, в котором вы подали ей заявление. И в течение пяти дней после этого вам должны направить:

  • либо решение о проведении налогового мониторинга. Форма такого решения утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184;
  • либо мотивированный отказ в проведении такой процедуры. Форма решения об отказе в проведении мониторинга утверждена приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Отказать в проведении служба налогового мониторинга может в трех случаях:

  • если организация не представила (представила не в полном объеме) обязательные документы (информацию);
  • если организация в принципе не отвечает условиям, при которых возможен налоговый мониторинг;
  • если регламент информационного взаимодействия составлен не по форме и (или) не соответствует требованиям, которые предъявляет к нему ФНС России.

Это следует из положений пунктов 4, 5 и 6 статьи 105.27 НК РФ.

Когда инспекция может прервать налоговый мониторинг

Инспекция вправе прекратить налоговый мониторинг посреди года, если организация:

  • нарушит условия регламента информационного взаимодействия, после чего дальнейшая процедура станет невозможной;
  • в ходе информационного обмена представит недостоверные сведения;
  • дважды (или более) откажет инспекции в представлении документов (информации), пояснений.

О досрочном прекращении налогового мониторинга инспекторы уведомят в письменной форме. Они сделают это в течение 10 дней с момента, когда было допущено нарушение, но не позднее 1 сентября года, следующего за контролируемым периодом.

Такой порядок предусмотрен статьей 105.28 НК РФ.

Как инспекция проводит налоговый мониторинг

Налоговый мониторинг инспекция проводит на своей территории на основании имеющихся у нее:

  • деклараций (расчетов) по налогам;
  • документов, представленных вместе с заявлением о проведении мониторинга;
  • других документов, содержащихся в базе данных инспекции.

Помимо этого инспекция вправе запрашивать дополнительные документы (информацию), связанные с расчетом и уплатой налогов, а также требовать письменные или устные пояснения. Все это следует из положений пунктов 1, 2 и 3 статьи 105.29 Налогового кодекса РФ.

Если инспекция затребовала в ходе мониторинга документы, то вы можете представить их на бумаге (копии или подлинники) или же в электронном виде. Последнее возможно, если документы, которые затребованы у компании, составлены в электронном виде по установленным форматам.

Передать такие документы в инспекцию можно разными способами:

  • выслать в инспекцию по почте;
  • вручить лично представителю инспекции (инспектору, который непосредственно проводит налоговый мониторинг, или сотруднику канцелярии инспекции);
  • направить по телекоммуникационным каналам связи (если документы составлены в электронном виде по установленным форматам).
Читайте также:  Должностная инструкция бухгалтера-кассира - образец 2019

Об этом сказано в пункте 4 статьи 105.29 НК РФ.

Порядок представления документов по телекоммуникационным каналам связи утвержден приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168.

Как оформляют результаты налогового мониторинга

В ходе налогового мониторинга инспекция высказывает свое мнение по вопросам правильности расчета и уплаты налогов и сборов. Свою позицию представители инспекции письменно оформляют в виде мотивированного мнения. Его подписывает руководитель инспекции или его заместитель. Форма и требования к мотивированному мнению утверждены приказом ФНС России от 7 мая 2015 г. № ММВ-7-15/184.

Мотивированное мнение направляют организации. По сути это письменные разъяснения по вопросам налогообложения с выводами о том, правильно ли рассчитаны налоги в той или иной хозяйственной ситуации.

Это следует из положений пункта 1 статьи 105.30 НК РФ.

Мотивированное мнение инспекция составляет либо по собственной инициативе, либо по запросу организации (п. 2 ст. 105.30 НК РФ).

Инициатива инспекции

Если в ходе процедуры сотрудники инспекции не нашли ошибок в расчете или уплате налогов, то мотивированное мнение они не составляют и о таких результатах организации не сообщают. Если же, по мнению проверяющих, нарушения есть, то они оформят мотивированное мнение.

Составить такой документ они должны не позднее чем за три месяца до окончания налогового мониторинга. То есть не позже 1 июля года, следующего за тем, который был охвачен мониторингом.

Направить свое мнение в компанию инспекция обязана в течение пяти рабочих дней после его составления.

Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 105.30 НК РФ.

Инициатива организации

Вы вправе самостоятельно обратиться в инспекцию за письменными разъяснениями, если засомневались в том, правильно ли рассчитали или заплатили налог. Обращаться нужно письменно. В запросе о представлении мотивированного мнения обязательно изложите суть проблемы и свою позицию.

В течение одного месяца со дня получения запроса инспекция даст письменный ответ. При условии что запрос вы подали не позднее 1 июля года, следующего за проверяемым годом. В ответе инспекция опишет свою позицию по ситуации из запроса.

Иногда инспекторы вправе представить мотивированное мнение на один месяц позже. Так они могут поступить, если понадобятся дополнительные документы (информация) по вопросу организации. О продлении срока вас уведомят в письменной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 5 статьи 105.30 НК РФ.

Обратите внимание

Получив мотивированное мнение налоговой инспекции, организация может либо согласиться с ним, либо возразить.

Если вы согласились с выводами и предложениями инспекции, то сообщите ей об этом. Для этого в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения направьте в инспекцию уведомление. К нему приложите документы, подтверждающие выполнение указанного мотивированного мнения (при их наличии).

Если же вы придерживаетесь иной точки зрения и не следуете рекомендациям инспекции, представьте в инспекцию письменные возражения (разногласия). Сделать это нужно также в течение одного месяца со дня получения мотивированного мнения.

Инспекция, получив разногласия, в течение трех рабочих дней перешлет их в ФНС России вместе с документами (информацией) по данному вопросу. ФНС России на основании данных материалов должна инициировать проведение взаимосогласительной процедуры.

Это следует из положений пунктов 6, 7 и 8 статьи 105.30 НК РФ.

После окончания налогового мониторинга инспекция в течение двух месяцев (до 1 декабря года, следующего за годом проведения налогового мониторинга) уведомит компанию о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений. При условии что такие мнения (разъяснения, указания) были ей направлены (п. 9 ст. 105.30 НК РФ).

Как действовать, если ФНС России инициировала взаимосогласительную процедуру

Взаимосогласительная процедура сводится к тому, что специалисты ФНС России рассматривают доводы организации и налоговой инспекции по спорному вопросу. И решают, на чьей они стороне. Если на стороне компании, то изменят мотивированное мнение инспекции. А если на стороне своих коллег – все останется без изменений.

Такую процедуру проведет руководитель ФНС России или его заместитель в течение одного месяца со дня получения разногласий. Процедуру будут проводить совместно с вами и с вашей налоговой инспекцией, которая отвечает за налоговый мониторинг (п. 2 ст. 105.31 НК РФ).

О своем решении ФНС России сообщит организации. Уведомление об изменении мотивированного мнения либо об оставлении мотивированного мнения без изменения вам выдадут на руки или направят в течение трех дней со дня его составления.

Важно

Организация в течение одного месяца со дня получения такого уведомления должна сообщить в инспекцию о своем решении. Согласна она в итоге с официальной позицией налоговой инспекции или нет.

Такой порядок следует из положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 105.31 НК РФ.

Плюсы налогового мониторинга

Основной плюс налогового мониторинга в том, что благодаря ему организация будет избавлена от налоговых проверок. Ведь за периоды, которые попали под мониторинг, инспекции не могут проводить ни камеральные, ни выездные проверки. Исключение составляют:

1) камеральные проверки, которые проводятся:

  • если организация представила налоговую декларацию (расчет) позже 1 июля года, следующего за годом мониторинга;
  • если организация представила декларацию по НДС (акцизам), в которой заявлено право на возмещение налога;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию (расчет), в которой отразила уменьшение суммы налога к уплате в бюджет или увеличение суммы полученного убытка.

Это следует из положений пункта 1.1 статьи 88 НК РФ.

2) выездные проверки, которые проводятся:

  • вышестоящим налоговым органом в отношении налоговой инспекции, проводившей налоговый мониторинг;
  • при досрочном прекращении налогового мониторинга;
  • если компания не выполнила указания, данные инспекцией в рамках налогового мониторинга;
  • если организация подала уточненную декларацию за период, который контролировался в рамках налогового мониторинга, и отразила в этой декларации уменьшение суммы налога к уплате в бюджет.

Это следует из положений пункта 5.1 статьи 89 НК РФ.

Источник: http://NalogObzor.info/publ/nalogovye_proverki/kak_provoditsja_nalogovyj_monitoring/14-1-0-976

Налоговый мониторинг: как работает и зачем нужен?

В начале ноября Президент России подписал закон, который вводит добровольный превентивный налоговый контроль для крупных организаций — так называемый налоговый мониторинг.

Закон вступает в силу с 1 января 2015 года, а ряд его положений, касающийхся  консолидированной группы налогоплательщиков — с 1 января 2016 года.

Попробуем разобраться, что налоговый мониторинг будет из себя представлять на практике.

Область применения

Пока заключить с ФНС соглашение о налоговом мониторинге могут только крупные компании. Для этого нужно ежегодно платить более 300 млн. рублей налогов и иметь годовой доход и общую стоимость активов не менее трех млрд. рублей.

По соглашению о налоговом мониторинге организация обязуется  раскрыть для налоговой инспекции в реальном времени данные своего бухгалтерского и налогового учета, информацию по сделкам.

Взамен она получает преимущества в виде прекращения выездных налоговых проверок и возможности понимать налоговые последствия совершения нестандартных сделок.

Налоговые органы обязаны давать разъяснения и консультации налогоплательщику по любым спорным вопросам налогообложения, кроме трансфертного ценообразования.

Совет

Суть новшества заключается в обеспечении тесного взаимодействия бизнеса и налоговой службы в реальном времени для достижения взаимовыгодных результатов.

 Преимущества использования налогового мониторинга для бизнеса:

  • прекращение выездных проверок налоговых органов;
  • снижение фискальных рисков (получения штрафов, расходов на судебное урегулирование конфликтов и других);
  • доступ к экспертизе специалистов ФНС;
  • понимание налоговых последствий всех совершаемых нестандартных сделок;
  • стабильность и определенность в налоговой нагрузке, что позволяет повышать инвестиционную привлекательность бизнеса.

 Преимущества использования налогового мониторинга для ФНС:

  • возможность оперативнее и лучше контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов;
  • улучшение прогнозируемости объемов налоговых поступлений;
  • повышение эффективности: сокращение расходов на проведение налоговых проверок и разрешение налоговых споров.

Опыт применения

Налоговый мониторинг около десяти лет назад придумали в Голландии.

Когда там проводили «пилот» этого новшества, его участники — два десятка крупных налогоплательщиков страны — по итогам указали на уменьшение административной нагрузки и рост инвестиционной привлекательности.

Многие другие страны переняли голландский опыт, оценив пользу налогового мониторинга для предотвращения применения бизнесом схем ухода от налогов: практика быстро прижилась в Великобритании, США, Германии и других государствах.

В России итоги «пилота» тоже можно признать удачными. Он стартовал в декабре 2012 года, когда c ФНС соответствующие соглашения заключили «Интер РАО ЕЭС», «РусГидро», МТС, российское представительство Ernst & Young и «Северсталь».

В EY отмечают, что с налоговиками встречались регулярно в течение всего время действия соглашения для прояснения применяемого порядка налогового учета операций и обсуждения других вопросов. «Проверяющие стали лучше понимать структуру и особенности нашего бизнеса, порядок учета, снизилось количество претензий.

Выездные проверки последний год вообще не проводились, а объем запрашиваемой информации по камеральным проверкам сократился примерно на 25%», — поделился с РБК (http://top.rbc.ru/economics/27/05/2014/926354.shtml) партнер налоговой практики ЕY Иван Родионов.

В «РусГидро» рассказали о плотном общении с налоговиками в еженедельном режиме.

За время действия «пилота» его участники получили разъяснения по 50 запросам, рассказал «Ведомостям» (http://www.vedomosti.ru/finance/news/35668741/fns-bez-proverok) заместитель руководителя ФНС Сергей Аракелов. Удалось урегулировать некоторые налоговые споры, дошедшие до судов.

По информации ФНС, число налоговых споров у части компаний сократилось в разы. Например, мировым соглашением окончился суд ФНС и «Интер РАО» на общую сумму 37,1 млн рублей.

Обратите внимание

Согласно «Ведомостям», в МТС и «РусГидро» довольны снижением фискальных рисков за счет повышения  предсказуемости налогового регулирования.

Но при расширенном информационном контакте с налоговой инспекцией перед компаниями встает и вопрос о степени раскрытия данных. По информации «Ведомостей» «полную открытость» обеспечили только «Русгидро», «Северсталь» и «Интер РАО». Другие компании ограничились согласованным перечнем данных, сославшись на «специфику деятельности».

Как считают в компаниях-участницах «пилота», главное преимущество налогового мониторинга — предварительное урегулирование споров, которым недальновидно рисковать ради сокрытия каких-либо нелегальных схем.

Судьба проекта

По оценкам ФНС, в России на сегодняшний день только две тысячи налогоплательщиков отвечают требованиям, допускающим участие в программе налогового мониторинга. Большинство из них работает в сфере финансов и промышленного производства.

Так что в ближайшие год-два, видимо, не стоит ожидать бума в виде роста бюджетных поступлений или большого числа компаний, присоединившихся к программе налогового мониторинга — интерес к программе, по словам Сергея Аракелова, проявили пока 20-30 компаний.

Вполне вероятно, что со временем больше налогоплательщиков смогут поучаствовать в налоговом мониторинге.

Не исключено, что если эксперимент будет признан удачным, требования к объему выручки для входа в программу будут снижены, и она станет доступнее для более широкого круга налогоплательщиков.

Другой вопрос, что самой ФНС для запуска проекта налогового мониторинга на федеральном уровне (хотя бы только для крупных компаний) при её текущей, очевидно немалой загрузке, потребуются существенные дополнительные ресурсы, включая обучение сотрудников, разработку стандартизированных процедур оперативного обмена информацией с налогоплательщиками и т.п., которые также не возникнут в одночасье.

Так что налоговый мониторинг обещает быть делом долгим, но, несомненно, полезным.

Источник: https://blog.ucmsgroup.ru/tax-monitoring/

Налоговый мониторинг: цель проведения. Служба налогового мониторинга :

Государство не доверяет предпринимателям. Часто оно имеет для этого существенные основания. Чтобы держать ситуацию под контролем, используется множество рычагов. Отчетность и проверки – только этим делом не ограничивается. Не менее важен и как форма налогового контроля налоговый мониторинг.

Читайте также:  Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2019-2019 годах?

Вводная информация

Начать следует с определения. Налоговый мониторинг – это форма надзора, которая позволяет проверять, правильно ли были проведены все исчисления, полностью ли и своевременно ли перечислены налоги, сборы, страховые взносы, которые возложены на плательщиков.

Он являет собой способ расширенного информационного сотрудничества. В таком случае предусматривается, что организация предоставляет в реальном времени доступ налоговому органу к данных учета. Взамен он может получить право на запрос мотивированного мнения по вопросу последствий совершаемых сделок.

Важно

Проведение налогового мониторинга позволяет ускорить решение спорных ситуаций о применении законодательства и позволяет избежать в будущем доначисления сумм пеней, штрафов и налогов. Дополнительно, это снижает бремя контроля.

Если введен режим мониторинга, то налоговые органы не могут проводить проверки кроме отдельных оговоренных случаев.

Как обращаться с просьбой о его проведении?

Налоговый мониторинг как новая форма налогового контроля зарекомендовал себя весьма неплохо. Чтобы провести его в организации, необходимо подать заявлении и соответствовать следующим условиям:

  1. Сумма акцизов, налогов на добавленную стоимость, прибыль организации, добычу полезных ископаемых за календарный год, предшествующий подаче просьбы, должна составлять не меньше 300 миллионов рублей без учета средств, которые были уплачены при перемещении товаров через таможенную границу. Если разговор идет о консолидированной группе плательщиков, то выводится совокупное значение.
  2. В календарном году, предшествующему подаче заявления, суммарный объем полученных доходов согласно данным отчетности, должен составлять не менее трех миллиардов рублей.
  3. Совокупная стоимость активов на 31 декабря должна быть как минимум 3 млрд р.

Как видите, подобный вариант заточен на его использование крупными субъектами предпринимательской деятельности. Теперь давайте про порядок обращения:

  1. Заявление может быть подано организаций, по отношению к которой налоговый мониторинг не проводится. Сделать это необходимо не позднее 1 июля.
  2. Заявление должно соответствовать утвержденной форме №ММВ-7-15/323.
  3. Также необходимо предоставить регламент информационного взаимодействия.
  4. Данные об юридических и физических лицах, которые косвенно и/или прямо участвуют в процессах деятельности организации. Но при этом их доля должна превышать 25%.
  5. Внутренние документы, регламентирующие систему внутреннего контроля.
  6. Учетная политика.

О сроках и периодах, а также про проверки и отказы

Один календарный год. Именно такой период, за который проводят налоговый мониторинг. Срок немногим больше – начинается он первого января, а заканчивается 1 октября года, что следует за началом проверки. Пока идет период проверки, налоговые органы не имеют права осуществлять камеральные и выездные изучения положения. Но здесь есть исключения:

  1. Предоставляется налоговая декларация за отчетный период после первого июля года, следующего за периодом.
  2. Досрочное прекращение мониторинга.
  3. Предоставляется уточненная налоговая декларация, в которой сума налога, подлежащая уплате в бюджетную систему, уменьшена (увеличен размер полученного убытка).
  4. Проводится выездная проверка в порядке контроля за деятельность органов, осуществляющих мониторинг.
  5. Плательщик не выполняет мотивированное требование налоговой структуры.

Получив заявление и необходимые документы, руководитель органа должен принять до первого ноября одно из двух решений:

  1. Провести налоговый мониторинг.
  2. Отказать.

Во втором случае необходимо, чтобы принимаемое решение было мотивированным. Основанием для отказа является:

  1. Непредоставление требуемой информации (полностью или частично).
  2. Несоблюдение организацией выдвигаемых условий.
  3. Несоответствие требованиям регламента информационного взаимодействия.
  4. Используемая организацией система внутреннего контроля не удовлетворяет установленным требованиям.

Решение о проведении или отказе направляется в течение пяти дней после его принятия.

Порядок проведения и мотивированное мнение

Мониторинг осуществляется уполномоченными должностными лицами, трудящимися в налоговом органе по месту нахождения. Они могут истребовать пояснения и документацию. Особенно важным является мотивированное мнение.

Используется оно для отражения позиции налогового органа относительно вопросов правильности удержания, полноты и своевременности перечисления платежей. Может быть составлено как по инициативе проверяющей структуры, так и по запросу организации.

Первый случай имеет место быть при установлении факта, свидетельствующего о неправильно удержании платежей, их несвоевременности или неполноте. Запросы направляют в тех случаях, если в организации есть определенные сомнения или неясности по конкретным вопросам.

В нем должна быть изложена позиция (не)коммерческой структуры, по отношению к которой и проводился мониторинг. Направлять запрос необходимо не позднее первого июля года, следующего за периодом. В таком случае мотивированное мнение получается через один месяц со дня его передачи налоговому органу.

Этот срок может быть продлен. Максимум – на один месяц. Делается это в тех случаях, когда необходимо истребовать дополнительную документацию. О таком решении сообщается в письменной форме в течении трех дней после принятия соответствующего решения.

Взаимосогласительная процедура

Налоговый мониторинг как форма налогового контроля хорошо себя зарекомендовал. Но это не значит, что здесь не существует конфликтов интересов.

Так, в случае наличия несогласия с предоставленным мотивированным мнением в течение одного месяца после получения организация может направить сообщение с разногласиями в налоговый орган. В течение трех дней с момента их получения инициируется взаимосогласительная процедура.

Решение об этом направляется в федеральный орган исполнительной власти, который отвечает за контроль и надзор в сфере налогов и сборов.

Совет

После того как получены данные о разногласиях, а также все необходимые материалы, начинается взаимосогласительная процедура. Длится она один месяц. К процедуре привлекается налоговый орган, составивший мотивированное мнение, а также организация, которая не удовлетворена ним.

По результатам уведомляется о принятии решения, об его изменении или оставлении в существующем виде. Организация имеет месяц с момента получения информации для того, чтобы заявить о своем не/согласии.

Налоговый орган должен не позднее двух месяцев с момента окончания мониторинга уведомить проверяемую структуру о наличии или отсутствии невыполненных мотивированных мнений, которые были направлены.

Причины внедрения

Почему же вводится такая налоговая проверка? Мониторинг является следствием политики, когда осуществляется переход от контроля к прозрачности и взаимовыгодному сотрудничеству.

Ведь если думать в оптимальном русле, то ведь честной компании нечего скрывать от государства.

Если все налоги и сборы платятся, то почему бы не воспользоваться возможностью облегчения бюрократической нагрузки? Более того, в случае допущения определенных оплошностей их можно оперативно устранять, избегая проблем в будущем.

Цель налогового мониторинга – выстроить взаимовыгодные отношения. Для этого организация должна добровольно в режиме реального времени предоставлять инспекторам доступ к первичным документам, данным учета, налоговым регистрам, а также иной информации.

Все это позволяет контролировать, правильно ли рассчитываются платежи, не проводя при этом выездных и камеральных проверок. Конечно, в условиях, когда есть желание уклониться у очень большого участников хозяйственных взаимоотношений, такая позиция приводим к многочисленному неодобрению. Поэтому было решено начать с крупных предприятий.

А затем, можно надеяться, налоговый мониторинг в РФ будет становиться все более доступным.

Основа для работы

Налоговое регулирование является комплексом мер косвенного влияния государства на экономику. Сейчас стоят цели с совершенствованием системы управления. При этом необходимо работать не только с налоговым регулированием, но и администрированием. Следует сосредоточиться на создании стабильной и эффективной системы.

При этом налоговый мониторинг является многофункциональным понятием. Он может исследовать окружающую реальность, процессы, явления, механизмы.

Контрольная его функция неразрывно связана с необходимостью осуществления надзора за оперативностью уплаты налогов со стороны государственных органов. В конкретном данном случае она выступает механизмом дисциплины.

Обратите внимание

Для федеральной налоговой службы это выгодно тем, что использование такого подхода позволяет лучше контролировать соблюдение законодательства, делать это быстрее и оперативно.

Введение «раннего» контроля позволяет своевременно регистрировать и рассматривать потенциальные осложнения будущих проблем, чтобы затем вносить корректировки и поправки для их незамедлительного устранения. Основная исполняемая задача – сбор объективной информации о текущей деятельности плательщика.

Организация налогового мониторинга делает упор на четкое определение правильности исчисления налогов и сборов. При этом на первый план выводится бухгалтерская открытость компании для инспекторов.

В будущем, вероятно, ставка будет сделана на службу налогового мониторинга и из дополнительного свойства, как сейчас, подобный подход станет основополагающим.

О направлениях

Для повышения эффективности всей системы необходимо стремиться к целевой обработке данных с их последующей передачей к информированию и исполнению. Для этого осуществляется разбивка на два направления:

  1. Мониторинг конкурентоспособности налоговой системы. Это тесно связано с необходимостью эффективного обеспечения регулирования экономики как в целом, так и ее отдельных сегментов.
  2. Мониторинг налоговых рисков государства. Проявляется в потребности увеличения уровня эффективности осуществляемого налогового регулирования.

Если кратко, то оба направления преследуют одну и ту же цель – улучшение эффективности действующей системы. Только подходят они к ней с разных позиций.

Так, обнаружение несовершенства действующего законодательства, неточная и некачественная изученность особенных вопросов, расхожие итоги регулирования, инициация исследований конкурентоспособности, сравнение с положением в других странах – все это позволяет улучшать эффективность действующей системы путем ее модернизации. Такой подход позволяет оценить все уровни как в рамках отдельных субъектов хозяйствования, так и всего государства. И про еще одно свойство, которая имеет такая налоговая проверка. Мониторинг выступает в виде пассивной формы контроля. Упор делается на наблюдение и исследования. При этом формируются такие взаимоотношения, которые позволяют предупредить рисковые операции. В таком случае и не нарушается законодательство, и сохраняются средства организаций.

О внедрении и перспективах

Мониторинг налогового контроля, а не проверки, был впервые внедрен в 2012 году. Тогда был начат пилотный проект с участием пяти организаций.

Им необходимо было предоставлять первичную отчетность, а также документы, позволяющие подтвердить правильность исчисления налогов и сборов, которые могли понадобиться ответственным органам, чтобы известить об обстоятельствах, содержащих риск.

Плательщики были обязаны оповещать о своих решениях относительно конкретных вопросов. А ему давали советы по спорным моментам относительно формулировки налогового законодательстве. Результаты пилотного проекта признали отличными. Отмечалось систематическое взаимодействие.

В начале запуска пилотного проекта количество проявивших к нему интерес компаний составило 2-3 десятка. Но уже в 2015 такой подход привлек внимание около двух тысяч налогоплательщиков. Для доступа к информации в любое время была введена работа в режиме реального времени.

Начал работать обеспечивающий правовую базу закон только с 2015 года. Хотя некоторые положения вступили в силу лишь в 2016. В перспективе, широкое внедрение этого института позволит достигнуть ряда преимуществ. Сегодня у налогоплательщиков есть выбор: или систематически и оперативно поставлять необходимые документы, или же открыть доступ инспекторам к информации.

Заключение

Человеческая цивилизация идет по пути совершенствования. Хотя не всегда это движение вверх по прямой, но такой подход, как налоговый мониторинг – это, безусловно, шаг вперед. Новшество в данном случае заключается в организации прямого взаимодействия между субъектами хозяйствования и государственными органами, которое осуществляется в режиме реального времени.

Итог – приобретение взаимовыгодных результатов. Можно действовать оперативно, быстрее, предупредительно контролировать соблюдение налогового законодательства, правильно исчислять и своевременно уплачивать все платежи.

Внедрение налогового мониторинга позволит развить совершенно другой уровень взаимоотношений между фискальными органами и компаниями, повышая качество осуществляемого администрирования.

Источник: https://BusinessMan.ru/nalogovyiy-monitoring-tsel-provedeniya-slujba-nalogovogo-monitoringa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector