Таможенный союз евразийского экономического союза (нюансы)

Евразийский экономический союз – что это? Страны-участницы ЕАЭС :

Мир с каждым годом все дальше идет по пути глобализации и интеграции. Крепнут связи внутри экономических и политических союзов, появляются новые межгосударственные объединения. Одной из таких организаций является Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Давайте подробнее узнаем о работе этого регионального объединения.

Суть ЕАЭС

Что же представляет собой Евразийский экономический союз? Это международное объединение, направленное на экономическую интеграцию ряда стран, расположенных в Европе и Азии. В настоящее время в него входят только ряд государств бывшего Советского Союза, но это не означает, что теоретически ЕАЭС не может расширяться за границы существовавшего ранее СССР.

Нужно отметить, что члены Евразийского экономического союза расширяют сотрудничество между собой не только в экономическом плане, но также в политическом и культурном аспекте.

Цели организации

Главная цель, которую перед собой ставит Евразийский экономический союз, – углубление экономического взаимодействия между странами, входящими в него.

Это находит выражение в локальных задачах, таких как стимулирование товарообращения между странами, снятие таможенных и налоговых ограничений при торговле, развитие сотрудничества и разработка общих экономических проектов.

Обратите внимание

Результатом углубления сотрудничества должен быть рост экономик стран-участниц и повышение уровня жизни их граждан.

Основным инструментом достижения стратегической цели является обеспечение свободной торговли, что выражается в беспрепятственном перемещении товарных ценностей, капиталов, рабочей силы и других ресурсов в границах ЕАЭС.

Предыстория создания

Давайте выясним, как образовалась такая организация, как Евразийский экономический союз.

Началу реинтеграции государств на просторах бывшего СССР положило создание СНГ. Договор о формировании данного образования в декабре 1991 был подписан между главами РСФСР, Беларуси и Украины.

Позже, до 1994 года включительно, к нему присоединились все советские республики, кроме стран Прибалтики.

Правда, Туркменистан принимает участие в организации на правах ассоциации, парламент Украины так и не ратифицировал соглашение, поэтому, хотя страна является учредителем и участником объединения, но юридически не его член, а Грузия в 2008 году вышла из СНГ.

Вместе с тем за время своей работы институты Содружества показали свою низкую эффективность. Решения органов СНГ фактически не были обязательными для его членов и зачастую не исполнялись, а экономический эффект от сотрудничества был минимальным. Это заставило задуматься правительства некоторых стран региона о создании более эффективных систем взаимодействия.

Заявление о необходимости создания более тесного союза, чем СНГ, который подразумевал бы системную интеграцию экономик стран-участниц, а также общую оборонную политику, высказал президент Казахстана. По аналогии с Европейским союзом он назвал гипотетическую организацию Евразийским союзом. Как видим, название прижилось и в будущем было использовано при создании новой экономической структуры.

Следующим шагом на пути взаимной интеграции было подписание в 1996 году между лидерами России, Казахстана, Беларуси, Кыргызстана и Казахстана Договора об углублении интеграции. Его действие охватывало как экономическую, так и гуманитарную сферы.

ЕврАзЭС – предшественник ЕАЭС

В 2001 году интеграционные стремления вышеуказанных стран, а также присоединившегося к ним Таджикистана нашли выражение в создании полноценной международной организации – Евразийского экономического сообщества. В 2006 году участником ЕврАзЭС стал Узбекистан, но всего лишь по прошествии двух лет приостановил свое участие в организации. Статус наблюдателей получили Украина, Молдова и Армения.

Целью данной организации было углубление экономического сотрудничества в регионе, а также реализация некоторых задач, с которыми не справилось СНГ. Она являлась закономерным продолжением тех интеграционных процессов, которые были запущены договором 1996 года, а Евразийский экономический союз стал итогом общих усилий.

Организация Таможенного союза

Одной из главных задач ЕврАзЭС была организация Таможенного союза. Он предусматривал единую таможенную территорию. То есть в границах этого межгосударственного объединения при перемещении товаров таможенные пошлины не взимались.

Договор об образовании Таможенного союза между представителями Казахстана, России и Беларуси был подписан ещё в 2007 году. Но прежде чем организация смогла бы начать полноценно функционировать, каждой из стран-участниц предстояло внести соответствующие изменения во внутреннее законодательство.

ТС начал свою деятельность с января 2010 года. Прежде всего это было выражено в формировании одинаковых таможенных тарифов. В июле начал действовать Единый таможенный кодекс. Он послужил фундаментом, на котором держится вся система ТС. Так был сформирован Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который действует по нынешнее время.

В 2011 году начала функционировать общая таможенная территория, что означало отмену всех таможенных ограничений между странами ТС.

На протяжении 2014-2015 годов в Таможенный союз вступили также Кыргызстан и Армения. Представители властных структур Туниса и Сирии выразили пожелание о вхождении их стран в будущем в организацию ТС.

Таможенный союз и Евразийский экономический союз, по сути, являются составляющими одного и того же регионального интеграционного процесса.

Образование ЕАЭС

Евразийский экономический союз – итоговый результат интеграционных устремлений ряда стран бывшего Советского Союза. Решение о создании данной организации было принято на саммите глав членов ЕврАзЭС ещё в 2010 году. С 2012 года начало функционировать Единое экономическое пространство, на базе которого и планировалось образование ЕАЭС.

В мае 2014 года между главами Казахстана, России и Беларуси был согласован договор о создании данной организации. Фактически он вступил в силу с начала 2015 года. В связи с этим фактом ЕврАзЭС был ликвидирован.

Страны-участницы

Изначально странами-учредителями организации ЕврАзЭС являются государства, которые более всего были заинтересованы в экономической интеграции в регионе. Это Казахстан, Беларусь и Россия. Позже к ним присоединились Армения и Кыргызстан.

Таким образом, в настоящий момент государства-члены Евразийского экономического союза представлены пятью странами.

Расширение

Единый Евразийский экономический союз не является структурой с неизменными границами. Гипотетически его членом может стать любая страна, подходящая под требования организации. Так, в январе 2015 года членом союза стала Армения, а в августе к организации присоединился Кыргызстан.

Наиболее вероятным претендентом на вхождение в сообщество является Таджикистан. Данная страна тесно сотрудничает с государствами ЕАЭС в рамках других региональных организаций и не остается в стороне от интеграционных процессов.

Таджикистан является членом СНГ, организации коллективной защиты ОДКБ, в свое время являлся полноправным участником сообщества ЕврАзЭС, которое прекратило существование после начала функционирования ЕАЭС.

Важно

В 2014 году президент Таджикистана заявил о потребности изучения вопроса о возможности вхождения страны в ЕАЭС.

В 2012-2013 годах проводились переговоры о возможном будущем вступлении в организацию Украины, так как региональное сотрудничество без этой страны, по мнению экспертов, не могло дать максимального эффекта.

Но политическая элита государства была настроена на интеграцию в европейском направлении.

После свержения правительства Януковича в 2014 году вероятность вступления Украины в ЕАЭС может быть реальной только в долгосрочной перспективе.

Органы управления

Члены Евразийского экономического союза сформировали органы управления этой международной организации.

Высший евразийский экономический совет – орган управления ЕАЭС самой высокой степени. В него входят главы, которые представляют государства Евразийского экономического союза.

Данный орган решает все самые важные вопросы стратегического характера. Проводит собрание он раз в год. Решения принимаются исключительно в единогласном порядке.

Страны Евразийского экономического союза обязаны исполнять все постановления Высшего совета ЕАЭС.

Естественно, что орган, собирающийся раз в год, не может в полной мере обеспечить постоянное функционирование всей организации. Для этих целей была создана комиссия Евразийского экономического союза (Евразийская экономическая комиссия).

В задачи этой структуры входит подготовка и реализация конкретных интеграционных мер, которые предусмотрены общей стратегией развития, выработанной Высшим советом.

Совет

На данный момент в комиссии работает 1071 человек, которые получили статус международных служащих.

Исполнительным органом комиссии является Коллегия. В её состав входит четырнадцать человек. По сути каждый из них является аналогом министров в национальных правительствах и отвечает за конкретное направление деятельности: экономика, энергетика, таможенное сотрудничество, торговля и т. д.

Экономическое взаимодействие

Главной целью создания ЕАЭС является углубление экономической интеграции между странами региона. Поэтому неудивительно, что в задачах организации экономика стоит на первом месте.

В границах организации действует Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, приятый ещё в 2010 году, до начала функционирования ЕАЭС. Он предусматривает свободное перемещение товаров без контроля на таможне на территории всех стран организации.

Применение экономических инструментов, предусмотренных концепцией развития ЕАЭС, призвано снизить стоимость товаров, которые пересекают границу, из-за отсутствия на них таможенной наценки; увеличить конкуренцию, что должно вызвать рост качества продукции; привести налоговое законодательство во всех странах к единому знаменателю; повысить ВВП членов организации и благосостояние их граждан.

Критика

Вместе с тем существует множество критических отзывов о работе ЕАЭС среди экономических аналитиков. Причем они имеются как у ярых противников существования подобной организации, так и у её умеренных сторонников.

Так, критике подвергается то, что фактически проект был запущен раньше, чем проработаны все нюансы работы его механизмов и достигнуты договоренности о перспективах ЕАЭС. Отмечается также и то, что на самом деле союз преследует не столько экономические цели, сколько политические, а в экономическом плане он не выгоден для всех его членов, в том числе и для России.

Перспективы

В то же время перспективы у ЕАЭС при правильном выборе экономического курса и согласованности действий между участниками выглядят довольно неплохими. Значительный экономический эффект заметен даже в условиях санкций, наложенных на Россию странами Запада. В перспективе планируется, что эффект от участия в ЕАЭС выразится в 25-процентной прибавке ВВП у всех его участников.

Кроме того, существует вероятность дальнейшего расширения организации. Многие страны мира заинтересованы в сотрудничестве с ЕАЭС без вступления в союз.

Например, между сообществом и Вьетнамом в скором времени начнет действовать зона свободной торговли.

Заинтересованность в установлении подобных отношений высказали также правительства Ирана, Китая, Индии, Египта, Пакистана и ряда других государств.

Промежуточные итоги

Говорить о том, насколько удалась реализация ЕАЭС, пока ещё рано, ведь организация функционирует чуть больше года. Вместе с тем определенные промежуточные итоги можно подвести уже прямо сейчас.

Большим достижением является даже то, что организация действительно работает, а не является созданной просто для галочки структурой. Особенно это значимо в условиях международных экономических санкций против страны, которая, по сути, является цементирующей основой союза – России.

В то же время, несмотря на множество положительных моментов, следует отметить, что все-таки ЕАЭС функционирует не настолько четко, как хотелось бы тем, кто видел будущее этой организации только в радужном цвете.

Существует множество разногласий как на уровне высшего руководства стран-участников, так и в плане согласования мелких деталей, что приводит к снижению эффективности экономической отдачи данного проекта в целом.

Но будем надеяться, что недоработки со временем разрешатся, и ЕАЭС превратится в четкий механизм, эффективно работающий на благо всех его членов.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-evrazijskij-ekonomicheskij-soyuz.html

Тема 15. Таможенный союз ЕАЭС

15.1. История создания Таможенного союза ЕАЭС.

15.2. Основные источники правового регулирования Таможенного союза ЕАЭС.

Краткое содержание темы:

В 1995 году руководители Казахстана, России, Белоруссии, а чуть позже Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, подписали первый договор о создании Таможенного союза, который впоследствии трансформировался в ЕАЭС.

6 октября 2007 года в г. Душанбе Беларусью, Казахстаном и Россией подписан Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Читайте также:  Что такое эффективная ставка налога на прибыль и как ее рассчитать?

В 2009 году на уровне глав государств и правительств были приняты и ратифицированы около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза.

Обратите внимание

Таможенный кодекс таможенного союза был принят в г. Минске 27 ноября 2009 г. и стал основополагающим документом, регулирующим отношения в сфере таможенного дела на территории Таможенного союза.

28 ноября 2009 года в Минске прошла встреча Д. А. Медведева, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаева по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства.

Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссии.

В июне 2010 года Белоруссия подтвердила, что Таможенный союз будет запущен в трехстороннем формате с вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза.

1 июля 2010 года Таможенный кодекс начал применяться на территории России и Казахстана.

6 июля 2010 года Таможенный кодекс вступил в силу на всей территории Таможенного союза.

1 апреля 2011 года на границе России и Белоруссии отменён транспортный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах России, Казахстана и Белоруссии отменён таможенный контроль. Его перенесли на внешний контур границ Таможенного союза.

Важно

С 1 января 2012 года на территории трёх стран-участниц Таможенного союза ЕврАзЭС начало действовать Единое экономическое пространство (ЕЭП), сформированное для создания условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП, принятые 18 ноября 2011 года, начали работать с июля 2012 года.

29 мая 2014 года в Астане (Казахстан) подписан договор о создании Евразийского экономического союза. Документ вступит в силу с 1 января 2015 года.

5 октября 2014 г. Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.

9 октября 2014 г. Президент Белоруссии Александр Лукашенко подписал закон о ратификации договора о Евразийском экономическом союзе.

10 октября 2014 г. главы государств-членов ЕАЭС подписали договор о присоединении Армении к союзу.

С 10 октября 2014 года членом ЕАЭС стала Армения.

2 января 2015 года в ЕАЭС официально вступила Армения.

1 января 2015 года договор о создании Евразийского экономическогосоюзавступил в силу.

С 1 мая 2015 года членом ЕАЭС стала Киргизия.

29 мая 2015 г. ЕАЭС и Вьетнам подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. Соглашение было подписано в поселке Бурабай в Казахстане

2 мая 2016 г. Президент России Владимир Путин подписал закон о ратификации соглашения и двух протоколов о свободной торговле между членами ЕАЭС и Вьетнамом.

Совет

3 апреля 2017 г. в Кишиневе был подписан Меморандум о сотрудничестве Молдавии с ЕАЭС. Меморандум подписали председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Тигран Саркисян, а с молдавской стороны — Игорь Додон.

14 апреля 2017 г. в Бишкеке в ходе заседания Высшего евразийского экономического совета принято решение о предоставлении Молдавии статуса государства-наблюдателя при ЕАЭС.

Окончательное решение будет принято на следующем заседании глав стран ЕАЭС, которое состоится в первых числах октября.

До этого времени будет рассмотрена соответствующая процедура, поскольку пока наблюдателей при ЕАЭС нет.

Тема 16. Основные функции, цели и задачи Таможенного союза ЕАЭС.

16.1. Цели и функции, преследуемые созданием Таможенного союза ЕАЭС.

16.2. Содержание основных задач, стоящих перед Таможенным союзом ЕАЭС.

16.3. Направления развития Таможенного союза ЕАЭС

Краткое содержание темы:

Таможенный союз ЕАЭС — форма торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России, Армении и Киргизии, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

Обратите внимание

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

Источник: https://cyberpedia.su/7×8059.html

Список стран-участников Таможенного союза в 2018 году

Таможенный союз – это соглашение, принятое участниками Евразийского экономического союза, целью которого является отмена таможенных платежей в торговых отношениях. На основании этих договоренностей создаются общие способы осуществления экономической деятельности, площадка для оценок качества и сертификации.

Благодаря этому достигается упразднение таможенного контроля на границах внутри Союза, заключаются общие положения регулирования экономической деятельности для внешних границ ТС.

Ввиду этого, создается общее таможенное пространство, использующее общепринятый подход к осуществлению контроля на границах.

Еще одной отличительной особенностью является равноправие граждан таможенного пространства во время трудоустройства.

В 2018 году Таможенный союз состоит из следующих членов ЕАЭС:

  • Республика Армения (с 2015 г.);
  • Республика Беларусь (с 2010 г.);
  • Республика Казахстан (с 2010 г.);
  • Кыргызская Республика (с 2015 г.);
  • Российская Федерация (с 2010 г.).

Желание стать участником этого соглашения озвучено Сирией и Тунисом. Кроме этого, известно о предложении включить в соглашение ТС Турцию. Однако до настоящего момента не принято конкретных процедур для вступления этих государств в ряды Союза.

Отчетливо прослеживается, что функционирование Таможенного союза служит хорошим подспорьем для усиления экономических отношений стран, находящихся на территории бывших советских стран. Можно говорить также о том, что подход, установленный в соглашении странами-участниками, говорит о восстановлении утраченных связей в условиях современности.

Таможенные пошлины распределяются с помощью единого механизма долевого распределения.

РоссияКазахстанБеларусьКыргызстанАрмения
85,33% 7,11% 4,55% 1,9% 1,11%

Учитывая эту информацию, можно заявить, что Таможенный союз, каким его знаем сегодня, служит серьезным инструментом для экономического объединения стран, состоящих в ЕАЭС.

Этапы формирования

Чтобы понять, какова деятельность Таможенного союза, будет не лишним получить понимание о том, как он сформировался до своего сегодняшнего состояния.

Появление Таможенного союза изначально преподносилось как один из шагов в интеграции стран СНГ. Об этом было засвидетельствовано в договоре о создании экономического союза, подписанном  еще 24 сентября 1993 года.

Поэтапно двигаясь к этой цели, в 1995 году, два государства (Россия и Беларусь) заключили между собой соглашение об утверждении Таможенного союза. Позднее Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан тоже вошли в эту группу.

Важно

Спустя более 10 лет, в 2007 году, Беларусь, Казахстан и Россия подписали пакт о соединении своих территорий в единый таможенный регион и утверждении Таможенного союза.

С целью конкретизации заключенных ранее соглашений с 2009 по 2010 годы заключены дополнительно более 40 договоров. Россия, Беларусь и Казахстан постановили, что, начиная с 2012 года, будет создан общий рынок благодаря объединению стран в единое экономическое пространство.

1 июля 2010 год заключен еще один важный договор, пустивший в ход работу Единого таможенного тарифа и Таможенного кодекса.

1 июля 2011 года аннулирован действующий таможенный контроль на границах между странами  и установлены общие правила на границах с государствами, не состоящими в соглашении. До 2013 года формируются единые для участников соглашения законодательные нормы.

2014 – Республика Армения входит в состав Таможенного союза. 2015 – Республика Кыргызстан входит в состав Таможенного союза.

С 1 января 2018 года в силу вступил новый единый Таможенный Кодекс ЕАЭС. Он создан для автоматизации и упрощения ряда таможенных процессов.

Территория и управление

Объединение границ Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало основанием для появления Единого таможенного пространства. Так была образована территория Таможенного союза. Помимо этого, в нее включаются отдельные территории или объекты, находящиеся под юрисдикцией сторон соглашения.

Предел территории – граница Таможенного союза со сторонними государствами. Более того, нормативно закреплено существование границы у отдельных территорий, располагающихся в ведении государств-членов Союза.

Управлением и координацией Евразийского экономического союза занимаются два органа:

  1. Межгосударственный Совет – высший орган наднационального характера, состоит из глав государств и главы правительств Таможенного союза.
  2. Комиссия Таможенного союза – ведомство, которое занимается решением вопросов по формированию таможенных правил и регулирует внешнюю торговую политику.

Направления и условия

Создавая Таможенный союз, страны провозгласили главной целью социально-экономический прогресс. В перспективе это предполагает увеличение товарооборота и услуг, которые производятся хозяйственными субъектами.

Увеличение продаж первоначально предполагалось непосредственно в пространстве самого ТС за счет следующих условий:

  1. Упразднение таможенных процедур внутри Союза, что должно было сделать производимую в рамках единого пространства продукцию более привлекательной, за счет отмены пошлин.
  2. Наращивание товарооборота с помощью отмены таможенного контроля на внутренних границах.
  3. Принятие единых требований и интеграция стандартов безопасности.

Достижение целей и перспективы

Собрав доступные сведения о возникновении и деятельности Таможенного союза, можно прийти к выводу, что результаты по увеличению оборота товаров и услуг публикуются гораздо реже, чем допустим новости о подписании новых соглашений, т.е. ее декларативная часть.

Но, все же анализируя заявленные цели при создании ТС, а также наблюдая за их реализацией, нельзя умолчать, что достигнуто упрощение товарооборота, улучшены конкурентные условия у хозяйственных субъектов государств ТС.

Из этого следует, что Таможенный союз находится на пути к достижению своих целей, однако на это помимо времени требуется взаимный интерес как самих государств, так и хозяйственных элементов внутри Союза.

Совет

Таможенный союз состоит из стран, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства сильно отличаются друг от друга. Конечно же, и в советское время республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло еще очень много изменений, влияющих на мировой рынок и разделение труда.

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Читайте также:  Какой штраф за отсутствие путевого листа в 2019-2019 годах?

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к  программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Обратите внимание

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/predprinimatelskaya-deyatelnost/inostrannye/spisok-stran-uchastnikov-tamozhennogo-soyuza.html

Новый Таможенный Кодекс ЕАЭС, как инструмент поддержки национальных производителей

В Бишкеке обсудили перспективы евразийской интеграции в условиях вступления в силу нового Таможенного Кодекса ЕАЭС, который ратифицировали все пять стран союза. Участники круглого стола, организованного Клубом региональных экспертов Кыргызстана «Пикир», рассмотрели основные преимущества документа, регламентирующего внешнеэкономическую деятельность стран Евразийского союза.

«По сути, новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза – это стратегически важный документ, который нацелен на то, чтобы способствовать углублению дальнейшей интеграции и раскрытию экономического потенциала стран ЕАЭС.

По прогнозам, документ должен существенно облегчить жизнь бизнесу сразу пяти государств: Армении Белоруссии, Казахстана, Кыргызстана и России. Правила прохождения таможни теперь полностью совпадают. Участие специалистов в таможенной процедуре новый кодекс сводит к минимуму.

Декларировать товар теперь можно электронным способом, сам выпуск в большинстве случаев — автоматический. Всю процедуру должны успеть выполнить за 4 часа. Раньше лимит был сутки.

И лишние документы не нужны – действует принцип одного окна», – отметил модератор круглого стола, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», политолог Игорь Шестаков.

Договор о новом Таможенном Кодексе Евразийского экономического союза, подписанный странами-участницами объединения 11 апреля 2017 года в Москве, вступил в силу с первого января текущего года, прекратив действие Договора о ТК Таможенного союза от 27 ноября 2009 года, а также действие ряда отдельных международных соглашений по вопросам таможенного регулирования.

Договор готовился порядка пяти лет, и вступил в силу после того, как все пять стран союза – Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия – ратифицировали его и выполнили необходимые внутригосударственные процедуры, предусмотренные международным документом.

В свою очередь старший инспектор Государственной таможенной службы при правительстве КР Ниязбек Ибраимов, подчеркнул, что новый евразийский ТК не включает глобальных новшеств и изменений, но решает две основные задачи.

«Первая задача кодекса – унифицировать национальные законодательства в сфере таможенного регулирования.

Важно

Прежний вариант документа был разработан, когда в союз входили только Белоруссия, Казахстан и Россия, следовательно, он был нацелен на обеспечение их интересов, расширение союза потребовало и модернизации таможенного наднационального законодательства, которая основывалась на дополнениях и уточнениях.

Вторая задача вытекала из развития цифровых технологий и заключалась в необходимости законодательно закрепить внедрение этих новых технологий. Незначительные новшества есть, но они только упрощают деятельность бизнеса», – сообщил таможенник.

Не смотря на то, что новый евразийский таможенный кодекс заработал, в вопросах пересечения внешних границ  остается еще множество изъянов и недостатков. На этот нюанс обратил внимание в своем выступлении сопредседатель Клуба «Пикир», экономист Жумакадыр Акенеев.

Он также добавил, что наши предприниматели в последнее время все чаще сталкиваются с препятствиями при железнодорожных перевозках. В частности на территории Казахстана. По словам эксперта, таможенные структуры соседней республики осуществляют неправомерные досмотры транзитных грузов, которые направляются в Кыргызстан.

« Кыргызстан является полноправным членом Евразийского экономического союза, а значит, наши соседи и партнеры по интеграционному объединению не имеют права производить такого рода проверки, которые противоречат нормам договора о ЕАЭС и наднационального таможенного законодательства.

В этой связи, я считаю, что наши таможенные органы должны отреагировать на данную ситуацию, и провести переговоры с коллегами из Казахстана. Если это не поможет, мы будем вынуждены выносить этот вопрос на рассмотрение Евразийской экономической комиссии», – подчеркнул Жумакадыр Акенеев.

По словам таможенного брокера, представляющего интересы бизнесменов Кыргызстана, Лейлы Захаровой, сотрудники таможни Казахстана преднамеренно подменяют коды товаров в декларациях, подаваемых кыргызскими предпринимателями, и на этом основании досматривают вагоны, направляющиеся в нашу страну, не имея таких полномочий.

«Даже если они и зафиксировали нарушение, то они должны составить акт и направить его в таможенные органы нашей республики, которые и должны разбираться с этими вопросами. Но казахские таможенники этого не делают, они срывают пломбы, вскрывают вагоны, фактически портя продукцию, «гоняют» наших бизнесменов по таможенным пунктам и т.д.

В итоге мы видим, что ситуация, возникшая в отношениях между нашими республиками осенью прошлого года, пока окончательно не разрешилась, у нашего  бизнеса по-прежнему есть проблемы. Причем, это не имеет никакого отношения к борьбе с контрабандным импортом.

Одному из наших клиентов пришлось заплатить казахской таможне десять с половиной тысяч долларов за перевес в триста килограммов гвоздей», – рассказала Лейла Захарова.

Действия казахстанской железнодорожной таможни представители бизнеса Кыргызстана расценивают, как вопиющее нарушение евразийского законодательства в этой сфере.

По мнению председателя комитета ТПП Кыргызстана экономиста Кубата Рахимова, общий для всех стран ЕАЭС свод правил таможенного регулирования не сразу приведет к балансу с интересов всех государств.

«Новый Таможенный кодекс ЕАЭС – это наднациональный документ, который в самое ближайшее время вызовет конфликт между наднациональными и суверенными интересами.

В какой-то мере этот конфликт уже проявляется, например, в виде нездоровой конкуренции между таможенными структурами Кыргызстана и Казахстана, которая проявляется в том, что казахи стараются перенаправить грузовые потоки из третьих стран на себя, отбив их у нас», – отметил Кубат Рахимов.

Совет

Развивая дискуссию в сторону влияния нового Таможенного кодекса на экспорт Кыргызстана, эксперт назвал его «бедным родственником», подчеркнув низкий уровень его потенциала.

«Основным направлением кыргызского экспорта являются страны ЕАЭС. При этом в коридорах власти постоянно говорят о необходимости налаживать поставки своей продукции в третьи страны – Китай, Узбекистан и т.д.

Но что мы собираемся продавать? Наш экспортный потенциал очень слабый, сейчас перечень данной продукции состоит из менее, чем 50-ти позиций товаров. Вот о чем мы реально должны сейчас думать! Нужно расширять производства. Нужно создавать экспортные центры.

Увеличение экспорт должно стать главной задачей и бизнеса, и государства», – подчеркнул экономист.

О необходимости развивать экспортный потенциал в своем выступлении говорил и эксперт в сфере экономики, бывший вице-премьер Кыргызстана Олег Панкратов.

Он напомнил основополагающий принцип развития экономики – экспорт увеличивает ВВП, импорт его снижает.

В этой связи, эксперт назвал вступление Казахстана в ВТО «пробоиной» в ЕАЭС, через которую третьи страны захватывают евразийский рынок, снижая общий экспортный потенциал союза.

«Казахстан вошел в ВТО с целью отстоять высокие ставки, но не смог этого сделать. При этом, казахская сторона имеет право растомаживать продукцию по ставкам Всемирной торговой организации только для внутреннего рынка, однако, мы видим, что эта продукция попадает на общий рынок.

Таким образом, страны-лидеры международных торговых площадок сделали пробоину в ЕАЭС и получили выход на наш единый рынок, создавая серьезную конкуренцию евразийским производителям и импортерам.

По сути, это теневые потоки, и оптимальным механизмом их перекрытия могут стать современные методы таможенного администрирования через электронные системы, которые позволят прослеживать движение товаров. В принципе, электронная система вообще позволит снизить уровень контрабанды», – отметил Олег Панкратов. 

Обратите внимание

Возвращаясь к вопросу кыргызско-казахской конкуренции за грузовые потоки, эксперт подчеркнул, что причина происходящего кроется в налоге добавочной стоимости, который в отличие от таможенных платежей, идущих в общую евразийскую копилку, остается в бюджете страны, производящей таможенную очистку.

Пресс-служба Клуба региональных экспертов КР «Пикир»

Источник: http://press-unity.com/stati/11075.html

Таможенный кодекс ЕАЭС

1 января 2018 года вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) от 11 апреля 2017 года.

Таким образом перестаёт действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (ТК ТС) от 27 ноября 2009 года, а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза.

Добро пожаловать на сайт «Таможенный кодекс ЕАЭС». Здесь вы найдёте полный текст действующей редакции кодекса со всеми изменениями на 2018 год, комментарии к статьям ТК ЕАЭС и другие тематические материалы и документы.

Переход к любой статье кодекса осуществляется через оглавление на главной странице или через систему поиска информации по статьям ТК ЕАЭС.

Кроме того у нас Вы сможете получить бесплатную юридическую консультацию по любым вопросам.

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза начал действовать с 2018 года. Он явился приемником аналогичного кодекса, действовавшего с 2011 года после создания Евразийского экономического сообщества. Союз возник на месте сообщества как логический этап экономической интеграции стран, когда-то входивших в Союз Советских Социалистических республик.

Экономическая и территориальная база ТК ЕАЭС

Экономическая интеграция стран начинается с развития торговых отношений и появления преференций, дающих преимущество экономическим агентам сотрудничающих стран.

Несомненным достижением для стран-членов сначала ЕврАзЭС, а потом ЕАЭС стало появление единого таможенного пространства.

В результате его создания товары стран-членов могут беспрепятственно и беспошлинно перемещаться по территориям пяти стран.

Важно

Это, безусловно, расширяет сферы влияния производящих и торговых организаций стран-членов союза. Ведь для малых стран вроде Армении или Киргизии пространство экономической деятельности увеличивается в десятки раз.

Для стран с большой территорией единое таможенное пространство даёт возможность увеличить товарооборот за счёт расширения рынка сбыта и количества партнёров.

Все страны ЕАЭС теряют доходы от пошлин, но при этом увеличивают доходы от налогов и других платежей, связанных с перемещением большого количества грузов.

Читайте также:  Представить документы – ваша обязанность

ТК ЕАЭС призван регулировать взаимоотношения, связанные с перемещением товаров через внешнюю границу ЕАЭС, а так же их нахождением на таможенной территории союза (ст. 1). В каждой стране соответствующие операции и контроль осуществляются службами данной страны, но по нормативам законодательства союза.

Любая страна, входящая в ЕАЭС, может принимать свои нормативные акты, регулирующие экономические взаимоотношения в области перемещения грузов через границу. Однако эти нормативы не должны противоречить ТК ЕАЭС. Кроме того, они должны пройти процедуру утверждения центрального органа управления союзом. Только в этом случае нормативы одной из стран становятся общими для всего союза.

Данный документ состоит из девяти разделов, шестидесяти одной главы, 465-ти статей. По сравнению с таможенным кодексом ЕврАзЭС здесь нет деления на части – общую и специальную. Для сравнения: в новом кодексе стало больше разделов (на один), глав (на 11) и статей (на 93).

Если рассматривать кодекс с точки зрения регулируемых взаимоотношений, то все статьи можно объединить в следующие информационные блоки.

  1. Лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность. К ним относятся: представители, перевозчики, операторы, владельцы складов и магазинов беспошлинной торговли и т.д.
  2. Органы. Это совокупность юрлиц, которые обязаны обеспечивать на территории стран-членов ЕАЭС соблюдение таможенного законодательства, а так же создавать благоприятные условия для перемещения грузов через границу и по территории союза (ст. 351). Кодекс регламентирует порядок взаимодействия органов, использования информационных технологий, проведения экспертизы, управления рисками, задержания товаров и документов.
  3. Платежи. Кодекс определяет пять видов платежей, которые необходимо вносить при перевозе грузов через границу союза (статья 46 ТК ЕАЭС). Это: акцизы, сборы, налог на добавленную стоимость, ввозные и вывозные пошлины.
  4. Товары. Этой теме в кодексе посвящены статьи трёх глав – 6, 7 и 8. В них регламентируются: товарная номенклатура ЕАЭС, процесс определения страны происхождения и таможенная стоимость. Кроме того, кодекс регулирует перемещение специфических видов товаров. К ним относятся: средства передвижения, почтовые отправления, вещи для личного пользования, а так же всё, что перемещается по трубопроводам и линиям электропередач.
  5. Процедуры. Под этим термином подразумевается совокупность норм, обеспечивающих процесс регулирования нахождения товаров на территориях стран-членов ЕАЭС. Товары помещаются под таможенную процедуру с момента их декларирования или выпуска на территорию союза (128). Существуют процедуры экспорты и импорта, реэкспорта и реимпорта, транзита, размещения, выпуска, торговли, уничтожения.
  6. Операции. Это действия, которые должны совершать уполномоченные лица для осуществления регулирования в соответствии с законодательством ЕАЭС (ст. 2). Данной теме посвящён третий раздел документа. В нём содержатся нормы, определяющие порядок совершения операций и действий в связи с изменением таможенного статуса товаров.
  7. Контроль. Под ним понимается совокупность действий, направленных на обеспечение соблюдения действующих на территории союза таможенных нормативных актов (ст. 2). Данный кодекс определяет объекты, формы и меры контроля.

По совокупности затрагиваемых тем ТК ЕАЭС 2018 года не содержит существенных отличий по сравнению с кодексом 2011 года. Однако некоторые изменения всё же произошли.

Новшества

Опыт существования таможенного союза позволил усовершенствовать его правовую базу. В новом ТК появились следующие нововведения.

  1. Увеличен круг лиц, которые могут приобрести статус уполномоченных экономических операторов с одновременным увеличением количества условий.
  2. Разработаны меры по развитию механизмов формирования службы единого окна.
  3. Введены нормативы, способствующие развитию информационных ресурсов, а так же информационного взаимодействия таможенных органов.

В целом новый кодекс направлен на развитие экономической и таможенной интеграции стран-членов союза. Такой вектор предполагает усложнение структуры и детализацию нормативов с одновременной универсализацией правил, механизмов и процессов.

Оглавление ТК ЕАЭС

  • Раздел 1. Общие положения
  • Раздел 3. Таможенные операции и лица, их совершающие
  • Раздел 4. Таможенные процедуры
  • Раздел 6. Проведение таможенного контроля
  • Раздел 7. Таможенные органы
  • Раздел 9. Переходные положения

Источник: http://TkEAES.ru/

Нюансы работы суда Евразийского экономического союза

В Суд союза могут обратиться бизнесмены любой страны мира.

Суд Евразийского экономического союза является одним из его уникальнейших органов. Именно здесь государства-участники объединения могут найти компромисс в своих «союзных» разногласиях. Кроме того, здесь могут защитить свои права и отдельные предприятия. О нюансах работы Суда «СЕ» рассказал его председатель — Александр ФЕДОРЦОВ.

— Можно ли назвать Суд ЕАЭС наднациональным органом? В чем заключается его уникальность?

— Сегодня ни в науке, ни в официальных документах мы не имеем общепризнанных определений терминов «наднациональность», «наднациональный орган». Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) не называет Суд Евразийского экономического союза наднациональным судебным органом.

Следует отметить, что Евразийский экономический союз, являющийся субъектом международного права, определяется в статье первой Договора как «международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью».

Согласно статье 19 Договора Суд является постоянно действующим судебным органом союза.

Что касается уникальности Суда ЕАЭС, то она заключается в том, что это единственный судебный орган Евразийского экономического союза.

Только он обладает компетенцией рассматривать межгосударственные споры по вопросам реализации права союза, только в Суде союза может быть оспорен акт Евразийской экономической комиссии (далее — Комиссия), ее действия или же бездействие, за Судом союза закреплено исключительное полномочие на разъяснение права ЕАЭС.

Можно и дальше приводить доводы в обоснование уникальности Суда союза, но важна не уникальность сама по себе, а польза, которую от деятельности Суда получают хозяйствующие субъекты, государства и союз, а также население наших стран.

— Что служит основанием для обращения в Суд?

— Основанием для рассмотрения дела является обращение истца (заявителя) в Суд по вопросам, относящимся к компетенции Суда. Это может быть заявление о разрешении спора либо о разъяснении положений евразийского права.

Государства-члены могут обратиться с такими заявлениями: о соответствии международного договора в рамках союза или его отдельных положений Договору; о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках союза и (или) решений органов союза, а также отдельных положений указанных международных договоров, решений; о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений Договору, международным договорам в рамках союза, решениям органов союза; об оспаривании действия или бездействия Комиссии.

Субъекты хозяйствования могут оспаривать в Суде решения и действия либо бездействие Комиссии на предмет их соответствия Договору, международным договорам в рамках союза.

Данная категория заявителей вправе оспаривать в Суде не любые решения, а только те из них, которые непосредственно затрагивают права и законные интересы соответствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и только в том случае, если оспариваемое решение, действие или бездействие Комиссии повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках союза прав и законных интересов истца.

Следует отметить, что под хозяйствующими субъектами понимаются как юридические лица, так и граждане — предприниматели, зарегистрированные в соответствующем статусе согласно законодательству не только государств—членов союза, но и третьих стран. Это означает, что правом на обращение в Суд союза обладают представители бизнеса из любой страны мира.

Совет

Помимо компетенции по разрешению споров Суд также обладает правомочием осуществлять разъяснение положений договорно-правовой базы союза по заявлению государства-члена или органа союза.

Аналогичная «разъяснительная» юрисдикция отнесена к ведению Суда для предоставления консультативных заключений по заявлениям должностных лиц и сотрудников органов союза, но лишь в части трудовых правоотношений.

— Евразийский экономический союз существует уже два года. Какие обращения в Суд за эти годы вызвали наибольший резонанс в деловых кругах? Удается ли судьям примирить конфликтующие стороны?

— Стороны приходят в Суд не за резонансом, а за судебным решением. Они ожидают от судей одного: справедливого решения, основанного на всестороннем, полном и объективном исследовании фактических обстоятельств дела. Вся деятельность Суда направлена на достижение данной цели, независимо от того, какой резонанс вызывает либо может вызвать то или иное дело.

Что касается примирения, то в соответствии с Регламентом Суда стороны спора в любое время до вынесения решения Суда могут урегулировать конфликт путем заключения мирового соглашения.

Это является основанием для последующего прекращения Судом производства по делу.

В рамках своей компетенции Суд в процессе разбирательства обращает внимание сторон на такую возможность урегулирования разногласий.

— Можно ли говорить, что компании, работающие на территории ЕАЭС, в полной мере используют потенциал Суда?

— На данном этапе развития Евразийского экономического союза следует констатировать, что Суд как орган цивилизованного разрешения споров востребован по всем направлениям его компетенции. Судом за два года работы рассмотрено значительное число заявлений субъектов хозяйствования об оспаривании действий и решений Комиссии.

Сейчас в Суде рассматривается межгосударственный спор по вопросам соблюдения Договора, статьи 125 Таможенного кодекса Таможенного союза, статей 11 и 17 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств — членов Таможенного союза.

В Суд обращались как государства-участники, так и сотрудники Комиссии за разъяснением права союза.

Вместе с тем, анализ и практика рассмотрения заявлений и иных обращений субъектов хозяйствования свидетельствует о том, что заявители не в полной мере владеют знаниями, необходимыми для защиты своих прав и законных интересов в международном суде.

В ряде случаев заявители не знают особенностей компетенции Суда как органа международного правосудия, не обращают внимания на необходимость соблюдения порядка и условий обращения в Суд, что часто влечет за собой отказ в принятии заявлений к производству.

Обратите внимание

Недостаточная подготовка хозяйствующих субъектов к судебному разбирательству на международном уровне существенно влияет на эффективность защиты ими своей позиции и целей, которые они ставят, обращаясь в Суд.

В то же время статистика обращений за первые два года работы Суда свидетельствует об активном использовании субъектами хозяйствования судебной формы защиты своих интересов.

— Гармонизация законодательств стран-участниц ЕАЭС продолжается уже не один год. Насколько на практике нормативная база объединения соответствует требованиям времени? Удобно ли судьям с ней работать?

— Вы абсолютно правы в том, что гармонизация законодательств наших государств началась еще до создания Евразийского экономического союза.

На предыдущих стадиях интеграции (Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и Единое экономическое пространство) государства всегда уделяли особое внимание сближению правового регулирования.

Расширение и углубление интеграционного взаимодействия требуют большей степени гармонизации законодательств. В настоящее время эти взаимосвязанные процессы продолжаются.

— Случалось ли такое, что, согласно действующему законодательству ЕАЭС, Суд вынужден был принять не самое справедливое решение? Какие сферы в законодательствах стран-участниц союза пока нуждаются в доработке?

При осуществлении правосудия Суд применяет общепризнанные принципы и нормы международного права; Договор, международные договоры в рамках союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства — стороны спора; решения и распоряжения органов союза; международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Решение Суда основывается на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, всестороннем и полном исследовании обстоятельств разногласия, оценке представленных сторонами и полученных Судом доказательств.

Следует отметить, что Договором и актами, принятыми государствами-членами в его развитие, определены пределы компетенции союза и его органов, а также разграничены сферы применения права союза и законодательств государств — участников союза. Органы союза, в том числе и Суд, не вправе вмешиваться и давать оценку как действиям, так и национальному законодательству государств — участников союза по вопросам, выходящим за пределы компетенции.

Надежда ЮШКЕВИЧ

yushkevich@zviazda.by

Источник: http://zviazda.by/ru/news/20170110/1484051694-nyuansy-raboty-suda-evraziyskogo-ekonomicheskogo-soyuza

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector