Ведение бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях – особенности в организации, применяется форма, материальных ценностей

Бухгалтерский учет основополагающее управленческое звено для непроизводственных организаций. Он способствует устранению уклонений от положенных норм. Чем же в бюджетных организациях отличен бухучет?

Под бухучетом в организациях бюджетной принадлежности подразумевается системный учет всех операций с бюджетным капиталом.

Реализовывается процесс соответственно «Закону о бюджетной классификации», «Инструкции по бюджетному учету» и прочим нормативно-правовым актам.

Обратите внимание

Но за последние годы нормативы о бухучете претерпели немало видоизменений. Каковы же нюансы ведения бухучета для бюджетных учреждений?

В качестве источника предоставления бюджетных средств выступает государственный орган РФ, субъект РФ либо территориальные органы самоуправления, обладающие соответственным правом по действующему законодательству.

Финансироваться государством вправе государственные организации и учреждения прочих форм собственности, располагающие правом на подобное обеспечение. Адресоваться средства из бюджета могут на разнообразные цели.

При бюджетном финансировании организации бухгалтер обязан знать, каким образом квалифицировать поступившие средства и как их учитывать. Для правильного отображения полученных денег требуется определение характера средств.

Бюджетный бухучет обладает специфичными отличиями. К таковым, в частности, причисляются:

  • организация учета на основании статей бюджетной классификации;
  • контролирование реализации сметы расходов;
  • разделение фактических расходов и кассовых;
  • отличия учета по отраслям.

Наличие характерных нюансов бухучета в бюджетных организациях обуславливает потребность дополнения общих задач учета более конкретизированными.

Определения

Бюджетными называются организации, чья главная деятельность всецело либо отчасти обеспечивается бюджетом на основании смет по доходам/расходам.

Непременным при этом обстоятельством становится открытие финансирования по смете, ведение бухучета и отчетности согласно правилам, предопределенных для бюджетных учреждений.

Организации причисляются к бюджетным на основании учредительной документации, устава и решения определенного финансового органа.

Основная задача бюджетной организации не заключается в извлечении прибыли как главной задачи деятельности.

Под бухгалтерским учетом разумеется упорядоченный системный сбор, регистрация и обобщение сведений в денежном эквиваленте об имуществе и обязательствах организации, средствах и их передвижении посредством беспрерывного, тотального и документального учета всех реализовываемых хозяйственных операций.

Основные его принципы

Бухучет в бюджетных организациях должен обеспечить отображение всех абсолютно операций, касающихся исполнения сметы.

Объектами для изучения бухучетом при этом выступают:

  • денежные средства;
  • доходы/расходы сметы;
  • основные средства и активы;
  • запасы;
  • дебиторские задолженности;
  • наличествующие обязательства;
  • финансовые итоги исполнения сметы.

Бюджетный бухучет и формируемая на его базе отчетность основываются на таких принципах как:

Законность Точное соответствие нормам законодательства
Правильность Рациональное использование учрежденных правил
Осмотрительность Разумная и аргументированная оценка фактов
Достоверность Честное отображение в отчетности финансовых операций со следованием соответственным нормативным актам
Независимость Разграниченность отчетных периодов об осуществлении бюджета по годам
Постоянство Стабильность методик учета и учетной политики
Доступность Пользователям должна быть предельно понятна информация бухгалтерской отчетности
Уместность Сведения должны быть полезными при подготовке и окончательном принятии решений
Сопоставимость Вероятность определения предстоящего исполнения бюджета при помощи сопоставления данных бухучета за определенное время
Превосходство формы над содержанием Учет операций должен вестись соответственно их сущности, а не только на основании юридической формы
Своевременность Законодательные и исполнительные органы, непосредственно принимающие решения относительно оценки исполнения бюджета и формирования его проекта на последующий год должны быть своевременно проинформированы
Денежные измерители Все учитываемые операции группируются и отражаются в денежной единице РФ

Правовая база

Системное нормативное регулирование бухучета в госучреждениях заключает в себя четыре уровня:

  1. Бюджетный Кодекс РФ, ФЗ №129 от 21.11.1996 «О бухгалтерском учете», ГК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

Источник: http://buhonline24.ru/otraslevoj-uchet/buhgalterskij-uchet-v-bjudzhetnyh-uchrezhdenijah.html

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Развитие рыночной экономики в стране предусматривает введение во все сферы хозяйственных отношений новых законов, положений и нормативно-правовых актов.

В последнее время все чаще создаются акционерные общества и арендные организации при непосредственном участии физических или юридических лиц.

Помимо прочего происходят существенные изменения в основе организационных средств и источников финансирования организаций.

В результате этого бухгалтерские отделы различных предприятий вынуждены применять совершенно новые методики, с помощью которых может быть отражено введение новых имущественных объектов или взаимоотношений в хозяйственный оборот. Основная методика учета была изменена, как и порядок структурирования уставного капитала и других производственных фондов.

Условия распределения

Требования к ведению

Ведение соответствующего вида бухгалтерского учета сопряжено с целым рядом особенностей. Единая инструкция четко регламентирует общий для всех ситуаций подход к учету в государственных и муниципальных организациях, которые финансируются за счет федерального бюджета. Все осуществляемые операции должны сопровождаться наличием основного первичного пакета документации.

Данные должны быть в обязательном порядке подписаны исполнителем и главой бухгалтерии предприятия. После завершения календарного месяца информация структурируется в хронологическом порядке.

Отчеты составляются и предоставляются представителям контролирующих органов в соответствии с установленными списками и расписанием. Важно обратить особое внимание на то, что балансы коммерческих и бюджетных организаций имеют существенные отличия. Различия заключаются в структуре активов и имеющихся обязательствах.

Бюджетные организации не имеют законных оснований для осуществления коммерческой деятельности, однако прибыль поступает в бюджет предприятия на постоянной основе. Суть ведения соответствующего учета, в свою очередь, заключается в доведении достоверных и корректных сведений о финансовой деятельности организации до лица или организации, которые заинтересованы в получении данной информации.

В качестве пособия может выступить и действующий Бюджетный Кодекс РФ.

Нормативная база

В бюджетное законодательство на ежегодной основе вносится целый ряд изменений и дополнений, которые напрямую связываются с регулированием порядка применения бюджета, ведения учета и с составлением соответствующей отчетности. В данных рамках стоит в деталях рассмотреть перечень нормативной документации для учета в бюджетных организациях в 2019 году.

Данная инструкция устанавливает общий порядок ведения учета в организациях, осуществляющих свою деятельность на средства федерального или регионального бюджета. Стоит отметить, что действие данного документа может распространяться только на правоотношения, которые возникли после 1 января 2009 года.

Работники бюджетных организаций должны использовать при ведении учета не только вышеуказанный нормативный акт, но также и оперативно отслеживать актуальные изменения в действующем законодательстве.

Основные требования к ведению бухгалтерского учета в бюджетных организациях имеют следующий вид:

  • учет может вестись только в рублях;
  • учет должен вестись на постоянной основе с момента государственной регистрации предприятия;
  • учет должен вестись путем внесения двойной записи на бухгалтерских счетах, которые включаются в действующий рабочий план;
  • информация аналитического отчета должна полностью соответствовать оборотам и остаткам в рамках счетов синтетического учета;
  • каждая операция хозяйственного или инвентаризационного характера должна подлежать своевременной регистрации без пропусков;
  • объекты учета на бюджетных предприятиях в каждом конкретном случае определяются исходя из принятого метода учета.

Необходимые бумаги

Все операции, которые проводятся бюджетными организациями, должны быть в обязательном порядке оформлены первичными бумагами. Нормативные документы и их актуальный перечень содержатся в приложении 2 Инструкции №148. При этом вся применяемая документация может быть условно разделена на две подгруппы.

Среди данных документов стоит выделить следующие:

  • формы, связанные со спецификой учета материальных объектов в бюджетных организациях;
  • формы, напрямую связанные с учетом кассовых операций и заработной платы сотрудников предприятия;
  • прочие формы, обладающие индивидуальной спецификой.

Стоит отметить, что уполномоченные лица, которые могут подписывать первичные документы, назначаются руководством предприятия совместно с главой отдела бухгалтерского учета. Каждый первичный документ должен быть составлен непосредственно в момент осуществления каждой конкретной операции.

Виды организаций

Для понимания понятий, на основании которых формируется бухгалтерский учет в бюджетных организациях, необходимо обратиться к действующему федеральному законодательству, регламентирующему порядок работы некоммерческих организаций.

В подавляющем большинстве случаев под бюджетной организацией может пониматься та, которая была создана самим государством. Эти самые организации могут формироваться Российской Федерацией, ее субъектами или органами местного муниципалитета.

По классификации такие предприятия могут быть:

  • автономными;
  • казенными;
  • бюджетными.

В табличном варианте ниже представлено сравнение трех видов государственных учреждений:

Автономные Казенные Бюджетные
Регулирующий документ ФЗ №174 об автономных организациях Бюджетный Кодекс РФ ФЗ №7 о некоммерческих объединениях и компаниях
Деятельность Обслуживание науки, образования, медицины, социальной защиты населения Оказание государственных услуг Обслуживание науки, образования, медицины, социальной защиты населения
Использование средств от коммерческой деятельности На усмотрение Перечисление в региональный или федеральный бюджет На усмотрение
Порядок распоряжения имущественными объектами Необходимо получение согласие фактического собственника объекта
Ответственности Отвечают по обязательствам активами Отвечают по обязательствам с помощью денежных средств. Отвечают по обязательствам активами
Основной источник финансирования Субсидии Бюджетная смета Субсидии

Чем характерен бухгалтерский учет в бюджетных организациях

Бухучет представляет собой установленную систему сбора, регистрации и структурирования сведений в денежном выражении об имущественных объектах, обязательствах предприятия, а также об их движении в формате непрерывного учета хозяйственной деятельности.

Среди ключевых задач бухгалтерского учета стоит выделить следующие:

  • формирование корректных и максимально полных сведений о деятельности предприятия, а также о его имущественном положении;
  • обеспечение сведениями, которые необходим внутренним или внешним пользователям отчетной документации для контроля за соблюдением основных положений законодательства РФ в рамках осуществления операций хозяйственного характера;
  • предотвращение рисков минимизации финансовых результатов деятельности организации хозяйственного характера и выявление определенных резервов финансовой стабильности.

Ключевые положения ведения бухгалтерского учета в бюджетных предприятиях регламентируются законодательством о бухучете, учетной политикой организации, а также прочей нормативной документацией.

Основные положения ведения учета заключаются в следующем:

  • под учет попадают имущественные объекты, обязательства и хозяйственные операции, совершенные предприятием;
  • имущество, находящееся в непосредственной собственности организации, учитывается отдельно от объектов, принадлежащих прочим юридическим лицам, но находящихся в распоряжении предприятия;
  • учет должен вестись с момента государственной регистрации организации до фактической реорганизации или полной ликвидации;
  • все операции хозяйственного типа в обязательном порядке подлежат своевременной регистрации в рамках бухгалтерских счетов;
  • текущие затраты учитываются в каждом конкретном случае отдельно.

Стоит отметить, что бюджетные организации в отличии от прочих некоммерческих или коммерческих предприятий не могут утверждать рабочий план бухучета или выбирать форму учета.

Читайте также:  Пересчитывать ли базу по усн, если проданное ос приобретено до перехода на упрощенку?

Дополнительные упоминания

Главные объекты

Бюджетное учреждение, как и любое коммерческое, занимается учетом всех финансовых и хозяйственных операций, которые совершаются в момент непосредственного ведения деятельности. Объекты финансовой сферы в подавляющем большинстве случаев не отличаются от тех, которые присущи коммерческому учету. В их качестве могут выступать, активы, доходы и расходы, а также существующие обязательства.

Принцип построения бюджетной классификации основывается на:

  • классификации доходов действующего бюджета;
  • расходах;
  • классификации источников финансирования для ликвидации бюджетного дефицита;
  • мероприятиях в секторе государственного управления.

Правильная организация порядка

Каждые, даже начинающие, бюджетные предприятия должны в самостоятельном порядке позаботится о разработке организационной части ведомственного порядка и методической части, которая напрямую касается ведения учета.

Учреждения могут на законных основаниях раскрывать следующие сведения:

  • организацию бухгалтерского отдела предприятия;
  • порядок оборота документации;
  • перечень лиц, которые имеют полномочия для проставления своей подписи на первичной документации;
  • порядок и особенности осуществления процедуры инвентаризации;
  • актуальный состав комиссий по инвентаризации;
  • срок выделения средств на хозяйственные нужды предприятия и их максимальную сумму;
  • порядок оценки имеющихся запасов материальных объектов;
  • порядок мониторинга ситуаций хозяйственного характера;
  • особенности бюджетного учета в прочих подразделениях предприятия;
  • порядок определения себестоимости продукции и так далее.

После принятия определенного порядка устанавливается инструкция для ведения бухгалтерского учета.

Что касается возможности изменения порядка, то она возможна только при доскональном обосновании и в соответствии со специальным приказом руководства учреждения.

Все сопутствующие изменения могут быть введены только с 1 января нового финансового года, который следует за годом утверждения положения.

Стандартный план счетов

Учет для бюджетных организаций регламентируется в соответствии с действующим федеральным законодательством, которое устанавливает порядок бухгалтерского учета.

Государственная учетная политика может быть реализована через:

  • план счетов бюджетного счета;
  • порядок отражения определенных операций в рамках использования средств государственного бюджета;
  • специальную корреспонденцию счетов;
  • прочие вопросы учета бюджетного характера.

Все операции, которые проводятся предприятиями, должны быть в обязательном порядке оформлены на основании первичной документации, перечень которой приведен в приложении №2 Инструкции. Для осуществления бухгалтерского учета в рамках бюджетной организации применяются регистры, которые содержат в себе обязательные реквизиты и показатели, приведенные в приложении №3 действующей Инструкции.

Стоит отметить, что бюджетный план счетов на данный момент состоит из 6 пунктов:

Активы нефинансового характера Включается вся информация об основных средствах, о непроизводственных и нематериальных активах, включая землю и недра, а также о начислении амортизации.
Активы финансового характера Данный пункт включает в себя все актуальные сведения и особенности денежных средств и документов организации, о ее финансовых депозитах, а также о всех видах долговых обязательств, включая долги перед бюджетом.
Обязательства Осуществляется учет всех имеющихся долговых обязательств бюджетной организации по кредитным платежам.
Финансовый результат Предназначается для отражения положительной или отрицательной разницы доходов и расходом предприятия. Стоит отметить, что кроме результатов деятельности за текущий отчетный период в данном разделе указываются все финансовые итоги уже прошедших периодов, а также предполагаемые доходы будущих лет.
Санкционирование расходов бюджетных средств Данный пункт предназначается для фиксации актуальных сведений о лимитах полученных обязательств бюджетного характера, а также об ассигнованиях. Стоит отметить, что ответственными за ведение учета на счетах соответствующего пункта будут непосредственные распорядители средств и представители казначейства.
Счета, находящиеся за основным балансом В данных рамках предусматривается счет для непосредственного учета исполнения имеющихся обязательств, а также государственных гарантий, которые должны быть исполнены в скором времени.

Обязанности и права руководства

Необходимо достаточно глубоко рассмотреть ключевые обязательства членов бухгалтерского отдела бюджетного предприятия. Заместитель главного бухгалтера, отвечающий за начисление заработной платы сотрудникам организации занимается выполнением работ по начислению всех разновидностей финансовых выплат.

Что касается заместителя главы отдела по материальной части, то соответствующее уполномоченное лицо производит учет основных средств и заполняет карты на каждый конкретный имущественный объект, ведет учет амортизации и прочих ценностей материального характера. Стоит отметить, что данный сотрудник отдела бухгалтерии может осуществлять вместо главы отдела нанесение индивидуальных номеров инвентаря на объекты основных средств.

Заместитель бухгалтера имеет законные основания для предъявления определенных требований подотчетным лицам по факту требуемого хранения и учета материальных ценностей. Также он может осуществлять ревизии и вносить предложения по модернизации процесса работы отдела и по порядку перераспределения бюджетных средств.

Заместитель главного бухгалтера по финансовым группам ведет работу по становлению финансовой дисциплины на предприятии. Проводка смет хозяйственного и административного характера осуществляется также данным уполномоченным сотрудником бюджетного предприятия.

Он же осуществляет контроль за бухгалтерским балансом и финансовыми потерями, подготавливает платежные поручения и контролирует их своевременную оплату.

Среди прочих обязанностей рассматриваемого уполномоченного лица стоит выделить следующие:

  • оформление первичных бумаг;
  • обработка и перечисление средств на счета-фактуры;
  • выставление счетов и прочих актов клиентам бюджетной организации;
  • ежедневный контроль за оплатой счетов клиентами – сотрудник определяет курсы перечисления средств;
  • контроль за возвратом специальных актов выполненных услуг;
  • непосредственное участие в анализе экономической деятельности предприятия хозяйственного плана;
  • выявление путей для максимальной экономии средств из бюджета.

Исправление ошибок

Если в действующем регистре бюджетного учета обнаруживаются определенные ошибки, то они должны быть исправлены в соответствии с определенным порядком.

Существует следующее пособие для исправления:

  • ошибка за определенный отчетный период, которая была обнаружена еще до предоставления актуального бухгалтерского баланса и не предусматривающая изменений в специальном журнале операций, исправляется с помощью простого зачеркивания тонкой чертой таким образом, что зачеркнутое может быть в дальнейшем прочитано;
  • над зачеркнутой позицией должна быть в обязательном порядке указан исправленный текст и сумма;
  • в специальном регистре учета бюджетных средств, в котором осуществляется исправление ошибки, уполномоченное лицо проставляет на полях пометку «исправлено»;
  • если ошибка была обнаружена до момента предоставления баланса и требует изменения в журнале, то она должна быть дополнена специальной записью бухгалтера последним днем отчетного периода;
  • если ошибка была обнаружена в регистрах бюджетного учета за определенный промежуток времени, за который бухгалтерская отчетность уже была предоставлена в установленном порядке, то помарка исправляется путем внесения бухгалтером дополнительной записи сразу после момента обнаружения ошибки – стоит отметить, что в обязательном порядке должна быть проставлена дата.

Источник: http://buhuchetpro.ru/buhgalterskij-uchet-v-bjudzhetnyh-organizacijah/

Первые дни работы бухгалтером бюджетного учреждения

Опубликовано 23.04.2018 21:19Просмотров: 6190

Крик души: «Я – бухгалтер. Много лет работала в коммерции. А тут недавно предложили попробовать вести учет в бюджетной организации.

Согласилась, да видно зря. Помогите, пожалуйста, с чего начать? А то я уже думаю увольняться».

Встречали такие вопросы на форумах? Мне хочется помочь сделать первые шаги начинающему бухгалтеру бюджетной организации.

Семь лет назад, когда я устроилась работать в свою музыкальную школу сразу на должность главного бухгалтера, за моими плечами был только преподавательский опыт, то есть теоретические знания – как должно быть, и ни дня работы бухгалтером.
Сейчас, наверно, не согласилась бы на такую авантюру.

Но теперь у меня уже есть опыт работы в бухгалтерии бюджетного учреждения, поэтому могу позволить себе дать несколько советов начинающему бухгалтеру в госсекторе.
Первое, с чем необходимо ознакомиться – это план финансово-хозяйственной деятельности и бюджетная роспись на текущий год, чтобы понимать на какие цели предусмотрено финансирование.

Ну и, конечно, выяснить специфику учреждения, по каким кодам финансового обеспечения требуется вести учет. Эту информацию можно почерпнуть в учетной политике. В случае ее отсутствия нужно будет предпринять меры по ее составлению в ближайшем будущем.

Важно

Обязательно проверьте, разнесены ли данные из ПФХД в программе? Это можно сделать путем заполнения формы 737. Если графа 4 заполнилась – то все в порядке,

если нет, то срочно формируйте документы «Плановые назначения».

Следующий шаг, по моему мнению – обратиться к вышестоящей организации с просьбой предоставить перечень отчетов, которые необходимо будет им сдавать с указанием сроков.

Еще один важный момент – выяснить у учредителя процесс финансирования расходов учреждения, в какой момент предоставлять заявки и в какие сроки они будут профинансированы. Попросить предоставить шаблоны заявок и отчетов.
Само собой, нужно обзавестись датированным ежедневником или планингом и прописать в нем сроки отчетности и текущие дела на ближайшую неделю.
Следующий шаг – возьмите последнюю выписку с лицевого счета и сравните остаток средств на конец дня со сведениями, которые отражены в программе.
Для получения этой информации можно построить оборотно-сальдовую ведомость по счету 201.11

или справку по движению денежных средств.

После этого сравнения придет понимание, своевременно ли отражались операции по движению денежных средств на счетах или потребуется время на их восстановление.
Ежедневно следует разносить выписку с лицевого счета, отражая поступления денежных средств с помощью документов «Кассовые поступления»,

«Поступление родительской платы».

Для отражения списания средств со счета и проведения оплаты нужно будет сформировать «Заявку на кассовый расход» или «Кассовое выбытие», для получения наличных денег – «Заявку на наличные (банковская карта)».

При ведении хозяйственной деятельности ваше учреждение будет получать документы от поставщиков, их необходимо будет отражать в программе 1С. В зависимости от содержания операции это могут быть документы: «Услуги сторонних организаций»,

«Покупка ОС, НМА»,

«Покупка материалов» и др.

Естественно, все начисления в программе должны быть отражены только на основании первичных документов.

Помнится, в первый год работы у меня никак не получалось сформировать отчеты «красиво» – кругом была одна краснота. И я не могла понять, что же со всем этим делать и как мне сдать отчеты? Я позвонила сестре в слезах, что у меня ничего не получается, ни одна сумма не закрывается.

Она быстро меня успокоила вопросом: «А ты все услуги начислила?».
Оказывается, я сделала большую ошибку – проводила все оплаты, но совсем не производила начисления. После устранения этого недочета все мои отчеты были сформированы, а моей радости не было предела.
Поэтому регулярно формируйте оборотно-сальдовую ведомость и анализируйте ее.

Читайте также:  Какие кбк по ндфл за сотрудников в 2019 году?

Еще один немаловажный момент – проведите сверку расчетов со всеми поставщиками, с налоговыми органами и внебюджетными фондами, запросите в ИФНС «Перечень налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности», чтобы понимать, все ли отчеты предоставлены.

Составьте список всех «паролей и явок» для работы с различными программами – СУФД, 1С, Web – консолидация и др. (только позаботьтесь о том, чтобы доступ к нему был ограничен).

Выясните сроки выплаты заработной платы в учреждении, чтобы их не нарушить по неосмотрительности.

В конце месяца в обязательном порядке нужно начислить заработную плату и страховые взносы на оплату труда.

Прежде чем перечислить заработную плату сотрудникам, нужно сверить суммы в реестрах на перечисление с остатками по обороткам по соответствующим счетам и в разрезе КФО, чтобы лишний раз убедиться в правильности произведенных расчетов.

Ежемесячно следует проводить начисление амортизации по основным средствам и НМА,

списание затрат,

начисление доходов.

Для того, чтобы избежать лишних ошибок в программе, проводите технологический анализ.

Также есть замечательный «Помощник закрытия периодов», который подскажет, какие обязательные процедуры не были проведены.

Совет

Разработчики 1С заботятся о нас – бухгалтерах, и стараются облегчить нам жизнь. Для этого они предусмотрели такие замечательные возможности как «Обмен с казначейскими системами и учреждениями банка», выгрузка отчетов и в Web – консолидацию и в налоговые органы. Я считаю, что этими средствами обязательно нужно пользоваться.

Пусть вы в какой-то день потратите уйму времени, чтобы научиться их использовать в своей деятельности, зато позже эти умения превратятся в свободную минутку, когда ее будет катастрофически не хватать.

Еще один очень важный момент: если вы пришли в учреждение работать после другого бухгалтера, не поленитесь до начала отчетного периода сверить остатки на конец периода в годовой отчетности за предыдущий период с начальными остатками в программе 1С. Поверьте, это поможет сэкономить время в горячую пору отчетного периода.
И не бойтесь задавать вопросы.

Если столкнулись с проблемой – позвоните учредителю или коллегам. Мир не без добрых людей, и, как говорится, одна голова хорошо, а две – лучше.
Обращаюсь ко всем читателям – если я что-то пропустила, дополняйте список в комментариях.

Источник: https://xn--80abbnbma2d3ahb2c.xn--p1ai/home/uncategorised/pervye-dni-raboty-bukhgalterom-biudzhetnogo-uchrezhdeniia

Бюджетный учет: чем бухучет «бюджетников» отличается от «коммерческого» бухучета

Случаи, когда бухгалтер, меняя работу, переходит из коммерческой структуры в бюджетное учреждение и наоборот, не так уж редки.

В такой ситуации ему необходимо помнить, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и опирается на общие понятия и принципы, однако имеет значительные различия.

О том, в чем именно заключаются эти различия, рассказывает Юлия Вольхина, руководитель проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании СКБ Контур. Данная статья открывает цикл материалов «БухОнлайна», которые будут посвящены особенностям бюджетного учета.

Гражданский кодекс делит организации на коммерческие и некоммерческие. Основная цель коммерческих организаций — получение прибыли. Соответственно, некоммерческими называются организации, для которых прибыль не является самоцелью.

К ним, в частности,  относятся государственные и муниципальные учреждения (п. 8 ч. 3 ст. 50 ГК РФ).

В роли учредителей таких организаций могут выступать как федеральные ведомства, так и органы субъектов федерации и муниципальных образований.

Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ). Помимо «уставного» вида деятельности организация-бюджетник может вести иную работу, только если она не противоречит целям ее создания. Дополнение обязательно должно быть прописано в уставных документах.

Какими нормативными правовыми актами регулируется учет

В вопросах бухгалтерского учета и бюджетные учреждения, и коммерческие организации руководствуются одним и тем же законом — Федеральным законом от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Однако для каждой сферы разработаны дополнительные нормативные правовые акты.

Бюджетники также в работе используют инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета и отдельные — для каждого типа государственных (муниципальных) учреждений: казенных, бюджетных или автономных.

Для коммерческих структур нормативную базу дополняют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, утвержденные Минфином России.

Основные регламентирующие бухучет документы

Вид организацииБазовый нормативный правовой актПлан счетовСостав отчетности
Коммерческие организации Закон № 402-ФЗ от 06.12.11 «О бухгалтерском учете» Приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции к его применению» Приказ Минфина России от 02.07.10 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации»
Государственные (муниципальные) учреждения Приказ Минфина России от 01.12.10 № 157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, государственных и внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» Приказ Минфина России от 29.12.10 № 191н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;приказ Минфина России от 25.03.11 № 33н «Об утверждении инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений»

Обязательства бюджетной организации

Начиная работу в бюджетной сфере, бухгалтер обязательно столкнется со спецификой, касающейся имущественных и финансовых обязательств:

  • государственное (муниципальное) задание выполняется учреждением за счет субсидий из соответствующего уровня бюджета Российской Федерации;
  • имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления;
  • земельный участок предоставляется бюджетному учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования;
  • собственником имущества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование;
  • бюджетное учреждение не может отвечать по обязательствам собственников имущества;
  • учреждение не имеет права распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств и пр.

Эти и другие положения установлены статьей 9 Федерального закона «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ от 12.01.96.

Чем отличаются «коммерческие» и «бюджетные» планы счетов бухучета

В самом бухучете организаций разных форм собственности отличия начинаются с плана счетов. Общей остается суть счетов — учет основных средств и материальных запасов, расчеты с поставщиками, заказчиками, подотчетными лицами и пр. При этом номера и названия счетов не совпадают: счет 10 «Материалы» — в коммерческих и счета 105XX «Материальные запасы» — в бюджетном бухучете.

Бюджетный план счетов таит в себе наибольшие сложности для неопытного бухгалтера. Связаны они с необходимостью контролировать целевое использование выделенных средств. Если в коммерческой организации счет включает в себя всего два разряда, то счета бюджетного учреждения состоят из 26 разрядов. Используется специальная бюджетная классификация.

Итак, в номере счета бюджетного учреждения первые 17 разрядов указывают на аналитический код по классификационному признаку поступлений и выбытий средств. 18-й разряд обозначает код одного из видов финансового обеспечения: приносящая доход деятельность, средства во временном распоряжении, субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и пр. Следующие разряды содержат:

  • 19–21-й — код синтетического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 22-й и 23-й — код аналитического счета Плана счетов бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • 24–26-й — аналитический код вида поступлений, выбытий объекта учета.

Объем отчетности и сроки ее представления

Бухгалтеру, пришедшему в бюджет из коммерческой сферы, придется столкнуться с увеличением объема отчетности в контролирующие органы. Это продиктовано разными принципами деятельности бюджетных и коммерческих структур и соответствующими особенностями правового регулирования.

Если коммерческая организация сдает бухгалтерскую отчетность 1 раз в год, то государственное (муниципальное) учреждение следует специальному графику, который составлен и утвержден Минфином России и соответствующими финансовыми органами. Согласно инструкции и в зависимости от типа организации, бюджетники сдают отчеты:

  • ежемесячно (около 1–5 форм),
  • поквартально (около 5–10 форм),
  • раз в год (от 10 до 30 форм).

Коммерческая организация представляет годовую отчетность в налоговую инспекцию не позже 31 марта года, следующего за отчетным. Эта отчетность состоит из баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Бюджетники готовят гораздо больше форм. Так, получатели бюджетных средств сдают баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130, приказ № 191н).

Также бюджетные и автономные учреждения (приказ № 33н) представляют:

  • баланс государственного (муниципального) учреждения (форма 0503730);
  • отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737);
  • отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (форма 0503721);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (форма 0503769);
  • сведения об остатках денежных средств учреждения (форма 0503779).

Отчетность бюджетного учреждения напрямую зависит от того, из каких источников осуществляется финансирование его деятельности.

Это могут быть субсидии на государственное (муниципальное) задание, собственные доходы учреждения, средства во временном распоряжении, средства по обязательному медицинскому страхованию и пр.

Как и коммерческие компании, бюджетники обязаны представлять баланс учреждения и ряд других форм в территориальную налоговую инспекцию не позднее 31 марта года, следующего за отчетным. Но помимо этого они обязаны в установленный срок представлять бухгалтерскую отчетность своему учредителю.

Структура баланса

На первый взгляд, балансы коммерческой и бюджетной организаций схожи — оба имеют в своем составе актив и пассив, которые разделены на несколько частей. Однако при внимательном рассмотрении опытный бухгалтер обнаружит существенные различия.

Например, бюджетное учреждение обязано отдельно указывать операции с целевыми средствами, собственными доходами, средствами во временном распоряжении.

Если в балансе бюджетного учреждения бухгалтер отражает данные за отчетный и предшествующий год, то в работе с коммерческим учетом готовить баланс придется за отчетный год и два предыдущих.

Обратите внимание

У коммерческой структуры актив делится на внеоборотные и оборотные активы, кругооборот средств составляет основу актива коммерческого баланса.

У бюджетников две составляющие: финансовые и нефинансовые активы, а средства делятся на те, что выражены в денежном эквиваленте, и те, что имеют материально-вещественную форму. Пассив баланса в коммерческой структуре содержит указание на собственные и привлеченные средства.

Последние делятся на долгосрочные и краткосрочные обязательства. Для баланса бюджетного учреждения важно отразить виды расчетов вне зависимости от срока их погашения.

Вместо заключения

Различия между бюджетным бухгалтерским учетом и коммерческим встречаются на любом уровне, будь то объекты учета, обязательства, план счетов или структура отчетности. Они обусловлены прежде всего целью, с которой создается организация,  и особенностями ее финансирования.

Поэтому бухгалтеру, который решил сменить сферу деятельности и перейти в бюджетную организацию, стоит порекомендовать пользоваться специализированной программой для ведения бюджетного учета. Это позволит ему быстрее разобраться в различиях и легче освоить бухучет в новой сфере.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/beginner/2016/8/11366

Особенности бухгалтерского учета в бюджетных организациях

Часто возникают ситуации, когда бухгалтер меняет свое место работы и переходит из коммерческой организации в одно из бюджетных учреждений. При возникновении такой ситуации необходимо всегда помнить о том, что бухгалтерский учет в обеих сферах хоть и работает на общих принципах, но все-таки обладает отличительной особенностью.

Практически все нововведения, которые затронули бухучет в государственных учреждениях, непосредственно единого плана счетов, утверждены Приказом Министерства финансов РФ №16н.

В частности речь идет о таких нововведениях, как:

  • новый сформированный аналитический счет учета 20611 «Осуществление расчетов по заработной плате»;
  • обновленный забалансовый счет 40 «Активы управляющей компании»;
  • были добавлены разъяснения относительно структуры счета не только для АУ, но и БУ;
  • существенно расширен список оснований, согласно которым допускается возможность списание непогашенной дебиторки с забалансового счета;
  • были добавлены разновидности поступлений, которые отображаются на забалансовом счете 17: касательно возврата дебиторки по финансовым потерям прошлых отчетных периодов.
Читайте также:  Как узнать задолженность по земельному налогу?

Помимо этого, в персональные планы счетов были внесены коррективы, ознакомиться с которыми можно в Приказах Минфина №184н, 227н, 228н для АУ.

Объекты

Изначально необходимо помнить, что бюджетом бухучета по праву считаются поступления и применения денежных средств из бюджета.

Под объектом бюджетного бухучета понимается имущество (хозяйственные средства) и каналы его создания в стоимостном выражении, включая их факт наличия и движения, объясняемые различными хозяйственными процессами.

Типы учреждений, сходства и различия

Для возможности разобраться с определениями, которые способны обозначить различные компании, финансирование которых осуществляется из бюджета, достаточно обратиться к ФЗ «О некоммерческих компаниях».

Согласно этому закону, государственные учреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • либо казенные.

Отличия между этими учреждениями представлены в таблице:

 АвтономныеКазенныеБюджетные
Чем регулируется Федеральный закон №174 БК (Бюджетный Кодекс) РФ Федеральный закон №7
Сфера трудовой деятельности Наука, образование, здравоохранение, социальная сфера защиты населения Предоставление различных государственных услуг населению Наука, образование, здравоохранение, социальная сфера защиты населения
Применение денежных средств, полученных в результате трудовой деятельности На свое усмотрение Деньги подлежат перечислению в региональный и федеральный бюджет На свое усмотрение
Каков порядок распоряжения имущественными объектами Обязательно необходимо изначально получит согласие фактического владельца
Уровень ответственности Ответственность лежит по активам Ответственность ложится по бюджетным денежным средствам Ответственность лежит по активам
Кем финансируется Субсидия Разработанная бюджетная смета Субсидия

Основные требования и ведение

Ключевые требования к ведению бухучета в бюджетных организациях заключаются в следующем:

  • учет в обязательном порядке ведется исключительно в отечественной валюте;
  • учет обязательно осуществляется на регулярной основе с периода регистрации организации;
  • учет осуществляется методом двойной записи на бухгалтерских счетах, содержащих в себе действующие трудовые планы.
  • все сведения относительно аналитического отчета обязательно должны отвечать оборотам и остаткам в пределах синтетического учета;
  • любая операция вне зависимости от того, хозяйственного либо инвентаризационного характера, обязательно подлежит регистрации без пропусков в оговоренные периоды;
  • все без исключения объекты учета на бюджетных компаниях в каждом определенном случае исчисляются на основании способа учета.

Разработанная единая инструкция регулирует исключительно общий подход к учету не только в государственных, но и муниципальных учреждениях, финансирование которых осуществляется за счет федеральных средств. Все операции обязательно сопровождаются первичной документацией.

Отчеты формируются и предоставляются законными представителями уполномоченных органов в соответствии с фиксированными перечнями и расписанием.

Балансы коммерческих и бюджетных компаний обладают отличием, которое заключается в самой структуре активов и обязательствах.

Бюджетные учреждения не наделены полномочиями для трудовой коммерческой деятельности, однако весь доход подлежит зачислению в бюджет самого учреждения на регулярной основе.

Основная суть учета заключается исключительно в предоставлении достоверной информации о финансовом положении учреждения компаниям, которые напрямую заинтересованы в получении этих сведений.

Счета

Изначально необходимо помнить о том, что каждый план счет включает в себя 26 знаков. Причем аналитические коды в номере сета трудового плана отображаются в специально разработанном порядке, а именно:

  • с 1 по 17 – отображается код относительно классификационному признаку финансовых зачислений и затрат;
  • 18 – разновидность кода, который отображает финансовую деятельность;
  • с 19 по 23 – синтетические коды относительно Единого плана счетов;
  • 24-26 – разновидности финансовых зачислений относительно выбытий объектов учета (непосредственно коды КОСГУ).

Разновидность финансовой деятельности в кодовом обозначении по 18 разряду аналитического счета может принимать цифровое обозначение от 1 до 9.

Муниципальные учреждения, включая финансовые ведомства определенных бюджетов и органы, которые производят их кассовое обслуживание, могут применять такие обозначения:

  • 1 – работа осуществляется за счет финансового капитала бюджетной системы (подразумевается исключительно бюджетной сферы деятельности);
  • 2 – персональная прибыль учреждения;
  • 3 – капитал находится в краткосрочном распоряжении;
  • 4 – предоставлена субсидия для выполнения определенного рода задач;
  • 5 – предоставлена субсидия на иные нужды;
  • 6 – бюджетный вариант инвестиции;
  • 7 – денежные средства по медицинской страховке.

В свою очередь финансовые ведомства отображают операции, которые были произведены в пределах кассового обслуживания бюджетных и автономных организаций, не являющимися прямыми участниками бюджетного процесса.

Классификация доходов, расходов и источников финансирования

Бюджетная классификация содержит в себе не только организующее, но и правовое значение. Первое заключается в том, что она в полной мере позволяет:

  • обеспечить единообразный учет прибыли и финансовых потерь бюджета;
  • формировать необходимые отчеты о применении бюджета;
  • контролировать и производить анализ по каждой разновидности прибыли и финансовым затратам;
  • осуществлять кодировку показателей бюджета и отчетов автоматизированным вариантом.

В свою очередь бюджетная классификация содержит:

  • прибыль бюджета РФ;
  • функциональную разновидность классификации финансовых потерь бюджета РФ;
  • экономическую разновидность классификации затрат бюджета РФ;
  • классификацию относительно каналов внутреннего финансирования дефицита бюджета РФ;
  • классификатор разновидностей внутренней задолженности РФ и иных субъектов;
  • классификатор разновидностей внутренней задолженности РФ, включая внешние активы;
  • ведомственный классификатор финансовых потерь федерального бюджета.

Прибыль бюджета РФ формируется за счет:

  • налоговых сборов с юридических и физических лиц;
  • всевозможные платежи за право пользования недрами и иными полезными ископаемыми;
  • оплаты госпошлин;
  • сборов за лицензионную деятельность по реализации алкогольной продукции;
  • денежных средств из иных бюджетных учреждений и так далее.

Финансовые потери бюджета – капитал, который направлен исключительно на финансовое обеспечение выполнения различного рода задач и функций не только государства, но и местных органов самоуправления (согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ).

Кроме того, финансовые потери бюджетных учреждений структурируются по нескольким группам, а именно:

  • функционал;
  • ведомство;
  • экономика.

Относительно функциональной группы, то она формируется в полном соответствии с ключевыми государственными функциями, которые отображаются в виде потерь, разделенных на подкатегории. Из этих подкатегорий выделяют пункты, которые напрямую связаны со сферой культурного развития, здравоохранения, образовательного процесса, социальной политики.

Иными словами, данный классификатор потерь бюджета способен детализировать направление финансовых затрат непосредственно по целевым статьям.

Говоря о ведомственной группе, то она отображает финансовые затраты на адресные направления капитала, включая отображение непосредственно самого распределения по определенным распорядителям:

  • федеральным;
  • министерским;
  • иных ведомств, которые способны реализовать функциональные разделы.

Иными словами, ведомственная группа включает в себя федеральные министерства и органы.

Последняя группа – экономическая — включает в себя финансовые потери бюджета по экономическому смыслу, в котором все затраты сводятся в единый экономический раздел, способный отображать разделение денежных средств, направляемых на капитальные либо же текущие расходы.

Благодаря этому бухучет в бюджетных учреждениях можно осуществлять безошибочно.

Экономика и бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях — в данном видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/buh/raznoe/buhuchet/v-byudzhetnyh-organizaciyah.html

Бухгалтерия бюджетного учреждения самоучитель

Компания “Мой учет” предоставляет бесплатно доступ к просмотру видео уроков по 1С Бухгалтерия государственного учреждения.
Скачайте практикум курса для закрепление материала

Если Вам для обучения нужна программа 1С, можете воспользоваться бесплатным двухнедельным доступом к нашему серверу в меню “Аренда 1С”. по Вашему запросу мы создадим для Вас базу в которой Вы сможете бесплатно заниматься в течение двух недель.

Курс содержит следующие разделы:

Начальное заполнение информационной базы

Справочник учреждения и лицевые счета

Общие принципы работы с программой

Ввод начальных остатков

Ввод остатков основных средств

Ввод остатков по материалам

Ввод остатков по лицевому счету

Проверка ввода остатков

Операции по лицевому счету

Заявка на кассовый расход

Заявка на наличные

Заявка на кассовый расход- Налоги

Обмен с казначейскими системами

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Бухучет в бюджетных организацияхимеет много особенностей: начиная от отдельных НПА, регулирующих его, заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством.

Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.

1 закона 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.

2011 № 402-ФЗ, который служит не только для коммерческих организаций, но и для некоммерческих, в том числе и государственных.

Закон содержит базовые требования и правила ведения бухучета в Российской Федерации. Перечислим основные из них.

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

Источник: http://buhnalogy.ru/buhgalteriya-byudzhetnogo-uchrezhdeniya-samouchitel.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector