Органы, осуществляющие финансовый контроль в рф (перечень)

Органы государства, осуществляющие финансовый контроль (стр. 1 из 4)

Вопрос №14. Органы государства, осуществляющие финансовый контроль

Финансовый контроль, виды и значение.

Прежде чем рассматривать органы государства, осуществляющие финансовый контроль, их полномочия и функции, необходимо выяснить сущность понятия финансовый контроль, его значение и отличие от других видов контроля.

Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством.

Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль.

Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Обратите внимание

Роль финансового контроля в условиях рыночной экономики многократно возрастает. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов, которая и определяет назначение и состояние финансового контроля.

Вместе с тем в зависимости от социально-экономического положения государства, расширения прав хозяйствующих субъектов в осуществлении финансовой деятельности, возникновения различных организационно-правовых форм предпринимательства содержание финансового контроля существенно обогащается.

Финансовый контроль – это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением специфических форм и методов его организации. Он осуществляется законодательными и исполнительными органами власти всех уровней, а также специально созданными учреждениями и включает:

· контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств,

· оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведённых расходов.

Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий.

Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налог на добавленную стоимость, отчисления на различные цели и в фонды.

Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Объектом финансового контроля являются денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме фондов денежных средств на всех уровнях народного хозяйства.

Конкретные формы и методы организации финансового контроля – это практическое воплощение объективно присущего финансам, как экономической категории свойства контроля.

Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных фондов (как на федеральном и региональном уровне, так и на уровне отдельно хозяйствующих субъектов), финансовый контроль является многоуровневым и разносторонним.

Важно

Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроля за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и финансовых корпораций.

Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также установленных правительством правил организации денежных расчётов, ведения учёта и отчётности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль: проверку эффективности и целесообразности использования денежных ресурсов – собственных, заёмных и привлечённых; анализ и сопоставление фактических результатов с прогнозируемыми; финансовую оценку результатов инвестиционных проектов; правильность и достоверность финансовой отчётности; контроль за финансовым состоянием и ликвидностью.

Финансовый менеджер в крупной коммерческой структуре контролирует весь процесс инвестирования капитала.

Это так называемый, постаудит, который включает сравнение фактических финансовых результатов на каждой стадии производственно-инвестиционной деятельности с прогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причин их несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучшения методов финансового прогнозирования.

Следовательно, финансовый контроль – важный элемент системы управления финансами.

Экономические и политические преобразования в Российской Федерации в начале 90-х годов привели к существенной перестройке системы контрольных органов. В частности, в 1990 году были упразднены органы народного контроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентом возник президентский контроль.

Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата, Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль.

Однако с приходом к власти нынешнего Президента России была пересмотрена система и структура федеральных органов исполнительной власти, установленная первым Президентом РФ Ельциным Б.Н.

Совет

Некоторые контрольные органы государства были ликвидированы за ненадобностью (как например, Федеральная служба налоговой полиции), другие просто преобразованы (так, Контрольно-ревизионное управление Министерства финансов РФ было преобразовано в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора).

Эти меры Президента РФ повлекли за собой массовые увольнения специалистов, которые вынуждены были искать новые места работы, отличные от тех на которых они проработали в течении довольно продолжительного периода времени.

Именно отток квалифицированных кадров из таких учреждений и явился, по-моему, причиной ухудшения обстановки в области финансового контроля со стороны вновь появившихся органов.

Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального банка России (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБ РФ со стороны законодательных органов.

В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежных средств, поступающих в распоряжение государства. Одновременно расширяется сфера действия негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских и страховых фирм; кредитных организаций и т.д. и меняется его содержание; происходит определённый сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного.

Развитие демократии и парламентаризма в России, повышение профессионального уровня депутатов обеих палат приводят к более тщательному контролю за финансовой деятельностью исполнительной власти и углублённому анализу целесообразности и экономической эффективности расходования средств при утверждении проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов. Этому способствует и создание специальных контролирующих органов представительной власти. На уровне отдельных хозяйствующих субъектов происходит усиление внимания к финансовому обследованию инвестиционных проектов с привлечением специализированных консультационных фирм, инвестиционных банков.

Читайте также:  Отражаем основные средства в бухгалтерском балансе

Важную роль в осуществлении финансового контроля играет уровень организации учёта в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчётная документация – главный объект финансового контроля.

Дальнейшее развитие финансового контроля и его эффективность во многом зависят от создания новой концептуальной и законодательной базы

Органы, осуществляющие финансовый контроль. Задачи и функции органов государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Обратите внимание

Я, как было уже сказано выше, отметил, что финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям. Существует также классификация финансового контроля в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

· президентский;

· представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

· исполнительных органов власти;

· финансово-кредитных органов;

· ведомственный и внутрихозяйственный

· общественный;

·аудиторский.

Принцип разделения власти, закреплённый в Конституции РФ и конституциях (уставах) субъектов Федерации предусматривает контроль финансовой деятельности органов представительной (законодательной) власти.

Такой контроль осуществляется, прежде всего, при рассмотрении и утверждении проектов федерального и нижестоящих бюджетов, государственных и местных внебюджетных фондов, а также при утверждении отчётов об их исполнении.

Источник: http://MirZnanii.com/a/238870/organy-gosudarstva-osushchestvlyayushchie-finansovyy-kontrol

Вопрос. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль, их функции



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса – ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший “Салат из свеклы с чесноком”

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека – Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков – Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) – В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тема 1. Общие положения о финансово-бюджетном контроле

Урок 1. Содержание контроля и его задачи. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль

1. Основное содержание контроля и его задачи

2. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль, их функции

3. Виды и формы финансового контроля

Вопрос. Содержание контроля и его задачи.

Экономический контроль – это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности.

Схема структуры экономического контроля (вставка)

Финансовый контроль (ФК) – это контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за деятельностью всех экономических субъектов (государство, предприятия, учреждения) с применением особых методов.

ФК можно разделить на 2 звена: внешний и внутренний.

Внешний – осуществляется специальными вышестоящими по отношению к проверяемому объекту или независимыми от него органами контроля.

Внутренний – осуществляется в пределах одной организации, отрасти, ведомства силами их структурных подразделений и штатных сотрудников.

Целью ФК является надзор за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов для установления законности и оценки эффективности хозяйственных и финансовых операций и выявления резервов роста доходов.

Важно

Как видно из схемы экономического контроля, большую часть его составляет государственный финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль (ГФК) – это контроль государственных или муниципальных образований в лице компетентных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения, использования денежных доходов государства и государственной собственности в целях эффективного развития страны.

Читайте также:  В 2019 году у вас появятся 5 дополнительных дней на уплату ндс и подачу декларации

Цель ГФК – обеспечение законности и эффективности процесса формирования и расходования денежных средств государственных бюджетов, внебюджетных фондов и использования федеральной собственности.

Задачи ГФК:

1) контроль правильности составления и исполнения бюджетов;

2) контроль соблюдения бюджетного и налогового законодательства;

3) контроль правильности ведения бух. учета и составления отчетности;

4) контроль эффективного и целевого использования средств бюджета и внебюджетных фондов;

5) контроль операций с бюджетными средствами на счетах банков и других кредитных учреждений;

6) выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

7) успешная реализация межбюджетных отношений, эффективного распределения фондов поддержки регионов;

8) пресечение правонарушений, выявление злоупотреблений, применение наказаний, компенсация последствий незаконных действий.

9) улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы;

10) анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

11) контроль поступлений в доходную часть бюджетов налоговых, таможенных и других платежей.

вопрос. Органы, осуществляющие государственный и муниципальный финансовый контроль, их функции

Совет

Органы государственного и муниципального финансового контроля можно представить в схематической форме:

1. Контрольное управление Президента ( по линии президентской власти)
2. Счетная палата (контрольно-счетные палаты субъектов) (по линии законодательной власти)
3. Министерство Финансов (по линии исполнительной власти)
а) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ФСФБН)
б) Федеральное казначейство
в) Федеральная налоговая служба
г) Федеральная служба страхового надзора
4. Центральный банк РФ (Комитет банковского надзора)
5. Министерство экономического развития
6. Финансовые органы федеральных органов исполнительной власти (субъектов РФ муниципальных образований , главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств)
7. Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба
8. Судебная система, органы прокуратуры (по линии судебной власти)

Органам государственного и муниципального финансового контроля просвещен девятый раздел Бюджетного кодекса, глава 26 (статьи 265-270).

Рассмотрим подробней некоторые из вышеперечисленных контролирующих органов.

Президентский контроль осуществляется президентом путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов.

Определенные функции президентского контроля выполняет орган – Контрольное управление президента, которое подчиняется президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти.

Его основная функция – контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений администрации президента, рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

Счетная палата – высший специальный орган государственного финансового контроля, которому предоставляется право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (одновременно это право является обязанностью СП). Создана Федеральным собранием, ему предоставляет отчеты о деятельности. Деятельность Счетной палаты регламентируется федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Функциями Счетной палаты являетсяконтроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных средств.

Контролю со стороны Счетной палаты подлежат все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, а также органы местного самоуправления и общественные организации в части связанной с получением и использованием средств ФБ и государственных внебюджетных фондов, либо связанной с использованием или управлением федеральной собственностью, а также представлением налоговых, таможенных и иных льгот.

Кроме того, Счетная палата контролирует деятельность Центрального банка, Правительства РФ, связанную с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, осуществляет контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов.

Счетная палата единственный орган ГФК, контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс, от начала формирования бюджетной заявки до получения конечных результатов.

По Статусу счетная палата является независимым органом ГФК, она самостоятельно формирует свой план работы, график контроля.

Формы контроля счетной палаты – тематические проверки и ревизии.

Обратите внимание

На уровне субъекта федерации аналогические функции выполняют Контрольно-счетные палаты субъектов в соответствии с федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Важнейшие место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ в лице его структурных подразделений.

Федеральное казначейство, действующее на основании Постановления Правительства от 01 декабря 2004 г. № 703 «Об Органах федерального казначейства», и статьи 267 БК, осуществляет ГФК за соблюдением исполнения федерального бюджета и и федеральных внебюджетных фондов.

Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами ГРБС, РБС, ПБС другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам. Федеральное казначейство подчинено Министерству финансов, взаимодействует с другими Федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) (ФСФБН) (РФН) – осуществляет свою деятельность в соответствии со ст. 268 БК и постановлением Правительства от 15 июня 2004 года № 278 «Положение об ФСФБН».

Служба была образована на основании указа Президента 09.03.

2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в соответствии, с которым ей были переданы функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов РФ, а также контрольно-ревизионные органы и территориальные органы по валютному контролю. До 2004 г. в структуре Минфина существовал Департамент финансового контроля, который назывался контрольно-ревизионное управление Минфина (КРУ МФ).

Подробно практическая деятельность РФН регулируется приказом Минфина РФ от 04 сентября 2007 № 75н «Административный регламент исполнения ФСФБН государственных функций по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства при использовании средств бюджета, а также федеральной собственности».

ФСФБН – это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля. а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом “Об аудиторской деятельности”.

Читайте также:  Безвозмездно полученные от госзаказчика исключительные права с 2019 года не влияют на налоговую базу по прибыли

Осуществляет контроль и надзор за:

– использованием средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, государственной собственности;

– за соблюдением валютного законодательства;

– за соблюдением законодательства получателями финансовой помощи из бюджета (кредитов, ссуд, инвестиций);

– за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Деятельность РФН осуществляется через территориальные органы, которые называются территориальными управлениями РФН.

Источник: https://megapredmet.ru/1-50186.html

newinspire

Органы государственного и муниципального финансового контроля

Органы государственного и муниципального финансового контроля, созданные законодательными или представительными органами РФ, осуществляют предварительный, текущий и последующий виды контроля за исполнением соответствующих бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов и проводят экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ, актов органов местного самоуправления.

Органами государственного и муниципального финансового контроля являются:

• Счетная палата РФ;

• контрольные и финансовые органы исполнительной власти;

• контрольное учреждения законодательных и представительных органов субъектов РФ и местного самоуправления.

Счетная палата РФ является органом государственного финансового контроля. Она образуется Федеральным Собранием РФ и подчинена ему.

Задачами Счетной палаты РФ являются:

• организация и осуществление контроля за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

• контроль за эффективным и целевым использованием расходов средств федерального бюджета и использованием федеральной собственности;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных фондов;

• финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных актов федеральных органов государственной власти, определяющих расходы за счет средств федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

• выявление отклонений от установленных федеральным законом норм федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, подготовка предложений, направленных на совершенствование бюджетного процесса;

• контроль за законностью и своевременностью прохождения средств федерального бюджета и средств внебюджетных фондов в ЦБ РФ и уполномоченные кредитные организации;

• проведение контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и информационной работы в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, а также совершенствование системы контроля за использованием бюджетных средств.

Контрольные функции Счетной палаты РФ распространяются на:

• государственные органы и учреждения РФ, на федеральные внебюджетные фонды;

• органы местного самоуправления, предприятия, организации и финансово-кредитные органы, если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета и внебюджетных фондов или используют федеральную собственность, либо управляют ею;

• коммерческие организации, если они получают, перечисляют или используют средства федерального бюджета, федеральную собственность или управляют ею.

Счетная палата РФ осуществляет контроль за:

• управлением и обслуживанием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

• законностью, эффективностью и целевым использованием кредитов и займов, полученных Правительством РФ от иностранных государств и международных финансовых организаций;

• эффективностью размещения финансовых ресурсов, выдаваемых на возмездной основе;

• представлением государственных кредитов на безвозмездной основе иностранными государствами и международными организациями;

• эффективным и целевым использованием средств федерального бюджета, средств внебюджетных фондов и валютных средств, находящихся в ведении Правительства РФ;

• поступлениями средств в федеральный бюджет, полученных от использования государственного имущества и управления объектами федеральной собственности;

• деятельностью ЦБ РФ, его структурными подразделениями, финансово-кредитными организациями в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга РФ.

Наряду со Счетной палатой РФ созданы и постоянно действуют контрольно-счетные органы в субъектах РФ, деятельность которых определена законодательством субъектов РФ.

Контрольно-счетные палаты (органы) субъектов РФ создаются по решению законодательных органов субъектов РФ, которые подконтрольны им и независимы от органов исполнительной власти субъекта РФ.

Задачами контрольно-счетных органов (палаты) являются:

• выявление нецелевого, незаконного, неэффективного использования бюджетных средств субъекта РФ органом исполнительной власти и предприятиями субъекта РФ;

• контроль за законностью и своевременностью прохождения средств бюджета субъекта РФ через кредитные организации;

• контроль за полнотой и своевременностью поступлений финансовых средств в доход бюджета субъекта РФ;

• проверка законности и эффективности расходования бюджетных средств по статьям расхода бюджета субъекта РФ;

• проверка финансово-хозяйственной деятельности органов власти субъекта РФ, ведомств, учреждений и организаций, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ, средств от продажи и использования собственности субъекта РФ и внебюджетных фондов;

• оценка обоснованности доходных и расходных статей проекта бюджета субъекта РФ и проектов бюджетов внебюджетных фондов субъекта РФ;

• финансовая экспертиза проектов законов и подзаконных актов органов власти субъекта РФ, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта РФ и бюджетов внебюджетных фондов;

• контроль за соблюдением установленного порядка выдачи из бюджета субъекта РФ, бюджетов внебюджетных фондов субъекта РФ ссуд, льготных кредитов, валютных средств, их целевым использованием и своевременностью погашения;

• контроль за обоснованностью и эффективностью размещения временно свободных средств бюджета и средств внебюджетных фондов субъекта РФ;

• контроль за использованием заемных средств, привлекаемых администрацией субъекта РФ путем выпуска облигаций, долговых обязательств и других ценных бумаг.

Источник: http://newinspire.ru/l/2/22/978-organy-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-finansovogo-kontrolya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector