Формы, виды и основные методы финансового контроля

Методы финансового контроля. Формы финансового контроля :

Финансовый контроль – обязательная составляющая бюджетного процесса и часто задействуемая в среде бизнеса процедура. Природа его субъектов разнообразна.

Это могут быть государственные, муниципальные ведомства, общественные объединения, аудиторские фирмы. Аналогично, объекты финансового контроля – это предприятия и организации, осуществляющие деятельность в самых разных сферах.

Каковы особенности данной процедуры? Каковы критерии классификации финансового контроля?

Для чего нужен финансовый контроль?

Организация финансового контроля необходима предприятиям и организациям с целью обеспечения эффективного задействования ими денежного ресурса, предоставляемого в качестве ассигнований (если речь идет о бюджетных структурах) или же извлекаемого в процессе коммерческой деятельности. Также в ряде случаев данного рода активности используются с целью оценки уровня платежной и налоговой дисциплины субъектов хозяйственной деятельности. Есть различные методы финансового контроля. Российские эксперты выделяют следующий перечень основных:

– мониторинг;

– обследование;

– проверка;

– экспертиза;

– ревизия;

– анализ;

Рассмотрим сущность каждого из них более подробно.

Мониторинг

Осуществление финансового контроля может базироваться на методе мониторинга. Его сущность предполагает, главным образом, ознакомительную работу субъекта контроля со спецификой деятельности его объекта.

На основе метода мониторинга возможны некоторые предварительные выводы, касающиеся эффективности использования предприятием или организацией финансового ресурса, однако глубокого исследования каких-либо процессов, отражающих управление денежным ресурсом, как правило, не проводится.

Обследование

Современные методы финансового контроля включают такой вид активности, как обследование. Многие эксперты считают его одним из самых распространенных в российской практике.

Обследование применяется, как правило, с целью выявления закономерностей, характеризующих какой-либо аспект деятельности предприятия в области управления финансами.

С помощью данного метода субъект финансового контроля исследует процессы, отражающие уровень платежной дисциплины организации, а также иные факты, полезные с точки зрения оценки качества управления денежными потоками со стороны предприятия.

Обследование включает в себя несколько типичных задач: изучение финансовой документации, источников, отражающих выполнение организацией тех или иных законодательных предписаний, корректность ведения различного рода отчетов и стабильность их предоставления в компетентные структуры.

Анализ

Следующий популярный метод финансового контроля – анализ. Он подразумевает задействование различного рода математических инструментов с целью выявления неких закономерностей в финансовых активностях предприятия, которые можно наглядно представит в виде конкретных цифр. Объектом контроля обычно становятся показатели, относимые к бухгалтерской документации.

Ключевая задача при проведении анализа соответствующих источников – определение того, насколько корректно они заполняются, и в какой мере объективно отражают процессы управления финансами на предприятии.

На практике анализ бухгалтерской документации чаще всего выполняют в отношении государственных организаций: органы финансового контроля при этом обычно выявляют, насколько эффективно идет освоение бюджетных ресурсов.

Проверка

Проверку как метод финансового контроля российские эксперты также относят к категории ключевых. Его сущность – в изучении областей деятельности предприятия, которые связаны с необходимостью следования актуальным нормам финансового законодательства.

То есть каких-либо нарушений правил, изложенных в нормативных актах, именно в такого типа структурах быть в принципе не должно. Как и в случае с анализом, данный метод часто применяется в бюджетной сфере.

Органы финансового контроля, которые могут участвовать в проверке, в ряде случаев представлены высшими исполнительными ведомствами – такими как, например, Счетная Палата России. Вместе с тем данный инструмент также характерен и для банковской отрасли.

Обратите внимание

Так, например, самые популярные методы финансового контроля, применяемые ЦБ РФ в отношении коммерческих кредитно-финансовых организаций, включают в себя именно проверку.

Рассматриваемый инструмент на практике регулярно задействуется налоговиками.

Так, например, контроль финансовой деятельности организаций в аспекте платежей в казну ФНС России осуществляет посредством камеральных или же выездных проверок.

Существуют самые разные категории активностей рассматриваемого типа. Так, есть проверки тематические, встречные. По критерию срочности они могут быть плановыми или же инициированными вне предварительных графиков.

Такой метод финансового контроля, как проверка, обычно сопровождается оформлением некоторого документа, отражающего результат проведения соответствующего мероприятия.

Часто это акт, отражающий перечень выявленных нарушений – например, в аспекте налоговых платежей.

Исследовав этот документ, руководитель территориального подразделения ФНС, если речь идет об этом ведомстве, может принять решение применить в отношении организации, допустившей нарушение, предусмотренные законом меры ответственности.

Ревизия

Ревизия – в числе наиболее комплексных методов. Можно сказать, что это целая система финансового контроля. Цель ее проведения – всестороннее исследование финансово-хозяйственного аспекта деятельности предприятий и организаций.

При этом в рамках ревизии могут изучаться не только документы, отражающие управление денежными потоками, но также и источники, отражающие юридические аспекты деятельности компании, специфику производственных процессов.

Вместе с тем основная задача применения данного метода – все-таки выявить особенности реализации конкретно финансовых активностей, обнаружить возможные нарушения в проведении операций с денежными потоками, сопоставить их назначение и документальное оформление с нормами закона. Во многих случаях ревизию, как и проверку, осуществляют высшие структуры исполнительной власти.

Экспертиза

Методы финансового контроля, регулярно применяемые в России, представлены также и экспертизой. Данный вид активностей представляет собой исследование, которое, как правило, проводится с целью выявления размеров денежных средств и направлений их переводов в рамках операций, проводимых предприятием.

В числе ключевых задач экспертизы – сопоставить полученные факты, отражающие содержание финансовых транзакций, с нормами, планами, критериями, установленными на уровне правовых актов или иных распоряжений, имеющих непосредственное отношение к деятельности организации. Данный метод финансового контроля считается аналитиками одним из самых сложных в аспекте практической реализации.

Однако, с точки зрения достоверности результатов, он признается экспертами оптимальным.

Какими бывают виды финансового контроля? Критериев классификации соответствующего вида активностей достаточно много. В российской практике весьма распространено деление финансового контроля на внутренний и внешний. Рассмотрим данный тип классификации более подробно.

Финансовый контроль: исследование изнутри

Что такое внутренний финансовый контроль? Это система или же инициированная на время проведения соответствующего исследования структурная единица на предприятии, ответственная за проверку деятельности фирмы на предмет исполнения решений в области управления финансовыми потоками.

Цель внутреннего контроля – выявление возможных ошибок со стороны отдельных сотрудников фирмы в аспекте обеспечения соответствия выполняемой работе принятой финансовой стратегии организации.

В ряде случаев – обнаружение намеренных, обусловленных поиском личной выгоды действий, которые нежелательны с точки зрения устойчивости бизнес-модели компании.

Важно

Внутренний финансовый контроль – явление, характерное также и для государственных структур. Часто он проводится на уровне отдельных ведомств. Цель – проверка деятельности отдельных структур, формирующих собой тот или иной орган, на предмет эффективного освоения бюджетных средств и отсутствия нарушений релевантного законодательства.

Осуществление внутреннего контроля часто предполагает создание в структуре компаний (если вести речь о сфере частного бизнеса) подразделений, непосредственно специализирующихся на соответствующем виде активностей. Каким образом подобные единицы формируются в компаниях?

Как правило, на предприятиях создается независимая от других внутренних структур служба финансового контроля. Процесс ее формирования обычно состоит из следующих этапов.

Во-первых, это определение перечня ключевых показателей, отражающих эффективность тех или иных финансовых операций или же соответствие их нормам, определенным на уровне закона, а также элементам стратегии, принятой на предприятии.

Во-вторых, это система интерпретации ключевых показателей. Одно дело – выявить некие цифры, отразить в отчетах некие данные, другое – корректным образом соотнести это с задачами контроля, а также, используя прозрачные критерии, оценить с точки зрения соответствия бизнес-модели фирмы.

В-третьих, это формирование штата специалистов, ответственных за периодическое проведение внутреннего финансового контроля. Есть два основных подхода к решению таких задач. Можно попробовать сформировать соответствующего типа службу на базе уже работающих сотрудников фирмы.

Преимущества такого подхода: нет необходимости адаптировать специалистов к особенностям деятельности компании, корпоративной культуре, ключевым аспектам бизнес-модели.

Совет

Основной недостаток – сотрудникам, уже работающим в фирме, будет достаточно трудно соблюсти нейтралитет и, если это потребуется, строгость в оценке деятельности подразделений компании, где, возможно, работают хорошо знакомые им люди, коллеги.

Поэтому во многих фирмах с целью организации службы финансового контроля привлекаются новые сотрудники. Или, что реже, но также практикуется, соответствующая функция организуется по аутсорсинговой модели.

Внешний контроль

Внутренний контроль – вид активностей, в проведении которых в большей степени заинтересована сама организация.

Вместе с тем, как в государственной сфере, так и в частной, в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности тех или иных хозяйствующих субъектов часто задействуется также и инструментарий со стороны организаций, юридически независимых от исследуемой.

Если рассматривать основные виды финансового контроля, то, наряду со внутренним, полезно исследовать также и аспекты, отражающие особенности внешнего.

Отметим, что критериев классификации такого типа активностей в российской экспертной среде достаточно много.

Некоторые специалисты выделяют в отдельную категорию государственный финансовый контроль, осуществляемый ФНС и другими ведомствами, а наряду с ним – деятельность частных структур, чаще всего выражаемую в форме аудита.

То есть критерий классификации здесь – принадлежность субъектов контроля к государственным структурам или же к частным организациям.

Есть эксперты, которые подразделяют внешний контроль на добровольный и принудительный. Касательно первой категории – рассматриваемого типа исследования проводятся по инициативе компании. Чаще всего это уже отмеченный аудит, проводимый практически всегда частными организациями.

Обратите внимание

Но возможны сценарии, при которых также и государственный финансовый контроль может проводиться на добровольных началах. Например, законодательством РФ закреплена процедура банкротства фирм, а по итогам недавних поправок в законы – также и физлиц.

Инициировать ее может на вполне добровольных началах сам субъект хозяйственной активности, в результате чего открывается дело о банкротстве под контролем государственных органов – судов.

Принудительный финансовый контроль – это, как правило, налоговые проверки, которые делятся на два основных типа – камеральные и выездные.

Первые считаются менее сложными и глубокими в аспекте исследования финансовой составляющей деятельности организаций.

Вторые, соответственно, предполагают достаточно разностороннее исследование документов и процедур, отражающих функционирование субъекта проверок.

Контроль на государственном и муниципальном уровне

Формы финансового контроля, осуществляемые государственными и муниципальными органами власти, выделяются многими российскими экспертами в категорию, обособленную от сфер деятельности структур, так или иначе связанных с частными организациями. Как правило, рассматриваемые виды активностей отражают взаимодействие между ведомствами и органами управления в аспекте бюджетного процесса.

Эксперты выделяют разные основания, по которым могут быть классифицированы формы финансового контроля. Например, по времени он может быть предварительным, текущим или последующим.

Читайте также:  Как платить налог на имущество при разделе «кадастровых» объектов?

Относительно первого: он представляет собой чаще всего обсуждение неких проектов, законов и норм, которые впоследствии могут стать основой для реализации неких этапов бюджетного процесса. Касательно второго – это проверка текущего соблюдения уже принятой стратегии.

Третий вид финансового контроля – последующий – применяется с целью анализа результатов практической реализации утвержденных концепций.

Другое основание, по которому может быть классифицирован государственный и муниципальный финансовый контроль – специфика его субъекта. Так, например, им может быть исполнительное ведомство, Президент РФ, общество в виде неких объединений, в ряде случаев – частные аудиторские фирмы.

Также основанием для классификации государственного и муниципального контроля может быть уровень его субъекта.

Так, в частности, он может быть внутрихозяйственным, когда проверку документов и соответствующих аспектов деятельности фирмы проводят внутренние структуры органа власти или организации.

Важно

Но государственный и муниципальный контроль может быть ведомственным, когда проверку проводят компетентные структуры, которые по вертикали власти располагаются выше проверяемой организации.

Источник: https://www.syl.ru/article/167574/new_metodyi-finansovogo-kontrolya-formyi-finansovogo-kontrolya

Виды, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль – контроль экономических субъектов общества за процессом формирования и использования денежных фондов.

Финансовый контроль классифицируют по следующим признакам:

1) исходя из времени проведения различают: предварительный, текущий и заключительный.

Предварительный контроль осуществляется на стадии прогнозирования и планирования денежных потоков до реального движения финансовых средств. Он позволяет заранее предупредить нерациональное расходование средств, выявить резервы, возможные нарушения финансовой дисциплины.

Текущий (оперативный) контроль проводится в процессе совершения денежных сделок, финансовых операций. Он сводится к контролю процесса деятельности и результатов труда. Цель контроля – предупреждение возможных злоупотреблений при получении и расходовании средств, соблюдение финансовой дисциплины.

Заключительный контроль проводится после осуществления доходов и расходов фондов на базе учетной и отчетной документации. Его цель – проверка правильности и целœесообразности расходов, полноты и своевременности поступления доходов.

2) Учитывая зависимость отэкономических субъектов существуют:

‣‣‣ индивидуальный частный (гражданский) контроль, осуществляемый каждым гражданином общества. Цель — проведение в жизнь личной финансовой политики граждан, обеспечение их интересов при поступлении доходов и расходов;

‣‣‣ государственный контроль, проводимый органами власти (президентом, парламентом, правительствами, министерствами и др.). Главная цель — обеспечение интересов государства и рамках функционирования государственной собственности (бюджета͵ государственного экономического сектора, инфраструктуры и т.д.), прежде всœего при поступлении доходов и расходовании государственных средств;

‣‣‣ ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств в отношении деятельности подотчетных им предприятии, учреждений и организаций;

‣‣‣ внутрихозяйственный контроль ведется экономическими и финансовыми службами организаций. Объект контроля — хозяйственная и финансовая деятельность;

‣‣‣ общественный контроль производится неправительственными opганизации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач;

‣‣‣ независимый контроль проводится специальными органами, аудиторскими фирмами и другими службами;

‣‣‣ международный контроль осуществляется международным субъектами.

3) Учитывая зависимость отсферы финансовой деятельности различают бюджетный, инвестиционный, налоговый, кредитный, валютный, страховой и другие виды контроля.

Методами проведения финансового контроля являются: проверки, обследования, надзор, экономический анализ, наблюдение, ревизии.

Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на базе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятий, учреждений. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполненных работ, расхода материалов, топлива, энергии. Обследование может проводиться также через опрос, наблюдение, инспекцию и т.д.

Надзор за экономическими субъектами проводится гражданами, контролирующими органами, получившими специальные полномочия (лицензия и т.д.) на определœенный вид финансовой деятельности: страховую, инвестиционную, банковскую и др.

Он предполагает контроль соблюдения установленных правил и нормативов, нарушение которых влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ как разновидность финансового контроля имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль финансового состояния в целом или одной из сторон.

Ревизия взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта͵ проводимых с помощью определœенных приемов фактического и документального контроля.

Ревизия проводится для установления целœесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных денежных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности — для выявления рушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

На основании проведенной ревизии оформляется акт, по которому принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных лиц к ответственности.

Многообразие форм собственности повышает роль видов финансового контроля, которые проводятся без непосредственного участия государственных органов, но в соответствии с действующими законами и нормативными актами. К такому виду финансового контроля относится аудиторский контроль.

Полная и всœесторонняя оценка деятельности организации и ее платежеспособности, достоверности показателœей бухгалтерского баланса и финансовой отчетности должна основываться на принципах достаточности и убедительности аудиторских доказательств. Аудит бывает внутренний и внешний.

Внутренний аудит проводится в целях совершенствования управления организацией и определяется руководителœем предприятия. Он подразделяется на управленческий аудит и аудит хозяйственной деятельности.

Внешний аудит подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности и законность совершенных операций. Результатом работы аудитора является отчет аудитора и итоговое заключение.

Аудит финансовой отчетности ведется с целью выдачи заключения о соответствии отчетности установленным критериям и правилам учета.

Специальный аудит — это проверка конкретных вопросов хозяйственной деятельности. Цель — подтвердить законность, добросовестность и эффективность работы администрации, правильность составления налоговой отчетности и т.д.

Аудит должна быть обязательным и необязательным (добровольным). Первый проводится в соответствии с законодательством для подтверждения достоверности годовой бухгалтерской отчетности. Второй — по инициативе руководящих органов организации.

Совет

Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ имеет несколько вариантов, в том числе:

‣‣‣ заключение без замечаний;

‣‣‣ заключение с замечаниями;

‣‣‣ отрицательное заключение.

Заключение может и не составляться.

Финансовый контроль общества следует понимать в широком и узком (сугубо государственном) смысле.

В первом он охватывает контрольную деятельность всœех субъектов общества за функционированием общественного денежного фонда и принято называть общественным национальным) бюджетным контролем.

В узком смысле он сводит исключительно к контрольной деятельности государственных органов власти и представляет государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль включает непосредственный контроль финансового состояния всœех структур государственной финансовой системы и косвенный контроль состояния других частей финансовой системы общества.

Он осуществляется в процессе разработки, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, а также через мониторинг финансовой деятельности граждан и негосударственных организаций.

Косвенный финансовый контроль негосударственной сферы экономики затрагивает весь спектр финансовой деятельности субъектов: выполнение денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности при расходовании выделœенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности и т.д. В этой связи огромное практическое значение имеет организация государственных контрольных структур и определœение их полномочий.

Источник: http://referatwork.ru/category/finansy/view/522645_vidy_formy_i_metody_finansovogo_kontrolya

Задачи, формы и методы финансового контроля

Финансовый контроль — это совокупность мероприятий, проводимых субъектами контроля по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, а также населения с применением специфических форм и методов организации.

Финансовый контроль — форма реализации контрольной функции финансов. Он пронизывает всю систему денежных отношений, возникающих в процессе распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства в связи с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных средств на всех уровнях власти и во всех звеньях национальной экономики.

Данная система денежных отношений служит объектом финансового контроля.

Непосредственным предметом контроля выступают: бюджетные показатели на всех этапах бюджетного процесса (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении); финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.); налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов власти разных уровней, но и хозяйствующих субъектов и населения. Его цель — содействие успешной реализации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

Перед финансовым контролем стоят следующие задачи: содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов государства и отраслей экономики; обеспечение соблюдения действующего финансового (бюджетного, налогового, страхового и т.д.

) законодательства; обеспечение своевременности и полноты выполнения юридическими и физическими лицами налоговых обязательств перед бюджетной системой и внебюджетными фондами; содействие эффективному и целевому использованию средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, а также рациональному расходованию материальных ценностей на предприятиях, учреждениях и в организациях; выявление резервов роста финансовых ресурсов, доходной базы бюджетов, прибыли и рентабельности предприятий; обеспечение правильности ведения бухгалтерского учета и отчетности; проведение профилактической, информационно-разъяснительной работы с целью повышения финансовой дисциплины и др.

Решение этих задач обеспечивается, в частности, системой ответственности всех участников финансовых отношений.

Обратите внимание

Она включает в себя административные, уголовные, дисциплинарные и экономические (денежные) меры воздействия на нарушителей финансовой дисциплины.

Для осуществления финансового контроля в Российской Федерации созданы специализированные контрольные органы. В настоящее время продолжается работа по совершенствованию правовой регламентации их деятельности.

Поскольку финансовый контроль охватывает различные сферы финансово-экономической жизни общества, его эффективность зависит от соответствующей организации, видов, форм и методов проведения контроля. Финансовый контроль можно условно классифицировать по разным критериям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, различают следующие его виды: .

государственный контроль, который проводится органами государственной власти (Президентом и Правительством РФ, Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Федеральной службой налоговой полиции РФ, Счетной палатой РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, Центральным банком РФ и др.).

Он обеспечивает интересы государства и общества и направлен на все объекты контроля независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности; – ведомственный контроль, осуществляемый контрольно-ревизионными управлениями (отделами) министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций. Преимущества данного вида контроля проявляются в его непосредственной связи с функцией управления отраслью, в специализации контроля применительно к отраслевым (ведомственным) особенностям финансово-хозяйственной деятельности; – внутрихозяйственный контроль, проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищения и бесхозяйственность; – общественный контроль, исполняемый неправительственными общественными организациями или отдельными физическими лицами (экспертами) на основе добровольности; – правовой контроль, который проводится правоохранительными органами в форме ревизий, судебно-бухгалтерской экспертизы и т.д.;

Читайте также:  Закон о патентной системе налогообложения - изменения-2019

– гражданский контроль, осуществляемый физическими лицами при налогообложении их доходов и имущества, получении ими доходов в виде заработной платы, премий, пособий, дивидендов, процентов и т.д.

По времени проведения финансовый контроль условно подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней, смет расходов бюджетных учреждений, финансовых планов и программ, балансов финансовых ресурсов территорий и других финансово-экономических документов и проектов законов.

Важно

Он носит предупреждающий характер, способствует предотвращению нецелевого, неэффективного расходования финансовых ресурсов, выявлению резервов роста доходов и прибыли.

Предварительный контроль позволяет выбрать наиболее экономичные решения при планировании направлений бюджетных ассигнований, средств предприятий, организаций на текущие и капитальные расходы.

Текущий контроль является основным видом деятельности субъектов финансового контроля.

Он ведется в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций, исполнения бюджета, смет доходов и расходов бюджетных учреждений с целью предупреждения и выявления нарушений финансовой (бюджетной, налоговой) дисциплины, соблюдения финансовых норм и нормативов, требований бухгалтерского учета и отчетности. Оперативность здесь имеет первостепенное значение. Текущий финансовый контроль опирается на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций в целях выявления резервов роста рентабельности и прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, полноты и своевременности расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в бюджет, своевременность, полнота и целенаправленность финансирования федеральных и территориальных социально-экономических программ, размер бюджетного дефицита и временных кассовых разрывов, источники их покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т. д.

Последующий финансовый контроль проводится по окончании финансового года или отчетного периода.

В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений.

При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций.

Последующий контроль тесно взаимосвязан с предварительным контролем, базируется на результатах контрольно-аналитической работы, проводимой после завершения отчетного периода. Он позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

Основными методами проведения перечисленных видов финансового контроля являются проверки, обследования, анализ и ревизии.

Проверки, проводимые органами государственного финансового контроля (например, налоговыми органами), подразделяются на документальные (выездные) и камеральные.

Совет

Документальная проверка проводится непосредственно на предприятии, в организации и учреждении в присутствии их должностных лиц.

Источниками информации служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты по налогам и другая документация.

Изъятие документов для проверки вне предприятия (организации) запрещено законом.

В то же время контрольным органам предоставлено право изымать у юридических лиц документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии иных объектов налогообложения, расхищении и нецелевом использовании бюджетных средств и т.п., если имеются достаточные основания полагать, что они (документы) могут быть уничтожены, заменены, фальсифицированы и т.д.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа на основе перечисленных выше документов, представленных ему предприятиями, учреждениями и организациями, и имеющихся у субъекта контроля документов и сведений проверяемых юридических и физических лиц.

Один из методов контроля — обследование. Обследование заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте с отдельными сторонами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

При этом не обязательно проверяются первичные бухгалтерские документы, но проводятся контрольные замеры работ, расхода топлива, электроэнергии, проверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, анкетирования, инспекции на месте, наблюдения и т.д.

Важный метод финансового контроля — анализ, проводимый на основе детального изучения периодической и годовой финансово-экономической отчетности, организации финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

В ходе анализа выявляется уровень выполнения плановых параметров по доходам и расходам бюджетов и внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий и организаций, смет доходов и расходов бюджетных учреждений, соблюдение финансовых и натуральных норм расходования средств, финансовой дисциплины и т.д.

Основной метод финансового контроля — ревизия. Ревизия представляет собой комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, а также работы финансовых органов по составлению и исполнению бюджета, осуществляемых с помощью приемов документального и фактического контроля.

Обратите внимание

Ревизии направлены на установление обоснованности, целесообразности и экономической эффективности совершаемых хозяйственных операций, бюджетных процедур; соблюдение финансовой дисциплины; сохранение государственной собственности; обеспечение достоверности ведения учета и отчетности.

Цель ревизии — выявление и предупреждение нарушений в финансово-хозяйственной деятельности ревизуемого объекта.

Виды ревизий классифицируются по ряду признаков: по ведомственной принадлежности ревизуемых органов — ведомственные, внутрихозяйственные; по полноте охвата ревизуемых материалов — полные и частичные, комплексные и тематические, сплошные, выборочные и комбинированные; по отношению к плану контрольно-экономической работы — плановые, внеплановые, внезапные; по привлекаемым материалам и способам проверки — документальные и фактические;

по очередности использования одних и тех же документов — первичные, дополнительные, повторные; и др.

Каждый из видов ревизии имеет свою специфику, свои достоинства и недостатки, избирается в зависимости от характера стоящих перед ревизией общих и частных задач, особенностей деятельности проверяемого объекта и т.д.

Ревизионный процесс условно подразделяется на четыре этапа: подготовительный; собственно проверка; систематизация и обработка материалов ревизии; реализация выводов и рекомендаций по итогам ревизии.

Акт ревизии традиционно состоит из трех частей: вводной — с атрибутикой ревизионной группы и ревизуемого объекта; основной — с констатацией нарушений и обоснованием их причин; заключительной (результативной) — с окончательными выводами, заключениями, рекомендациями.

Источник: https://psyera.ru/5771/zadachi-formy-i-metody-finansovogo-kontrolya

Мир науки

Говоря о проведении классификации вообще, полезно вспомнить слова Пуанкаре “Классификация не может быть вольготно, а только удобной”. Именно поэтому, при проведении классификации определенных понятий следует руководствоваться научно-обоснованными тезисами.

В литературе существует не одно обоснование того, как проводить классификацию финансового контроля.

Любая классификация имеет познавательное и практическое значение при условии, если она основывается на наиболее существенных признаках.

Финансовый контроль классифицируется по видам, формам и методам.

Важно

В диалектической логике категория “вид” трактуется как подчиненное понятие, которое имеет все свойства более общего понятия (“рода”), но имеет некоторые специфические свойства, отделяя его от других предметов данного рода.

Форма (лат. – forma) – способ организации, предмет процесса, явления. Под формой контроля понимаются отдельные стороны проявления содержания контроля, в зависимости от времени осуществления контрольных действий.

Метод – форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого. К методам контроля относятся конкретные средства, которые применяются при осуществлении контрольной функции.

В основу классификации на виды, формы, методы следует положить в качестве критерия следующее:

1. При разделении по видам – субъект, осуществляющий контрольные полномочия.

2. При разделении по формам – время.

3. При разделении по методам – способ осуществления контрольных полномочий и источник используемой информации.

Формы финансового контроля:

1. Предварительный финансовый контроль – проводится до осуществления операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. на стадии разработки прогнозных расчетов по бюджету и плану.

Цель – проверка обоснованности расчетов и поиск возможности более эффективного их использования.

Он проводится до начала реализации решений, осуществления финансовых операций. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии разработки и принятия законов и других нормативных актов по финансовым вопросам.

С этой целью осуществляется квалифицированная экспертная оценка финансовых результатов внедрения того или иного решения, может быть принят. При этом предыдущий финансовый контроль обеспечивает объективность оценки целесообразности принятия или непринятия соответствующего решения.

Совет

Как правило, предыдущий финансовый контроль всегда осуществляется высшими органами законодательной власти.

2. Текущий (оперативный) контроль – это важная и действенная форма финансового контроля в оперативном управлении финансами.

Оперативный контроль осуществляется во время выполнения финансовых планов, в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.п., проведения денежных операций, реализации материальных ценностей.

Оперативный контроль должен решать следующие наиболее важные задачи:

1) предупреждение на стадии зарождения финансовых операций различного рода отклонений, возникновение которых может нарушить установленный нормами закона режим функционирования определенного субъекта хозяйства;

2) снижение возможности возникновения отклонений непосредственно во время деятельности предприятия;

3) выявление допущенных отклонений.

Цель состоит в том, чтобы достичь наиболее рационального использования финансовых ресурсов, выявить дополнительные возможности для увеличения доходов и уменьшения расходов.

Этот контроль применяется на предприятиях и других организациях хозяйствования, финансовых органов и кредитных учреждений, в министерствах и ведомствах.

Текущий контроль осуществляется систематически, ежедневно, путем рассмотрения текущей оперативной информации и экономического анализа периодической и годовой отчетности предприятий, учреждений и нижестоящих финансовых органов и т.д..

Обратите внимание

Он связан с процессом оперативного управления и регулирования производственной и финансовой деятельностью и его внутренних подразделений. Эта форма контроля осуществляется с помощью бухгалтерского учета. Как правило, он осуществляется органами непосредственного управления финансовой деятельностью. Хотя здесь также задействованы все субъекты финансовых правоотношений.

3. Последующий контроль – заключается в проверке соответствия произведенных расходов и рассмотренных результатов, по ассигнованных сумм и определенном в бюджете предмета финансирования; заключительной оценке произведенных расходов за текущий бюджетный год; утверждению финансовых отчетов главных и ниже стоящих распорядителей ассигнований.

Читайте также:  Как платить налог на имущество, если недвижимость включена в «кадастровый» перечень ошибочно

Он проводится по результатам финансово-хозяйственной деятельности, при рассмотрении и утверждении отчетов, анализе выполнения задач, после проведения денежных операций, списания материальных ценностей. Осуществляется путем ревизии, проверки, инвентаризации.

Он позволяет определить состояние финансовой дисциплины, причины ее нарушения, пути устранения недостатков.

Цель – возместить понесенный ущерб, привлечь виновных к ответственности и проконтролировать деятельность предприятий в части выполнения обязательств перед бюджетом по внесению платежей, сборов и отчислению налогов и проч.

Следующий финансовый контроль осуществляется всеми субъектами финансово-правовых отношений, но каждый из них осуществляет этот контроль на своем уровне и в пределах предоставленной ему государством компетенции.

Все названные формы финансового контроля осуществляются непосредственно финансовыми работниками структур, занимающихся производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью, а также владельцами финансовых ресурсов.

В финансовом праве различают еще обязательный и инициативный финансовый контроль.

– Обязательный осуществляется:

а) в силу требований нормативных актов (н-р, контроль Счетной палаты за исполнением бюджета по итогам года).

Важно

б) по решению компетентных органов государства (н-р, налоговой администрации с целью выяснения полноты выполнения налогоплательщиками их финансовых обязательств перед государством), прокуратуры (с целью выяснения соблюдения законности в стране), суда (с целью установления истины в ходе рассмотрения конкретного судебного дела) и т.д.

– Инициативный финансовый контроль осуществляется на основании собственных решений хозяйствующих субъектов. Эта форма финансового контроля приобретает сегодня большее значение и распространяется в связи с развитием рыночных отношений и осуществляется преимущественно через аудиторские проверки.

Финансовый контроль осуществляется различными методами.

Методы финансового контроля – это приемы, средства, способы его осуществления. Они разнообразны и зависят от различных факторов:

а) субъекту контроля;

б) объекта контроля;

в) целей и задач, стоящих перед субъектом контроля;

г) оснований возникновения контрольных правоотношений и др..

К методам финансового контроля относятся:

1. Проверка.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности.

3. Отчеты о финансовой деятельности на сессиях советов, заседаниях органов государственной исполнительной власти.

4. Инвентаризации.

5. Ревизии.

Методы финансового контроля следует различать от методики проведения проверок, ревизий. Методика – это конкретные приемы и средства конкретных действий. Она показывает как, в каком порядке проводить проверку, с чего начинать и чем заканчивать ее.

Разработаны методики проверки сохранности наличности в кассах, хранения и расходования материальных ценностей на предприятиях и организациях и др.. Методика контроля разрабатывается с учетом форм собственности, организационной структуры и др..

Особенностей объектов, которые контролируются.

1. Проверка – является наиболее существенным методом контроля – это обследование и изучение отдельных участков финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций или их подразделений. Проверки подразделяются на:

а) текущие – проводятся всеми контролирующими органами по вопросам, входящим в их компетенцию. Н-д, МФУ и его органы на местах проводят текущие проверки введения новых методов бухгалтерского учета и контроля предприятий, учреждений, организаций. Текущие проверки являются способом оперативного контроля конкретных операций хозяйственной деятельности, не требуя применения сложных методик;

б) тематические – это средство текущего хозяйственного контроля выполнения субъектами хозяйствования хозяйственных и финансовых операций (использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов обеспечения сохранения государственной собственности).

Совет

Тематические проверки схожи с текущими, но они проводятся по более широкому кругу показателей с применением методов экономического анализа, привлечения специалистов различного профиля.

Тематические проверки проводятся нерегулярно и их последствия оформляются докладной запиской.

Соответствии с Приказом ГНА Украины от 15 октября 2004 года № 599 «Об утверждении Методических рекомендаций и новой редакции образцов форм актов проверок»

Плановой документальной проверкой считается проверка финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности, которая проводится на основании статьи 2 Указа Президента Украины от 23.07.98 N 817/98 “О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности” и предусмотрена в плане работы налогового органа.

Плановой выездной проверкой считается проверка налогоплательщика относительно своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы органа государственной налоговой службы и проводится по местонахождению такого налогоплательщика или по месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая плановая выездная проверка.

Плановая выездная проверка проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика по письменному решению руководителя соответствующего органа государственной налоговой службы не чаще одного раза в календарный год.

Запрещается проведение плановых выездных проверок по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.

Продолжительность плановой выездной проверки не должна превышать 20 дней, а относительно субъектов малого предпринимательства – 10 дней.

Продление сроков проведения плановой выездной проверки возможно только по решению суда на срок не более 10 дней, а относительно субъектов малого предпринимательства – 5 дней.

Обратите внимание

Внеплановой документальной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы налогового органа и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных статьей 3 Указа Президента Украины от 23.07.98 N 817/98.

Внеплановой выездной проверкой считается проверка, которая не предусмотрена в планах работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законов Украины о налогообложении. валютного законодательства. если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

2) налогоплательщиком не представлены в установленный срок налоговую декларацию или расчеты, если их представление предусмотрено законом;

3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговой декларации, представленной налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

4) налогоплательщик подал в установленном порядке жалобу о нарушенным законодательства должностными лицами органа государственной налоговой службы во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки;

5) проводится реорганизация (ликвидация) предприятия;

6) относительно налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) в порядке. установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем имеется необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого налогоплательщика.

Внеплановая выездная проверка может осуществляться только на основании решения суда.

Важно

Орган государственной налоговой службы, инициирующий проведение внеплановой выездной проверки, подает в суд письменное обоснование оснований такой проверки и даты ее начала и окончания, состав лиц, которые будут проводить такую проверку, документы, соответствующая части шестой этой статьи свидетельствуют о возникновении оснований для проведения такой проверки, информацию о виде и количестве проверок, проведенных органами государственной налоговой службы относительно субъекта хозяйственной деятельности и последствия таких проверок за предыдущие три года, а также по требованию суда – другие сведения. В рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки имеют право принимать участие представители субъекта хозяйственной деятельности. Сообщение о месте, дате и времени рассмотрения вопроса о предоставлении разрешения на проведение внеплановой выездной проверки направляется не позднее чем за три рабочих дня до даты такого рассмотрения.

Продолжительность внеплановой выездной проверки не должна превышать 10 дней, а относительно субъектов малого предпринимательства – 5 дней.

Продление сроков проведения внеплановой выездной проверки возможно только по решению суда на срок не более 5 дней, а относительно субъектов малого предпринимательства – 2 дня.

Плановая и внеплановая проверка может быть комплексной.

Комплексная проверки (определение “комплексная проверка” употребляется исключительно для нужд настоящего Порядка) – это документальная проверка финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которой охватываются вопросы полноты начисления и своевременности уплаты всех видов налогов. сборов, других обязательных и других платежей, контроль за которыми возложен на органы государственной налоговой службы Украины.

Встречная проверка (определение “встречная проверка” употребляется исключительно для нужд настоящего Порядка) – внеплановая документальная проверка предприятия по вопросам финансово-хозяйственной деятельности в подтверждение взаимоотношений и состояния расчетов контрагентами.

Камеральная проверка – это проверка, которая проводится контролирующим органом; исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях, без проведения каких-либо других видов проверок налогоплательщика.

Работникам налоговой милиции запрещается участвовать в проведении плановых и внеплановых выездных проверок налогоплательщиков, которые проводятся органами государственной налоговой службы, если такие проверки не связаны с ведением оперативно-розыскных дел или расследованием уголовных дел, возбужденных в отношении таких налогоплательщиков (должностных лиц плательщиков налогов), находящихся в их производстве.

Должностные лица органа государственной налоговой службы вправе приступить к проведению плановой или внеплановой выездной проверки при наличии оснований для их проведения, определенных этим и другими законами Украины, и при условии предоставления налогоплательщику под расписку:

1. направления на проверку;

2. копии решения суда о разрешении на проведение внеплановой выездной проверки.

Совет

Руководители имеют право не допускать проверяя в случаях предусмотренных законодательством:

1. при недопущении графиков проведения плановых проверок, если за 10 дней до начала проверки юридическое лицо письменно не сообщили о ее проведении;

2. если контролер не предъявил служебного удостоверения на проверку.

2.Анализ финансово-хозяйственной деятельности государства – является важным сугубо экономическим методом осуществления контроля, потому что:

а) анализ исполнения бюджета позволяет выявить резервы выполнения доходной части бюджета и экономного расходования государственных средств (его данные используются при составлении проекта бюджета на следующий год);

б) анализ выполнения сметы бюджетного учреждения, представляет собой один из методов проверки финансовой и оперативной деятельности учреждения путем сопоставления данных учета и отчетности с показателями утвержденных смет (результаты анализа используются при составлении сметы на следующий год);

в) анализ хозяйственной деятельности имеет целью – контроль за выполнением плана по качественным и количественным показателям, определение возможности дальнейшего развития и улучшения деятельности предприятий и организаций путем мобилизации внутренних резервов.

Итак, основная цель анализа – оценка хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятий и организаций и на этой основе выявление резервов дальнейшего улучшения их деятельности.

4. Инвентаризация – это периодическая проверка наличия ценностей, находящихся на балансе, их сохранности, правильности хранения, обязательств и прав на получение средств, а также ведения складского хозяйства и реальности данных учета. Она позволяет осуществить контроль за сохранностью материальных ценностей, выявить, устранить возможные ошибки в учете в работе материально-ответственных лиц.

Источник: http://worldofscience.ru/pravovedenie/6377-formy-metody-i-vidy-finansovogo-kontrolya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector