Учитываем для прибыли технологическое присоединение к энергосетям

Плата за технологическое подключение к электросетям | Подключении к электросетям | Подключении к электросетям

Плата за технологическое подключение к электросетям является единственным реальным источником привлечения финансовых средств для удовлетворения потребностей электросетевого хозяйства, в том числе для усиления электрических сетей в соответствии с растущими потребностями потребителей электроэнергии.

Электросетевые компании в силу своего естественного монопольного положения имеют устойчивый гарантированный доход, который еще более укрепился после введения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей к электросетям. Более того, поскольку плата за технологическое присоединение явилась для электросетевых компаний устойчивым инвестиционным ресурсом, то на финансовом кредитном рынке они стали надежными заемщиками.

В сложившейся ситуации искажается смысл самого понятия «инвестиции», которое, по определению экономистов, представляют собой средства (вложение капитала), вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) иного полезного эффекта. Для инвесторов-потребителей было бы понятно, если бы их вложения в электроэнергетику шли на обеспечение бесперебойного электроснабжения и высокого качества электроэнергии. Поэтому инвесторы стали требовать большей ясности в вопросе о том, куда идут их вложения.

Повышенная доля инвестиционных затрат потребителей электрической энергии связана, в том числе, с подключением к электросетям, которое до недавнего времени осуществлялось без каких-либо вложений с их стороны.

Обратите внимание

Для потребителя нарушается главная цель его предпринимательской деятельности – превышение результатов над затратами, то есть достижение возможно большей прибыли или высокой рентабельности.

Принципиальная формула эффективности предпринимательской деятельности представляет собой отношение эффекта (результата) к связанным с ним затратам.

Для немалого числа предпринимателей общая сумма затрат – от подключения к электросети до заключения договора энергоснабжения – не может способствовать росту эффективности их предпринимательской деятельности. В данном случае потребитель электрической энергии оказывается инвестором поневоле.

Высокая плата за технологическое подключение к электросетям систематически обсуждается и критикуется практически на всех этажах властных структур страны, почти всеми категориями потребителей электрической энергии и даже самим руководством энергохолдинга.

Все устойчивее становится мнение специалистов в этой области о том, что вряд ли в ближайшие годы удастся снизить размер платы за подключение к электросетям, поскольку введение платы за технологическое присоединение к электросетям реально ускорило инвестиционный процесс.

Так, инвестиционная программа РАО «ЕЭС России» в 2007 г. была увеличена на 50 % – с 2,1 трлн до 3,1 трлн руб.

При этом 8,7 % составил вклад платы за присоединение к сетям, и только, например, 1,2 % – целевые инвестиционные средства.

На какие цели фактически направлены инвестиционные средства, для потребителей электрической энергии (инвесторов) остается тайной: электросетевые компании таких отчетов никогда не представят.

Если бы не такая высокая плата за присоединение к электросетям, то для недопущения «заторов» в электрических сетях и для покрытия издержек энергоснабжающих организаций на производство и передачу электроэнергии пришлось бы резко завысить тарифы на ее потребление, которые являлись практически единственным источником вложений в электроэнергетику. В этой ситуации, на наш взгляд, упущением сетевиков является отсутствие оплаты услуг по компенсации реактивной энергии (мощности).

Важно

Еще следует учесть и то, что тариф на подключение к электросетям облагается налогом на прибыль, которые должны платить сетевые компании, и сетевики закладывают величину этого налога в тарифы на технологическое подключение.

Необходимость введения платы за присоединение к электросетям сетевики обосновывают тем, что строительство электросетей за счет тарифа за передачу электроэнергии означает, что за новое присоединение платят существующие потребители электроэнергии, хотя, в принципе, должен платить потребитель, претендующий на новые мощности. Кроме того, при отсутствии фиксированной платы за технологическое присоединение имело бы место немалое количество «неучтенных» заявок на подключение к электросетям.

В отечественной электроэнергетике действуют два тарифа, подлежащие государственному регулированию: тариф за потребление электроэнергии и тарифная плата за технологическое подключение к электрическим сетям. Оба тарифа один раз в год изменяются, как правило, в сторону увеличения.

Плата за технологическое присоединение к электрическим сетям была определена еще в 2003 г. ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 23, п. 1), и срок действия утвержденных тарифов в соответствии с данной статьей ФЗ не может составлять менее 12 месяцев.

Плата за технологическое присоединение взимается с потребителей электрической энергии, вновь присоединяемых к электрическим сетям или расширяющих имеющееся присоединение, подавших заявку на выдачу ТУ на технологическое присоединение.

Размер указанной платы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям. Включение указанных затрат в состав платы за услуги по передаче электрической энергии не допускается.

Например, относительно невысокие тарифы (система ставок, по которым взимают плату за потребленную электрическую энергию) на электроэнергию для бытового сектора компенсируются монопольно высокими ценами на подключение к электрическим сетям для предпринимателей.

В этих условиях немало собственников (арендаторов) идут по пути хищения электроэнергии, справедливо полагая, что у энергоснабжающих организаций с малочисленным инспекторским составом не хватит возможностей, а иногда и умения обнаружить факты хищения, и что они не имеют действенных рычагов по привлечению расхитителей электроэнергии к ответственности. Масштабы хищения электроэнергии приобретают в последние годы катастрофический характер и приводят к возрастанию коммерческих потерь электроэнергии и значительным убыткам ее поставщиков – электросетевых компаний.

На Всероссийском совещании энергетиков председательствовавший на нем последний раз глава РАО «ЕЭС России» А. Чубайс заявил, что до 12 мая 2008 г. РАО утвердит единый стандарт взимания платы за технологическое присоединение новых потребителей к электросетям.

Таким образом, энергетики намерены решить самую болезненную, по их словам, проблему, сделав плату за присоединение максимально возможной. По словам Чубайса, в сфере технологического присоединения высок уровень коррупции.

При этом он уточнил, что плата за технологическое присоединение будет сохранена по крайней мере до 31 декабря 2010 года («Энергетика и промышленность России», 2008, № 9).

Совет

Перед самоликвидацией РАО «ЕЭС России» председатель правления А. Чубайс в своем выступлении на конференции «Электроэнергетика – потребителям» пообещал снизить плату за технологическое присоединение физических лиц к электросетям в 100 раз и довести ее до 550 руб. за киловатт. При этом им были сделаны две существенные оговорки, которые практически свели на нет эти обещания:

если мощность электроустановок физических лиц не превышает 15 кВт;

если отсутствует дефицит (что проблематично в условиях современного состояния источников электроснабжения) мощности в данном узле электросети.

По выражению А. Чубайса, «в эту суперльготную прослойку потребителей попадут, кроме физических лиц, садовые и дачные кооперативы и «самый малый бизнес»».

Необходимо отметить определенный прогресс в решении проблемы: 14 февраля 2009 г. принято постановление Правительства РФ № 118 «О внесении изменений в правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям». В соответствии с этим постановлением п.

17 указанных Правил излагается в следующей редакции: «Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.

Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей.

Для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5 процентов размера оплаты за технологическое присоединение. Внесение платежей осуществляется ежеквартально равными долями от общей суммы рассрочки с даты фактического подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения».

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам (ФСТ) РФ от 23.10.2007 г. № 277-э/7 «Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям» (п.

14), физические лица, подающие заявку на технологическое присоединение в целях потребления электрической энергии для коммунально-бытовых нужд, с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, оплачивают работы, указанные в п.

Обратите внимание

12 Методических указаний, в объеме, не превышающем в сумме 5,5 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ).

Если заявителем на технологическое присоединение выступает юридическое лицо – некоммерческая организация, целью которой являются поставки электроэнергии не для извлечения прибыли, а на коммунально-бытовые нужды граждан – членов этой организации, рассчитывающихся по общему счетчику на вводе, плата заявителя сетевой организации не должна превышать 5,5 МРОТ, умноженного на количество членов (абонентов) этой организации, при условии присоединения каждым членом этой организации не более 15 кВт.

К юридическим лицам – некоммерческим организациям, на которых распространяется вышеуказанная плата, относятся:

садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан (некоммерческое товарищество, потребительский кооператив, некоммерческое партнерство), учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки, объединенные хозяйственные постройки граждан (погреба, сараи и иные сооружения), рассчитывающиеся по общему счетчику на вводе;

содержащиеся за счет прихожан религиозные организации.

Оборудование сетевого хозяйства данной организации (строительство и оборудование подстанции, внутренних электросетей, установка коммерческого учета) по выданным сетевой организацией ТУ производится за счет средств данной организации, если договором на технологическое присоединение не предусмотрен иной плательщик.

Пункт 12 Методических указаний говорит о том, что для расчета размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией следующих мероприятий:

а) подготовку сетевой организацией ТУ и их согласование с системным оператором, а в случае выдачи ТУ электростанцией – согласование их с системным оператором и со смежными сетевыми организациями;

б) разработку сетевой организацией проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным ТУ;

Важно

в) выполнение ТУ сетевой организацией, включая осуществление мероприятий по подключению энергопринимающих устройств под действие аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с ТУ;

г) проверку сетевой организацией выполнения ТУ заявителем;

д) участие сетевой организации в осмотре (обследовании) присоединяемых энергопринимающих устройств должностным лицом федерального органа исполнительной власти по технологическому надзору при участии собственника таких устройств, а также соответствующего субъекта оперативно-диспетчерского управления в случае, если ТУ подлежат в соответствии с Правилами согласованию с таким субъектом оперативно-диспетчерского управления;

е) фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающих устройств в электрической сети.

По указанным мероприятиям сетевая организация представляет соответствующую калькуляцию.

Введение новаций должно быть проведено после опубликования двух документов.

Первым из них должен быть стандарт заключения договоров на плату за присоединение, который делает эту процедуру прозрачной, во всяком случае она предполагает обязательное раскрытие информации по заявкам.

Второй документ должен содержать четыре типовых договора на присоединение к сетям, условия которых различны для нескольких групп потребителей. Таким образом предполагалось разработать понятные правила подключения, содержащие «антикоррупционные механизмы», до 1 июля 2008 г.

, когда РАО «ЕЭС России» прекратит существование. «Это программа действий, которая должна сопровождать реализацию стандарта и стать основополагающей для работы сетевых компаний», – сказал глава РАО «ЕЭС России» («Российская газета», № 4682 от 11 июня 2008 г.).

Напомним, что согласно ФЗ «Об электроэнергетике» (ст. 26, п.1), за технологическое присоединение к электрическим сетям плата взимается однократно и подлежит государственному регулированию.

Размер указанной платы устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, и должен компенсировать затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению нового объекта к электрическим сетям.

Если вновь построенные (или приобретенные) энергетические установки требуют подсоединения к действующим электрическим сетям, то плату за их технологическое присоединение следует рассматривать в качестве расхода по доведению объекта основных средств (энергетических установок) до состояния, в котором он пригоден к использованию.

В этом случае расходы на плату за технологическое присоединение к действующим электросетям в целях налогообложения прибыли включаются в первоначальную стоимость объекта амортизируемого имущества и учитываются через механизм амортизации в соответствии со ст. ст. 257–259 НК РФ. (Письмо Минфина РФ от 17.07.2007 г. № 03-03-06/1/495).

Представляет интерес динамика изменения размера платы за присоединение к электросетям в Московском регионе.

Источник: http://energy-ua.com/podklyuchenii-k/plata-za-tehnolo.html

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль расходов в виде платы за технологическое присоединение к электрическим сетям объектов по производству электроэнергии

Вопрос: Об учете для целей налога на прибыль расходов в виде платы за технологическое присоединение к электрическим сетям объектов по производству электроэнергии.

Ответ:

Министерство финансов российской федерации

ПИСЬМО
от 18 августа 2016 г. N 03-03-05/48450

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового учета расходов по технологическому присоединению к электрическим сетям объектов по производству электрической энергии и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) налогоплательщик налога на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы налогоплательщика (генерирующей организации) в виде платы за технологическое присоединение к электрическим сетям объектов по производству электрической энергии (в том числе атомных и гидравлических электростанций) учитываются в расходах для целей налогообложения прибыли организаций при условии их соответствия критериям, установленным статьей 252 Кодекса.

Учитывая то, что вышеуказанные расходы непосредственно не связаны с приобретением, сооружением, изготовлением, а также доведением данных объектов до состояния, в котором они пригодны для использования, такие расходы могут учитываться для целей налогообложения прибыли на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Если расходы в виде платы за указанное технологическое присоединение, в соответствии со статьей 318 Кодекса и применяемой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, относятся к косвенным расходам, такие расходы включаются в состав расходов текущего налогового (отчетного) периода. При этом сетевая организация учитывает в налоговом учете доход от оказания услуги по такому технологическому присоединению единовременно. Что касается налогового учета расходов, связанных с использованием рассрочки платы за технологическое присоединение к электрическим сетям объектов по производству электрической энергии атомных и гидравлических электростанций (в случае принятия соответствующего нормативного правового акта, предусматривающего возможность предоставления платной рассрочки), отмечаем следующее. Пунктом 1 статьи 272 Кодекса установлено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 — 320 Кодекса.

Вместе с тем в связи с неясностью природы такой рассрочки предоставить более детальный ответ на поставленный вопрос не представляется возможным.

Директор Департамента А.В.САЗАНОВ

18.08.2016

прибыль

Источник: https://enterfin.ru/vopros-ob-uchete-dlya-tselej-naloga-na-pribyl-rashodov-v-vide-platy-za-tehnologicheskoe-prisoedinenie-k-elektricheskim-setyam-obektov-po-proizvodstvu-elektroenergii/

Технологическое присоединение к электрическим сетям. | Официальный информационный портал Республики Саха (Якутия)

ВОПРОС-ОТВЕТ

Что такое технологическое присоединение к электрическим сетям?

Это комплекс технических мероприятий и юридических процедур, обеспечивающих фактическое присоединение объектов заявителя к электросетевому хозяйству организации, в которую была подана заявка на технологическое присоединение.

Сколько стоит технологическое присоединение к электросетям?

Для отдельных категорий потребителей установлен единый льготный размер платы  за технологическое присоединение к электросетям – 550 рублей (без НДС).

По льготной плате могут присоединиться физические и юридические лица (в т.ч. для субъекты малого и среднего бизнеса) при следующих условиях:

если присоединяемая мощность не больше 15 кВт

если расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства, составляет не более 300 метров в городской местности и не более 500 метров в сельской.

Обратите внимание

Если заявитель не отвечает вышеуказанным требованиям, то он имеет право выбрать наиболее выгодный для себя способ расчета платы:

– расчет по мощности,

– расчет по стандартизированным ставкам,

– расчет по индивидуальному тарифу.

Правом на льготную плату в размере 550 рублей (без НДС) можновоспользоваться не более одного раза в течение 3 лет (одно и то же лицо, в пределах границ муниципальных районов, городских округов и на внутригородских территориях).

Что входит в плату за технологическое присоединение к электросетям?

В стоимость платы на  технологическое присоединение включаются расходы на выдачу технических условий, строительство общих объектов для нескольких потребителей, строительство для присоединения объекта заявителя к электросетевому хозяйству.

Точкой присоединения для многоквартирных домов считается внешняя стена здания, для всех остальных – граница земельного участка.

Входит ли  проект электроснабжения для частного дома в плату за технологическое присоединение?

Нет, не входит. В состав платы за технологическое присоединение входят расходы на разработку проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным техническими условиями по согласованию сторон.

Проект сетей внутреннего электроснабжения частного дома выполняет заявитель. Присоединение законченного строительства дома к внешним электрическим сетям осуществляет энергоснабжающая организация на основе подписанного договора технологического присоединения.

Конкретные обязательства сторон определяются соответствующим Договором.

Как определяется плата за увеличение (наращивание) потребляемой мощности?

Согласно действующему законодательству потребитель подключающий объект мощностью выше 15 кВт оплачивает подключение за каждый киловатт присоединяемой мощности в соответствии с утвержденным размером платы.

Какие меры государственной поддержки оказываются по оплате за технологическое присоединение к электросетям?

Для заявителей до 150 кВт упрощена процедура технологического присоединения  и они могут воспользоваться беспроцентной рассрочкой при оплате услуг по технологическому присоединению. Рассрочку можно взять в размере 95% от общей стоимости платы за технологическое присоединение.

Показатели Примечание
Новый потребитель с присоединяемой  мощностью до 15 кВт.
Допуск энергонадзора Не требуется
Срок присоединения 6 месяцев
Ответственность за нарушение сроков присоединения со стороны сетевой организации Неустойка, возможность одностороннего расторжения со стороны потребителя при нарушении сроков
Новый потребитель с присоединяемой  мощностью от 15 кВт и выше.
Допуск энергонадзора Не требуется
Срок присоединения 6 месяцев
Ответственность за нарушения сроков присоединения со стороны сетевой организации Неустойка, возможность одностороннего расторжения со стороны потребителя при нарушении сроков
Рассрочка Возможность беспроцентной рассрочки в размере 95% от суммы договора  в течении 3 лет
Возможность предъявления к выкупу присоединенной мощности  в случае ее невостребованности в течение 5 лет с даты фактического присоединения и полной оплаты
Подключение по временной схеме Возможно, на срок не более 6 месяцев

5. В каком порядке осуществляется оплата за технологическое присоединение в случае рассрочки?

Для физических и юридических лиц, присоединяемая мощность которых составляет до 150кВт предоставлена возможность поэтапной оплаты за услуги в следующем порядке:

а) 15% платы вносятся в течение 15 дней с даты заключения договора;

б) 30% –  в течение 60 дней с даты заключения договора, но не позже даты фактического присоединения;

в) 45% – в течение 15 дней с даты подписания акта о выполнении заявителем технических условий, акта об осмотре приборов учета и согласовании расчетной схемы учета электрической энергии (мощности), акта о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон;

г) 10 % –  в течение 15 дней с даты фактического присоединения.

8. Нужно ли повторно платить за технологическое присоединение к электросетям, если  сменился собственник организации?

Важно

Нет, плата за технологическое присоединение взимается однократно. Изменение формы собственности или собственника не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение.

В каком порядке осуществляется технологическое присоединение к электросетям?

Шаг 1. Подача заявки :

Заказчик обращается в Сетевую организацию с заявкой на присоединение. При сдаче документов заявитель получает на руки квитанцию о принятии документов.

Шаг 2. Подготовка технических условий и договора:

– Сетевая организация в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки направляет заявителю для согласования проект договора технологического присоединения, включающего технические условия присоединения. (При особо сложном характере технологического присоединения срок подготовки технических условий может быть увеличен до 40 дней. В этом случае Сетевая организация письменно информирует заявителя).

–  Заявитель подписывает договор (2 экземпляра), взаимные технические обязательства (2 экземпляра), и направляет их в Сетевую организацию.

Шаг 3. Оформление договора и оплата счета:

Подписанный и заполненный договор со стороны потребителя возвращается в Сетевую организацию вместе с техническими обязательствами. Заявитель оплачивает указанную сумму в договоре.

С момента заключения договора и первоначальной оплаты, согласно графика, у Сетевой организации возникают обязательства перед потребителем за качественное и своевременное исполнение работ по строительству электрических сетей для присоединения электроустановок потребителя.

Шаг 4. Выполнение договора и технических условий обеими сторонами

Сроки и порядок исполнения технических условий со стороны потребителя и со стороны уполномоченной сетевой организации оговариваются во взаимных технических обязательствах. При этом сроки исполнения обязательств в типовом договоре или срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать:

· 15 рабочих дней (если в заявке не указан более продолжительный срок) – для заявителей в целях временного (на срок не более 6 месяцев) технологического присоединения, в случае если расстояние от энергопринимающего устройства заявителя до существующих электрических сетей необходимого класса напряжения составляет не более 300 метров;

· 6 месяцев – для заявителей с максимальной мощностью до 100 кВт, физических лид с максимальной мощностью до 15 кВт, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности;

· 1 год – для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых не превышает 750 кВА, если более короткие сроки не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон;

· 2 года – для заявителей, суммарная присоединенная мощность энергопринимающих устройств которых превышает 750 кВА, если иные сроки (но не более 4 лет) не предусмотрены соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон.

Шаг 5. Выполнение действий по присоединению

После выполнения Заказчиком и Сетевой организацией совместно технических условий, составляется акт исполнения взаимных обязательств по договору технологического присоединения.

После подписания акта заявитель получает разрешение на присоединение мощности объекта и оформляется акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

По завершению подписания актов выполняются фактические действия по присоединению.

Подача напряжения на энергопринимающие устройства Заявителя осуществляется после заключения Заявителем договора электроснабжения со сбытовой организацией.

Источник: http://old.sakha.gov.ru/node/76061

Техприсоединение: как бороться с мнимыми «льготниками»? | Бизнес-класс Архангельск

Когда несколько лет назад Правительство РФ узаконило право граждан подключаться к электросетям за 550 рублей (до 15 кВт), такие «преференции» называли беспрецедентными.

Мол, вот теперь монополистов поставят на место.

Сейчас, когда практика подключения по новым правилам уже наработана, любопытно взглянуть на ситуацию глазами энергетиков: кто и как пользуется «льготами» и какие получаются нестыковки…

Не построился, не живет

Технологическое присоединение к электросетям новых объектов осуществляет сетевая организация. В Архангельской области этим в основном занимается филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго».

Читайте также:  Какой предел вычетов по ндфл в 2019 году?

Организация заключает договор на присоединение с любым обратившимся к ней лицом на основании правил технологического присоединения, утвержденных Правительством РФ.

Данными правилами для обычных граждан, желающих подключить к электроэнергии индивидуальный жилой дом, гараж или иное небольшое строение с максимальной мощностью до 15 кВт, предусмотрены льготные условия.

Совет

При этом расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства не должно превышать 300 метров в городах и 500 метров – в сельской местности. За подключение льготники платят всего 550 рублей. В то время как реальная стоимость работ для присоединения их к сетям порой в сотни раз выше.

Часто требуется построить новую линию электропередачи до указанного участка, реконструировать загруженную до предела подстанцию, дающую мощность в этом районе, заменить на ней дорогостоящее оборудование и т.д. Оценив реальные затраты и объемы работ, становится ясно, что 550 рублей – плата чисто символическая. Столько стоит один лишь час работы энергетика, который будет трудиться на данном объекте в составе целой бригады, оснащенной двумя единицами техники (кстати, тоже потребляющей дорогостоящий бензин). 

И все бы ничего, если бы знать энергетикам, что это вложение – долгосрочное. Мол, сейчас они потратятся на строительство инфраструктуры, подключат потребителя, а он потом будет долгие годы исправно платить за электроэнергию. Но не тут-то было.

В последнее время участились случаи, когда северяне заранее заключают договор с сетевой организацией на подключение будущего дома на 15 кВ, энергетики ведут сети к участку, но упираются в пустоту – подключать оказывается нечего и некого. Объект не построен. Или же в доме впоследствии никто не живет, энергию не потребляет и за нее не платит. В чем смысл такого подключения?  

Кто платит за «липовых» потребителей?

По данным ОАО «МРСК Северо-Запада», в 2013 году заявители по всему Северо-Западу запросили у энергетиков 53 МВт вновь подключаемых мощностей. По факту же сегодня используемые ими сети загружены менее чем на треть – заявители потребляют всего около 17 МВт.

Энергетики выполнили льготные техприсоединения на общую сумму 120 млн рублей. Окупаемость этих вложений для  сетевой компании, по предварительным подсчетам, в лучшем случае составляет 400 лет. Как ни странно, от этого страдают и обычные жители Архангельской области.

Ведь деятельность сетевиков по льготному техприсоединению до 15 кВт компенсируется тарифом за услуги по передаче электрической энергии.

Таким образом, затраты на возведение электросетевой инфраструктуры для таких «липовых» заявителей будут оплачены потребителями Архангельской области.

По словам представителей сетевой компании, сети, построенные в чистом поле, – не единственная проблема.

Много усилий тратится на урегулирование отношений с такими заявителями, которые, получив мощность на свой объект, умышленно отказываются подписывать акты об осуществлении технологического присоединения, чтобы затянуть начало оплаты потребленной электроэнергии.

Недобросовестные потребители заводят споры о границе балансовой принадлежности, утверждая, что к дому фактически не осуществлена подача напряжения и мощности. Хотя и в договоре, и в правилах техприсоединения черным по белому прописано, что сетевая организация строит сети до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства.

Обратите внимание

Обеспечить техусловия для присоединения объекта на своем участке обязуется сам потребитель. С этим он соглашается, подписывая договор. Если все готово, он уведомляет сетевую организацию, и та проводит финальную стадию подключения.

Но некоторым заявителям, очевидно, больше нравится судиться с энергетиками, чем выполнять свои обязательства по договору.

Судебный процесс тянется долго, и сетевая организация все это время не может подписать акт технологического присоединения и, соответственно, не может отчитаться перед Агентством по тарифам и ценам Архангельской области с целью дальнейшей компенсации своих затрат из выпадающих доходов.

Разделить и сэкономить

Другая, еще более острая проблема: льготным присоединением начали умело пользоваться и те, кому оно априори не положено, – предприниматели. Они пошли на хитрость. Разбивают большие земельные участки на множество мелких и заявляются как «льготники»  на каждый из них.

С 26 августа 2013 года на рассмотрении филиала «Архэнерго» находится 115 заявок от физического лица на электроснабжение 115 сельскохозяйственных построек по 15 кВт каждая, расположенных в МО «Заостровское» Приморского района Архангельской области. Общая запрашивая мощность всех участков – 1,8 МВт (для сравнения: такому промышленному гиганту, как ПО «Севмаш», требуется 3 МВт).

Очевидно, что эти земли будут использоваться для индивидуального жилищного строительства с последующей более выгодной продажей.

Таким образом, заявитель нарушает положения Земельного кодекса РФ, используя земельные участки не по прямому назначению (сельскохозяйственные работы), а возводя на них объекты недвижимости, торговли, общепита, оказания услуг, базы отдыха, подключение которых в законном порядке вышло бы в разы дороже.

По факту сетевой организации придется осуществить электроснабжение этих 115 участков по льготной цене, построив почти 2 км линий электропередачи, пять комплектных трансформаторных подстанций на общую сумму 7,3 млн рублей. Для присоединения такой большой мощности также потребуют реконструкции подстанции «Заостровье» и ПС №7, которые в настоящее время загружены до предела. В то время как плата заявителя по 115 договорам составит всего 63 тысячи рублей…

Разница в расходах сетевой организации подлежит компенсации из тарифа на электроэнергию. А заявитель извлечет прибыль при выгодной продаже недвижимости. Сетевая организация в подобных случаях используется как инструмент в бизнесе конкретного лица. 

Ситуация недопустима, считают в ОАО «МРСК Северо-Запада». Это   ведет к   отвлечению средств предприятия от других важных направлений деятельности: ремонтной и инвестиционной программ, восстановления и реконструкции ветшающих сетей, что неизбежно сказывается на надежности электроснабжения потребителей.

«Смещаются приоритеты распределения средств инвестпрограммы, и нам приходится отводить на второй план действительно насущные вопросы реконструкции существующих сетей», – говорят энергетики.

Что же делать в сложившейся ситуации?

Прежде всего энергетики намерены обратиться в Правительство РФ, а также в Федеральную антимонопольную службу и Федеральную службу по тарифам, чтобы внести изменения в правила техприсоединения.

Если точка подключения заявителю необходима для предпринимательской деятельности, то такое присоединение не должно носить льготный характер – на него не будут распространяться привилегии: символическая плата 550 рублей и необходимость для сетевой организации выполнить все работы в течение  шести месяцев.

Важно

  Пора, наконец, отделить мух от котлет. Физических лиц, подающих заявки на присоединение трех и более земельных участков, объектов торговли, общепита, оказания услуг и т.п., нужно отнести к категории предпринимателей. И тогда срок техприсоединения для них может быть определен как один год.

А в случаях, подобных эпопее с 115 участками в Заостровье (мощность 1,80 МВт), срок может составлять два года или в соответствии с инвестиционной программой сетевой организации.

Очевидным и разумным требованием кажется предложение обязывать заявителя, осуществляющего электроснабжение более двух соседних земельных участков, объединять их и подавать одну заявку на техприсоединение, в которой указывать суммарную мощность. Кроме того, если человек желает подключить несколько объектов на одном земельном участке, также уместно подавать одну заявку.

В сетевой компании надеются, что эти меры помогут снизить затраты на возведение электросетевой инфраструктуры, избавить добросовестных потребителей региона от излишней тарифной нагрузки и сделать правила техприсоединения более справедливыми для всех участников рынка.

Источник: https://bclass.ru/vlast/energetika/tekhprisoedinenie_kak_borotsya_s_mnimymi_lgotnikami_/

Льготники съели сети

Вопросы надежности и безаварийной работы электросетей отошли на второй план, уступив дорогу льготному техприсоединению

В Челябинске 28 марта прошла Вторая межрегиональная конференция «Реализация дорожной карты “Повышение доступности энергетической инфраструктуры”»*.

Энергетики, власти и бизнес-сообщество подвели итоги деятельности в этом направлении и обсудили проблемы законодательной базы, регулирующей сферу технологического присоединения к электрическим сетям.

Главным стал вопрос ответственности заявителей при техприсоединении.

Форум зафиксировал два момента: электросети наконец-то развернулись к потребителям, но с льготами на техприсоединение, введенными полтора года назад, законодатели явно перестарались.

Знайте меру

Приоритетная для энергетиков сфера технологического присоединения потребителей второй год приносит сетевым компаниям существенное выпадение доходов.

Например, в ОАО «МРСК Урала» в прошлом году они составили 2 млрд рублей, прогноз на нынешний — 4 млрд рублей, отметил генеральный директор МРСК Урала Валерий Родин.

Если все выпадающие доходы перекладывать на сетевой тариф, он вырастет, например, в Свердловской области на 30%.

Совет

Доходы выпадают из-за того, что при наличии дефицита мощностей недавно построенные сетевые объекты используются в лучшем случае на треть.

Реализация инвестиционных проектов модернизации инфраструктуры не подкреплена синхронным спросом на создаваемый ресурс.

Странная болезнь косит еще вчера бывший на подъеме электросетевой комплекс, и симптомы ее усиливаются по мере того, как шаг за шагом в рамках дорожной карты нарастают потребительские льготы по техприсоединению.

Энергетики вознамерились повысить ответственность заявителей за невыполнение теми в рамках договоров обязательств по техприсоединению к сетевой инфраструктуре и неполное использование заявленных мощностей. Более 80% случаев нарушения договоров сегодня происходит по вине потребителей, утверждают в компаниях.

— Мы строим сетевые объекты исключительно там, где нас просят, и в том объеме, который указан в договоре. При этом заявитель зачастую устанавливает не соответствующие реальным потребностям цифры и сроки, требования мощности.

Он понимает, что ему ничего не грозит.

Мы хотим, чтобы системный перекос, когда у сетевой компании есть только обязанности, а у заявителя — только права, выровнялся, — пояснил заместитель генерального директора МРСК Урала Сергей Семериков.

Как это все случилось

Напомним, о каких льготах речь.

Первая — популярнейшие 550 рублей за 15 кВт: если физическое лицо подает заявку на технологическое присоединение до 15 кВт по уровню напряжения 0,4 кВ и подключение производится по одному источнику питания, то при расстоянии до сетей 0,4 кВ не более 300 метров в городской черте или не более 500 метров в сельской местности должен применяться тариф 550 рублей. Даже если сетевой компании придется строить новые сети для недопущения снижения качества напряжения у остальных потребителей.

В 80% случаев этой льготой официально пользуются физические лица. И часто — деньги же смешные — подают заявки «на всякий случай», на присоединение тех объектов и участков, которые и не собираются осваивать в ближайшем будущем.

Льготами регулярно злоупотребляет бизнес: большой участок делит на маленькие, все оформляет на одного человека, который подает одну заявку, получая точку присоединения рядом с остальными участками, подключая их затем по 550 рублей.

По оценке Россетей, в среднем по холдингу реальные затраты на одно присоединение «за 550 рублей» составляют 40,5 тыс. рублей. В Челябэнерго их оценивают в 200 — 700 тыс. рублей на льготника, а по Подмосковью у ОАО «МОЭСК» до миллиона набегает.

Обратите внимание

Затраты ложились дополнительным бременем на тариф за передачу электроэнергии по сетям для всех потребителей региона. Из-за этого с прошлого года льготу формально ограничили (ею можно воспользоваться раз в три года), но и рост тарифов заморозили.

Вторая льгота обещает снижение платы за техприсоединение малых потребителей (до 150 кВт). До января 2011 года в тарифе на техприсоединение учитывались расходы сетей на развитие инфраструктуры, в том числе на связи между объектами распредхозяйства и магистральными сетями.

Затем эта доля инвестсоставляющей была перенесена в тариф по передаче электроэнергии, а в тарифе на техприсоединение остались только расходы на строительство «последней мили» (участка, который соединяет существующий сетевой объект и потребителя).

С июля 2015 года оплату строительства объектов «последней мили» намерены ограничить половиной стоимости, а с июля 2017 года и вовсе обнулить. По дорожной карте предполагается, что все затраты будет брать на себя сетевая организация.

Читайте также:  Получили дивиденды и авансы: что включать в доходы при усн?

Третья льгота — выбор меню. Предприниматель может подключаться по тарифным ставкам, физическим показателям или вообще по индивидуальной схеме с утверждением ее в РЭК.

Кто кому должен

Есть ряд льгот при подключении к сетям у генерации — ГЭС и АЭС. Сумма оценивается в 80 млрд долларов. Прочая генерация льгот не имеет, но хотела бы.

Один из наиболее актуальных вопросов для Челябинской области, обсуждавшихся на форуме, — подключение средней и малой генерации, как правило, входящей в структуру крупных предприятий, желающих иметь собственную более дешевую электроэнергию и продавать излишки.

У этого бизнеса возникают проблемы по техническому присоединению к сети для выдачи мощности, и законодательством они не регулируются, говорит директор ОАО «Челябэнерго» Игорь Бутаков. Вопрос — кто должен заниматься финансированием, делать схему выдачи мощности.

Справедливо ли, что не сетевая компания, сомневается генерация. У сетей нет иных денег, кроме получаемых за счет тарифа, а новая генерация —— это бизнес, и неправильно, что ее присоединение к сети должны через тариф оплачивать все жители региона, парируют энергетики.

К тому же, создавая свою генерацию, промышленники лишают сети части доходов.

Есть в регионах и обратная проблема — нераспределенных мощностей. У ряда предприятий, которые по тем или иным причинам снизили объемы производства и потребления электроэнергии, остались энергомощности и сети. Это частная собственность.

А рядом растут новые производства, которым требуется электроэнергия, подключение к сети, и они пишут заявки в сетевую организацию.

Директор департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития России Дмитрий Горевой предложил дать сетевой компании инструмент для оптимизации таких ситуаций, позволяющий находить точки неэффективного использования мощностей потребителями и стимулировать их к перераспределению.

Важно

Еще одна щекотливая тема — налоговая. Бизнес-сообществу за время реализации дорожной карты удалось добиться того, что налог на прибыль по создаваемым для него инфраструктурным объектам теперь платят сети. За деньги потребителей сетевой комплекс строит объект, и он сетям «дарится».

В итоге сети платят налог, даже если полезного отпуска электроэнергии не происходит. Итог дискуссий профессионального сообщества на форуме таков: налог должен платить конечный бенефициар. Наверно, нельзя возвращаться к тому периоду, когда налог на прибыль транслировался потребителю.

Это вызывало бешеную реакцию, в свое время Бакальское рудоуправление отказалось присоединяться, потому что к 63 млн рублей стоимости инфраструктуры добавились бы еще 16 млн рублей налога. Шли жалобы в правительство: почему я сам строю себе подстанцию и еще должен платить налог на прибыль.

На форуме предложили поставить вопрос перед законодателями: поскольку это навязанное иногда имущество, то выплачивающим  налог энергетикам полагается компенсация либо через тарифные решения, либо через Налоговый кодекс РФ.

Квазиспрос

Спрос на услуги электросетей со стороны основных потребителей — строителей, промышленников, малого и среднего бизнеса — стабилен. Но в открытые льготные шлюзы хлынул квазиспрос.

Пример из Екатеринбурга: рекордные 48 заявок на техприсоединение к сетям приняли 24 марта в ОАО «ЕЭСК», среднее ежедневное количество заявок уже выросло в этом году до 30, в то время как в прошлом было 22. Основная доля заявлений — от владельцев земельных участков под строительство дома или дачи вблизи Екатеринбурга.

По словам начальника департамента технологического присоединения ОАО «ЕЭСК» Константина Кононова, тенденция к двукратному увеличению объема работ по техприсоединению в Екатеринбурге сохраняется второй год.

Не были бы страшны эти льготы, если бы ими не злоупотребляли, говорят энергетики. Дутый спрос привел к тому, что в техприсоединение сети по всей стране стали вкачивать огромные деньги, но при этом увеличение полезного отпуска электро­энергии не происходит, так как построенные мощности не загружаются. А есть и такие, которые не будут загружены никогда.

При этом суммы изымаются из инвестпрограмм, задача которых — создание новой инфраструктуры и реконструкция действующей (сети изношены на 70%). В Челябинской области 80% денег инвестпрограмм расходуется на техприсоединение, в Свердловской — 90%.

Целевые потребители сетевых компаний (самые многочисленные из них — строители), пытаются настаивать, чтобы энергетическая инфраструктура новых микрорайонов обустраивалась, как и раньше, за счет инвестпрограмм. Но средств нет — съели льготники.

Так, инвестпрограмма МРСК Урала на 2014 — 2018 годы и без того из-за заморозки тарифов сокращена на 40%, при этом почти вся она состоит из объектов техприсоединения.

Совет

Участники конференции признали: вопросы надежности, безаварийной работы сети как конечная цель программного инвестирования отошли на второй план.

У электросетевых компаний растут эксплуатационные затраты — они обязаны обслуживать сети, которые понастроили, даже если новый потребитель не появляется.

Организационный ресурс также перенаправлен на решение проблем льготного присоединения. Электроэнергетика всегда зависела от политики.

Полный ноль

Проблема квазиспроса создана законодательством. Пути решения есть.

— Нужна привязка к киловаттам. Нельзя подключать 15 кВт за 550 рублей, когда реально техприсоединение стоит выше 100 тысяч. Для присоединения садового домика достаточно 3 кВт, — считает вице-президент «Опоры России» Александр Калинин.

— Стоимость подключения не должна равняться цене бизнес-ланча. Например, ФСТ разработала техприсоединение к газу — стоимость льготного присоединения более 20 тыс. рублей, потребитель десять раз подумает, прежде чем подавать заявку.

Присоединение малых потребителей (до 150 кВт) за половину стоимости еще разумно, а «полный ноль» искажает мотивацию любого хозяйствующего субъекта. Аналогия: если хлеб будут раздавать бесплатно, им начнут играть в футбол. Фактически сетевой комплекс РФ будет банкротиться.

Форум пытался донести до всех уровней принятия решений, что не выверенная экономически льгота влечет за собой существенные последствия, возвращается к потребителям худшей стороной — дырявыми сетями. Предложение первое — увеличить плату за техприсоединение до ра­зумных размеров. Второе: если сетевому комплексу не хватает тарифа на инвестпрограмму, его нужно увеличить.

Дмитрий Горевой заверил коллег, что ведомству важны сигналы специалистов и бизнес-сообществ.

По итогам аналогичного прошлогоднего форума в Екатеринбурге Минэкономразвития подготовило изменения по внесению в Градостроительный и Земельный кодексы.

А координатор в УрФО некоммерческого партнерства «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса» Ольга Старцева предложила проведение масштабных контрольных закупок как инструмент мониторинга дорожных карт.

* Конференция собралась по инициативе ОАО «МРСК Урала» (входит в ГК «Россети») и общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России» при поддержке федерального Агентства стратегических инициатив, правительства Челябинской области, регионального отделения общероссийского общественного объединения «Деловая Россия».

Источник: http://expert.ru/ural/2014/15/lgotniki-s_eli-seti/

Размер платы за технологическое присоединение к электросетям увеличился

В новых методических указаниях изменен расчет утверждаемых органами исполнительной власти субъектов РФ размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электроэнергии, ставок за единицу максимальной мощности и размера платы за технологическое присоединение (в частности, изменены параметры энергопринимающих устройств, в отношении которых осуществляется такой расчет). Также изменен перечень мероприятий, стоимость которых учитывается при установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Также, в частности, утвержден новый перечень мероприятий, осуществляемых при технологическом присоединении единицы мощности, стоимость которых учитывается в расчете платы за технологическое присоединение, и состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электросетям в зависимости от способа технологического присоединения. 

Методические указания определяют основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих к сетевым организациям и иным лицам (далее — устройства), к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам (далее — служба), органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, сетевыми организациями, а также лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций. Плата за технологическое присоединение рассчитывается в случаях присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также в случаях, при которых в отношении ранее присоединенных устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких устройств. Размер платы при изменении категории надежности рассчитывается за объем максимальной мощности энергопринимающих устройств заявителя, у которых изменяется категория надежности. Плата за технологическое присоединение в случаях изменения схемы внешнего электроснабжения, не влекущих пересмотр величины максимальной мощности в результате изменения точек присоединения, видов производственной деятельности, рассчитывается за объем максимальной мощности, указанный в заявке на технологическое присоединение. Федеральной службой по тарифам устанавливается размер платы за технологическое присоединение к единой национальной (общероссийской) электрической сети, индивидуально для конкретного заявителя при обращении в ФСТ России при необходимости выполнения мероприятий, указанных в приложении № 1 к методическим указаниям, или в виде формулы, определяемой в соответствии с п. 32 методических указаний, в случае осуществления мероприятий, включаемых в стандартизированную тарифную ставку C1, указанную в п. 30 методических указаний. Органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям утверждаются: 1. На период регулирования: – стандартизированные тарифные ставки согласно главе IV методических указаний; – ставки за единицу максимальной мощности (руб./кВт) на период регулирования согласно приложению № 2 к методическим указаниям, рассчитанные в соответствии с п. 8 и п. 9 методических указаний; – формула платы за технологическое присоединение; 2. Плата за технологическое присоединение к территориальным распределительным электрическим сетям энергопринимающих устройств отдельных потребителей и объектов по производству электрической энергии максимальной мощностью не менее 8 900 кВт и на уровне напряжения не ниже 35 кВ, а также при присоединении по индивидуальному проекту.

Сетевая организация определяет на период регулирования плановые экономически обоснованные расходы на выполнение мероприятий по технологическому присоединению к ее сетям устройств юридических и физических лиц путем расчета необходимой валовой выручки (далее — НВВ) согласно основам ценообразования в соответствии с приложением № 3 к методическим указаниям.

Обратите внимание

В состав НВВ включаются расходы на выполнение мероприятий, указанных в подпунктах «а», «г» — «е» п. 16 методических указаний и расходы по мероприятиям, указанным в подпунктах «б» и «в» п.

16 методических указаний, связанным со строительством объектов электросетевого хозяйства — от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (далее — мероприятия «последней мили»).

Расходы на мероприятия «последней мили» определяются в соответствии с главой V методических указаний.
Сетевая организация представляет в регулирующий орган сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение единицы максимальной мощности (руб.

/кВт) на очередной календарный год, рассчитываемых в соответствии с приложением № 2 к методическим указаниям, отдельно по каждому мероприятию. На основании указанных сведений регулирующим органом утверждаются на регулируемый период ставки по каждому мероприятию, определенному в указанном приложении.

Инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы за технологическое присоединение к электросетям .

Источник: https://prominf.ru/article/razmer-platy-za-tehnologicheskoe-prisoedinenie-k-elektrosetyam-uvelichilsya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector