Финансовый контроль: понятие, значение и задачи

Финансовый контроль. Виды и способы его организации

Сущность финансового контроля представляет собой совокупность определенных операций, применяемых уполномоченными на это лицами при проверке и оценке финдеятельности субъектов экономики. Все виды финансового контроля работают с хозяйственными операциями субъекта, приводящими к изменению стоимости его активов, пассивов, иных объектов, а также финансовых обязательств любого типа.

Целью реализации финансового контроля является соблюдение норм существующего в государстве финансового законодательства.

Обратите внимание

Принципы финансового контроля предусматривают проверку правильности претворения в жизнь финансовых решений субъекта, а также защиту его интересов в сфере финансов.

Также само понятие финансового контроля неразрывно связано с функцией управления объектами, и является не только узкой проверкой финансовых потоков, но и углублением в сущность происходящих внутриэкономических процессов.

Задачи и принципы финансового контроля

Основные задачи финансового контроля относительно соблюдения законности финансовых операций субъекта – это обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета по объектам, документального ведения операций, контроль над расчетами с государством, а также определение меры ответственности за нарушение законодательства.

Обеспечение финансовых интересов субъекта является подтверждением эффективности управления основными активами, в том числе в зарубежных странах, и трудовыми ресурсами, кроме того, формы и методы финансового контроля могут применяться для сокращения либо оптимизации кредиторской задолженности.

Виды и методы финансового контроля

Все существующие на данный момент виды финансового контроля можно классифицировать таким образом:

  • По методам, с помощью которых он проводится
  • По конкретно установленному времени его проведения
  • По форме и методам проведения
  • По кругу финансовой деятельности
  • По проверяемым объектам

Данная классификация финансового контроля принята для экономики в странах РФ и не может быть применима к условиям в зарубежных странах. Формы и методы финансового контроля, применяемые сегодня, зависят от конкретной поставленной задачи и ожидаемого результата. В число методик исполнения финансового контроля входят:

  1. ревизия,
  2. проверка,
  3. обследование,
  4. надзор,
  5. анализ финдеятельности,
  6. постоянное наблюдение (или мониторинг).

Самым простым и поверхностным методом является проверка. Ее целью обычно является исследование отдельных аспектов финансовой деятельности в бюджетном учреждении – проверяются расходные документы и отчетность для выявления скрытых нарушений и разработке мер по их ликвидации.

 Более объемным методом по сравнению с проверкой выступает обследование, в основе которого лежит изучение всех показателей конкретного субъекта, по операциям в РФ и зарубежных странах, с целью установления реального состояния финансов, а также прогнозирования будущих путей его развития.

При анализе финдеятельности проводится скрупулезное и детальное изучение финансовой отчетности за определенный период для более полной оценки результатов дел, которые ведут субъекты, состояния финансов, в том числе основных и оборотных средств в разрезе эффективности их применения. Для ведения собственной финансовой отчетности очень удобны различные компьютерные программы. Например, авансовый отчет приложение для мобильных устройств для РФ. Работает на английском, немецком и русском языках.

Надзор за тем, как отдельные субъекты выполняют определенные правила деятельности, вправе осуществлять только специально аккредитованные органы финансового контроля, как пример, за деятельностью кредитных фирм и банковских организаций надзор осуществляется Центробанком России. Этот вид контроля также распространяется на субъекты, имеющие лицензию на разные виды деятельности.

Наиболее полной технологией финансового контроля является ревизия, при которой происходит исследование абсолютно всех аспектов деятельности субъекта путем изучения документации, а также наличия основных и оборотных средств.

Ревизия как основной метод финансового контроля в зависимости от цели проведения может быть плановой и внеплановой, полной либо частичной, документальной и фактической, тематической и комплексной.

Правом их проведения обладают государственные, а также негосударственные проверяющие структуры, а также вышестоящие организации относительно подведомственных им организаций.

Итоги ревизии оформляются документально в виде акта, образец заполнения которого установлен законом. На его основании будут применяться различные меры по ликвидации найденных нарушений, привлечению виноватых к материальной и иным видам ответственности.

Финансовый контроль по времени его проведения

Этот тип финансового контроля подразделяется на:

  • Предварительный
  • Текущий или же оперативный,
  • Последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется до периода совершения определенных финансовых операций с целью предварительной оценки рисков и предупреждения нарушений. Он включает в себя проверку обоснованности бизнес-планов, прогнозов по финансовой части, или планируемых к использованию программ, призванную не допустить неэффективности расхода полученных средств.

Текущий государственный и муниципальный финансовый контроль реализовывается в момент осуществления различных денежных операций в России и зарубежных странах, в том числе при выдаче всех форм кредитов.

Служит для предотвращения злоупотреблений в части освоения полученных средств, а также оперативности проведения финансово-денежных расчетов.

Непосредственное участие в данном виде контроля принимает бухгалтерская служба.

Последующий финансовый контроль на предприятии проходит после применения финансовых программ и операций путем сравнивания имеющегося результата с предварительными прогнозами, полного анализа всей документации по бухгалтерии и финансам. Он позволяет оценить результаты экономической деятельности субъекта в разрезе результативности использования оборотных средств и ресурсов.

Финансовый контроль относительно формы его проведения

Обязательный финансовый контроль может быть установлен нормами законодательства РФ – сюда относятся наблюдение Центробанка РФ за операциями, проводимыми коммерческими банками, а также аудиторские проверки внебюджетных фондов.

По субъектам контроля

Относительно конкретных субъектов экономики принята следующая классификация финансового контроля:

  • Государственный
  • Негосударственный
  • Общественный

Государственный финансовый контроль и его задачи

Финансовый контроль в Российской Федерации со стороны президента и госорганов представительной власти за работой власти исполнительной закреплен в Конституции РФ. Подобный вид финансового контроля осуществляется в ходе разбора проектов бюджетов всех уровней, а также при принятии отчетности об их реализации.

Различают несколько типов государственного контроля согласно вертикали представительной власти:

  1. Президентский контроль
  2. Контроль представительных органов власти и муниципальный финансовый контроль
  3. Контроль исполнительных органов власти
  4. Ведомственный финансовый контроль

Президентский государственный финансовый контроль проявляется в создании и подписании указов финансовой тематики, назначении кандидатур на должность министра финансов РФ и предоставлении кандидатур на пост главы Центробанка. Со стороны представительных органов функции контроля законодательно возложены на Счетную Палату РФ, а также на комиссии по различным вопросам в Госдуме РФ и Совете Федерации.

Ведомственный государственный и муниципальный финансовый контроль призван выявлять нарушения в работе государственных организаций. Для этих целей в министерствах и ведомствах существуют такие органы финансового контроля, как специальная контрольно-ревизионная служба, проверяющая хозяйственную и финансовую работу подведомственных им объектов и структур.

Также государственный финансовый контроль можно поделить по объектам финансовой деятельности:

  • Бюджетный
  • Налоговый
  • Таможенный
  • Валютный
  • Кредитный
  • Страховой
  • Инвестиционный

Функции финансового контроля в этих объектах экономики лежат на плечах законодательно созданных органов финансового контроля.

Органы финансового контроля

Специально образованные органы, осуществляющие финансовый контроль, являются важным инструментом надзора законодательной власти над исполнительной. Их основная цель – это оценка всех аспектов деятельности участвующих в работе бюджета субъектов власти на эффективность и законность.

  1. Бюджетный контроль осуществляет Федеральное Казначейство. В его задачи входит контроль над государственными финансами, за внешним и внутренним долгом страны, доходной и расходной частью бюджета и федеральными внебюджетного типа.
  2. Министерство финансов применяет все методы финансового контроля в течение формирования федерального бюджета, проверяет приход и расход бюджетных средств, осуществляет контроль над применением государственных инвестиций по объектам, выдает лицензии на аудиторскую деятельность.
  3. Государственная Налоговая Служба контролирует соблюдение налогового законодательства, сроки и объемы налоговых поступлений, а также верность их начисления, таможенная служба является надзорным органом в отношении своевременной и полной оплаты таможенных пошлин на товары из зарубежных стран.
  4. Федеральная служба по надзору за страховой деятельностью проверяет обоснованность тарифов на объекты страхования и осуществляет функции регулирования рынка страхования.
  5. Валютный и денежно-кредитный контроль находится в ведении Центробанка РФ, который целиком и полностью контролирует работу коммерческих банков страны. Он наделен полномочиями налагать взыскания и полностью запрещать работу любых кредитных организаций.

Негосударственный финансовый контроль

Негосударственный финансовый контроль осуществляется вышестоящими подразделениями организаций над подведомственными им субъектами. В основном сюда относится финансовый контроль на предприятии, а именно:

  • Внутрихозяйственный финансовый контроль
  • Аудиторский финансовый контроль

Внутрихозяйственный или внутренний финансовый контроль осуществляется ревизионными комиссиями в учреждении или же это делает специальная служба, подчиняющаяся руководителю организации, и применяющая принципы финансового контроля для проверки работы их исполнительных подразделений и объектов.

 Аудиторский финансовый контроль осуществляется с привлечением независимых специалистов.

Подразделяется на обязательный финансовый контроль на предприятии, сроки проведения которого установлены законодательно, и на инициативный, проходящий в учреждении внепланово, по инициативе руководства организации.

Общественный финансовый контроль

Общественный финансовый контроль базируется на основе законодательства РФ, которое обязывает исполнительные властные структуры предоставлять финансовую информацию о своей деятельности всем заинтересованным лицам.

Основой осуществления этой формы финансового контроля являются средства массовой информации, доносящие до широких масс интересы отдельных общественных структур, как пример – профсоюзов и политических партий РФ.

Источник: http://profitrevolution.ru/finansovyj-kontrol/

Финансовый контроль: понятие и значение. Виды и методы финансового контроля

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 22Следующая ⇒

Финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий субъектов финансовых правоотношений при образовании, распределении и использовании денежных государственных и муниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и её регионов.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований, поскольку финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Читайте также:  Платить ли торговый сбор при продажах через офис?

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Требование соблюдения законности в финансовой деятельности имеет конституционную основу.

Важно

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам (институту налога, институт внебюджетных фондов и др.).

Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, содержащихся в Общей части финансового права и регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах Особенной части (финансы предприятий).

Основными направлениями финансового контроля в сфере отношений, регулируемых финансовым правом, является контроль за:

– выполнением органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

– выполнением организациями и гражданами финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления;

– использованием по целевому назначению государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов;

– соблюдением правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

В процессе финансового контроля выявляются внутренние резервы производства – возможности повышения рентабельности, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств, а также определяются пути устранения и предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Реализация задач финансового контроля укрепляет государственную финансовую дисциплину, выражающую одну из сторон законности.

Государственная финансовая дисциплина – это четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядка образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов.

Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми понимают приемы или способы, средства его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных правоотношений и др.

Существуют следующие методы финансового контроля:

– ревизии;

– проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.);

– рассмотрение проектов финансовых планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности;

– заслушивание докладов, информации должностных лиц и др. Проведение их, как правило, планируется. Однако они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью.

Совет

Данные общие методы конкретизируются в методиках, правилах проведения контроля различных объектов (например инструкции Минфина России по составлению отчетности об исполнении бюджета, смет расходов бюджетных учреждений и т. п.).

Основной метод финансового контроля – ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и целесообразности.

Ревизии проводят разные контролирующие органы, в особенности финансовые, а также органы государственного управления в отношении подведомственных организаций.

Ревизии могут быть проведены как по плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии:

– документальные;

– фактические;

– полные (сплошные);

– выборочные (частичные). По организационному признаку они могут быть плановыми и внеплановыми (назначенными в связи с поступлением сигналов), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности первичные денежные документы (счета, ордера, чеки), а не только отчеты, сметы и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не только документов, но и наличия денег, материальных ценностей.

Под полной ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации, учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности.

Срок проведения ревизии – не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим большое юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы (ревизором), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры:

– по устранению вы явленных нарушений финансовой дисциплины;

– возмещению причиненного материального ущерба;

– разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной дисциплины;

– виновные привлекаются к ответственности. Руководитель организации, назначившей ревизию, обязан обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по ее результатам.

В случае необходимости срочных мер по устранению выявленных ревизией нарушений и злоупотреблений и привлечения к ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись и акте ревизии.

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Обратите внимание

Предварительныйфинансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.

Текущийфинансовый контроль – это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных, расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующийфинансовый контроль – это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, намечаются пути предупреждения и меры по их устранению.

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений и требований законодательства существуют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

– в силу требований законодательства;

– по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны налоговых органов, контроль, проводимый на основе решений правоохранительных органов). Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов, в частности, путем использования аудиторского контроля.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля.

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов, осуществляющих его, выделяются следующие виды финансового контроля: государственный (на федеральном и региональном уровнях), муниципальный, общественный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль можно подразделить (в зависимости от сферы действия) на подведомственный и внутриведомственный (сходные подразделения можно выделить и в муниципальном финансовом контроле). В этой классификации, в свою очередь, в зависимости от видов органов, осуществляющих его, выделяется финансовый контроль:

– представительных (законодательных) органов власти;

– Президента РФ;

– исполнительных органов власти общей компетенции;

– финансово-кредитных органов;

– ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем.

К органам осуществляющим финансовый контроль относятся:

– представительные (законодательные) органы государственной власти и субъектов Федерации: Государственная Дума РФ и Совет Федерации РФ в лице соответствующих комитетов, а также Счетная палата;

– в целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента РФ;

– органы исполнительной государственной власти общей компетенции – Правительство РФ, правительства и администрации субъектов Федерации;

– государственные органы, деятельность которых специально направлена на область финансов.

К ним относятся органы исполнительной власти, подведомственные Министерству финансов РФ (федеральные службы – налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство), также Федеральная таможенная служба и Федеральная служба по финансовым рынкам;

– банки (кредитные организации) – их функции в области финансового контроля в современный период существенно изменились.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x19ca.html

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Раскрыть понятие и значение финансового контроля как специализированного контроля. Задачи и цели финансового контроля

Финансовый контроль – одна из форм управления финансами любого звена. Он заключается в постоянной проверке выполнения хозяйственных и финансовых операций с точки зрения их законности, экономической целесообразности, и достижения положительных конечных результатов работы.

Финансовый контроль осуществляется на стадии разработки финансовых планов, проведения операций, практически на всех этапах движения денежных средств.

Финансовый контроль производится финансовой службой совместно с другими отделами, которые участвуют в выполнении финансовых заданий, ведут учет их выполнения и результативности.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам, как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан [10,с.40].

Важно

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проявляются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Читайте также:  Показатели рентабельности - коэффициент и уровень

Финансовый контроль – это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действий, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств [5, с.6].

В условиях рыночных отношений повышается ответственность финансовых служб за полную мобилизацию собственных средств, финансовое состояние предприятия, эффективных проводимых операций, конечные результаты работы, так как от этого во многом зависит конкурентоспособность, процветание предприятия.

Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Финансы по своей сути выполняют три функции, в том числе и контрольную.

Контрольная функция финансов проявляется в финансовом контроле, важнейшем в системе государственного контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает так же из управления финансами государства.

Специфика финансового контроля состоит в том, что финансы одновременно являются и объектом и субъектом контроля.

В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданной экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей системы хозяйственных и финансовых отношений.

В более узком значении контрольная функция состоит в предупреждении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитие экономики и финансов, наносящих вред интересам государства, трудовых коллективов и большинства населения.

Совет

Особенностями финансового контроля являются его всеобъемлющий и универсальный характер и то, что его объекты- это не только денежные средства, но и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выражаются в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовых отношений.

Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля.

Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последний использует практически одни и те же приёмы и способы.

Итак, финансовый контроль – это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально – экономического развития страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово – правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово – правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово – правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях регулируемых финансовым правом, заключается в:

А) проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

Обратите внимание

Б) проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов ( бюджетных или собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и др. средств.)

В) проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями.

Г) выявления внутренних резервов производства – возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

Д) устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности; содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, в организациях и бюджетных учреждениях, а также правильному ведению бухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения законодательства и нормативных актов, в том числе в области налогообложения предприятий, относящихся к различным организационно-правовым формам; содействие высокой отдаче внешнеэкономической деятельности предприятий, в том числе по валютным операциям и др.

Финансовый контроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений, а также государственных и финансово-банковских структур за выполнение финансовой дисциплины.

Эта ответственность может быть выражена как в административных, так и в экономических (материальных) мерах воздействия на нарушителя финансовой дисциплины.

Экономические меры воздействия конкретно проявляются через финансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которые содействуют повышению эффективности производства, его интенсификации, экологическому оздоровлению и т.д. [10, с.42].

Проблема усиления финансовой ответственности, действенности финансового контроля требуют, с одной стороны, сокращения количества применяемых санкций, а, с другой, повышения их результативности.

Таким образом, финансовый контроль – это важнейший вид государственного контроля, представляющий собой контроль компетентных государственных органов за законностью, правильностью и экономической целесообразностью деятельности участников финансовых отношений по планомерному образованию, распределению и использованию государственных денежных средств.

Список литературы

1. Абрамчик Л.Я. Финансовое право: Учеб.-метод. пособ. для студ. – Гродно: Гродненский гос. ун-т, 2002. – 129 с.

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=123384

Сущность, задачи, функции и принципы финансового контроля

Финансовый контроль – законодательно регламентированная деятельность специально созданных учреждений контроля и контролеров (аудиторов) за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов, а также целесообразностью и эффективностью их финансовых операций.

Целью финансового контроля является своевременное выявление отклонений от параметров финансовых планов и финансовой полити­ки на макро- и микроуровне, выявление финансовых правонарушений и принятие своевременных мер по их устранению (предотвращению) и недопущению впредь.

К задачам финансового контроля относятся:

–      обеспечение надлежащего исполнения параметров финансовых планов и финансовой политики органов государственной власти всех уровней, организаций и индивидуальных предпринимателей;

–      обеспечение устойчивого состояния государственных финансов и финансов хозяйствующих субъектов;

–      создание условий и контроль за соблюдением субъектами государственной власти и хозяйствования норм действующего финан­сового финансового права;

–      контроль за выполнением органами публичной власти и хозяй­ствующими субъектами финансовых обязательств;

–      повышение ответственности органов публичной власти и субъ­ектов хозяйствования за результаты финансовой деятельности и эффективность использования финансовых ресурсов;

–      оперативное выявление резервов повышения финансовой ус­тойчивости, предотвращение и устранение недостатков финан­сово-хозяйственной деятельности подконтрольных субъектов.

Система финансового контроля представляет собой совокуп­ность отраслей, видов и форм, элементов и принципов организации финансового контроля, а также процедур и контрольных действий.

Отрасли финансового контроля включают:

Важно

1)    государственный (муниципальный) контроль, в том числе по следующим его видам: бюджетный, внебюджетный, налоговый, таможенный, денежно-валютный, банковский, страховой, инвестиционный и др.;

2)    негосударственный финансовый кон­троль, в том числе по следующим его видам: внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домашних хозяйств.

Формы финансового контроля характеризуют внешние особенности видов контроля и контрольной деятельности.

Такими формами являются предварительный, текущий (оперативный) и последующий, внешний и внутренний, камеральный и выездной контроль и т.д.

Объектами финансового контроля выступают количественные и качественные параметры и показатели, характеризующие входящие и исходящие потоки финансовых ресурсов на макро- и микроуровне, процессы образования и использования доходов органов государственной власти, организаций и домашних хозяйств.

Субъекты финансового контроля выступают в двух качествах: контролируемые субъекты – органы власти, организации и физические лица, деятельность которых подлежит внешнему контролю со стороны контролирующих органов и лиц; контролирующие субъекты – уполномоченные органы государственной власти и их должностные лица, специализированные контролирующие органы и квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность на законных основаниях.

В ос­нове международных правил финансового контроля ле­жит система следующих принципов, которые являются основными правилами для контрольной деятельности в целом:

–      Принцип независимости. Органы финансового контроля должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют.

Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.

Суть независимости органа финансового контроля вы­ражена в его праве самостоятельно определять: а) пред­мет своей контрольной деятельности; б) методы контроля; в) содержание и формы отчетов.

–      Принцип гласности. Принцип гласности состоит в том, что результаты финансового контроля должны быть общедоступны. Доступ­ность обеспечивается обычно двумя способами: 1) представлением итоговых и текущих отчетов контрольных органов в вышестоящие органы; 2) публикацией резуль­татов ревизий и проверок в открытой печати.

–      Принцип законности. В соответствии с данным принципом деятельность органов финансового контроля должна строго соответствовать за­конам и иным нормативно-правовым актам страны и не допускать какого бы то ни было произвола в отношении кон­тролируемых субъектов.

–      Принцип объективности. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать пред­взятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Выводы по результатам проверок должны быть обосно­ваны и подтверждены соответствующими данными, мате­риалами, содержащими качественную информацию.

–      Принцип ответственности. Данный принцип может быть рассмотрен, как мини­мум, в трех аспектах: ответственность контролеров, ответ­ственность контролируемых и ответственность третьих лиц.

Совет

Ответственность контролеров проявляется в том, что каждый субъект финансового контроля (орган финансо­вого контроля, его работник) за ненадлежащее выполне­ние возложенных на него контрольных функций и задач должен нести ответственность (экономическую, адми­нистративную и дисциплинарную).

Читайте также:  Можно получить сразу два имущественных вычета по ндфл

Ответственность контролируемых предполагает, что должны быть установлены виновники выявленных оши­бок и злоупотреблений в управлении государственными финансами и иной собственностью. Они должны нести ответственность согласно степени тяжести и степени вли­яния допущенных ими незаконных иди неадекватных дей­ствий на государственные финансы.

Третьи лица – это органы государственной власти, обладающие правом принятия решений на основе представлений или предписаний органов финансового конт­роля, которые, в свою очередь, должны нести ответствен­ность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей по отношению к органам финансового контроля.

–      Принцип сбалансированности. Сбалансированность означает, что субъекту нельзя пред­писывать контрольные функции, не обеспеченные сред­ствами для их выполнения. Иными словами, при определе­нии обязанностей субъекта контроля должен, быть определен соответствующий объем прав и возможностей.

–      Принцип системности. Предполагает наличие именно системы органов финансо­вого контроля. Допускается относительная самостоятельность органов контроля, об­разуемых по линии ветвей власти.

Источник: http://www.funansust.ru/financemainmenu/finansovyj-kontrol/157-sushhnost-zadachi-funkczii-i-princzipy-finansovogo-kontrolya.html

Понятие и значение финансового контроля

80108

Понятие и значение финансового контроля

Доклад

Финансы и кредитные отношения

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как экономической категории присущи не только распределительная но и контрольная функции.

Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Значение финансового контроля выражается в том что при его проведении проверяются вопервых соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной…

Русский

2015-02-16

38 KB

0 чел.

Неотъемлемой составной частью финансовой деятельности государства и муниципальных образований является финансовый контроль.

Наличие, финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции.

Поэтому использование государством и муниципальными образованиями для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач.

Обратите внимание

Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности.

Требование соблюдения законности в деятельности по образованию, распределению и использованию денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления имеет конституционную основу: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч.2 ст.15 Конституции РФ).

Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью нецелесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны и ее регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансово-правовых институтах и закрепленные соответствующим законодательством (например, в Налоговом или Бюджетном кодексах РФ).

Основными направлениями финансового контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, являются:

а) проверка выполнения органами государственной власти и местного самоуправления функций по аккумуляции, распределению и использованию финансовых ресурсов соответственно своей компетенции;

б) проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

в) проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских ссуд, внебюджетных и других средств);

г) проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

д) выявление внутренних резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства, роста производительности труда, более экономного и эффективного использования материальных и денежных средств;

Важно

е) устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке применяются меры воздействия к организациям, должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности.

Финансовая дисциплина — это четкое соблюдение уста поеденных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений.

Требования финансовой дисциплины распространяются не только на предприятия, организации, учреждения, граждан, но и на органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательства о предоставлении льгот по платежам в бюджет, за правильностью взимания налогов, за своевременностью выделения бюджетных ассигнований и т.д.).

Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредуется денежными отношениями.

Эффективность финансового контроля предполагает необходимость глубокого экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности, разработки контролирующими органами предложений по улучшению качества работы проверяемых организаций.

Одной из форм финансового контроля выступает контроль рублем, свойственный сфере коммерческих отношений. Это контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций посредством таких экономических категорий, как цена, себестоимость, прибыль и др., при использовании системы финансирования, кредитования, расчетов.

Контроль рублем позволяет определить качество работы предприятий и экономически воздействовать на него. Например, анализ прибыли предприятия, ее объема, источников получения (или причин неполучения) выявляет результаты работы предприятия.

Совет

Несвоевременность возвращения ссуды, полученной в банке, сигнализирует о неблагополучном финансовом положении предприятия.

На современном этапе произошли изменения в организации финансового контроля, в его содержании.

В условиях перехода к рыночным отношениям, хозяйственной самостоятельности предприятий, организаций, учреждений усиливается значение повседневного внутрихозяйственного самоконтроля, контроля собственников.

Более глубоким, неформальным стал контроль со стороны представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления за финансовой деятельностью исполнительной власти, опирающийся на создаваемые ими специальные контрольные органы.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного контроля, в связи с изменением системы политической власти и установлением власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль, осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.

На основании Конституции РФ 1993г. (ст.ст.101—103) палаты Федерального Собрания РФ образуют Счетную палату РФ. Подобные органы действуют и на уровне субъектов Федерации.

Сформированы также новые органы финансового контроля: органы государственной налоговой службы, государственного страхового надзора; функции финансового контроля осуществляют и созданные в 1990-х гг.

органы федерального казначейства.

Широкое развитие получил контроль в новой форме — аудиторской деятельности, проводимой независимыми организациями на платной основе в качестве предпринимательской деятельности.

Обратите внимание

Преобразования в системе банков и их деятельности применительно к особенностям рыночных отношений обусловили изменения в контрольных функциях банков, а также выделение из них на особый уровень Центрального банка РФ с функциями государственного контроля и надзора.

Впоследствии меры по совершенствованию системы органов, осуществляющих финансовый контроль, продолжались: Государственная налоговая служба РФ преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам, изменена система органов, осуществляющих государственный страховой надзор. Особое внимание обращено на необходимость укрепления государственного финансового контроля, чему призван способствовать намеченный к принятию Федеральный закон «О государственном финансовом контроле в Российской Федерации».

Проблемы, связанные с собиранием и расходованием государственных финансовых ресурсов обусловили создание Межведомственного совета по государственному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в федеральный бюджет.

Целями деятельности Совета определены координация и усиление контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и других государственных средств.

В состав Совета включены руководители финансово-контрольных и экономических органов, в том числе министр финансов. Председатель Банка России, руководитель федерального казначейства и др. Председатель Совета — министр финансов.

В работе Совета могут принимать участие представители Генеральной Прокуратуры РФ, МВД России, ФСБ России и др. заинтересованных органов.

К задачам Совета отнесены: формирование тактики и методологии государственного финансового контроля; определение его основных направлений и механизма; согласование практических мероприятий по осуществлению государственного финансового контроля; утверждение программы совместных ревизий и проверок; подготовка предложений по расширению источников средств федерального бюджета и внебюджетных государственных фондов, по эффективности государственного финансового контроля; обобщение и распространение опыта государственного финансового контроля.

Совету предоставлены права: запрашивать от министерств и других органов исполнительной власти необходимые материалы и информацию; обсуждать результаты ревизий и проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, заслушивать объяснения их руководителей; вносить предложения в Правительство РФ.

Законодательство определяет формы взаимодействия органов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохранительными органами в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=80108

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector