Как определяется налоговая база по земельному налогу?

Как определяется налоговая база по земельному налогу?

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельной площади. Информация о ней предоставляется госорганами по кадастрам.

Как рассчитывать налогооблагаемую базу для земельного объекта, если была пересмотрена его стоимостная оценка, как исчислять налоговую базу на участки земли, принадлежащие ИП? В данной статье попробуем разобраться в этих и других тонкостях.

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Налоговая база по земельному налогу для ИП: начисление или освобождение?

Особенности определения налоговой базы по земельному налогу

Что является налоговой базой по земельному налогу?

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земли. ЗК РФ диктует порядок расчета этой стоимости.

Она может изменяться в результате переоценки либо ошибки, которую допустили территориальные органы по недвижимости.

Земельный налог начисляется на объекты, которые находятся в собственности налогоплательщика, бессрочном пользовании или пожизненном владении по наследству.

Обратите внимание

Если плательщик налога не согласен с госоценкой принадлежащих ему земельных объектов, то он вправе пересмотреть ее в специальной комиссии по кадастрам либо обратиться в суд. Измененная стоимостная оценка может быть учтена только при начислении налога в новом году.

Более подробно о порядке начисления земельного налога в случае перерасчета кадастровой стоимости по решению суда читайте в материале «Как считать земельный налог, если изменилась кадастровая стоимость участка»

По истечении налогового периода предприятия – плательщики налога должны самостоятельно определить налоговую базу по данным кадастров недвижимого имущества и рассчитать сумму земельного налога, которая подлежит перечислению в бюджет муниципальных образований (за вычетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов).

Физлица освобождены от самостоятельного расчета налоговой базы и уплачивают земельный налог по уведомлениям и квитанциям на оплату. Их выдачу и начисление базы по земельному налогу осуществляют налоговые инспекции.

Налоговая база по земельному налогу для ИП: начисление или освобождение?

На практике у бухгалтеров могут возникнуть вопросы при начислении и уплате налога на землю в отношении участков, принадлежащих ИП. Земельный налог не входит в размер единого налога при УСН. Следовательно, он уплачивается предпринимателями на общих основаниях, так же как и предприятиями, применяющими общий режим.

Более подробно о порядке и сроках перечислений налога читайте в статье «Земельный налог при УСН: порядок уплаты, сроки»

Если ИП использует объект УСН «доходы за минусом расходов», то суммы уплаченного земельного налога могут быть отнесены к расходам с целью уменьшения налогооблагаемой базы и размера единого налога.

Важное условие – земельные участки должны использоваться в коммерческой деятельности предпринимателя согласно учредительной документации.

Только тогда сумма понесенных расходов может быть принята к вычету.

С января 2015 года предприниматели были освобождены от обязанности самостоятельного расчета налога на землю. Теперь, как и другие физлица, они будут платить земельный налог по уведомлениям от налоговых инспекций без предоставления налоговой отчетности.

О том, кто начисляет земельный налог для предпринимателей с 2015 года, читайте в материале «С 01.01.2015 ИП не должен самостоятельно исчислять земельный налог»

Особенности определения налоговой базы по земельному налогу

Подробно ознакомиться с правилами начисления налоговой базы можно в ст. 390–391 гл. 31 НК РФ.

Налоговые ставки зависят от законодательства муниципальных образований, так как налог на землю отнесен к категории местных налогов. Кадастровая стоимость земли рассчитывается на 1 января каждого года.

Если земельный объект был зарегистрирован в течение года, то его стоимостная оценка считается на дату приема к кадастровому учету.

Важно

Для каждого плательщика налога, имеющего земельную площадь в общей долевой собственности, налоговая база исчисляется в соответствии с размером его доли. Для владельцев общей совместной собственности налоговая база начисляется одинаковыми частями для каждого из плательщиков.

На вычет в сумме 10 000 рублей имеют право налогоплательщики некоторых муниципальных образований (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь). Налоговые инспекции учитывают вычет только на основании предоставленных документов до 1 февраля года, следующего после налогового периода.

Источник: https://nalog-nalog.ru/zemelnyj_nalog/obekt_zemelnogo_naloga/kak_opredelyaetsya_nalogovaya_baza_po_zemelnomu_nalogu/

Налоговая база по земельному налогу определяется как

НК РФ относит Земельный налог к местным налогам. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 12 НК РФ. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Налогоплательщики[править | править код]

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объект налогообложения[править | править код]

Налогом облагаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома;[1]
  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база[править | править код]

Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговые ставки[править | править код]

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

  • 0,3 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
    • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
    • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
    • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
  • 1,5 процента от кадастровой стоимости в отношении прочих земельных участков.

Налоговые льготы[править | править код]

НК РФ предусматривает на всей территории страны налоговые льготы в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении для следующих категорий налогоплательщиков:

  1. Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  2. инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;
  3. инвалидов с детства;
  4. ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  5. физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  6. физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  7. физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Источник: https://otkroybiznes.guru/nalogooblazhenie/nalogovaya-baza-po-zemelnomu-nalogu-opredelyaetsya-kak.html

Налоговая база по земельному налогу

Несмотря на то, что по сложности исчисления земельный налог уступает налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость, у бухгалтеров встречаются затруднения.

В том числе когда налоговой базой по земельному налогу является завышенная кадастровая стоимость. Или в случае, когда участок делился или объединялся в течение года.

Или когда участок в собственности у нескольких лиц. Разберемся с этими вопросами.

Читайте также:  Минфин разрешил ндс по недействительным сделкам восстанавливать без уточненки

Кадастровая собственность завышена. Что делать?

Согласно главе 31 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как стоимость участка, зафиксированная в кадастре недвижимости на начало налогового периода. Конечно же, участок должен быть признан объектом обложения земельным налогом согласно НК РФ. Например, не включаются в фискальную базу участки под многоквартирными домами, составляющие их общее имущество.

Кадастровая оценка не всегда справедлива. Владельцы земельных участков имеют полное право оспорить ее и заменить на рыночную в случае удачного исхода спора. Процедура оспаривания определена Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В случае, когда рыночная стоимость признается более соответствующей реалиям, чем кадастровая, сведения о ней вносятся в кадастр недвижимости. С 2015 г. эта новая стоимость применяется в качестве налоговой базы по земельному налогу с начала того периода, в котором начался процесс оспаривания.

На практике это означает, что, если процесс оспаривания начался в 2015 г., а закончился в 2016 г., и новая более справедливая стоимость земли была зафиксирована в кадастре уже в 2016 г., плательщик может подать уточненную декларацию за 2015 год после того, как новая стоимость будет внесена в кадастр.

Границы участка изменялись. Как определить налоговую базу?

Земельный налог по преобразовывавшимся участкам определяется следующим образом:

  • для участка, который разделялся или объединялся с другими, налог рассчитывается из его кадастровой стоимости до преобразований с начала налогового периода до момента исключения сведений об этом участке из кадастра;
  • для каждого участка, получившегося в результате преобразования, налог рассчитывается из его кадастровой оценки начиная с момента включения преобразованного участка в кадастр до конца налогового периода.

Порядок определения налоговой базы по земельному налогу при совместном владении участком

Если в регистрационных документах на земельный участок указано, что участок принадлежит нескольким лицам на праве совместной собственности, то база для собственников определяется в равных долях от оценки, включенной в кадастр.

Например, земельный участок принадлежит на праве совместной собственности кооперативу и его 15 участникам. В этом случае база по налогу на землю для каждого собственника составляет 1/16 от кадастровой оценки участка.

Если же собственность долевая, то база рассчитывается для каждого собственника пропорционально его доле. Размер ее рассчитывается из стоимости участка, включенного в кадастр как единый объект.

Совет

Например, организации «Гамма» принадлежит 1/3 земельного участка, а организации «Сигма» — 2/3. В этом случае база по налогу на землю для организации «Гамма» будет определена как 1/3 от кадастровой оценки всего участка, для организации «Сигма» — как 2/3.

Если приобретена часть недвижимости, выстроенной на участке земли, то земельный налог за участок, на котором выстроена недвижимость, исчисляется собственниками в долях, пропорциональных площади или доле принадлежащей им недвижимости.

Например, в нежилом помещении площадью 1000 кв. м организации «Дельта» принадлежит 400 кв. м, а организации «Эпсилон» — 600 кв. м. Согласно законодательству им принадлежит земельный участок под этой недвижимостью, необходимый для ее использования. Налоговой базой по земельному налогу признается 0,4 кадастровой стоимости для организации «Дельта» и 0,6 для организации «Эпсилон».

Также читайте:

  1. Изменение кадастровой стоимости земли в 2018 году

Источник: https://glavkniga.ru/situations/s503038

Как происходит определение налоговой базы земельного сбора

Величина земельного налога зависит от кадастровой стоимости оцениваемого участка. Порядок по расчету данной величины регламентируется ЗК РФ.

Сумма налогового сбора может меняться согласно ошибке государственных органов оценки недвижимости, а также во время проведения переоценки. Начисляется данный тип налога на объекты, находящиеся в собственности плательщика, а также в пользовании без срока или наследственном владении на постоянной основе.

В чем выражается налоговая база

Ею представлена величина кадастровой стоимости участка, которая была вычислена при проведении процесса оценивания. Если налогоплательщик не согласен с результатом, предоставленным государственными органами участка, принадлежащего ему, у него имеется право на их пересмотр вместе со специальной комиссией. Также собственник имеет право на обращение в суд.

Интересно. Кадастровая стоимость участка, измененная после повторной оценки, может учитываться только при последующем начислении налога в следующем году. Таким образом, если при проведении оценивания повторно величина стоимости изменилась – уплата налога должна будет производиться в соответствии с предыдущими результатами оценки.

После того, как период расчета налогов заканчивается, плательщики имеют обязанность самостоятельного определения налога. Также самим придется производить и подсчет суммы налога.

Ее нужно будет перечислить в пользу бюджета муниципальных образований. Это касается юридических лиц.

Физлица освобождаются от процедуры подсчета сбора, и оплата ими производится на основании квитанций и уведомлений от ФНС.

Каким образом рассчитывается

Для того чтобы рассчитать кадастровую стоимость участка, необходимо воспользоваться формулой:

Пуз * (Pn+Pc) * K

Пуз – площадь надела участка, Рп – функция, отображающая качества быта в заданном регионе и благоустроенности, Рс – составляющая для местного значения, К – региональный переходной коэффициент.

Иными словами, расчет данной величины является уделом кадастровых специалистов – потому как при расчете потребуется специальное образование. Согласно действующему законодательству, плановая оценка госорганами земельных участков производится раз в пять лет.

Чтобы произвести подобное мероприятие, необходимо выполнить ряд условий:

  1. Дождаться принятия решения о проведении оценки.
  2. Составить перечень земельных участков, которые будут подвергнуты оценке.
  3. Выбрать оценщика и заключить с ним договор.
  4. Провести оценку, высчитать стоимость и получить отчет.
  5. Осуществить экспертизу отчета.
  6. Дождаться утверждения результатов оценки.

После этого кадастровая стоимость обнародуется посредством внесения в специальный реестр. При подсчете специалисты обычно используют специальные методические указания, сформированные Минэкономразвития РФ.

Порядок действий, если налоговая база была занижена

При обнаружении занижения налоговой базы необходимо подать уточненную декларацию с новыми результатами расчетов. В противном случае собственник земли подвергнется административному наказанию в виде штрафа.

Декларации могут подавать как сами налогоплательщики, так и налоговые агенты. Календарные сроки для подачи уточненных расчетов на законодательном уровне не установлены, поэтому, для их уточнения необходимо обратиться в орган ФНС в регионе проживания.

Для разработки данной декларации необходимо обратиться в специальные организации, которые занимаются составлением подобных документов, поскольку самостоятельная подготовка декларации без определенных знаний не предоставляется возможной.

Как можно снизить кадастровую стоимость земельного участка

На видео ниже эксперт по земельному праву Нестерова Марина Сергеевна рассказывает, как определяется кадастровая стоимость земельного участка и как ее можно уменьшить.

Возможно Вас так же заинтересует:

Источник: http://terrafaq.ru/oformlenie/nalogi/baza-po-zemelnomu.html

Налоговая база по земельному налогу

Налог на землю обеспечивает денежными ресурсами местный уровень бюджета. Вследствие этого, власти муниципалитетов наделены определенными полномочиями в сфере регулирования налоговой ставки и сроков перечисления земельного налога в казну.

Плательщиками налога выступают лица с любым правовым статусом, как физические, так и юридические.

Главным фактором, определяющим необходимость перечислять налоговый платеж за пользование землей, является наличие в собственности и безвозмездном бессрочном пользовании земельных наделов.

Обратите внимание

Следует также конкретизировать информацию о том, какие земельные участки не являются основанием уплачивать налог. К ним относятся земли водных и лесных фондов, участки, изъятые из оборота, земли, на территории которых возведены многоквартирные дома.

Важным параметром, позволяющим определить, относится ли лицо или организация к числу плательщиков налога на землю является право, которое выступает основанием для пользования участком. Земельные наделы, которые используются на основании договора аренды или безвозмездного пользования с ограниченным сроком действия не являются причиной для расчетов по земельному налогу.

Для того чтобы рассчитать налог к перечислению в бюджет необходимо определить такой показатель, как налоговая база земельного налога.

Порядок определения налоговой базы по земельному налогу

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость объекта недвижимости. Данный вид оценки участка максимально приближен к рыночной стоимости.

Величина налога к перечислению в бюджет тесно коррелирует с этим оценочным показателем.

Таким образом, чем выше кадастровая стоимость участка земли, которая является налоговой базой по земельному налогу, тем большую сумму бюджетного платежа налогоплательщику следует перечислить.

Стоимость земельного надела по кадастру устанавливается государственными органами. Под воздействием разных факторов кадастровая стоимость может изменяться. Такое возможно, если была проведена переоценка земельного надела или органы кадастра изначально допустили ошибку.

С целью исчисления налога налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость объекта на начало года.

В том случае, если земельный надел был зарегистрирован в середине года, то налоговая база по земельному налогу определяется как стоимость участка по кадастру на момент регистрации.

Важно

Объект недвижимости может находиться в долевой собственности. Тогда налоговой базой по земельному налогу признается стоимость пропорционально имеющейся доле.

Расчет налоговой базы по земельному налогу представляет собой определение кадастровой стоимости объекта недвижимости. В некоторых случаях налогоплательщик не знает стоимости объекта по кадастру. Решить эту проблему можно несколькими способами:

  • Получив данную информацию из паспорта земельного участка. Именно в этом документе отображается вся информация об объекте: кадастровый номер, стоимость и прочие данные.
  • Воспользовавшись сайтом инспекции ФНС. На этом ресурсе аккумулируются данные, позволяющие, зная кадастровый номер участка, получить максимум информации.
  • На сайте Росреестра.
  • Отправив в органы Росреестра письменный запрос. Однако данный способ требует немало времени, вследствие чего используется не так часто.

Налоговая база по земельному налогу определяется самостоятельно только теми плательщиками, которые имеют статус юридического лица. Все физические лица не производят исчисление налога на землю и уплачивают бюджетную сумму на основе квитанции из инспекции ФНС.

Подводя итоги, можно сказать, что налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость объекта недвижимости, которая определяется на основании данных органов кадастра.

Источник: https://spmag.ru/articles/nalogovaya-baza-po-zemelnomu-nalogu

Урок 8: Земельный налог для физических лиц: Порядок уплаты и льготы в 2018 году – Школа Жизни

весьма существенно изменился. Но прежде чем говорить об этих изменениях в налоговом законодательстве в части налога на землю, разберемся с самим понятием земельного налога.

Что такое земельный налог

В соответствии со статьей 65 «Платность использования земли» Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно статье 15 «Местные налоги и сборы» Налогового кодекса РФ земельный налог, также как и налог на имущество физических лиц, относится к местным налогам.

Земельный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов. Средства от уплаты налога за пользование землями муниципального образования  направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.

На основании статьи 387 «Общие положения» главы 31 “Земельный налог” Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается:

  • Налоговым кодексом РФ и
  • нормативными правовыми актами муниципальных образований.
Читайте также:  Как принять к вычету ндс, если на таможне его уплатил посредник?

Кто уплачивает земельный налог (плательщики земельного налога)

Земельный налог должны уплачивать лица, которые владеют земельными участками:

  • на праве собственности,
  • на праве постоянного (бессрочного) пользования или
  • на праве пожизненного наследуемого владения.

Если же земельный участок, находятся у физического лица:

  • на праве безвозмездного срочного пользования или
  • был ему передан по договору аренды,

земельный налог платить ему не нужно.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.

(статья 389 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ).

Не признаются объектом налогообложения земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговый период для уплаты земельного налога

Для физических лиц налоговым периодом для уплаты земельного налога является – год.

Налоговая база для расчета земельного налога в 2018 году

С 2016 года сумма налога на земельные участки и недвижимость будет определяться с учетом кадастровой стоимости имущества. Величина кадастровой стоимости имущества максимально приближена к рыночной стоимости.

Напомню, ранее до 2016 года земельный налог (налог на имущество) рассчитывали на основании балансовой стоимости. Данная величина была значительно ниже кадастровой, поэтому сумма налоговых платежей была не очень ощутимой для россиян.

Итак, с 2016 года налоговая база для расчета земельного налога определяется:

  • как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 «Объект налогообложения» Налогового кодекса РФ,
  • по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом,
  • по сведениям государственного кадастра недвижимости.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости предоставляются территориальным органом Росреестра по письменному заявлению налогоплательщика.

Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом:

  • определяется налоговыми органами на основании
  • сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности, а в случае нахождения в общей совместной собственности – в равных долях.

Льготное исчисление налоговой базы для расчета земельного налога

Налоговая база для расчета земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей для следующих категорий налогоплательщиков:

(п. 5 статьи 391 «Порядок определения налоговой базы» Налогового кодекса РФ) 

  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов I и II групп инвалидности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС”,в соответствии с Законом РФ от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” ив соответствии с Законом РФ от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
  • физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Если размер не облагаемой земельным налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.

Налоговые ставки для расчета земельного налога

Налоговые ставки для расчета земельного налога устанавливаются муниципальными образованиями и не могут превышать:

(Статья 394 «Налоговая ставка» Налогового кодекса РФ)

Характеристика земельного участка Налоговая ставка
Отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства 0,3
Занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства
Приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 
Ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 27 Земельного Кодекса РФ)
Прочие земельные участки 1,5

В случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода, применяется коэффициент, который определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых участок находился в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении к числу календарных месяцев в налоговом периоде.

Расчет земельного налога для физических лиц

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками – физическими лицами, исчисляется налоговыми органами по формуле

S = ( (Кст х Д) – Н ) х Ст х Кв х К2 х Кл, где:

S – исчисленная сумма земельного налога;

Кст – кадастровая стоимость земельного участка;

Д – доля налогоплательщика в праве на земельный участок;

Н – не облагаемая налогом сумма, уменьшающая величину налоговой базы;

Ст – налоговая ставка;

Кв – коэффициент владения земельным участком, который применяется для исчисления налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного налогового периода;

К2 – коэффициент 2, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства (исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости);

Кл – коэффициент налоговой льготы. Определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.

(Выдержки из письма Министерства финансов РФ 3 февраля 2016 г. N 03-05-06-02/5239)

На основании пункта 1 статьи 396 Налогового кодекса сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Статьей 390 Кодекса определено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.

На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в РФ” государственная кадастровая оценка проводится по решению

  • исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или
  • в случаях, установленных законодательством субъекта РФ, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, а также осуществляющим регулирование оценочной деятельности, является Минэкономразвития России.

Таким образом, вопросы, связанные с определением размера кадастровой стоимости земельного участка, находятся в компетенции Минэкономразвития России.

Пунктом 1 статьи 394 Кодекса определено, что налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  и не могут превышать размеров, установленных в указанном пункте статьи 394 Кодекса.

Совет

Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства, ставка земельного налога устанавливается в размере, не превышающем 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Пунктом 2 статьи 387 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право самостоятельно устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Решение вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок для уплаты земельного налога и предоставлением налоговых льгот по уплате земельного налога для лиц, владеющих личным подсобным хозяйством, а также занимающихся садоводством, огородничеством и животноводством, находится в компетенции представительных органов муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу

Налоги и налоговые вычеты

Колесов Г.Б.,независимый пенсионный консультант,

эксперт по пенсионному и финансовому планированию жизни

kolesovgb.ru

Источник: http://kolesovgb.ru/index.php/finansovoe-planirovanie/kak-upravlyat-lichnymi-finansami/podokhodnyj-nalog-i-nalogovye-vychety-dlya-fizicheskikh-lits/792-zemelnyj-nalog-dlya-fizicheskikh-lits-poryadok-uplaty-i-lgoty-s-2016-goda

Как рассчитать земельный налог и что является налоговой базой

Налог на землю — это одна из трех форм платы за её использование, двумя другими признаются также цена земли и стоимость её аренды. Земельный налог определяется как безвозмездный платеж, взимаемый государством и/или его муниципальными образованиями, в их пользу, для целей их финансового обеспечения.

Кто именно платит земельный налог определено в статье 388 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает, что его налогоплательщиками в России являются физические-лица, индивидуальные предприниматели, а также организации, которые:

  • имеют землю на правах собственности;
  • имеют право бессрочного пользования землей;
  • имеют право пожизненного наследуемого владения землей.

Лица, арендующие землю или пользующиеся ею на непостоянной основе, не относятся к плательщикам земельного налога.

Нормативная цена земли

Федеральный Закон «О плате за землю» от 11.10.91 года N1738-1, который был ранее основным актом, устанавливающим и определяющим порядок и размеры взимания платы за землю, утратил силу в начале 2006 года, за исключением единственной 25й статьи, которая содержит понятие нормативной цены земли:

Читайте также:  Коэффициент оборачиваемости запасов в днях (формула)

Другими словами, нормативная цена земли — это стоимость, которая определяется на основании чистого дохода с этой земли. В разное время и в разных странах чистый доход с земли определялся разными способами, например, в зависимости от количества земли или в зависимости от плодородия конкретного участка.

Но все такие простые способы обычно приводили к несправедливому поземельному налогообложению граждан и к уменьшению роли этого налога как источника поступления доходов от использования земель государства.

Именно поэтому, все верные методы определения чистого дохода с земли, включая и качество, и размер участка, были собраны в единый удобный — кадастровый, который позволяет более объективно установить земельный налог с конкретного земельного участка.

Таким образом, вышеупомянутая статья 25, содержащая определение нормативной цены земли, действует на сегодняшний день в целях нормативной оценки земли государства исключительно для определенных целей (установленных Постановлением Правительства РФ N319) и, в общем, полностью замещена понятием «кадастровой стоимости».

Порядок уплаты земельного налога

Поскольку данный вид налога является местным, его ставка установлена в кодексе только предельно — размер налога и его уплата определяются муниципальными образованиями на основании местных законов и он не может превышать установленные кодексом пределы.

То есть важно понимать, что размер налоговых выплат для Москвы будет отличаться от выплат, например, для Архангельска, в зависимости от предусмотренных правительством каждого города значений ставок земельного налога.

В Налоговом кодексе определено, что ставка земельного налога не может превышать 0,3% для земель:

  • сх значения;
  • занятых под жилищно-коммунальные комплексы или строительство;
  • под организацию садоводства или животноводства;
  • предназначенных для различных нужд государства.

Для всех других земельных участков налоговая ставка не может превышать 1,5%.

Порядок расчета налоговой ставки для физического лица (гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства) очень прост — весь расчет производит для этой категории налогоплательщиков сама налоговая инспекция. Не позднее, чем за месяц до крайнего срока уплаты, по почте присылается налоговое уведомление с уже рассчитанной к оплате сумме налога.

Что касается физических лиц-предпринимателей (ИП) и организаций (юридических лиц), налоговую базу для уплаты земельного налога, которую определяют фискальные органы, они рассчитывают самостоятельно.

Важно помнить, что земельный налог с индивидуальных предпринимателей, находящихся на упрощенной системе налогообложения (УСН), должен уплачиваться, равно как и с других собственников земли — УСН не освобождает от уплаты земельного налога.

Расчет земельного налога

За основу для расчетов подлежащего к уплате земельного налога берется кадастровая стоимость участка, используемого ими на вышеперечисленных правах. Такую стоимость можно узнать из открытого для общего доступа государственного сайта http://rosreestr.

ru (служба гос. регистрации кадастра), содержащего информацию о кадастровой стоимости участков, которую можно узнать по его кадастровому номеру. Налоговая база в качестве кадастровой стоимости формируется налоговыми органами уже в день постановки земли на учет.

А вот ставку для расчета можно узнать непосредственно в органах местного самоуправления (представительских органах муниципального образования), а также на сайте ФНС http://www.nalog.ru/ . Владея информацией о вашем земельном участке и его кадастровом номере, а также наведя справки о ставке в муниципальном органе, нужно произвести несложный расчет по формуле:

Обратите внимание

Ранее, до 2015 года, крайним сроком для уплаты земельного налога обычными гражданами (физическими лицами) считалось 1 ноября, но с 2015 года этот налог следует платить до 1 октября.

Юридические лица и предприниматели на протяжении налогового периода, в отличие от обычных граждан, совершают уплату авансовых платежей по данному налогу — по завершении налогового периода дополнительно уплачивается разница суммы.

Крайний срок уплаты земельного налога для юридических лиц — 1 февраля.

Вариантов, где можно оплатить земельный налог, достаточно много, на выбор налогоплательщиков — это и «Сбербанк» (минусом которого являются очереди), и специальные терминалы для оплаты (есть не везде, но в целом их много) и даже система интернет-банкинга. Главное — заплатить вовремя, в противном случае будет начислена пеня.

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены различные льготы или уменьшение налоговой базы, исходя из которой уплачивается налог. Например, имеют право на освобождение от уплаты земельного налога различные организации, перечисленные в ст.

 395 НК РФ — это организации народных промыслов, общественные организации инвалидов, религиозные организации и другие. Уменьшение налоговой базы (льготы) на сумму 10 тысяч рублей применяется для земельных участков, принадлежащих ветеранам и инвалидам ВОВ, героям Советского Союза и Российской Федерации, инвалидам с детства, инвалидам 1-2 группы (установленной до 01.

01.04 года) и другим, обозначенных ст. 391 НК РФ физическим лицам, имеющим право на различную социальную помощь.

Земельный кодекс РФ не имеет прямо предусмотренных льгот федерального уровня по уплате земельного налога многодетными семьями. Тем не менее, исходя из принадлежности земельного налога к категории местных, с вопросом о наличии льгот стоит обратиться в представительский орган муниципального образования конкретного города, где они могут быть предоставлены именно на местном уровне.

Для того, чтобы воспользоваться предусмотренной налоговой льготой или правом на освобождение от земельного налога, нужно написать соответствующее заявление в органы ФНС и приложить к нему копии документов, которые подтверждают соответствующее право.

Отдельно стоит рассмотреть вопрос земельного налога многоквартирного дома, уплачиваемого с земли, находящейся в общей долевой собственности владельцев квартир. Статьей 36 Жилищного кодекса РФ определено, что участок земли, на котором расположен многоквартирный жилой дом, со всеми его элементами и объектами, принадлежит всем жильцам дома.

Чтобы закрепить свое право на придомовой участок, жильцы многоквартирного дома должны провести общее собрание (с участием в нем более 50% от общего числа жильцов), на котором принять соответствующее решение, и оформить по его результатам протокол.

Важно

Общее собрание уполномочивает одного из жильцов как представителя для обращения в государственные органы с целью:

  1. приобретения прав на общий придомовой участок путем передачи его в общую долевую собственность;
  2. формирования самого участка и его границ;
  3. пользования своим участком после его регистрации.

После подачи заявления и последующей подготовки землеустроительным органом проекта земельного участка, представитель подает заявление о регистрации прав жильцов на их земельный участок в Федеральную регистрационную службу.

Долей земли на придомовом участке для каждого жильца будет участок, размер которого пропорционален его собственности (помещению) в многоквартирном доме.

Сумма земельного налога к уплате за один календарный год рассчитывается по формуле:

Иногда кадастровая стоимость участка земли в налоговой базе органов ФНС завышена, а поскольку именно налоговая база применяется для исчисления земельного налога, платить за такой участок выходит слишком накладно для его владельца.

Для того, чтобы уменьшить земельный налог, в данном случае необходимо уменьшить кадастровую стоимость земли путем обращения в арбитражный суд, куда следует подать пакет документов о проведенной кадастровой оценке, подтверждающей факт завышенной кадастровой стоимости, используемой в качестве налоговой базы.

Источник: https://ipshnik.com/nalogi-i-nalogooblozhenie-ip/metodika-rascheta-zemelnogo-naloga-i-poryadok-ego-uplatyi.html

Налоговая база земельного налога для юридических и физических лиц

Налоговая база для земельного налога: определение и особенности. При расчете любого вида налога используется показатель налоговой базы. Это своеобразная характеристика объекта налогообложения, выражена в разных формах: физической, стоимостной и т. д. Разбираемся в особенностях.

Особенности

Для юридических, физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей порядок расчета налоговой базы отличается, однако ее определение не имеет для них существенных различий.

Если для физического лица базой есть документально закрепленная величина – кадастровая стоимость земельных участков, ему принадлежащих, то для ИП и юридических лиц будет учитываться стоимость только тех земельных наделов, которые ими используются непосредственно для ведения своей деятельности и получения финансовой выгоды.

Свои особенности есть и в определении налоговой базы надела, находящегося в совместной или общей долевой собственности.

Ее размер зависит от того, как оформлены права на землю:

  • в обозначенных долях – база рассчитывается величиной кадастровой стоимости доле владения налогоплательщиком пропорционально;
  • без обозначения долей – земля в равных долях всех собственников, кадастровая стоимость делится поровну.

Итоговая сумма налога у каждого собственника напрямую зависит от того, как распределяются доли права на налогооблагаемую землю.

Для юридических лиц

Юридические лица – категория плательщиков, которые обязаны не только платить налог, но и полностью рассчитывать все показатели для определения налоговой базы самостоятельно.

Данные кадастровой стоимости принимаются во внимание при исчислении базы для земельного налога. Организация достает эти сведения из паспорта земельного участка и выписки из ЕГРП.

Это своего рода новшество для юрлиц, потому как ранее для расчета базы использовался показатель балансовой стоимости объекта недвижимости. После нововведений сумма земельного сбора возросла.

Для физических лиц

Физические лица освобождены от расчета налоговой базы самостоятельно.

Они уплачивают налог на земельный участок на праве собственности (на владение, пользование и распоряжение земельным участком), праве постоянного пользования (в пределах, установленных законодательством, другими правовыми актами, актом о предоставлении земли) и праве наследуемого владения (пользование или владение участком земли, который остается в собственности государства или муниципального образования).

Физическое лицо получает готовое уведомление с обозначенной суммой уплаты налога из инспекции по местонахождению облагаемого участка. К этой категории также относятся и индивидуальные предприниматели.

Кадастровую стоимость своего земельного участка и правила расчета налоговой базы стоит знать всем налогоплательщикам, поскольку со стороны работников инспекции возможно допущение ошибок или неточностей при расчетах, которые можно обжаловать.

Взаимосвязь с кадастровой стоимостью

Как отмечалось ранее, налоговая база для исчисления земельного сбора определяется на основании показателя его кадастровой стоимости, закрепленного документально.

Стоимостное выражение налоговой базы в отношении конкретного участка земли устанавливается по правилам и требованиям Земельного Кодекса. Это показатель, установлен в ходе кадастровой оценки независимыми экспертами.

Величина может зависеть от различных характеристик, среди которых:

  • площадь участка (зависимость прямая);
  • территориальное размещение;
  • особенности разрешения на использование;
  • категория земли и т. д.

Результаты кадастровой оценки закрепляются в паспорте земельного участка и выписке из Единственного государственного реестра прав.

Каждое юридическое, физическое или предпринимательское лицо может лично получить эту информацию, обратившись в подразделение ФНС, за которым он закрепляется как плательщик налога на землю.

В отношении отдельных земельных наделов, кадастровая стоимость может не устанавливается, однако от обложения налогом это неосвобождает.

В таком случае, для дефиниции налоговой базы применяется показатель нормативной цены земли.

Совет

Если собственник не соглашается с ее величиной, он всегда вправе заказать кадастровую работу – процедуру независимого оценивания земли, по итогам которого выводится кадастровая стоимость.

Вопросы возникают, если на протяжении календарного года (налогового периода) стоимость земли поменялась. Например, из-за исправления кадастровых ошибок, категориального изменения земли.

Однако, все произошедшие модификации на протяжении налогового периода при расчетах земельного налога не применяются, а новые показатели кадастра будут использоваться с 1 января года, наступающего за отчетным.

Исключением являются ситуации, когда кадастровая стоимость уменьшилась по причине неправильного проведения оценки или кадастровой работы.

В таком случае, налогоплательщик подготавливает документы об исправлении стоимости и обращается с ними в налоговую службу, после чего размер налога может быть снижен.

Этим же способом можно частично вернуть средства, уплаченные свыше нормы ранее по предыдущим периодам.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/zemelnyj-nalog/juridicheskih/osobennosti-nalogovoj-bazy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector