Нюансы внутрихозяйственного финансового контроля

Вопрос №20. Внутрихозяйственный финансовый контроль: общая характеристика

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонении и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими.

Система внутрихозяйственного контроля организации включает три основных элемента:

среду контроля, учетную систему и процедуры контроля.

Среда контроля — это действия, мероприятия и процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственников организации к контролю, степень его значимости. Эту среду формируют следующие составляющие: стиль и основные принципы управления, организационная структура, распределение полномочий и ответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, внешние факторы.

Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

Обратите внимание

Учетная система — это совокупность процедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах, пассивах и хозяйственных операциях организации. Эффективная система бухгалтерского учета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственных операций, их правильную оценку, классификацию и обобщение.

Для понимания учетной системы организации необходимы изучение и оценка следующих сведений о ее хозяйственной деятельности:

• учетной политики и основных принципов ведения бухгалтерского учета;

• организационной структуры подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовку бухгалтерской отчетности (бухгалтерии);

• распределения обязанностей и полномочий между сотрудниками бухгалтерии;

•организации подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции;

• порядка отражения хозяйственных операций в учетных регистрах, форм и методов обобщения данных таких регистров;

• порядка подготовки бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета;

• роли и места вычислительной техники в ведении учета и подготовке отчетности;

• критических областей учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно велик;

• средств контроля, предусмотренных в отдельных областях системы учета.

Процедуры контроля — это методы и правила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том, что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно; все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных по ним обнаруживаются максимально быстро; целостность данных обеспечена учетными регистрами; доступ к активам и связанным с ними документам ограничен.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

В рамках консультационной функции внутреннего аудита можно выделить: функциональный аудит; организационно-технический аудит; всесторонний аудит системы производства и управления; консультационный аудит.

Функциональный аудит систем производства и управления проводится для оценки качества исполнения функций производства и управления каким-либо подразделением (должностным лицом) организации.

Примеры функционального внутреннего аудита:

• контроль качества отчетов об исследовании рынков, составленных отделом маркетинга;

• контроль качества сегментарной отчетности (в разрезе принятых подходов к ее составлению), составленной соответствующим подразделением бухгалтерии;

• контроль качества оперативных отчетов (управленческих балансов) о состоянии и движении капитала организации, составленных управленческой бухгалтерией; контроль качества обслуживания и техники управления, в том числе компьютерных систем.

Организационно-технический аудит систем производства и управления выражает проводимый аудиторами контроль разнообразных звеньев систем производства и управления на предмет организационной и технической (совокупность применяемых в работе приемов и способов) целесообразности их функционирования.

К организационно-техническому аудиту можно отнести:

• контроль целесообразности организационной структуры;

• контроль целесообразности схемы организационных отношений;

•контроль целесообразности приемов управления (технический аспект), в том числе персоналом;

• контроль организационной и технической целесообразности иных систем производства и управления, в том числе систем управления персоналом, коммуникаций, управленческой информационной системы.

Вопрос №21. Аудиторский (независимый) финансовый контроль: общая характеристика.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/43183.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться специальными подразделениями1, созданными в коммерческих организациях, осуществляющими проверки и анализ документов.

Внутрихозяйственный финансовый контроль происходит также в процессе визирования руководителем организации ( руководителями подразделений) документов, оформляющих финансово-хозяйственные сделки.

Коммерческие организации, входящие в холдинги, ассоциации проверяются головными ( материнскими) компаниями, также имеющими в своем составе специальные контрольные службы.  [1]

Важно

Внутрихозяйственный финансовый контроль за финансово-хозяйственной деятельностью дочерних предприятий и его филиалов проводится экономическими службами самого предприятия – бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента.  [2]

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводят финансовые службы предпринимательских фирм, в первую очередь финансовый отдел или финансовый департамент, бухгалтерия, ревизионная комиссия. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.  [3]

В современных условиях своего решения требует законодательное обеспечениевнутрихозяйственного финансового контроля, нынешнее состояние которого позволяет говорить лишь о его создании, а не о развитии. Следует законодательно закрепить основы функционирования служб внутреннего контроля и установить основы их взаимодействия с другими органами финансового контроля.  [4]

Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.  [5]

Внутрихозяйственный финансовый контроль может осуществляться специальными подразделениями1, созданными в коммерческих организациях, осуществляющими проверки и анализ документов.

Внутрихозяйственный финансовый контроль происходит также в процессе визирования руководителем организации ( руководителями подразделений) документов, оформляющих финансово-хозяйственные сделки.

Коммерческие организации, входящие в холдинги, ассоциации проверяются головными ( материнскими) компаниями, также имеющими в своем составе специальные контрольные службы.  [6]

Государственный финансовый контроль за коммерческими организациями негосударственных форм собственности ограничен вопросами исполнения налоговых обязательств, а также использованием бюджетных средств, если коммерческая организация такие средства получает в рамках государственной помощи. Большое значение для эффективного управления финансами коммерческой организации имеетвнутрихозяйственный финансовый контроль, а также аудиторский контроль.  [7]

Совет

При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность.

Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублениивнутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства.

Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий ( через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов ( например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, налог на добавленную стоимость), налогообложения доходов трудящихся; финансирования целевых программ.

Ужесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил.

Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.  [8]

В современных условиях становления рыночных отношений, широкого использования законов И категорий рыночной экономики, когда предприятиям предоставлены широкие права и хозяйственная самостоятельность, утверждаются демократические основы управления, а у коллективов формируется чувства непосредственной причастности к конечным результатам деятельности, контрольно-аналитическая работа, проводимая финансовыми службами предприятий, приобретает, как система внутрихозяйственных отношений, более глубокое содержание. Во многом это является следствием приватизационного процесса, изменившего в значительной мере структуру собственности, что сопровождалось сужением сферы государственного и возрастанием, роливнутрихозяйственного финансового контроля.  [9]

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при выдаче, проверке обеспеченности и взыскании ссуд.

Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом.

Обратите внимание

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными ( старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.  [10]

Страницы:      1

Источник: http://www.ngpedia.ru/id107162p1.html

Внутрихозяйственный контроль

Внутрихозяйственный контроль (internal controls) – внутренний контроль, проводимый с целью оценки результативности функционирования предприятия, его подразделений, формирования предложений по развитию отдельных служб, их функций.

В ходе внутрихозяйственного контроля выявляются резервы производства, выполняется консалтинг по отношению к дочерним компаниям. За внутрихозяйственный, или внутренний, контроль отвечает сама организация или одно из ее подразделений.

На развитие внутрихозяйственного контроля оказали влияние изменение масштабов и усложнение функциональной деятельности предприятий, создание многозвенных организаций с дочерними и зависимыми подразделениями.

Вначале внутрихозяйственный контроль был сосредоточен на детальных проверках (сохранности основных средств, товарно-материальных ценностей, готовой продукции, недопущений непроизводительных расходов, убытков, злоупотреблений и т.д.).

По мере совершенствования систем регистрации и обработки данных необходимость сплошного контроля документов сократилась, и внутрихозяйственный контроль стал уделять внимание качеству функционирования системы и соответствию ее действий законодательным и нормативным актам, установленным процедурам внутри организации.

В своем развитии от фиксации отклонений от заданных процедур внутрихозяйственный контроль перешел к изучению деятельности системы и оценке результативности ее работы (например, проводя контроль использования лимита на приобретение оборудования, контролер наряду с проверкой использования лимита делает заключение об обоснованности расчета этого лимита). Дальнейшие задачи – активное проникновение в функции менеджмента (организационную деятельность предприятий), проверка качества управленческой деятельности и выдача предложений по ее усовершенствованию.

Практические действия руководителей хозяйствующего субъекта должны быть направлены на установление и поддержание системы внутрихозяйственного контроля в организации.

Внутрихозяйственный контроль позволяет совету директоров или исполнительному органу наладить контроль за автономными подразделениями фирмы; проводимые в его рамках целевые контрольные проверки и их анализ позволяют выявить резервы производства и определить наиболее эффективные направления развития.

Важно

Служба внутрихозяйственного контроля выполняет и консультативную функцию по отношению к финансово-бухгалтерским службам филиалов, дочерних компаний, зарубежных подразделений.

Источник: http://discovered.com.ua/glossary/vnutrixozyajstvennyj-kontrol/

Внутрихозяйственный финансовый контроль

За уровнем себестоимости

Финансовый контроль за текущими затратами осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности предприятий: планирования, финансирования, анализа.

На стадии планирования рассчитывается экономическая эффективность расходов, проверяется обоснованность норм, определяются пути снижения затрат.

В зависимости от состава, номенклатуры и степени обновления продукции предприятия планируют, анализируют и учитывают:

♦ затраты в долях рубля на 1 р. товарной продукции, если она часто обновляется;

♦ снижение себестоимости сравнимой товарной продукции в процентах к предшествующему году в случае ее преобладания в общем выпуске продукции;

♦ себестоимость единицы продукции.

Затраты на 1 р. товарной продукции рассчитывают делением полной себестоимости этой продукции на ее объем в отпускных ценах.

Процент снижения себестоимости сравнимой товарной продукции определяется делением суммы экономии на себестоимость такой продукции предшествующего года.

Снижение себестоимости достигается за счет сокращения материальных затрат, расходов на заработную плату и накладных расходов на единицу продукции.

В государственном секторе экономики показатели себестоимости контролируются не только самими предприятиями, но и их вышестоящими организациями. Они доводят до предприятий рекомендации по снижению затрат на 1 р. товарной продукции, контролируют себестоимость важнейших изделий (рассматривают калькуляции и обоснования затрат).

В процессе финансирования расходов, т. е.

Совет

выполнения планов, сопоставляются размеры производственных запасов сырья, материалов и других товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и готовой продукции с реальной потребностью в них, контролируется ход выполнения плана производства, реализации продукции, прибыли, определяется финансовое состояние предприятия на отчетную дату. В процессе финансирования затрат происходит формирование фактической себестоимости продукции, работ, услуг.

Одним из рычагов, сдерживающих рост себестоимости и в конечном итоге цен на товары, работы, услуги, является нормирование затрат. В практике предприятия руководствуются перечнем затрат, которые включаются в себестоимость по определенным нормам. Расходы сверх установленных норм оплачиваются за счет чистой прибыли.

К нормируемым затратам в себестоимости относятся:

♦ затраты по обеспечению рабочих и служащих специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (применяются типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий и должностей);

♦ юридические лица и их обособленные структурные подразделения могут относить на себестоимость расходы по содержанию одной единицы легкового автотранспорта (кроме специального). При этом нормируются: расход топлива; износ, начисляемый по легковым автомобилям; затраты по текущему содержанию и ремонту; заработная плата водителей; командировочные расходы водителей;

♦ затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью (оплата проезда, гостиницы, суточные);

♦ оплата консультационных и информационных услуг (по каждому их виду 0,5 % выручки от реализации валового дохода, за отчетный период). К информационным услугам относят, в частности, затраты по подписке на отраслевые и правительственные издания, на приобретение методической, справочной литературы, нормативных документов. Эти затраты нормируются в выше указанном порядке;

♦ оплата аудиторских услуг по проведению обязательных ежегодных аудиторских проверок (по нормам, утвержденным правительством).

Обязательной аудиторской проверке подлежат: предприятия с иностранными инвестициями; товарные и фондовые биржи; банки и небанковские финансовые организации, осуществляющие посредническую и коммерческую деятельность по ценным бумагам; инвестиционный фонд и депозитарий; открытые и закрытые акционерные общества;

♦ представительские расходы на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц включаются в себестоимость по нормативам в порядке, утверждаемом Советом Министров. Нормируются оплата гостиницы, питания, расходы на культурное и бытовое обслуживание, услуги переводчика;

♦ затраты на подготовку кадров в средних специальных и высших учебных заведениях (не могут превышать 2 % расходов на оплату труда работников, относимых на себестоимость за год). Особенности нормирования этих расходов установлены для предприятий потребительской кооперации по видам их деятельности;

♦ затраты на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость по нормативам в зависимости от объема выручки от реализации в год (валовые доходы от реализации товаров). Нормативы установлены в процентах от объема выручки: до 1740 млн р.

включительно – 7,5 % от объема выручки; свыше 1740 млн р. и до 17 400 млн р. включительно – 130,5 млн р. плюс 3,75 % от объема выручки, превышающего 1740 млн р.; свыше 17400 млн р. – 717,75 млн р.

плюс 1,5 % от объема выручки, превышающего 17 400 млн р.

Финансовый контроль должен обеспечить правильность формирования себестоимости и финансовых результатов. Финансовый контроль не должен допускать фактов неправомерного отнесения на себестоимость затрат, имеющих иные источники финансирования.

В «Основных положениях по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» называются затраты, которые нельзя включать в себестоимость.

Например: премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений; выплаты по системам премирования за производственные результаты сверх размеров, предусмотренных законодательством; вознаграждения по итогам работы за год; материальная помощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, обзаведение домашним хозяйством и иные социальные потребности; оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков работникам; оплата проезда к месту работы (за исключением сумм, подлежащих отнесению на себестоимость); оплата жилья, путевок на лечение и отдых, экскурсий и путешествий, занятий в секциях, кружках, клубах, подписка на периодические издания; плата по процентам за просроченные и отсроченные ссуды, ссуды, полученные на приобретение основных средств и нематериальных активов.

Финансовый контроль также осуществляется при проведении финансового и экономического анализа издержек.

Задачами такого анализа являются:

♦ оценка обоснованности и напряженности плана по себестоимости продукции (работ, услуг);

♦ установление степени выполнения плана по себестоимости;

♦ определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости;

♦ определение окупаемости издержек.

При анализе издержек производства и обращения уделяется внимание таким показателям, как затраты предметов труда на 1 р. товарной продукции и трудовые затраты на 1 р. товарной продукции.

Контрольные вопросы:

1.Приведите примеры текущих и капитальных затрат.

2. В каких фондах аккумулируются инвестиционные ресурсы?

3. Что включают в состав затрат, образующих себестоимость, в отечественной практике?

4. С какой целью проводится классификация затрат, составляющих фактическую себестоимость по целевой направленности?

5. Каким документом регламентируется классификация затрат по экономическим элементам?

Обратите внимание

6. Как формируется стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «материальные затраты»?

7. С какой целью проводится классификация затрат по экономическим элементам?

8. В каких целях используется классификации затрат по статьям расходов(«статьям калькуляции»)?

9. Что представляет собой плановая калькуляция себестоимости?

10. Что представляет собой смета прямых материальных затрат?

ТЕМА: ДЕНЕЖНЫЕ ДОХОДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Состав и структура денежных доходов предприятия.

2.Методы планирования выручки от реализации продукции.



Источник: https://infopedia.su/11×1589.html

Внешний и внутренний финансовый контроль

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Министерство образования Российской Федерации

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра финансов и учета

Реферат на тему

«Внешний и внутренний финансовый контроль»

Оглавление

Введение 3

1. Внешний финансовый контроль 4

2. Внутрихозяйственный финансовый контроль 6

Заключение 9

Список использованной литературы 10

Введение

Экономическая политика государства осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов. Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль.

В условиях рыночной экономики функция контроля становится ведущей в государственном управлении.

Получив широкую хозяйственную самостоятельность, решая вопрос об источниках привлечения финансовых ресурсов и распределении получаемого дохода, хозяйствующие субъекты несут ответственность за законность своей деятельности и достоверное отражение своих финансовых результатов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Государство и его контрольные органы, осуществляя контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, обеспечивают защиту своих граждан от незаконных действий предпринимателей, менеджеров; государство гарантирует сохранность собственности граждан и исполнение обязательств, которые принимают собственники в отношении наемных работников, и хозяйствующие субъекты в отношении государства и друг друга.

В зависимости от способа организации и осуществления по отношению к проверяемому субъекту финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний финансовый контроль осуществляется внешними, независимыми по отношению к проверяемому субъекту органами, внутренний – структурными подразделениями самого контролируемого субъекта.

Цель данной работы: рассмотреть степень развитости внешнего и внутреннего финансового контроля.

Для достижения цели поставлены следующие задачи: выявить характерные особенности внешнего и внутреннего финансового контроля, их цели.

1. Внешний финансовый контроль

Внешний контроль (например, за деятельностью какого-либо органа исполнительной власти и др.

) осуществляют специально созданные для этого (или специализированные) государственные контрольные органы, функционально и организационно независимые от него (например, Счетная палата РФ).

Важно

Иными словами, внешний контроль – это контроль со стороны внешней по отношению к данному органу власти (государственной организации) или не входящей в его оргструктуру государственной организации. [1, С.82]

Внешний контроль подразделяется на государственный, муниципальный и аудиторский.

Государственный финансовый контроль ведется как в масштабе РФ, так и в субъектах РФ. Его осуществляют уполномоченные государственные органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его подразделения, Министерство по налогам и сборам, Федеральное казначейство и др.

К основным задачам государственного финансового контроля относятся: контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов; контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое поведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой и валютной политики; контроль законности привлечения и использования средств юридических и физических лиц кредитными учреждениями; улучшение бюджетной и налоговой дисциплины; контроль реализации механизма межбюджетных отношений и др. Непосредственным предметом государственного финансового контроля выступают все этапы бюджетного процесса, поступление налогов и других платежей в бюджет; отчисления во внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, дотации, субсидии и др. [2]

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне муниципальных образований.

Финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль операций с бюджетными средствами, контролируют условия выделения, распределения, получения и целевого использования и возврата бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, муниципальных гарантий и др. Муниципальный финансовый контроль осуществляется представительными органами местного самоуправления и финансовыми органами местного самоуправления.

Основными недостатками действующих подсистем государственного и муниципального контроля являются: возможность использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов и муниципальных образований не по целевому назначению, неполный возврат (или невозврат) бюджетных кредитов и ссуд в бюджетную систему РФ; разобщенность и неупорядоченность действий контролирующих органов; отсутствие единого согласованного плана мероприятий по осуществлению мер финансового контроля как поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджетную систему (включая внебюджетные фонды), так и целевого и эффективного исполнения бюджетных средств.

К внешнему финансовому контролю относится также аудиторский контроль.

Аудиторы занимаются проверкой бухгалтерской и финансовой отчетности хозяйствующих субъектов с составлением заключения о ее достоверности, а также текущим консультированием по различным учетным, финансовым и правовым вопросам, налогообложению, банковскому и страховому делу и др.

В ходе аудиторской проверки финансовых отчетов устанавливаются: точность отражения в них финансового положения и результатов деятельности предприятия; соответствие ведения бухгалтерского учета установленным требованиям и критериям; соблюдение проверяемым предприятием действующего законодательства.

Аудитор, являясь незаинтересованным лицом, выражает мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого лица и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
У аудита и государственного и муниципального финансового контроля разные объекты и задачи.

Совет

Вместе с тем у них есть много общего в приемах и, по существу, одна конечная цель – укрепление финансовой дисциплины. Объектом государственного и муниципального контроля являются в основном централизованные финансы, аудита – преимущественно децентрализованные финансы.

Финансовый контроль компетентных государственных органов направлен «на интересы государственной казны», функции муниципального контроля аналогичны, использование же аудиторской формы контроля позволяет учитывать интересы собственников, которые нередко заинтересованы в достоверности и качественности учета и отчетности.

Для некоторых организаций и индивидуальных предпринимателей установлена обязательность ежегодной аудиторской проверки. Среди них – кредитные, страховые организации, организации, имеющие организационно-правовую форму открытого акционерного общества, и др., т.е. субъекты, деятельность которых затрагивает интересы многих лиц.

[2]

2. Внутрихозяйственный финансовый контроль

Для успешной деятельности организации, повышения уровня рентабельности, сохранения и приумножения ее активов необходим отлаженный механизм управления, важнейшим элементом которого выступает повседневный внутрихозяйственный (внутренний) контроль.

Внутренний контроль является одной из основных функций управления и представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Таким образом, внутренний контроль – форма обратной связи, посредством которой орган управления организации получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта и реализации управленческих решений. [3, C.45]

В российских стандартах аудиторской деятельности система внутреннего контроля рассматривается как совокупность организационных структур, методик и процедур, принятых руководством экономического субъекта в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, которая в том числе включает организованные внутри данного экономического субъекта и его силами надзор и проверку:

  • соблюдения требований законодательства;
  • точности и полноты документации бухгалтерского учета;
  • предотвращения ошибок и искажений;
  • исполнения приказов и распоряжений;
  • обеспечения сохранности имущества организации.

Цели системы внутреннего контроля:

    1. Соответствие деятельности организации принятому курсу действий (целевым установкам и ориентирам) и стратегии.
    2. Устойчивость организации с финансово-экономической, рыночной и правовой точек зрения.
    3. Упорядоченность и эффективность текущей финансово-хозяйственной деятельности.
    4. Сохранность имущества организации (внеоборотных активов и оборотных средств), в том числе сохранность систематизированных и обобщенных данных для их использования в управлении. Здесь существуют два аспекта контроля:

а) контроль, ориентированный на адекватность организационных мероприятий по обеспечению физической безопасности активов (обеспечение защиты от воровства, потерь в результате пожаров, наводнений, отказов компьютеров, перебоев в энергоснабжении, умышленных повреждений и т.д.);

б) контроль на предмет обоснованности финансово-хозяйственных операций, платежеспособности и добросовестности контрагентов по договорам, добросовестности менеджеров, принимающих решения по данным операциям.

    1. Должный уровень полноты и точности первичных документов и качества первичной информации для успешного руководства и принятия эффективных управленческих решений.
    2. Достижение показателей эффективности системы бухгалтерского учета – наличие, полнота, арифметическая точность, разноска по счетам, формальная разрешенность, временная определенность, представление и раскрытие данных в отчетности.
    3. Рост производительности труда, снижение издержек производства и обращения, улучшение финансово-экономических результатов деятельности.
    4. Рациональное и экономное использование всех видов ресурсов.
    5. Соблюдение должностными лицами, другими работниками организации установленных администрацией требований, правил и процедур – положений о подразделениях, должностных инструкций, правил поведения, планов документации и документооборота, планов организации труда, приказа об учетной политике, иных приказов и распоряжений.
    6. Соблюдение требований федеральных законов и подзаконных актов, изданных органами власти Российской Федерации и ее субъектов, а также полномочными органами местного самоуправления. [3, C.46-47]

Для контроля за работой организации администрация использует различные управленческие методы, включая определение квалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составления отчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и их сравнение с запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений. Важное значение имеет порядок внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей.

Внутрихозяйственные проверки предполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольных процедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливают сотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей.

Они включают отдельные административные действия по наблюдению за выполнением всех предписанных процедур контроля, результаты которых представляются в виде отчетов, докладных записок.

Полезно также исследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметных величин с фактически достигнутыми и выяснение причин расхождений.

Внутренний контроль может осуществляться как отдельными сотрудниками организации (менеджерами, бухгалтерами, экономистами), так и специально созданными для этих целей подразделениями (например, службой внутреннего аудита). Состав, структура и функции субъектов (служб) контроля определяются руководством и зависят от установленных для системы внутреннего контроля целей и организационной структуры предприятия.

Заключение

Финансовый контроль способствует укреплению законности, правопорядка, государственной, договорной и исполнительской дисциплины.

Хорошо организованный контроль формирует у работников всех звеньев управления высокий профессионализм, компетентность, деловитость и оперативность, что является немаловажным фактором успешного решения политических и экономических задач в условиях рыночной экономики.

В Российской Федерации должна функционировать единая система государственного финансового контроля, объединяющая во взаимной увязке внутренний и внешний контроль с тесными горизонтальными и вертикальными связями, с единой методологической и методической базой. Единая система государственного финансового контроля должна функционировать на всех уровнях власти, подчиняясь общим для всех элементов системы требованиям и процедурам.

За последнее десятилетие произошли значительные изменения и в организации финансового контроля, и в его содержании. С одной стороны, были упразднены органы народного контроля, образованы новые контрольные органы. Особое внимание уделялось укреплению государственного финансового контроля.

С другой – в условиях формирования рыночных отношений в РФ объективно возрастало значение повседневного внутрихозяйственного контроля, контроля со стороны собственников организаций и индивидуальных предпринимателей.

Обратите внимание

Однако, несмотря на столь значительные изменения в системе финансового контроля, можно констатировать, что к настоящему времени, к сожалению, так и не выработано единого понимания системы финансового контроля, не определены принципы ее построения, единые организационные и методологические основы финансового контроля в Российской Федерации, отсутствует единая концепция реформирования существующей системы финансового контроля.

Если внешний финансовый контроль более или менее урегулирован на законодательном уровне, то внутренний контроль предусмотрен лишь отдельными нормативными актами и регулируется в основном на локальном уровне.

Для эффективного осуществления государственного финансового контроля требуется не только назвать органы государственного контроля, что сделано в Бюджетном Кодексе, но и законодательно закрепить их задачи, права, сферу действия.

Список использованной литературы:

  1. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.- 496с.

  2. Зевайкина А.Н. Правовая природа аудиторской деятельности:предпринимательство или финансовый контроль// http://www.gaap.ru/biblio/audit/auditor/0404_01.asp

  3. Ревизия и контроль: учебное пособие/ М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин; под ред. проф. М.В.Мельник.- 2-е изд., стер.- М.: КНОРУС, 2006.- 520с.

  4. Степашин С. Нужно четко разграничить в законодательстве внутренний, ведомственный и внешний финансовый контроль, государственный аудит // http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=1446&matID=199849

  5. Цуциев М. Внешний финансовый контроль – необходимый атрибут правового государства // Бюджет.- М., 2007.- №7- С. 11-15

  6. Шимширт Н.Д. Теория и практика государственных и муниципальных финансов.- Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004.- 154с.

  7. Шохин С.О. Проблемы и перспективы развития финансового контроля в Российской Федерации.- М.: Финансы и статистика, 1999.- 352с.

Источник: https://works.doklad.ru/view/pbkb6DRF8s0.html

§1. Внутрихозяйственный финансовый контроль

Бухгалтерская отчетность коммерческой организации является главным объектом всех видов финансового контроля.

Финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности.

Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств.

Значение финансового контроля особенно повышается в условиях изменения социально-экономической ситуации страны с учетом принятых актов законодательства в рамках реализации антикризисных мероприятий.

Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) – осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет. Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами внутрихозяйственного контроля являются:

– формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

– обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

– предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Важно

Внутренними пользователями являются руководители, учредители, участники и собственники имущества организации. Внешние пользователи – инвесторы, кредиторы, Федеральная налоговая служба; другие государственные органы, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности.

К субъектам, осуществляющим внутрихозяйственный финансовый контроль, относятся:

– ревизионная комиссия (контроль проводится в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников (участников) или акционеров предприятия);

– наблюдательный совет (контроль осуществляется в соответствии с учредительными документами в интересах собрания собственников (участников) или акционеров предприятия);

– отдел внутреннего аудита (контроль осуществляется отдельной постоянно действующей службой в первую очередь в интересах высшего звена управления).

Ревизионная комиссия представляет собой орган, избираемый собственниками, в состав которого включаются работники организации для периодической проверки наличия и сохранности ее активов и обязательств. Ревизионная комиссия реализует свои полномочия согласно уставу и является его органом.

К ее задачам относятся контроль за соблюдением финансового законодательства, целевым и эффективным использованием ресурсов, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, принятием мер по возмещению материального ущерба, а также контроль за состоянием бухгалтерского учета, правильностью и своевременностью документального оформления хозяйственных операций, достоверностью отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности. Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц предприятия представления всех необходимых документов и личные объяснения. При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам.

Наблюдательный совет также является избирательным органом, который помимо функции управления реализует функции управленческого контроля, т.е. контроля выполнения управленческих решений.

Отдел внутреннего аудита – орган, назначаемый руководством организации для совершенствования менеджмента на основе установления достоверности корпоративной информации и выполнения консультационных услуг для внутренних пользователей.

Задачами отдела внутреннего аудита является: обеспечение предварительного, текущего и последующих форм контроля; реализация не только контрольных, но и иных функций менеджмента; обслуживание интересов высшего звена управления.

Для предприятия, которое организует у себя отдел внутреннего аудита, роль последнего заключается:

– в уменьшении финансовых и материальных потерь, сохранности собственности учредителей, предупреждении краж, присвоения имущества;

– в выявлении возможности улучшения деятельности на основе мобилизации резервов производства, сокращения сверхнормативных запасов, экономии денежных средств и товарно-материальных ценностей;

– в повышении деловой, инвестиционной и кредитной привлекательности предприятия;

– в возможном снижении финансовых санкций и штрафов со стороны налоговых органов или других контрагентов;

– в определении финансового состояния предприятия в любой момент времени Удова-Борденюк О. М. Значение внутреннего контроля. М.: Юристъ, 2000. С. 8. .

Внутрихозяйственный контроль широко применяется в мировой практике ведения бизнеса. Его необходимость очевидна в современных условиях хозяйствования в России. Внутрихозяйственный контроль является одной из важнейших функций управления, поэтому, чем сложнее организационная структура экономического субъекта, тем более совершенной и гибкой должна быть система внутрихозяйственного контроля.

Источник: http://buh.bobrodobro.ru/8874

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector