Что включает в себя налоговое администрирование?

Вопрос 22. Понятие налогового администрирования, его элементы, субъекты

Налоговое администрирование – это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля, система управления налоговыми отношениями.

Налоговое администрирование заключается в реализации комплекса мер по непосредственному управлению созданной налоговой системой.

Налоговое администрирование включает решение задач по обеспечению состояния правопорядка в налоговой сфере, контролю за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками, а также выявлению, раскрытию, расследованию фактов противоправного поведения налогоплательщика и осуществлению мер по возмещению ущерба, нанесенного государству в подобных случаях.

Выделяют следующие субъекты налоговых администраций:

Обратите внимание

1) первый состав включает Федеральную налоговую службу и ее территориальные органы;

2) второй состав включает государственную налоговую администрацию, которую составляют государственные органы, наделенные властными полномочиями в области налогообложения и являющиеся участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

(Федеральная таможенная служба Российской Федерации, органы внутренних дел и органы государственных внебюджетных фондов (ГВФ) – Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования)

Основными элементами налогового администрирования выступает:

9. контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов);

10. контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;

11. организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности.

Задачами НА на макроуровне является: – анализ макроэкономических процессов налогообложения и выработка исходных данных для прогнозирования их развития, – оценка отклонений фактических значений макропоказателей от прогнозируемых, выявление причин их появления, – детальная (для ввода в действие в ближайшей перспективе) и концептуальная (на дальнейшую перспективу-до завершающей стадии переходного периода) разработка налогового законодательства. Задачами НА на микроуровне является: – ввод в действие принимаемых налоговых законов,

– обеспечение повседневной деятельности налоговых органов по мобилизации налогов и сборов, разработка и реализация организационных мероприятий, повышающих эффективность функционирования налоговых органов.

При этом критерием эффективности НА следует считать обеспечение мобилизации налогов и сборов в объемах, отвечающих научно обоснованным на весь переходный период уровням налоговой нагрузки, при минимизации соответствующих затрат на функционирование налоговой системы.

Современная система НА должна выполнять несколько задач: 1) повышение уровня собираемости налогов; 2) создание справедливой прозрачной системы НА, которое помимо прочего предусматривает также сокращение издержек налогоплательщика на выполнение требований налогового законодательства и создание для него максимально удобных условий по уплате налогов;

Важно

3) Обеспечение справедливых и равных условий налогообложения для юридических лиц, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности.

Вопрос 23. Планирование в системе налогового администрирования

Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Основная задача налогового планирования — обеспечить качественные и количественные параметры заданий по формированию доходной части бюджетов

На региональном уровне в ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

— оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона;

— утверждается бюджет по налогам;

— выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

— разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;

— определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот и др.

Выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.

Стратегическое планирование в системе налогового администрирования – это прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) позволяет решать более конкретные задачи:

– определение налоговых баз по видам налогов и сборов;

– расчет объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;

– оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам — налогоплательщикам, отраслям, регионам и т. д.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/2819.html

Научные подходы к определению понятия «налоговое администрирование»

Обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства. Решение этой задачи связывается в настоящее время с налоговым администрированием.

В своем выступлении Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев от 5 мая 2015 года заявил о необходимости провести реформы в сфере налогового администрирования. «Реформы коснутся и налоговой системы. Мы стоим накануне всеобщей декларации доходов и расходов», отметив, что «это путь к тому, чтобы страшно больших богачей и очень бедных людей не было» [1].

Термин «налоговое администрирование» прочно вошло в терминологию налогообложения.

В Казахстане термин «налоговое администрирование» был внесен в теорию и методологию налоговых отношений с переходом на рыночную экономику.

Налоговое администрирование является одним из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы и экономики государства.

Для начала необходимо определится, что означает слово «администрирование».

Совет

Под администрированием толковые словари, как правило, понимают управление посредством приказов и распоряжений, часто без учета конкретных условий работы, существа дела [2].

Более современное определение, данное А. Файолем: «Администрировать – значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать» [3].

Таким образом, однозначно можно сказать, что администрирование представляет собой процесс управления определенными отношениями.

 Для того чтобы сформулировать определение налогового администрирования, необходимо рассмотреть все многообразие подходов к определению данного понятия. В результате изучения лишь небольшого количества работ по данной тематике было обнаружено более 30 определений.

В научной литературе понятие «налоговое администрирование» толкуется не однозначно, в трактовке черт, свойств и его элементов. Каждый автор пытается определить, охарактеризовать, объяснить категорию налогового администрирования в соответствии со своими знаниями и научной позицией.

В таблице 1 дано определение понятия «налогового администрирования» различными авторами, занимающимися данной проблемой. 

Таблица 1 – Определение «налогового администрирования» различными авторами 

Авторы Определение
И.А. Майбуров [4] Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми органами и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.
В.Г. Пансков [5] Налоговое администрирование можно определить, как управленческую деятельность государства и местных органов по налоговому планированию, формированию и совершенствованию системы налогов и сборов, контролю за соблюдением налогового законодательства и прав, и обязанностей участников налоговых отношений.
А.З. Дадашев, А.В. Лобанов [6] Налоговое администрирование – это организационно-управленческая система реализации налоговых отношений, которая включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему страны.
М.Т. Оспанов [7] Налоговое администрирование включает комплекс мер по оптимизации структуры налогов, совершенствованию механизма их взимания, налогового учета и отчетности, контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, соблюдением законодательства.
М.В. Мишустин [8] Понятие налоговое администрирование в широком смысле охватывает множество направлений деятельности и регулирования налоговой системы государства.
Л.И Гончаренко[9] Налоговое администрирование выступает частью управления налоговыми отношениями, организационно представленными налоговой системой.
Б.К. Рамазанова [10] Налоговое администрирование – совокупность организационно-экономических отношений в сфере налогообложения, основанных на нормативно-правовом регулировании в системе установления, введения, взимания налогов и сборов, налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, ответственности в области налогов и сборов, защиты прав налогоплательщиков.
Г.Я.Чухнина [11] Налоговое администрирование – это организация и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля.
А.А.Арутюнов, А.Т.Измайлов [12,13] Налоговое администрирование – основа обеспечения поступлений налоговых платежей, потенциальный резерв снижения налоговой нагрузки, развитие международных экономических процессов.
Т.А. Слесарева [14] Налоговое администрирование – это управление процессом взаимодействия между участниками налоговых правоотношений, возникающих в ходе исполнения обязательств перед бюджетами различных уровней бюджетной системы, в рамках деятельности налоговых органов, выполняющих функции по сбору налогов и контролю за их уплатой.
Примечание – систематизировано автором

Дальнейший анализ показал следующее:

Проведенный анализ трактовки понятия налогового администрирования в основополагающем для отечественного налогового законодательства документе показал, что в тексте главы 80 ст.

555 Налогового кодекса РК «налоговое администрирование заключается в осуществлении налоговыми органами налогового контроля, применении способов обеспечения исполнения не выполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности, а также оказании государственных услуг налогоплательщикам (налоговым агентам) и другим уполномоченным государственным органам в соответствии с законодательством Республики Казахстан» [15]. Из данного нормативно-правового акта следует что понятие «налоговое администрирование» используется для замены такого понятия, как «налоговый контроль» и являются своего рода синонимами.

Анализируя различные суждения, по мнению некоторых авторов, налоговое администрирование есть исключительно контрольная деятельность налоговых органов. Однако понятие налоговое администрирование многие авторы не отождествляют с налоговым контролем по следующим критериям (таблица 2). 

Таблица 2 – Отличительные особенности налогового администрирования и налогового контроля 

Налоговое администрирование Налоговый контроль
по характеристике
налоговое администрирование – это система управления налоговыми отношениями налоговый контроль – это элемент финансового контроля и налогового механизма
по объекту
налоговые отношения деятельность субъекта, как налогоплательщика
по функциям
планирование, учет, анализ, контроль и регулирование фискальная, контрольная, регулирующая
по методам
превентивный и одномоментный; дифференцированный и нейтральный; силовой и партнерский сплошной и выборочный; предварительный, текущий и последующий;камеральный и выездной
по целям
оптимальная организация налоговых отношений уполномоченными органами исполнительной власти для максимальной реализации фискальной составляющие налогов и сборов обеспечение полноты собираемости налогов в бюджет посредством контрольных мероприятий, в т.ч. препятствие уходу от налогов
по задачам
повышение престижа налоговой службы и налоговой культуры налогоплательщиков; совершенствование сотрудничества с налогоплательщиками при осуществлении налоговых отношений; повышение собираемости налогов; противодействие уклонению от уплаты налогов и применению налоговых схем; прогнозирование развития налоговых отношений. обеспечение полноты и своевременности исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками; соблюдение налогового законодательства и предупреждение его нарушений; контроль за правильностью ведения бухгалтерского и налогового учета и составления бухгалтерской и налоговой отчетности; контроль за деятельностью банков в части осуществления взаимодействия их с налогоплательщиками.
по принципам
законность; объективность; прозрачность;непрерывность; научность; действенность; результативность; информационность; дифференцированность массовость; регулярность; всеобъемлемость;превентивность; действенность; научность; прозрачность; независимость
Примечание –  систематизировано автором на основе источников [16- 22]
Читайте также:  Как правильно применять кумулятивный метод амортизации?

Таким образом, система налогового администрирования, как и любая система управления имеет следующую структуру: характерные признаки, субъектно-объектный состав, функциональные элементы, методы, цели и задачи, и принципы.

На наш взгляд, необходимо подробно установить, что и/или кто является объектом и субъектом налогового администрирования.

Объект управления — это то, на что направлено властное воздействие субъекта управления. Им могут быть физические и юридические лица, а также социально-экономические системы и процессы [23, с. 85].

Обратите внимание

Объект налогового администрирования – это совокупность отношений между налоговыми администраторами, налогоплательщиками и налоговыми агентами, возникающих по поводу создания условий и обеспечения полноты и своевременности уплаты в соответствие с законодательством установленных налогов и сборов.

Под субъектом налогового администрирования понимается должностное лицо или юридическое лицо, от которого исходит властное воздействие.

В качестве субъектов налогового администрирования могут выступать государственные органы власти и управления, которые можно классифицировать так: налоговые органы; органы, обладающие полномочиями налоговых органов (органы управления государственных доходов, финансовые органы, таможенные органы); правоохранительные органы (с точки зрения экономической безопасности).В практике субъекты налогового администрирования получили название налоговых администраторов (администраций) или управляющие субъекты. 

Налоговыми администрациями признаются налоговые и иные уполномоченные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации процесса налогового администрирования в отношении налогоплательщиков, расположенных на подведомственной им территории в разрезе подконтрольных им налоговых поступлений [22, с. 8]. 

К управляемым субъектам налогового администрирования также относят налогоплательщиков: физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В контексте изложенного анализа подходов к определению «налоговое администрирование» можно сделать следующие выводы:

 –  понятие налоговое администрирование в широком смысле – это деятельность государственных органов власти, имеющая определяющее воздействие на систему управления налоговыми отношениями (налоговой системой);

– в узком смысле налоговое администрирование – это деятельность государственных органов и их должностных лиц, осуществляющих налоговый контроль по своевременной и полной уплате налогоплательщиками налогов и других обязательных платежей в бюджет.

Таким образом, понятие «налогового администрирования» в настоящее время находится в стадии развития, реформирования и дальнейшего совершенствования системы налогового администрирования, повышения эффективности работы государственного органа являются необходимыми и достаточными условиями процесса обеспечения экономического развития Казахстана.  

Источник: https://e-koncept.ru/2017/770269.htm

Цели и функции налогового администрирования

1.    Сущность налогового администрирования.

2.    Функции налогового администрирования.

3. Международное сотрудничество в совершенствовании налогового      администрирования.

1.         Сущность налогового администрирования.

За последние десятилетия происходили значительные изменения в налоговых системах как экономически развитых, так и развивающихся стран. Эти изменения в основном были направлены на увеличение бюджетного дохода или на достижение определенных целей совершенствования налоговой работы.

Главные цели работы налоговых органов в сфере налогового администрирования включают обеспечение полного и своевременного сбора налогов и пошлин в соответствии с законодательством и при условии правильного применения правовых положений, определяющих режим стимулирования и поощрения законопослушных налогоплательщиков и необходимого контроля и наказания в отношении нарушителей налоговых законов.

Отсюда можно сделать вывод о том, что налоговое администрирование в строгом смысле слова представляет инструмент, который в конечном итоге определяет успех или неуспех общей бюджетно-налоговой и экономической политики страны.

Важно

В широком понимании налоговое администрирование — это система управления государством налоговыми отношениями в действии. Налоговые отношения являются предметом налогового администрирования.

У государства (в лице субъектов налогового контроля) возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения — юридическими и физическими лицами, на которых лежит обязанность уплати налогов за счет собственных средств.

Возникновению налоговых отношений предшествует система мер (управленческих, правовых), принимаемых субъектами налогового контроля, обеспечивающих предпосылки для осуществления контрольных функций.

Налоговое администрирование — важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью обшей теории и практики управления. Оно основывается также на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой.

Таким образом налоговое администрирование – это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике.

Понятие «налоговое администрирование» раскрывается с двух сторон.

Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

Принципы налогового администрирования базируются на основных организационных положениях налоговой деятельности:

1.     принцип законности. Он предполагает строгое соблю­дение нормативных правовых актов при совершении всех мероприятий, осуществляемых в рамках нало­гового администрирования;

2.     принцип осуществления налогового администрирова­ния специально уполномоченными на то органами;

Совет

3.     принцип проведения налогового контроля в формах, регламентированных законодательством (п. 1 ст. 32 НК РФ);

4.     принцип непрерывности налогового администриро­вания;

5.     принцип единства и дифференциации налогового ад­министрирования. Он предполагает осуществление ме­роприятий по налоговому администрированию ко всем налогоплательщикам, однако формы, методы его осуществления могут различаться в зависимости от соблюдения налогоплательщиком налоговой дис­циплины и некоторых других характеристик;

6.     принцип системности и объективности при осуще­ствлении налогового администрирования;

7.     принцип осуществления налогового администрирова­ния под общественным и государственным контролем. Общественный контроль выражается в деятельности специальных общественных правозащитных органи­заций; государственный — в контроле ФНС за дея­тельностью нижестоящих подразделений налоговой службы и судебной системы;

8.     принцип ответственности за совершение правонару­шений всеми сторонами;

9.     принцип приоритета предупреждения налоговых пра­вонарушений над применением санкций.

Налоговое администрирование — наиболее социально выраженная сфера управленческих действий.

Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс в межбюджетных отношениях регионов с федеральным центром и в конечном итоге нагнетают социальную напряженность. С другой стороны, успешное налоговое администрирование обеспечивает благоприятные перемены в экономике, например способствует улучшению инвестиционного климата.

2.         Функции налогового администрирования.

Для реализации максимального налогового потенциала страны налоговые органы должны не только строго контролировать исполнение налогового законодательства, но и эффективно выполнять функции администрирования, к которым относится и внутренняя организация налоговых органов, необходимая для выполнения возложенной на них ответственности. Тип организации будет зависеть от того, какая организационная схема представляется налоговым органам наиболее удобной для выполнения их различных функций.

Рассмотрим некоторые основные моменты современной концепции налогового администрирования.

Типы организационных систем.

Администрирование налогов может быть организовано по функциональному принципу или по принципу специализации — по видам налогов.

При функциональном типе организации работы налоговых органов различаются так называемые нормативные функции, которые обычно существуют на национальном уровне, и оперативные функции, к которым относятся функции, непосредственно связанные с налогоплательщиками.

При специализированном подходе в системе налоговых органов выделяются отдельные подразделения, которые занимаются различными видами налогов.

Обратите внимание

Вместе с тем могут существовать и комбинированные типы организационных структур, имеющие в основном функциональную структуру, но с некоторой специализацией по налогам, или имеющие специализированную структуру, но с выделением некоторых функциональных подразделений.

Виды функций.

Функции налогового администрирования обычно делятся на нормативные и оперативные, а также на основные и вспомогательные.

Читайте также:  Работа с или без ндс (плюсы и минусы)

Нормативные функции отвечают первой задаче налогового администрирования налогов: интерпретации и применению налогового законодательства и нормативных актов.

Эти функции имеют дело с решением проблем, связанных с применением законов и иных правовых актов, и обеспечивают исполнение оперативных функций путем разработки и внедрения необходимых методов и административных процедур, которые должны гарантировать наивысшую эффективность оперативной системы.

Оперативная система закладывает основу для реализации другой части первой задачи налогового администрирования, т.е. для максимизации налоговых поступлений дохода при минимальных затратах.

Оперативные функции в основном относятся к деятельности, связанной с фактическим сбором налогов.

В них тем самым объединяются обе ранее указанные задачи администрирования налогов, поскольку оперативные функции способствуют установлению тесного взаимодействия между налоговыми органами и налогоплательщиками и от них зависит добровольное выполнение налогоплательщиками его обязанностей по уплате налогов.

Таким образом, и те, и другие функции налогового администрирования могут включать в себя задачи одинакового целевого характера, однако некоторые из них предусматривают решения только на нормативном уровне (правовые, организационные, методические), тогда как другие всегда будут выполняться только на оперативном уровне (например, налоговые проверки, учет налогоплательщиков и сбор налогов).

Теперь выделим основные и вспомогательные функции налогового администрирования.

Основные функции включают учет и регистрацию налогоплательщиков, текущий налоговый контроль и налоговые проверки.

С помощью функции учета и регистрации налогоплательщиков ведется постоянный и правильный учет (выявление) всех налогоплательщиков, которые зарегистрировались должным образом (или уклонились от регистрации). Эта функция — основа всех взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Функция текущего налогового контроля определяет четко, в установленном порядке и с учетом актуализации сведений все налоговые обязательства налогоплательщика (продекларированные или начисленные налоги, денежные штрафы, пени и т.д.

) и налоговые зачеты в результате совершенных налогоплательщиком платежей или полученных скидок. Главная цель такого контроля — это возможность определять правильно и точно факты неподачи налоговой декларации или наличия недоимки по налогам.

Налоговая проверка объединяет все виды деятельности, направленные на проверку правильности заполнения налоговых деклараций налогоплательщиком или определение сумм налогов, сокрытых от налогообложения, в результате проведения проверки или расследования по месту проживания налогоплательщика или третьего лица, или в налоговой инспекции.

Вспомогательные функции составляют основу для выполнения основных функций. Рассмотрим некоторые из них:

а)      правовая функция обеспечивает правильное применение нормативных налоговых актов как налоговыми органами, так и налогоплательщиками. В нее входят также ответы на запросы и исковые заявления налогоплательщиков, помощь всем налоговым органам, а также участие в проектах по изменению налогового законодательства;

б)       кадровая функция. Управление кадрами чрезвычайно важна для налогового администрирования, особенно в отношении обучения и переподготовки сотрудников налоговых органов;

Важно

в)       функция информирования налогоплательщиков. Органы налоговых администраций должны иметь соответствующий отдел или подразделения, ответственные за распространение нормативных налоговых документов и оказание помощи налогоплательщикам в правильном исполнении их налоговых обязательств;

г)       организационно-административная функция. Сюда относятся службы внутреннего учета и административные службы, отвечающие за материально-техническое снабжение и эксплуатацию рабочего оборудования;

д)      внутреннее информационное обеспечение. Любой орган налоговой службы работает со значительным количеством налогоплательщиков, что предполагает наличие большого объема документов, обработка которых вручную неэффективна и дорого стоит.

Научно-технологические разработки позволяют использовать процедуры и оборудование (как, например, компьютер, системы микрофильмирования и распечатки информации), которые отвечают потребностям всех функциональных сфер налогового администрирования в целом.

3.         Международное сотрудничество в совершенствовании налогового администрирования

Среди основных центров, занимающихся разработкой основ, принципов и продвижением новых идей в сфере совершенствования налоговой работы и налогового администрирования можно выделить соответствующие органы ОЭСР и ЕС.

Первые направляют и координируют исследования и разработки в сфере международных налоговых отношений (типовые модели налоговых соглашений, разработка основ трансфертного ценообразования и т.д.

), вторые непосредственно направляют унификацию налогового законодательства в странах – членах этой организации (наиболее заметный успех — внедрение единой модели НДС).

Среди других органов, действующих и заметных в этой сфере — но больше на региональном уровне, можно выделить Панамериканский центр налоговых служб (СИАТ), в задачи которого входит, как указано в его плане развития, «способствовать проведению научно-исследовательских работ в области налоговых систем и налогового администрирования, а также стимулировать распространение необходимой информации среди стран-участниц, используя для этих целей съезды, тематические конференции, семинары, публикации и другие соответствующие средства».

Совет

Особый интерес в становлении современных систем налогового администрирования представляет опыт некоторых стран – Американского континента. В этих странах структура налоговых органов была сформирована позднее большинства развитых стран, и поэтому эти страны в максимальной степени стремятся усвоить и применить все то полезное и эффективное, что зарекомендовало себя в практике других стран.

В последней практике этих стран в целом можно выделить следующие тенденции.

1. Тенденция к переходу от раздельного к совмещенному администрированию прямых налогов и таможенных сборов. В Бразилии, Мексике, Антильских островах, Суринаме и совсем недавно в Парагвае, Канаде и Колумбии уже введено совместное администрирование прямых налогов и таможенных сборов

2. Тенденция к автономизации налогового ведомства. В Барбадосе, Боливии, Бразилии, Канаде, Эквадоре и других странах руководитель налоговой службы пока функционально подчинен министру финансов (бюджета).

Следует также отметить, что в странах этого региона практически абсолютно преобладает именно функциональный принцип организации налоговых служб.

Заметные усилия страны Американского континента прилагают и в плане упрощения налоговой системы.

Большинство стран этого региона придерживаются также принципа объединения всей налоговой работы в рамках единого ведомства Все же в некоторых странах функции налогового управления (налоговой политики) и сбора налогов пока разъединены.

Налоговые службы многих стран этого региона активно проводят модернизацию своей работы, в частности, за счет использования современных технологий, автоматизированных информационных систем с целью повышения уровня контроля за налогоплательщиками и оказания им содействия.

Здесь лидируют налоговые службы Бразилии, но и остальные страны региона предпринимают серьезные усилия, направленные на создание информационной базы и системы текущего налогового контроля налогоплательщиков — в основном, при технической поддержке международной организации СИАТ и за счет финансирования Международного банка развития (МБР).

Обратите внимание

Значительные усилия все страны этого региона предпринимают по линии модернизации управления персоналом и улучшения процесса подготовки кадров.

В некоторых случаях обучение персонала проводится подразделениями в структуре налоговой администрации, тогда как в других странах эта деятельность осуществляется структурами, находящимися за пределами налоговой администрации (обычно, при министерстве финансов).

Усилия стран Американского континента в области обучения специалистов видны также и в создании специализированных школ и институтов. Практически все страны сейчас имеют Учебные центры или финансовые институты для обучения сотрудников налоговых органов.

Участие ФНС России в деятельности международных организаций

В марте 1998 г. Россия получила статус постоянного наблюдателя в Комитете по налоговым вопросам ОЭСР. ФНС России активно сотрудничает с Комитетом по налоговым вопросам ОЭСР и его рабочими органами через Центр по налоговой политике и администрированию, а также по линии Центра по сотрудничеству со странами-нечленами Секретариата ОЭСР.

Представители ФНС России участвуют в ежегодных Генеральных Ассамблеях Внутриевропейской организации налоговых администраций.

ФНС России с 1996 г. является членом Международной налоговой ассоциации

Источник: http://orgdna.blogspot.com/2013/12/1.html

Организационная структура, управление деятельностью налоговых органов. – Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования – Зачет без хлопот

Страница 3 из 20

Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования

Налоговое администрирование и налоговая политика государства – взаимосвязанные факторы состояния социально-политической системы государства. Они взаимообусловлены; любые реформы в сфере налогообложения и фискальной системы в целом всегда должны предусматривать эффективные механизмы налогового администрирования.

Важнейшее звено налоговой реформы – это укрепление системы налогового администри-рования, которое в итоге должно быть объединено в рамках одного органа, что значительно упростит положение честных налогоплательщиков и усилит государственное воздействие на неплательщиков налогов. Налоговая реформа должна стать мощным импульсом для развития предпринимательства, притока инвестиций, роста благосостояния населения.

Администрирование – деятельность по руководству порученным участком работы посредством административных методов управления.

Администрирование, как основная функция управления, в соответствии с классической теорией управления, включает:

– планирование – постановку целей, задач (заданий);

– организацию – создание формальной структуры подчиненности и соответствующего разделения работы между подразделениями;

– руководство – оперативное принятие решений в виде приказов и распоряжений, обеспечение согласованности взаимодействия всех подразделений;

– учет;

– контроль;

– анализ.

Администрирование подразделяется на корпоративное (частное) и общественное (государственное, муниципальное). Применительно к действующим структурам государственного администрирования все перечисленные выше функции управления сохраняют свою силу.

Важно

Налоговое реформирование в России, связанное с введением в действие I и II частей Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), существенным образом изменило взаимоотношения налоговых органов, налогоплательщиков и других участников налоговых правоотношений.

Читайте также:  Оборачиваемость активов - формула по балансу (нюансы)

Налоговое администрирование основывается на государственном устройстве. Согласно Конституции, Российская Федерация – демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов России. В ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находится установление общих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которой надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджеты всех уровней (федерального, регионального и местного) и государственные внебюджетные фонды.

Налоговое администрирование – организационно-управленческая система реализации налоговых отношений. Оно включает совокупность форм и методов, использование которых призвано обеспечить налоговые поступления в бюджетную систему России.

Бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

– первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

– второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

– третий уровень – местные бюджеты.

Налоговое администрирование можно также определить как систему управления государством налоговыми отношениями.

Объектом налогового администрирования являются налоговые отношения. Возникновение налоговых отношений обусловлено объективной необходимостью в связи с наличием и функционированием государства и его институтов.

Становление рыночных принципов хозяйствования в России сопровождается повышением роли государственного регулирования в управлении экономическими и социальными процессами, что предопределяет повышение значимости налогов не только как способа обеспечения властных структур необходимыми средствами, но и как элемента системы государственного воздействия на пропорции общественного воспроизводства, а также как элемента обслуживания государственных общественных нужд (наука, образование, оборона, общественная безопасность).

Для успешного проведения налоговой политики государства необходима система организационных мероприятий.

Налоговая политика – система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения. Налоговая политика выражается в видах применяемых налогов, величинах налоговых ставок, установлении круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, в налоговых льготах.

Совет

У государства (в лице субъектов налогового контроля) возникают налоговые отношения с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, на которых лежит юридическая обязанность уплаты налогов за счет собственных средств.

Налоговым отношениям может предшествовать система мер (управленческих, правовых), принимаемых субъектами налогового контроля, для создания соответствующих предпосылок для осуществления контрольных функций в рамках принятых норм и правил.

Налоговое администрирование – это важнейшая сфера научно-практических исследований и практических действий, являющихся частью общей теории и практики управления фискальной системой.

Оно основывается на фундаментальных результатах политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Как функция управления налоговое администрирование использует специфическую информационную среду обеспечения (обслуживания) данной сферы практических действий.

Эта информационная среда включает совокупность методов, приемов и средств реализации информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существующем и перспективном положении в экономике и политике. Таким образом, понятие «налоговое администрирование» раскрывается с трех сторон.

Во-первых, это система органов управления (законодательные и административные налоговые органы). В круг их обязанностей входит процедурное обеспечение прохождения налоговой концепции на очередной плановый период: рассмотрение и обсуждение, утверждение в законодательном порядке. Кроме того, они должны составлять отчеты об исполнении налогового бюджета, подвергать их всестороннему анализу.

Во-вторых, это совокупность норм и правил, регламентирующих налоговые действия и конкретную налоговую технику, а также определяющих меры ответственности за нарушение налогового законодательства.

В-третьих, это информационная среда реализации функций управления.

Налоговое администрирование – наиболее социально выраженная сфера управленческих действий. Недостатки налогового администрирования приводят к резкому снижению поступлений налогов в бюджет, увеличивают вероятность налоговых правонарушений, нарушают баланс межбюджетных отношений регионов с федеральным центром и, в конечном итоге, нагнетают социальную напряженность в обществе.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Налоговое правонарушение – противоправное, виновное действие или бездействие, которым не исполняются или ненадлежащим образом исполняются обязанности, нарушаются права и законные интересы участников налоговых отношений и за которые установлена юридическая ответственность.

Обратите внимание

Концептуальные просчеты при принятии налоговых законов только усиливают эти недостатки. Между налоговым производством, системой его управления и методологией налогообложения существует жесткая причинно-следственная взаимозависимость. Это фундаментальное положение налоговедения должно учитываться при организации системы управления налогообложением.

Налогообложение – процесс установления и взимания налогов в стране, включает определение величины налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами.

В управлении налоговыми процессами участвуют не только специализированные органы. В него вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например, Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков.

Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Непосредственно влияют на налоговые взаимоотношения плательщиков и государства правоохранительные органы, аудиторские, адвокатские и консультационно-юридические службы. Их деятельность – также часть процесса управления налоговыми отношениями.

Аудит – предпринимательская деятельность аудиторов по осуществлению независимых проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов с целью установления достоверности их бухгалтерской отчетности и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.

Задачи налоговых служб меняются при переходе к рынку и функционировании бизнеса в условиях экономической свободы.

Репрессивные органы ФНС России, МВД России, контрольно-ревизионное управление Минфина России, Счетная палата и их структурные единицы на местах постепенно преобразовываются не только в органы, обеспечивающие контроль за исполнением налоговых бюджетов, но и государственные исследовательские центры.

Выполнение налоговыми администрациями аналитико-информационных функций (это возможно в условиях компьютеризации информационных потоков) позволит им значительно усилить регулирующую способность налогообложения. Следовательно, к системе государствен-ного управления налогообложением, занимающейся координацией и совершенствованием всех сторон налогообложения, применимо понятие «налоговое администрирование».

Налоговое администрирование как особый научно-практический процесс чрезвычайно емко по своему содержанию, условиям организации и целевым установкам.

Это и выработка правовых основ налогообложения на основе исторического опыта, современных достижений экономической науки и практики, и обеспечение условий функционирования конкретного налогового механизма, его элементов (планирования, регулирования, контроля), и создание учетно-аналитических, отчетных правил, документов, и многое другое. Оно занимает ведущее место в системе управления экономикой.

Оглавление
Организационная структура, управление деятельностью налоговых органов.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Понятие, сущность и основные характеристики налогового администрирования
Влияние налогового администрирования на налоговый механизм
Органы управления (субъекты) налогового администрирования, их структура и основные задачи
Налоговый кодекс Российской Федерации о правах и обязанностях налоговых органов
Налоговый кодекс Российской Федерации о полномочиях таможенных и финансовых органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения
Районная инспекция ФНС России как основное звено системы налоговых органов; районные и межрайонные инспекции, специализированные инспекции
Задачи и функции, права и обязанности районной инспекции
Структура инспекции и ее значение для организации налоговой работы
Современная типовая структура инспекции ФНС России, задачи и функции отделов инспекции
Перспективная структура инспекции ФНС России, ориентированная на технологию массовой автоматизированной обработки данных
Организация работы налогового инспектора
Налоговая работа как работа по сбору, обработке и анализу информации
Информационные потоки в налоговой инспекции, состав информации, аккумулируемой в налоговой инспекции, и ее использование в процессе сбора налогов
Взаимодействие как необходимое условие качественного выполнения обязанностей, возложенных на налоговые органы
Правовая основа взаимодействия налоговых органов с другими организациями и гражданами
Взаимодействие отделов внутри налоговой инспекции
Взаимодействие между налоговыми органами
Взаимодействие налоговых органов с другими государственными органами
Все страницы

Источник: https://www.libsid.ru/nalogovoe-administrirovanie/organizatsionnaya-struktura-upravlenie-deyatelnostiu-nalogovich-organov/ponyatie-suschnost-i-osnovnie-charakteristiki-nalogovogo-administrirovaniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector