Вс рф вновь не согласился с пенями за несвоевременное подтверждение местонахождения иностранного получателя дохода

Верховный Суд РФ представил обзор судебной практики по защите иностранных инвесторов

12 июля 2017 года Президиум Верховного Суда РФ утвердил обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов. Ряд позиций, изложенных в обзоре, касается и налоговых споров. Ниже приводятся наиболее значимые из них.

Вопросы применения соглашений об избежании двойного налогообложения

  • Само по себе прекращение участия иностранного акционера в российской организации к моменту выплаты причитавшихся ему дивидендов не препятствует применению к этому доходу пониженной ставки налога, предусмотренной международным соглашением об избежании двойного налогообложения (п. 10 Обзора).Российская компания приняла решение о распределении дивидендов своему иностранному акционеру. Однако уже после принятия этого решения иностранный акционер реализовал свои акции третьему лицу. В приводимом примере суд не согласился с выводом налогового органа о неправомерности применения российской организацией, выплатившей дивиденды, пониженной ставки налога у источника (5%), предусмотренной международным договором.Несмотря на то, что на момент фактической выплаты дивидендов иностранный получатель уже перестал быть акционером российской компании, суд пришел к выводу, что право на применение пониженной ставки у нее имелось (если соблюдались условии о необходимом размере доли участия иностранной компании в капитале российской организации и величины вложения в капитал).
  • Право на применение пониженной ставки налога при выплате дивидендов, предусмотренное международным договором, не утрачивается в случае присоединения иностранного акционера, вложившего необходимую сумму в капитал российской организации, к другой иностранной компании (п. 11 Обзора).Российская компания применила пониженную ставку налога у источника (5%) при выплате дивидендов своему акционеру (шведской компании) на основании положений российско-шведской конвенции об избежании двойного налогообложения. При этом иностранный получатель дивидендов стал акционером российской компании в результате присоединения к нему другой иностранной организации, являвшейся первоначальным акционером российской компании. По мнению налогового органа, такая ставка не могла быть применена, поскольку получатель дивидендов не осуществил требуемого Конвенцией вложения в капитал российской компании (не менее 100 000 долларов США).Суд пришел к выводу о незаконности доначислений, произведенных налоговым органом, учитывая, что из положений международного договора не следует, что применение пониженной ставки налога в случае выплаты дивидендов правопреемнику первоначального акционера обусловлено необходимостью повторного вложения капитала в российскую организацию. К моменту реорганизации первоначально акционера условие о вложении в капитал в необходимом размере уже было выполнено, а к новому акционеру в порядке универсального правопреемства перешли все права и обязанности первоначального акционера.
  • Налоговые льготы, предусмотренные международными договорами РФ, не предоставляются в отношении трансграничных операций, главной целью совершения которых являлось получение дохода ее участниками исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды (создания благоприятных условий налогообложения) в отсутствие намерения осуществлять экономическую деятельность (п. 13 Обзора).Российская организация использовала товарный знак на основании сублицензионного договора. Лицензиатом при этом являлась кипрская компания, а конечным правообладателем – офшорная компания. Все указанные лица являлись взаимозависимыми. Российская организация выплачивала роялти лицензиату, но не удерживала налог у источника, считая, что в силу пункта 1 статьи 12 Соглашения между Россией и Кипром об избежании двойного налогообложения (далее – СИДН) этот вид доходов освобождается от налогообложения в России. Налоговый орган доначислил обществу не удержанную сумму налога, а также пени и штраф, предусмотренный статьей 123 НК РФ. Арбитражный суд отказал обществу в признании решения налогового органа недействительным.Суд отметил, что кипрская компания являлась номинальным получателем дохода, поскольку действовала в чужом интересе, выполняя только функцию по передаче лицензионных платежей, полученных от российской организации, другому участнику группы (зарегистрированному правообладателю). Суд также принял во внимание, что избранный способ передачи интеллектуальных прав через входящую в ту же группу лиц кипрскую компанию позволил не уплачивать налог в России – при выплате роялти лицензиату, уплачивать его в символическом размере на Кипре – при получении лицензионных платежей, их дальнейшем перечислении офшорному правообладателю.Налоговый агент (российская компания) не опроверг доводы налогового органа о том, что преобладающей целью совершения сделок по передаче интеллектуальных прав внутри группы компаний являлось получение налоговой выгоды вне связи с осуществляемой в своем интересе экономической деятельностью лицензиата. В связи с этим суд пришел к выводу о том, что применение пункта 1 статьи 12 Соглашения в рассматриваемой ситуации не отвечало бы целям Соглашения, а также принципу его добросовестного соблюдения.

Вопросы исполнения обязанностей налогового агента

  • Обязанности налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению налога в бюджет возлагаются на российскую организацию вне зависимости от формы, в которой облагаемый налогом доход был получен иностранным контрагентом (п. 14 Обзора).Налоговый орган доначислил обществу налог, не удержанный при выплате процентов иностранной организации, а также соответствующие суммы пени и штрафа, предусмотренного статьей 123 НК РФ. Как указало общество, начисленные по договору займа проценты не выплачивались иностранному займодавцу, а лишь были засчитаны при исполнении его встречных обязательств перед российской организацией. Суд отказал в удовлетворении требований общества, признав предложенное им толкование правовых норм ошибочным.В силу пункта 2 статьи 287 НК РФ российская организация, выплачивающая доход иностранной организации, удерживает сумму налога из доходов этой иностранной организации при каждой выплате (перечислении) ей денежных средств или ином получении иностранной организацией доходов. При этом согласно пункту 3 статьи 309, пункту 1 статьи 310 НК РФ доход считается полученным иностранной организацией как при его перечислении в денежной форме, так и при выплате в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов.
  • Само по себе нарушение срока предоставления сертификата налогового резидентства, не препятствует освобождению от налогообложения дохода, выплачиваемого этому лицу налоговым агентом (п. 15 Обзора).Российская компания, производившая выплаты в адрес иностранных получателей, на момент выплаты дохода не имела сертификатов налогового резидентства указанных получателей, в связи с чем инспекция доначислила обществу пени на суммы неудержанного налога.Однако суды (первой и апелляционной инстанций) пришли к выводу о соблюдении обществом требований статьи 312 НК РФ, поскольку заключенные с иностранными контрагентами сделки являлись длящимися и предполагали периодическую выплату дохода, а сертификаты резидентства в предшествующем году уже имелись у общества и вновь были получены после выплаты дохода.Суд округа отменил судебные акты и в удовлетворении заявления общества отказал, отметив, что пункт 1 статьи 312 НК РФ устанавливает требование о наличии у налогового агента сертификата резидентства на дату выплаты дохода. Следовательно, общество должно было получить очередной сертификат резидентства до выплаты дохода в новом году.Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ с таким выводом суда округа не согласилась, обратив внимание на следующее. Документы, представленные налоговому агенту в подтверждение постоянного местонахождения организаций-нерезидентов на территории государств, с которыми у России заключены СИДН подтверждали право иностранных организаций на освобождение выплачиваемого им дохода от налогообложения в России. Принимая во внимание, что согласно статье 75 НК РФ пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате налога и ответственность за представление сертификатов резидентства после фактической выплаты дохода НК РФ не установлена, у налогового органа отсутствовали основания не только для взимания не удержанной налоговым агентом суммы налога, но и для начисления пеней в дополнение к указанной недоимке.

Источник: https://int.gestion.ru/news/articles/verkhovnyy-sud-rf-predstavil-obzor-sudebnoy-praktiki-po-zashchite-inostrannykh-investorov/

Минфин изменил мнение о подтверждении резидентства иностранной компании (Никифорова Н.В.)

Дата размещения статьи: 07.07.2014

Должна ли иностранная компания ежегодно представлять российской организации, регулярно выплачивающей ей доход, подтверждение своего постоянного местонахождения в государстве, с которым заключен международный договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения? До недавнего времени позиция Минфина по этому вопросу была категорична: да, должна.

В противном случае об освобождении доходов от налогообложения или о применении пониженных ставок налога на доходы иностранцев, по мнению ведомства, не могло быть и речи: российская организация – налоговый агент обязана произвести удержание налога по установленной законом ставке и уплатить его в бюджет. Суды с чиновниками не соглашались. И, о чудо, Минфин весной 2014 г.

Читайте также:  Изменился срок уплаты «несчастных» взносов

изменил свою позицию, выпустив соответствующие письма. Казалось бы, все. Наконец-то спорная ситуация разрешена.

Обратите внимание

Но совсем недавно появилось определение ВАС, в котором поддержана позиция контролеров: налоговый агент для применения льготного налогообложения должен располагать подтверждением резидентства иностранной организации, действие которого распространяется непосредственно на период выплаты дохода.

Налоговые нормы

Плательщиками налога на прибыль являются не только российские организации. Иностранные компании в силу п. 1 ст. 246 НК РФ также могут быть плательщиками этого налога, если осуществляют деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получают доходы от источников в РФ.В п. 4 ст.

286 НК РФ, в частности, сказано: если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в России, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению ее в бюджет возлагается на российскую организацию – налогового агента, выплачивающую указанные доходы.Пунктом 3 ст. 247 НК РФ определено: для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, объектом обложения налогом на прибыль признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Эти доходы определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ, в п. 1 которой перечислены их виды. Названные доходы являются объектом налогообложения независимо от формы, в которой они получены (в натуральной форме, путем погашения обязательств, в виде прощения долга или зачета требований).В силу п. 1 ст. 310 НК РФ налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в РФ, исчисляется и удерживается российской организацией – налоговым агентом при каждой выплате доходов, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 названной статьи. Согласно пп. 4 п. 2 ст. 310 налог не удерживается при выплате доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ. Кроме того, п. 3 ст. 310 НК РФ установлено, что при выплате налоговым агентом иностранной организации доходов, которые по международным договорам (соглашениям) облагаются налогом в Российской Федерации по пониженным ставкам, исчисление и удержание суммы налога с доходов производятся налоговым агентом по соответствующим пониженным ставкам при условии предъявления иностранной компанией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.Согласно названной норме при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым у России есть международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.При предоставлении иностранным партнером названного подтверждения до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, такой доход у источника выплаты освобождается от удержания налога или облагается по пониженным ставкам. В противном случае российская организация – налоговый агент обязана произвести удержание налога из доходов иностранной организации по ставкам, предусмотренным НК РФ (в отношении соответствующего вида дохода), и уплатить его в бюджет. При этом п. 2 ст. 312 НК РФ установлена возможность возвратить ранее удержанный и перечисленный в бюджет налог, если подтверждение резидентства иностранной компании появилось у налогового агента после удержания и уплаты налога.

Ежегодно или нет?

Итак, при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения.

Наличие такого подтверждения позволяет налоговому агенту применять льготный режим налогообложения в отношении выплачиваемых доходов: либо эти доходы не облагаются налогом у источника выплаты, либо к ним применяются пониженные налоговые ставки.

Чтобы воспользоваться данными льготами, налоговый агент должен располагать названным подтверждением на момент выплаты дохода иностранному партнеру.

Обязана ли иностранная организация подтверждать свое резидентство ежегодно, если российская компания – налоговый агент, претендующая на применение льготного налогообложения, на регулярной основе в течение нескольких налоговых периодов выплачивает этой организации соответствующие доходы?

Позиция Минфина до 2014 года

Источник: http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=2187

Правомерен ли запрос налоговой справки-подтверждения страны резидентства иностранного контрагента – Электронный Экспресс

Главная → Статьи → Правомерен ли запрос налоговой справки-подтверждение страны резидентства иностранного контрагента

В организации проводится выездная налоговая проверка. Один из иностранных контрагентов получает от организации платежи за право пользования программным обеспечением. Среди прочих документов в своём требовании ИФНС указала на необходимость представления справок-подтверждений страны резидентства иностранных контрагентов.

Насколько обоснованы требования ИФНС в части представления справки-подтверждения страны резидентства указанного контрагента? Каким нормативным актом регламентируется обязанность налогоплательщика запрашивать у иностранных контрагентов такие справки перед заключением доходных или расходных контрактов? Какие штрафные санкции предусмотрены за невыполнение обязанности по запросу указанной справки?

Подпунктом 1 п. 1 ст. 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Этому праву налоговых органов корреспондирует обязанность налогоплательщиков по представлению в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ).

В частности, налогоплательщик при проведении выездной налоговой проверки, согласно п. 12 ст. 89 НК РФ, обязан обеспечить должностным лицам налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При этом необходимые для проведения проверки документы могут быть истребованы у налогоплательщика в порядке, установленном ст. 93 НК РФ (п. 12 ст. 89, п. 1 ст. 93 НК РФ).

Для этого налогоплательщику вручается требование о представлении документов (информации), форма которого утверждена приказом ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Важно

Касаемо такого документа, как справка-подтверждение страны резидентства иностранных контрагентов: согласно п. 1 ст.

312 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций при применении положений международных договоров РФ иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

При представлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Источник: https://www.garantexpress.ru/pravomeren-li-xapros-nalogovoi-spravki-podtverzhdenia-strani-rezidentstva-inostrannogo-kontragenta/

Фактический получатель дохода. Рекомендации Руководителя практики «Международное право и налоги» по механизму выплаты дохода нерезиденту

В связи с усилением налогового администрирования в части налогообложения дохода, выплачиваемого иностранным организациям, с целью минимизации рисков, связанных с доначислением российским организациям налога на прибыль, настоятельно рекомендуем выполнять требования законодательства для применения положений международных соглашений.

Как показывает практика, большинство российских организаций, выплачивая доход нерезиденту, пользуются льготами соглашений об избежании двойного налогообложения без получения каких-либо документов, что при первой налоговой проверке неминуемо приводит к доначислению налога на прибыль.

Читайте также:  Индексация пенсий работающим пенсионерам после увольнения

Наша Практика «Международное право и налоги» не раз готовила для своих клиентов обзор концепции фактического получателя дохода. В ходе каждого бизнес-завтрака (наша компания регулярно организует подобные мероприятия для клиентов) особое внимание уделяется изменившимся тенденциям международного налогового планирования.

Понятие «фактический получатель дохода» впервые было введено Модельной конвенцией об избежании двойного налогообложения, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития в 1977 г.

, после чего был запущен процесс постепенной имплементации положений в национальные законодательства.

Основная цель — предотвратить уклонение от уплаты налогов под видом льгот, предоставляемых международными соглашениями.

Что касается отражения концепции фактического получателя дохода в российском законодательстве, то можно отметить отсутствие соответствующих норм до 2014 года, а также не было конкретных разъяснений фискальных органов по данному вопросу.

Соответствующие изменения были внесены только в ноябре 2014 года и вступили в силу с 1 января 2015 года, в частности, существенно претерпела изменения ст. 7 Налогового кодекса РФ, в которой появилось понятие фактического получателя дохода.

Воспользоваться льготами международных соглашений и удержать налог у источника по пониженной ставке возможно только в случае, если получатель дохода является фактическим (имеет фактическое право на доход).

Лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается:

  • лицо (иностранная структура без образования юридического лица), которое в силу прямого или косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и распоряжаться полученным доходом;
  • лицо (иностранная структура без образования юридического лица), в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться полученным доходом.

Несмотря на то, что положения о фактическом получателе дохода для российского законодательства стали актуальны только с 2015 года, подобные нормы уже давно существуют в соглашениях об избежании двойного налогообложения, однако, такая стандартная формулировка, как «… такие дивиденды могут также облагаться налогом в том Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, является резидентом другого Государства, то взимаемый таким образом налог не должен превышать:..» с недавних пор имеет совсем другую смысловую нагрузку для российских организаций, выплачивающих доход нерезидентам.

К сожалению, большинство российских организаций не придают значения изменившимся формулировкам законодательства и складывающейся правоприменительной и судебной практике.

В частности, Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. № 32-ФЗ были внесены «малозначительные» поправки в ст.312 Налогового кодекса РФ, согласно которым формулировка «вправе запросить» была заменена на «должна предоставить».

Таким образом, с 2016 года в случае применения положений международных соглашений Российской Федерации, иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить российской организации, выплачивающей такой доход, подтверждение того, что:

Совет

1)     эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.

2)     эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Только при наличии вышеуказанных подтверждений российская организация имеет право воспользоваться льготами соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения.

Наши рекомендации

Каждый день сталкиваясь с подобными вопросами на практике и понимая тенденцию законодателя, считаем необходимым еще раз обратить внимание на нижеследующее.

Перед выплатой дохода нерезиденту российской организации необходимо получить:

  • Сертификат о налоговом резидентстве (Tax Residence Certificate) под апостилем или с консульской легализацией.
  • Письмо за подписью директора иностранной организации, в котором перечисляются обстоятельства, свидетельствующие, что иностранная компания является фактическим получателем дохода.

Источник: http://www.lkpconsult.ru/fakticheskij-poluchatel-doxoda-rekomendacii-rukovoditelya-praktiki-mezhdunarodnoe-pravo-i-nalogi-po-mexanizmu-vyplaty-doxoda-nerezidentu/

Департамент общего аудита по вопросу оформления документов, подтверждающих уплату дохода конечному бенефициару

19.12.2014

Ответ

В соответствии со статьей 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Пунктом 3 статьи 247 НК РФ установлено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью для иных иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства в РФ, признаются доходы, полученные от источников в РФ.

Перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью на территории РФ, но относятся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежат обложению налогом у источника выплаты дохода, приведен в пункте 1 статьи 309 НК РФ.

В свою очередь, положениями подпункта 4 пункта 2 статьи 310 НК РФ предусмотрено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в пункте 1 статьи 309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением, случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в РФ, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 НК РФ.

В силу пункта 1 статьи 312 НК РФ при применении положений международных договоров РФ иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в пункте 1 статьи 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором РФ предусмотрен льготный режим налогообложения в РФ, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

Из приведенных норм, по нашему мнению, следует, что для того, чтобы воспользоваться правом льготного налогообложения, предусмотренного международным договором (соглашением), необходимо:

1) подтверждение постоянного местонахождения, заверенное компетентным органом соответствующего иностранного государства;

2) подтверждение должно быть представлено до даты выплаты дохода;

3) перевод на русский язык в случае, если подтверждение составлено на иностранном языке.

Каких-либо иных конкретных требований к порядку документального оформления подтверждения местонахождения иностранной организации НК РФ не содержит.

Обратите внимание

В пункте 5.3 Приказа МНС РФ от 28.03.03 № БГ-3-23/150 (в настоящее время Приказ утратил силу, однако, иных документов, разъясняющих порядок документального оформления подтверждения, не утверждено) даны следующие разъяснения по вопросу оформления соответствующего подтверждения:

«Кодекс не устанавливает обязательной формы документов, подтверждающих постоянное местопребывание в иностранном государстве.

Такими документами могут являться справки по форме, установленной внутренним законодательством этого иностранного государства, а также справки в произвольной форме. Указанные справки рассматриваются как подтверждающие постоянное местопребывание иностранной организации в случае, если в них содержится следующая или аналогичная по смыслу формулировка:

“Подтверждается, что организация … (наименование организации) … является (являлась) в течение … (указывается период) … лицом с постоянным местопребыванием в … (указывается государство) … в смысле Соглашения (указывается наименование международного договора) между Российской Федерацией/СССР и (указывается иностранное государство)”».

Источник: https://www.mosnalogi.ru/consultation/obshchiy-audit/departament-obshchego-audita-po-voprosu-oformleniya-dokumentov-podtverzhdayushchikh-uplatu-dokhoda-k.html

Арбитражный суд Дальневосточного округа

Обобщение судебной практики

по вопросам применения налогового законодательства

В соответствии с планом работы Арбитражного суда Дальневосточного округа на второе полугодие 2015 года проведено обобщение судебной практики по рассмотрению некоторых вопросов, возникающих при разрешении дел, связанных с применением налогового законодательства.

Для подготовки обобщения судебной практики проанализированы дела обозначенной категории,  рассмотренные судом округа в период с 2013 по  2014 годы, 9 месяцев 2015 года.

Анализ статистических данных за указанный период свидетельствует о наметившейся тенденции к снижению количества рассматриваемых судом кассационной инстанции дел, в том числе, связанных с применением налогового законодательства.

Так, например, если в 2013 году судом кассационной инстанции проверена законность судебных актов, вынесенных по результатам разрешения 383 налоговых спора, то в 2014 году число таких дел снизилось до 301 спора, а по результатам  работы за 9 месяцев 2015 года составило 128 споров.

Читайте также:  Как рассчитать ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль в течение отчетного периода

Следует отметить, что дела, связанные с применением налогового законодательства, составляют существенную долю в общем числе споров, рассматриваемых административной коллегией Арбитражного суда Дальневосточного округа.

Вопросы, связанные с применением части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ)

1.

Налоговый орган обязан по заявлению взыскателя предоставить последнему сведения об имущественном положении должника, а именно: сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; сведения о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; сведения об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

 Обязанности налогового органа установлены пунктом 1 статьи 32 НК РФ. В данной норме приведен конкретный перечень  таких обязанностей, а из пункта 2 статьи 32 НК РФ следует, что налоговый орган несет также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.      

Наличие у судебного пристава-исполнителя и взыскателя по исполнительному производству права обратиться в налоговый орган  с заявлением о предоставлении сведений об имущественном положении должника, и, как следствие, наличие у налогового органа соответствующей обязанности по предоставлению таких сведений предусмотрены статьей  69 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

В соответствии с частью 8 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 данной статьи. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Важно

Таким образом, взыскатель вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений об имущественном положении должника.

Однако необходимо учитывать, что право на получение данной информации не является абсолютным, его реализация имеет ряд ограничений, связанных, прежде всего, с информацией, относящейся к налоговой и банковской тайне, определенной статьей 102 НК РФ и статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

Следует отметить, что законодателем установлен исчерпывающий перечень сведений, которые могут быть запрошены у налоговых органов, банков и иных кредитных организаций взыскателем.

К таким сведениям, как следует из части 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, отнесены: сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника; сведения о номерах расчетных счетов, количестве и движении денежных средств в рублях и иностранной валюте; сведения об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банках и иных кредитных организациях.

Примером, отражающим правовой подход к разрешению поставленного вопроса, является дело № А51-32441/2013 Арбитражного суда Приморского края, при рассмотрении которого судами первой и апелляционной инстанций исследовался вопрос об обоснованности и законности требований общества к налоговому органу в части предоставления бухгалтерской отчетности предприятия-контрагента, являющегося его должником.

По результатам рассмотрения заявления, суд первой инстанции, выводы которого поддержал апелляционный суд, признал правомерными действия налогового органа, указывая на отсутствие у него нормативно предусмотренной обязанности по предоставлению взыскателю квартальной бухгалтерской отчетности предприятия-контрагента, поскольку в рассматриваемом случае она не подпадает под исключения, содержащиеся в пункте 1 статьи 102 НК РФ.

Суд округа пришел к выводу об отсутствии у судов правовых оснований для удовлетворения заявления.

При этом, отклоняя доводы взыскателя о том, что отсутствие бухгалтерской отчетности в перечне сведений, установленном частью 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве, не отменяет права судебного пристава-исполнителя на доступ к ней, и свидетельствует о том, что данный перечень не является исчерпывающим, указал на установленные ограничения в предоставлении сведений, которые обязан соблюдать налоговый орган в силу требований части 9 статьи 69 Закона об исполнительном производстве и статьи 102 НК РФ. Данный вывод сделан  на основании анализа положений части 8 статьи 69 Закона об исполнительном производстве и Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № ВГ-3-10/265, Министерства юстиции Российской Федерации № 215 от 25.07.2000.  

Источник: http://fasdvo.arbitr.ru/node/14180

Концепция «фактического получателя дохода» в российской действительности

В условиях современной действительности контролирующие органы начинают обращать более пристальное внимание на все финансовые операции и денежные выплаты, осуществляемые резидентами РФ в пользу иностранных контрагентов.

Если раньше налогоплательщики могли в какой-то мере полагаться на получение защиты со стороны наших правоприменителей (в лице судебных органов), то теперь надеяться на судебное покровительство при рассмотрении подобных дел уже не приходится.

Ключевым вопросом при рассмотрении таких судебных споров является возможность применения положений международного налогового соглашения, заключенного со страной, резидентом которой является получатель соответствующего дохода (иными словами – применение концепции “фактического получателя дохода”).

В чем суть концепции

Концепция фактического получателя доходов заключается в следующем. В соответствии с налоговым законодательством РФ если международным договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные налоговым кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров.

Однако в случае, если международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения предусмотрено применение пониженных ставок налога или освобождение от налогообложения в отношении доходов от источников в Российской Федерации для иностранных лиц, имеющих фактическое право на эти доходы, в целях применения этого международного договора иностранное лицо не признается имеющим фактическое право на такие доходы, если оно обладает ограниченными полномочиями в отношении распоряжения этими доходами, осуществляет в отношении указанных доходов посреднические функции в интересах иного лица, не выполняя никаких иных функций и не принимая на себя никаких рисков, прямо или косвенно выплачивая такие доходы (полностью или частично) этому иному лицу, которое при прямом получении таких доходов от источников в Российской Федерации не имело бы права на применение указанных в настоящем пункте положений международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Таким образом, компания, применяющая льготные условия налогообложения, предоставленные международным договором, должна быть готова подтвердить и доказать факт того, что именно она является фактическим получателем дохода:

  • Т.е.

    она имеет реальное присутствие (real substance);

  • Осуществляет реальную хозяйственную деятельность (сделки, заключаемые ею, имеют реальную хозяйственную/деловую цель).

Подробнее суть и содержание обоих аспектов представлено в таблице ниже:

Правовое обоснование концепции. История развития

Международные соглашения Концепция фактического получателя доходов не является новой в международной практике налогового планирования. Впервые она нашла свое отражение в Модельной конвенции об избежании двойного налогообложения Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Модельная конвенция является основой для большинства заключаемых соглашений, не являются исключениями и соглашения, заключенные Российской Федерацией с другими странами, которые предусматривают возможность применения преимуществ соглашений об избежании двойного налогообложения (в том числе льготных ставок) лишь в отношении лиц, имеющих фактическое право на такие доходы, как, в частности, проценты, дивиденды, роялти. Кроме того, практически все соглашения об избежании двойного налогообложения содержат положения о том, что никакие преимущества и льготы по снижению или освобождению от уплаты налогов резиденту договаривающегося государства не применяются и не предоставляются, если главной целью (или одной из главных целей) такого резидента (или лица, связанного с ним) было получение выгод и преимуществ такого соглашения.

Разъяснения контролирующих органов

Источник: http://www.korpusprava.com/ru/publications/analytics/koncepciya-fakticheskogo-poluchatelya-dohoda-v-rossiyskoy-deystvitelnosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector