Прогрессивная шкала ндфл пока откладывается

Чиновники обсуждают возврат к прогрессивной шкале НДФЛ

Прогрессивная шкала по подоходному налогу вскоре может стать реальностью. Вслед за многочисленными законопроектами о гибкой ставке подоходного налога, возможность возврата к дифференцированному налогообложению граждан не исключают в Правительстве РФ.

Правительство России обсуждает возможность введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Чиновники считают, что граждане, имеющие высокие доходы, могут платить в бюджет не 13%, а больше. Тогда как, малоимущие граждане должны иметь возможность сэкономить на налогах. Эксперты считают, что наиболее уязвимым звеном в этом случае окажется средний класс.

Что предлагают чиновники

Два источника, близких к финансово-экономическому блоку правительства рассказали  журналистам издания “Известия”, что максимальная ставка НДФЛ рассматривается чиновниками на уровне 20%. Правительство не собирается вводить прогрессивную шкалу в следующем плановом периоде и, скорее всего, отложит это до 2020 года. Кроме того, может измениться ставка НДС.

Эксперты считают подобные меры непопулярными и уверены, что в первую очередь это может сильно задеть средний класс. Обсуждение налоговой нагрузки пока проходит в рамках начавшегося бюджетного процесса в консультационном порядке.

Чиновники считают, что подход к введению прогрессивного подоходного налога должен учитывать множество переменных факторов и может быть только комплексным.

Для того, чтобы не создавать дисбаланса в системе сборов с доходов, ставку НДФЛ необходимо увязать с обязательными социальными взносами. Как рассказал журналистам источник, близкий к Минфину:

В целом рассматривать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики государства неверно. В настоящее время цели и принципы такой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу формируются. К налогам надо переходить, определившись с этими приоритетами.

Внимание!

Сама идея возврата к прогрессивному налогообложению доходов граждан давно витает в воздухе и имеет как своих сторонников, так и противников. В частности, министр финансов Антон Силуанов давно не исключал возможности к ее возврату. Глава Минфина считал, что это будет оправдано после 2018 года, когда закончится мораторий на изменение налоговой системы в России.

В свою очередь, бывший глава Минфина, а ныне советник Президента России Алексей Кудрин считает введение дифференцированного подоходного налога нецелесообразным, поскольку доходы свыше 1 млн рублей в стране имеют только 2–3% населения. С этих граждан будет сложно собрать повышенный налог, а вот для среднего класса его рост может оказаться фатальным.

Депутаты предлагали и более радикальные меры. В частности, на рассмотрение Госдумы был внесен  законопроект, в котором максимальная ставка НДФЛ должна была составлять 50%.

Такой налог коммунисты предложили платить гражданам, зарабатывающим тот самый 1 млн рублей в месяц.

Госдума эту инициативу не поддержала, но в нижней палате парламента и сейчас находится несколько законопроектов о прогрессивной шкале НДФЛ.

Для чего нужно пересматривать принцип налогообложения доходов граждан

Необходимость пересмотра принципов налогообложения назрела из-за существующего в настоящий момент дефицита бюджета. Снижение мировых цен на нефть и значительная расходная часть бюджетов всех уровней требуют от Минфина поиска новых источников доходов.

Хотя НДФЛ является источником доходов в основном для региональных бюджетов, увеличение поступлений поможет всей бюджетной системе страны в целом. Ведь рост доходов субъектов РФ позволит чиновникам сократить трансферты из федеральных источников регионам.

В 2017 году на эти цели запланировано 488 млрд рублей. Такие вливания необходимы практически всем региональным бюджетам, их получает 71 субъект РФ из 85 существующих.

Если у Минфина получится увеличить доходы регионов за счет роста налоговых поступлений, то он сможет значительно сократить объем федеральной поддержки.

Эксперты отмечают, что в большинстве стран мира существует дифференцированный подход к налогообложению доходов. В России при введении прогрессивной шкалы НДФЛ нужно найти оптимальный баланс между ростом бюджетных поступлений и возможным социальным эффектом. Это необходимо, чтобы избежать ухода налогоплательщиков в тень.

Важно!

Обсуждение продолжается, официальных комментариев пока нет. Петербургский правовой портал продолжает следить за развитием событий.

Источник: http://ppt.ru/news/136878

Дмитрий медведев против прогрессивной шкалы ндфл – юридические советы

Дмитрий Медведев и Ольга Голодец

Д. Абрамов / Ведомости

В правительстве обсуждается прогрессивная шкала НДФЛ, заявила в четверг Голодец. «Не обсуждается», – опроверг ее вскоре Медведев, в конце 2016 г. президент Владимир Путин говорил, что вопрос в повестке дня не стоит.

«Планов по введению прогрессивной шкалы в правительстве нет, – сказала Голодец уже вечером. – Экспертные расчеты, связанные с подготовкой следующей восьмилетней программы ведутся» (по «Интерфаксу»).

Цель – увеличить доходы наименее защищенных слоев населения, отметила она.

Прогрессивная шкала не обсуждается, утверждают представители Минфина и Минэкономразвития, а также четыре федеральных чиновника. Расчеты не проводятся, уверяет один из них. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова отказался от комментариев.

Сейчас против прогрессивной шкалы Минфин и Шувалов, знают два чиновника. Министр финансов Антон Силуанов указывал на риски сокращения доходов из-за ухода зарплат в тень, а председатель Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, готовящий пакет реформ, и вовсе называл переход к прогрессивной шкале «шоу».

Прогрессивная шкала НДФЛ создаст риски ухода зарплат в тень и искажения ситуации на рынке труда, предупреждал Минфин в материалах к бюджетным совещаниям, альтернативное предложение – поднять единую ставку НДФЛ до 15–16% и ввести необлагаемый минимум.

Если и менять систему, то нужно идти по этому пути, рассуждает федеральный чиновник, но вычет должны получить только люди с низкими доходами: можно возвращать им уплаченный налог по итогам года или не удерживать налог, если доходы не превысят установленный порог.

Но и этого лучше не делать, категоричен он: из-за высоких страховых взносов у государства большие проблемы с теневой экономикой и не надо их усугублять.

Для компенсации выпадающих доходов из-за вычетов пришлось бы повысить НДФЛ с 13% до 17,5–18%, подсчитала директор Института социального анализа и прогнозирования Татьяна Малева.

Это нанесет серьезный удар по среднему классу, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Вводить прогрессивную шкалу надо, только если уровень благосостояния начнет расти, говорит ведущий научный сотрудник РАНХиГС Павел Трунин.

Совет!

А введение вычетов приведет к еще большему неравенству в доходах регионов, предупреждает он: бедные станут еще беднее. НДФЛ – ключевой налог для региональных бюджетов, за 11 лет его доля в их собственных доходах выросла с 29 почти до 38% в 2016 г.

Эксперименты с НФДЛ чреваты возвращением серых схем выплаты зарплат, предупреждает чиновник финансово-экономического блока.

Например, компании могут зарегистрировать своих работников как индивидуальных предпринимателей и платить 6%-ный налог, говорит управляющий партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Администрирование прогрессивного налога не проблема, не согласен федеральный чиновник, обналичить деньги сейчас не так просто, ФНС обменивается данными с банками, получает сведения о сотрудниках компаний, а с началом администрирования страховых взносов инструментов для контроля будет еще больше.

Нельзя обсуждать повышение НДФЛ в отрыве от роста общей финансовой нагрузки на население – налогов на имущество, платежей за ЖКХ, категоричен другой чиновник.

Прежде чем менять НДФЛ, стоит понять, ради чего и какова цель, единодушны несколько чиновников: социальная справедливость или пополнение бюджета.

Сомнительно, что прогрессивная шкала поможет решить социальные задачи, рассуждает один из них, а если цели политические, то это вопрос не к экономическому блоку правительства.

В подготовке статьи принимали участие Александра Прокопенко, Маргарита Папченкова, Филипп Стеркин

Источник:

Медведев объявил свое решение по прогрессивной шкале НДФЛ

Дмитрий Медведев ответил на вопрос о повышение НДФЛ и введении прогрессивной шкалы налогообложения.

На встрече с депутами Медведев заявил, что Правительство не пойдет на увеличение ставки НДФЛ с 13 до 15% и введение прогрессивной шкалы.

Между тем изменения по НДФЛ в 2018 году все же произошли: Минфин изменил правила предоставления вычетов по НДФЛ. Новые правила расчета добавлены в программу «Упрощенка 24/7». Так как измененя срочные, мы открыли ВИП- доступ к программе для бухгалтеров на один год бесплатно.

Изменения

Напомним, ранее стало известно, что Правительство обсуждает повышение НДФЛ с 13 до 15%. А накануне в Госдуму был внесен проект закона о прогрессивной шкале НДФЛ, его уже одобрил профильный комитет.

Ранее стало известно, что министром финансов на 4 срок Путина останется Силуанов. Он сторонник не повышения НДФЛ, а увеличения ставки НДС до 22% с одновременным снижением ставки взносов для работодателей до 22%. Сейчас ставка НДС 18%, взносов 30%.

Как отмечал Силуанов, Правительство подготовит и внесен в Госдуму закон о налоговом маневре. Об этом заявил  министр финансов Антон Силуанов в ходе Гайдаровского форума. Один из вариантов — повышение НДС с 18 до 22% с одновременным снижением ставки взносов с 30 до 22%.

НДС платят и физические, и юридические лица. Причем компании платят НДС с разницы между покупной стоимостью и продажной. Купил за 100, продал за 120. В итоге НДС с учетом всех вычетов заплатил с 20 рублей. Граждане возместить НДС с покупок в России не могут. 

Внимание!

НДС входит в цену покупки товаров, услуг, работ. Общая ставка НДС — 18%, на социально значимые товары ставка снижена до 10% (мясо, молоко, соль, сахар, мука и др.).

Смотрите видео «НДС при упрощенке» в Школе главбуха малого предприятия. Получите полный доступ ко всем материалам Курса «Ведение учёта малого предприятия» на льготных условиях.

Программа Упрощенка 24/7  рассчитает все виды начислений работникам, а также налоги взносы. Ведет налоговый, бухгалтерский и кадровый учет, готовит первичные документы и отчетность в один клик. Получите годовой бесплатный доступ с автоматическими обновлениями. Для пользователей доступна консультация по всем бухгалтерским вопросам 24 часа в сутки 7 дней в неделю.

Перейти в программу

Источник:

Правительство РФ не приняло окончательное решение по вопросу изменения ставки НДФЛ

Об этом заявил Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе оглашения перед Госдумой отчета Правительства РФ о результатах работы в 2012-2017 годах.

Источник: http://ubppro.ru/drugoe/__trashed-3398.html

Прогрессивная шкала НДФЛ

Правительство вернулось к обсуждению прогрессивной шкалы НДФЛ

Правительство вернулось к обсуждению введения прогрессивной шкалы НДФЛ (налог на доходы физических лиц), при которой граждане с высокими доходами платили бы в бюджет больше 13%. В качестве одного из вариантов предлагается шкала в 20%.

Вместе с этим обсуждается и повышение НДС (налог на добавленную стоимость). Об этом «Известиям» рассказали два источника, близких к финансово-экономическому блоку правительства.

Вместе с тем в готовящийся бюджет 2017–2019 годов такая мера, вероятно, не войдет, а будет отложена до 2020 года из-за сложности ее реализации и социальных рисков, говорят собеседники «Известий».

Эксперты полагают, что подобная мера может сильно задеть средний класс, который не успел окончательно сформироваться, из-за одновременного повышения налоговой нагрузки и цен из-за увеличения НДС.

Источники «Известий» подчеркивают, что обсуждение этого вопроса в рамках начавшегося бюджетного процесса официально не идет.

Наиболее реалистичная дата запуска обновленного налога, который поступает в бюджеты регионов, в пилотном режиме — 2020 год, при острой бюджетной ситуации не исключен 2019 год.

Подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным и учитывать десятки переменных, уверены чиновники. Ставка НДФЛ как налога на труд должна быть увязана с социальными взносами и НДС, чтобы не создавать дисбаланса в системе.

— В целом рассматривать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики государства неверно. В настоящее время цели и принципы такой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу формируются. К налогам надо переходить, определившись с этими приоритетами, — поясняет источник «Известий», близкий к Минфину.

Сейчас бюджет на трехлетку входит в активную стадию проработки, и «предложений по балансировке огромное множество, в том числе по НДС и НДФЛ», сообщает другой источник «Известий».

Идея перехода к прогрессивной шкале налогообложения не нова и имеет своих сторонников и противников. Министр финансов Антон Силуанов не исключал возможности ее введения после 2018 года (до этого срока власти обещали не менять налоговую систему).

В свою очередь, экс-глава Минфина Алексей Кудрин называл такую меру нецелесообразной, поскольку лишь 2–3% населения имеют доходы выше 1 млн рублей в год и собирать повышенные налоги с них будет сложно. Наиболее ретивые политики и вовсе предлагали обложить налогом в 50% граждан, зарабатывающих свыше 1 млн рублей в месяц.

Важно!

В нынешних обсуждениях со ставкой и величиной дохода пока не определились. Один из собеседников «Известий» говорит о том, что один из вариантов — 20%.

Необходимость пересмотра налоговой системы назрела из-за снижения нефтяных цен и невозможности существенно снизить расходную часть бюджета. Исходя из планов Минфина по снижению дефицита бюджета на 1 п.п.

в год начиная с 2017-го, разрыв между доходами и расходами в следующем году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018-м — 1,9 трлн рублей, в 2019-м — 1 трлн рублей. Итого — 5,6 трлн рублей за трехлетку. Повышение подоходного налога проблему бюджетной балансировки решит опосредованно.

Дело в том, что НДФЛ поступает в региональные бюджеты, а не в федеральный.

— За счет того, что доходы субъектов вырастут, можно будет сократить трансферт регионам, — говорит член Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Правительство планирует направить регионам в виде трансфертов 488 млрд рублей в 2017 году (согласно действующему закону о бюджете). При этом трансферты получают практически все субъекты (71 из 85).

Директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина в июле сообщала, что Минфин может снизить межбюджетные трансферты регионам на 15,5%.

Читайте также:  Порядок расчета рентабельности предприятия (формула)

Такую меру ведомству удалось бы реализовать безболезненно для регионов, если увеличить их доходы за счет роста налоговых поступлений. В России, свидетельствуют данные Счетной палаты, 14 из 85 регионов (или каждый шестой) имеют госдолг более 100% доходов.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) прогнозирует, что дефицит бюджетов регионов России в текущем году вырастет с 106 млрд до 148 млрд рублей. Их совокупный долг при этом может вырасти до 2,4 трлн рублей.

Однако при введении прогрессивной шкалы подоходного налога необходимо найти баланс между ростом поступлений и социальным эффектом, а также не допустить ухода налогоплательщиков в тень.

— В принципе, у нас давно назрела необходимость введения прогрессивной шкалы с социальной точки зрения, чтобы богатые платили больше. Это норма. Во всем мире так, — отмечает Александра Суслина и добавляет, что важно, каким образом будет реализовано это решение. — Если мы хотим очередной маневр — что-то повысить, а что-то понизить, — то здесь вообще может не получиться выигрыша.

Как полагает эксперт, чтобы повышение НДФЛ было эффективным с точки зрения бюджета, его нужно распространить на «еще толком не сформировавшийся средний класс», что будет болезненно для общества. В целом Минфину, уверена она, необходимо тщательнее искать баланс.

— Мы не можем одной рукой повышать налоги на труд, то есть снижать располагаемый доход, а другой рукой повышать НДС, то есть располагаемый доход снизится еще сильнее, потому что цены вырастут, — предостерегает она.

http://izvestia.ru/

Источник: http://lawedication.com/blog/2016/08/11/progressivnaya-shkala-ndfl-2/

Чего можно ожидать от прогрессивной шкалы НДФЛ?

21.07.2011
Российский налоговый портал

В практике мирового налогообложения преобладает прогрессивная шкала подоходного налога. Например, в США максимальная ставка подоходного налога на граждан равна 35% (в связи с кризисом увеличена до 39%), в Великобритании – 40% (в связи с кризисом увеличена до 50%), во Франции – 40%, в Дании – 55,4% (в связи с кризисом увеличена до 65%), в Нидерландах – 52%.

Китай демонстрирует успешную 9-ти ступенчатую прогрессивную шкалу подоходного налога от минимальной ставки 5% до максимальной 45%. При этом в бюджетах этих стран поступления налога на доходы физических лиц занимают доминирующее положение, достигая 40-60% в общей сумме налоговых доходов.

Опыт большинства стран свидетельствует, что прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц позволяет изымать сверхдоходы и возвращать эти средства в оборот путем создания новых рабочих мест и социальных выплат. Считается, что плоская шкала характерна для стран со слабой экономикой и неэффективной налоговой системой.

Совет!

В России введение плоской шкалы налогообложения обосновывалось необходимостью повышения уровня собираемости налогов, искоренения схем сокрытия реальных зарплат, снижения количества лиц, уклоняющихся от налогов. Однако нововведение себя не оправдало: по данным ФНС, за 10 лет сбор этого налога в ВВП не превысил 4%. Это существенно ниже, чем во многих других государствах.

В США, к примеру, эта доля доходит почти до 10%, в Западной Европе колеблется в пределах от 8 до 10% к ВВП. Так что эффект от введения так называемой плоской шкалы оказался не слишком впечатляющим.

Рассмотрим основные положительные результаты, которых в теории можно добиться от установления прогрессивного налога.
Во-первых, такой налог может существенным образом сгладить уродливый и во многом несправедливый профиль отечественной системы налогообложения физических лиц, поскольку сейчас доходы россиян облагаются далеко неравномерно.

Диспропорция здесь проявляется в том, что чем меньше получает в нашей стране гражданин, тем больше он уплачивает налогов. Дело в том, что наряду с НДФЛ на фактический уровень доходов граждан влияют еще и прочие налоги, уплачиваемые в бюджет за их счет.

Это, прежде всего, социальные страховые взносы, которые с 2011 года установлены в размере 34%. При этом он взимается только с части заработной платы, не превышающей 415 тыс. руб. в год.

Свыше этого максимального размера заработной платы социальные взносы – нулевые.

Таким образом, тот, кто зарабатывает, например, 10 млн рублей в месяц, заплатит налог только с 35 тыс. руб. При ставке 34% это порядка 12 тыс. руб. – то есть 0,1% от заработной платы. Получается, что общая сумма налога для него (НДФЛ+страховые взносы) составит 13.1%.

Обычный же гражданин, зарабатывающий 30 тыс. руб. в месяц, – таковых в нашей стране большинство – заплатит НДФЛ 13% и страховые взносы 34% и в итоге, суммарная ставка налога составит для него 47%. Правда страховые взносы оплачивает работодателино делают они это все же из фонда оплаты труда.

Очевидно, что существующая налоговая система регрессивна.

Граждане с миллионными доходами, в соответствии с регрессивным принципом взимания в нашей стране социальных налогов, фактически освобождаются от уплаты социальных взносов.

Внимание!

Отмена предельного порога позволит обеспечить дополнительные поступления социальных взносов и снизить налоговую нагрузку на бизнес, особенно малый и средний, наиболее сильно пострадавший от резкого повышения ставок страховых взносов с 1 января 2011 года.

Наконец, положительная сторона прогрессивного налога проявляется в его высокой экономической доходности.

Сейчас по данным федеральной налоговой службы поступления от НДФЛ в нашей стране едва дотягивают до 10% суммарных доходов консолидированного бюджета. В развитых же странах НДФЛ образует порядка трети доходов государственных бюджетов.

Например, в США подоходный налог сейчас составляет около 48% всех доходов федерального бюджета и 34% доходов консолидированного бюджета.

В настоящее время, по данным ФНС РФ, фактическая дифференциация по доходам различных групп населения необоснованно высока, а разница в доходах между социальными группами с самыми низкими и самыми высокими доходами составляет, по меньшей мере, 25 раз. Иное положение в западных странах.

Так, по данным Офиса бюджетных оценок США, более 80% поступлений подоходного налога обеспечивают 20% самых богатых граждан США. Следующая по доходам группа (20%) добавляют к этой сумме еще 14%.

Итого 94% всего подоходного налога в США выплачивают 40% населения.

Установление дифференцированной ставки НДФЛ с прогрессивной шкалой налогообложения может способствовать снижению социальной напряженности в стране вследствие естественного сокращения уровня дифференциации доходов населения.

Таким образом, очевидно, что прогрессивная ставка обложения доходов граждан и составляет будущее налоговой системы. Другое дело, какое именно содержание приобретет эта самая ставка. Прогрессивная шкала подоходного налога — это не просто вид налогообложения, это доверие к власти которое способно разумно перераспределять доходы от богатых к более бедным.

И такое общественное согласие действительно достигнуто в ряде стран, в частности, таких социально ориентированных, как Швеция. Там ставки НДФЛ очень высокие, но люди платят. Объясняется это тем, что внушительные ставки подоходного налога в развитых странах имеют обратную сторону высокую степень социальной защиты и значительно более качественный уровень жизни.

У нас же пока до такой ситуации далеко.

Цель прогрессивной шкалы — перераспределение налоговой нагрузки в сторону богатых. Однако провести границы между богатыми и бедными не так-то просто — эти понятия сильно меняются и со временем, и в разных социальных группах. В России люди с доходами от 600 тыс. рублей до 3 млн. руб.

, с точки зрения бедных, более чем обеспеченные граждане. Но это тот самый средний класс, о создании которого у нас столько говорится. В него входят предприниматели, квалифицированные специалисты, менеджеры.

Однако если посмотреть на предлагаемые прогрессивные системы НДФЛ (а их было предложено за прошедший год очень и очень много), то сразу же видно, что в первую очередь прогрессивная шкала затронет высокооплачиваемых работников и специалистов.

Важно!

И чтобы сохранить этих людей, работодатели станут наращивать им выплаты, тем самым, увеличивая свои налоговые отчисления. А это дополнительная нагрузка на бизнес, что в период кризиса скажется на темпах экономического роста, снижении деловой активности.

Кроме того, основная масса денег, получаемая нашими самыми богатыми людьми, вокруг которых идут все диспуты, это не зарплата, с которой берется 13 процентов. Это дивиденды от обладания собственностью, акциями и так далее. Там процент другой, намного ниже – 9 процентов. Это другой налог.

Механизм вывода доходов из-под налогообложения с помощью дивидендов активно используют крупные компании. Поэтому введение прогрессивной шкалы на заработную плату, о которой говорят, не достигнет цели. Это только ударит по людям, которые более-менее прилично зарабатывают.

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ потребует также пересмотра действующих ставок и порядка обложения дивидендо.

И, конечно, острая проблема налогового администрирования. Действительно, налоговое администрирование у нас очень плохое, и возможности принудить человека каким-то образом платить повышенные ставки подоходного налога – очень и очень ограничены. Пока у нас не будет создана ясная и простая система подачи налоговых деклараций, вряд ли удастся существенно поднять сбор НДФЛ.

Таким образом, ожидания от введения прогрессивной шкалы достаточно неопределенны. Негативный эффект может перевесить все позитивные последствия. Любое повышение налогов сразу же сокращает реальные доходы населения, которые в период кризиса и так уменьшаются.

Кроме того, повышение подоходного налога приведет к падению спроса, что негативно отразится на развитии экономики.

Среди доводов в пользу этого решения отмечается и необходимость сохранения доверия инвесторов к деятельности правительства и устойчивости условий для ведения бизнеса.

Совет!

Задачу же пополнения бюджета и удовлетворения социальных потребностей населения можно решить не трогая 13-ти процентную ставку.

Это изменение налогов на дивиденды; отмену предельного порога для начисления социальных взносов; увеличение стандартных налоговых вычетов как способа повышения доходов населения; повышение размера, не облагаемого подоходным налогом заработной платы до прожиточного минимума.

По нашему мнению, введение прогрессивной шкалы НДФЛ – это вопрос среднесрочного будущего. Представляется, что этот вопрос можно будет поставить только после преодоления негативных тенденций, наблюдаемых в российской экономике в связи с глобальным экономическим кризисом

Создание законопроекта прогрессивного налога на доходы физических лиц предполагает решение трех важных проблем: увеличение сборов, справедливого перераспределения средств и уменьшения неравенства, сохранение стабильности рынка.

Введение прогрессивной шкалы налога нужно проводить с учетом таких факторов как характер дохода (трудовой, рентный, доход с капитала) и соответствующих этому ставок от щадящих для среднего класса до сдерживающих в конце диапазона. Кроме того, необходим эффективный действенный механизм перекрестного контроля расходов, что требует значительных средств.

Источник: http://taxpravo.ru/analitika/statya-142046-chego_mojno_ojidat_ot_pro-

Эксперты объяснили опасность введения прогрессивной шкалы НДФЛ для россиян

Опубликовано: 22.11.2016Просмотров: 381

Вице-премьер Ольга Голодец выступила за изменение налога на доходы физических лиц (НДФЛ).

Она сообщила, что в правительстве снова взялись за обсуждение прогрессивной шкалы налогообложения, которая позволит освободить бедных от уплаты НДФЛ и в то же время увеличить фискальную нагрузку на богатых.

Однако конкретные параметры прогрессии власти пока не называют.

При этом конкретных сроков подготовки законопроекта Голодец не назвала, отметив, что прогрессивное налогообложение сейчас обсуждается и оно просчитано. Между тем, недавно министр финансов Антон Силуанов сообщил, что возможность введения прогрессивной шкалы может быть рассмотрена лишь после 2018 года, когда стабилизируется ситуация в экономике.

Напомним, что прогрессивная шкала налогообложения физических лиц использовалась в России с начала рыночных реформ и вплоть до 2001 года.

Затем президент Владимир Путин принял решение ввести плоскую шкалу НДФЛ на уровне 13%, прогрессивная шкала со ставкой от 12 до 30% была упразднена.

Эксперты считают, что это решение во многом поспособствовало резкому росту собираемости налогов и выводу экономики из «тени».

Однако последние годы, отягощенные экономическим кризисом, вопрос возвращения прогрессивной шкалы также прорабатывался — в том числе и законодательной властью. В августе этого года в Госдуму депутатами от ЛДПР был внесен законопроект, который предусматривал освобождение от подоходного налога россиян с зарплатой менее 15 тыс. рублей в месяц или 180 тыс.

рублей в год. При этом для людей с годовым доходом до 2,4 млн рублей (200 тыс рублей в месяц) законопроект предлагал сохранить ставку подоходного налога на уровне 13%. Для состоятельных россиян с доходом от 2,4 млн до 100 млн рублей в год депутаты предлагали установить фиксированный налог в размере 289 тыс. рублей плюс 30% с суммы, превышающей 2,4 млн рублей.

Внимание!

Как отмечают эксперты, реалистичность цифр, предложенных ЛДПР, трудно оценить на данный момент, так как скорое введение прогрессивной шкалы НДФЛ маловероятно.

«Я не исключаю, что к обсуждению этой идеи вернутся в 2019 году, когда кончится срок моратория на изменение нефтегазовой налоговой нагрузки и пройдут президентские выборы», – предполагает член Экономической экспертной группы Александра Суслина.

По ее словам, прогрессивная шкала расчета подоходного налога в теории может помочь выровнять социальное неравенство и повысить доходы государственной казны, однако ее введение чревато понижением реальных распределяемых доходов населения.

«У нас есть потенциал повышения доходов бюджета от введения прогрессии НДФЛ, но в полной мере его удастся реализовать за счет повышения налога для среднего класса.

Это ударит по его уровню жизни, снизит потребление и опустит их за порог бедности, замедлив и без того низкий экономический рост», – утверждает эксперт.

По ее мнению, облагая большими налогами только богатых, значительную прибыль собрать не получится. «Очень состоятельных людей в России не так много, и они имеют доступ к «оптимизационным схемам», то есть могут вывести свои деньги в офшоры. Поэтому очень важно просчитать оптимальный вариант, чтобы не было еще хуже», – рассуждает Суслина.

Еще одной неприятной стороной прогрессивного налогообложения станет увеличение административной нагрузки на физлица, уверен заместитель Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников.

«Людям самим придется декларировать доходы в налоговой, тратить на это время и силы.

Читайте также:  Ведение бухучета в кафе на усн (нюансы)

При этом уйти в тень уже вряд ли удастся – после того, как человек раскрыл доходы однажды, трудно их скрыть», – заметил собеседник «МК».

В свою очередь Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари» считает, что ставку НДФЛ необходимо оставить на прежнем уровне, а борьбу с бедностью стоит осуществлять ростом государственных расходов, то есть ускоренной индексацией зарплат и пенсий. «Такая мера также поддержит внутренний спрос и, соответственно, рост экономики», – считает эксперт.

Заметим, что ранее Минфин, являющийся противником прогрессивной шкалы, выступал с предложением увеличения единой ставки НДФЛ с нынешних 13% до 15–16%. По оценкам ведомства, эта мера может принести в бюджет дополнительные 210 млрд руб.

Источник: http://www.mk.ru

Источник: http://www.rosned.ru/eksperty_obyasnili_opasnost_vvedeniya_progressivnoj_shkaly_ndfl_dlya_rossiyan/

Возвращение к прогрессивной шкале подоходного налога несет риски

Идея Сергея Нарышкина (с молотком) повысить налог на доходы граждан может сильно ударить по среднему классу

https://www.youtube.com/watch?v=alOQiuNLvuI

Александр Шалгин / пресс-служба Госдумы / ТАСС

Избранный депутат Госдумы Сергей Нарышкин, выступая на радио «Комсомольская правда», предложил подумать об отказе от плоской шкалы НДФЛ. Возвращения прогрессивной шкалы НДФЛ не исключал и президент Владимир Путин в 2013 г. Первый вице-премьер Игорь Шувалов уверял, что такие изменения могут произойти после президентских выборов 2018 г.

НДФЛ с единой ставкой 13% введен в России в 2001 г. вместо прогрессивного налога (12–30%) в том числе для повышения сборов (см. врез).

Тема фактического повышения НДФЛ старая, говорит федеральный чиновник, но в последнее время ее обсуждение возобновилось – надо наполнять бюджет. Пока больше вопросов, признает чиновник финансово-экономического блока правительства.

Важно!

Возвращение к прогрессивной шкале – сложное решение для администрирования, предупреждает он.

При прогрессивной шкале людям самим придется декларировать доходы, предупреждал председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (цитаты по «РИА Новости»): пока ни люди, ни ФНС не готовы к этому.

Самый простой вариант – обязать людей самим декларировать доходы, а в случае превышения порога в конце года выплачивать доначисленный доход, говорит федеральный чиновник.

Но нагрузку можно переложить и на работодателей, продолжает он: сейчас компании ежегодно сдают отчетность по зарплатам всех сотрудников в электронной форме.

Система может сама оценивать справки о зарплатах и в случае превышения порога направлять платежку с доначисленным налогом.

Дело не в ставке

Мнение, что плоская шкала позволила увеличить поступления доходов, – заблуждение, указывал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. После снижения ставки в 2001 г.

поступления действительно выросли – к 2006 г. почти в 35 раз, а к 2015 г. – более чем в 100 раз, но в начале 2000-х гг. был период быстрого восстановления после кризиса.

До введения единой ставки в 15 раз ниже была средняя начисленная зарплата, по данным Росстата.

Совет!

Сотрудникам все равно придется контролировать процесс, считает управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин: например, если работодатель отчетность не сдавал, декларировать придется самому.

Проблемы могут возникнуть при сборе налогов с самозанятых людей, предупреждает бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник, кроме того, у многих людей расходы гораздо выше официальных зарплат.

Еще один риск введения прогрессивной шкалы НДФЛ – уход в тень и искажение ситуации на рынке труда, указывал Минфин в материалах к совещанию у Шувалова. Компании могут вернуться к конвертам или, например, оформлять зарплаты на номинальных сотрудников, согласен Щекин.

Прогрессивная ставка не принесет и серьезных доходов в бюджет, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Для существенного роста доходов регионов повышать НДФЛ надо на средний класс, продолжает она, но это основа роста экономики.

А со временем средний класс может скатиться к бедным слоям, согласен федеральный чиновник: база доходов даже среднего класса не такая большая. Прогрессивная шкала НДФЛ приведет и к тому, что богатые регионы станут еще богаче, говорит Суслина. По данным Минфина, в 2015 г.

на НДФЛ приходится почти 37% доходов регионов.

При увеличении ставки на 1 п. п. дополнительные доходы вырастут на 0,2–0,3% ВВП, сказал федеральный чиновник, расчетов по прогрессивной шкале никаких нет.

НДФЛ – один из самых вредных налогов для экономического роста, предупреждала ОЭСР в докладах по налоговой политике. Прогрессивная шкала – скорее социальное, а не экономическое решение, согласна Суслина.

Альтернативное предложение – поднять единую ставку НДФЛ до 15–16% и ввести необлагаемый минимум, следует из предложений Минфина. По его оценкам, повышение ставки на 1 п. п. дает дополнительные 210 млрд руб.

Внимание!

До 2019 г. изменение НДФЛ маловероятно, уверен чиновник финансово-экономического блока: надо учесть не только бюджет, но и социально-политическую ситуацию.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/21/657874-progressivnoi-shkale-podohodnogo-naloga

Прогресс с НДФЛ возможен после 2018-го

  ФОТО: Владимир Афанасьев

Думская оппозиция не раз предлагала ввести прогрессивный налог. Партия власти относилась к этой идее настороженно, так же как и Правительство. А в четверг министр финансов заявил, что с 2018 года можно привязать налоги к размеру дохода.

Олигархи не обращались в Минфин

С 1992 по 2000 год в России уже существовала прогрессивная налоговая шкала – люди платили от 13 до 35 процентов.

В 2001 году была введена плоская шкала подоходного налога, который составляет 13 процентов, независимо от уровня доходов налогоплательщика.

Получается, что одинаковые налоги платят и олигархи, и люди, живущие за чертой бедности. Во многих странах уже действует прогрессивный налог.

По словам главы Минфина Антона Силуанова, в кабмине допускают введение такой возможности после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация. Сейчас нельзя вводить эту систему, уверен министр.

В нынешних особо сложных условиях, когда действительно снижаются реальные доходы населения, и у многих предприятий сложное финансовое положение, говорить об изменении порядка налогообложения НДФЛ — означает стимулировать к уходу в тень заработной платы.

Вместе с тем, Силуанов заверил, что никто не обращается в правительство с требованием сохранить плоскую шкалу налогообложения. «Олигархи не обращались к нам, в Минфин, я думаю, что и в Правительство тоже, чтобы сохранить плоскую шкалу», — сказал министр.

В 2018 году Минфин ожидает стабилизацию экономической ситуации – федеральный и региональные бюджеты станут более устойчивыми, так что уход зарплат в тень будет минимизирован. Тогда можно будет ввести прогрессивную шкалу налогов.   

От 30 до 70 процентов — для богатых

О том, что в России пока не будут вводить прогрессивную шкалу налогов, в конце прошлого года заявил в интервью пяти телеканалам председатель Правительства Дмитрий Медведев. Население нашей страны ещё не достигло необходимого уровня правосознания и не готово ко всеобщему декларированию, объяснил тогда премьер.

По мнению главы кабмина, 13-процентный подоходный налог оказался удачным на сто процентов. Вместе с тем Медведев не исключил того, что к изменению налоговой системы можно будет вернуться через 5-7 лет.

В марте 2015-го законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ внесли депутаты от «Справедливой России» во главе с лидером фракции Сергеем Мироновым.

Важно!

В соответствии с ним граждане, которые получают в год меньше 24 миллионов рублей, будут по-прежнему платить 13 процентов НДФЛ. По доходам от 24 до 100 миллионов ставка должна быть 25 процентов, от 100 до 200 миллионов – 35 процентов.

Россияне, чей ежегодный доход больше 200 миллионов, должны платить 50-процентный налог, считают в «Справедливой России».   

Фракция КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым предлагала установить ставку в 50 процентов на ежемесячный доход свыше миллиона рублей. По замыслу депутатов, ежемесячный доход до 400 тысяч (4,8 миллионов рублей в год) будет облагаться налогом по ставке 13 процентов.

С ежемесячных доходов от 400 тысяч до 1 миллиона (4,8 — 12 миллионов в год) они предлагают брать налог в 30 процентов. Коммунисты считают, что принятие закона дает возможность не снижать зарплату работникам бюджетной сферы, не сокращать учреждения бюджетной сферы.

Авторы законопроекта отмечают, что сегодня прогрессивный налог действует в 23 странах мира, в том числе во Франции, США, Китае. От применения предложенной шкалы налогообложения доходы бюджета увеличатся до 3 триллионов 972,9 млрд. руб., то есть в 1,7 раза.

При этом средний класс и люди, живущие за чертой бедности, не пострадают.

Читайте по темеВ августе законопроект о прогрессивной шкале налогов внесли депутаты от ЛДПР. Они предлагают ввести систему, при которой люди, получающие до 180 тысяч рублей в год, вообще не платят НДФЛ.

Россияне, чей доход от 180 тысяч до 2 миллионов 400 тысяч рублей, должны платить 13 процентов НДФЛ, от 2 миллионов 400 тысяч до 100 миллионов – 30 процентов, выше 100 миллионов – 70 процентов.

«Тех, кто получает низкую зарплату, нужно вообще избавить от уплаты НДФЛ, — сказал «Парламентской газете» заместитель руководителя фракции Ярослав Нилов.

– Несправедливо, когда налоги платят те, чья зарплата равна МРОТу. 13 процентов берут с тех, кто получает миллион в день, и с тех, кто получает 10 тысяч в месяц». Депутат считает, что если экономическая ситуация будет ухудшаться, то введение прогрессивной шкалы налогообложения будет вынужденной мерой. «По-другому сверстать бюджет будет невозможно.

Правительство поймёт, что деньги закончились, но где-то их надо брать, — уверен Нилов. – К тому же, это социально справедливо и это мировая практика».  

Прогрессивная шкала уже существует

Ранее председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров заявлял, что отмена плоской шкалы налогообложения доходов не принесет пользы российской экономике.

Руководитель центра налоговой политики Экономического факультета МГУ Кирилл Никитин не услышал ничего нового в словах министра финансов.

Кирилл Никитин директор центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Во-первых, я отношусь к словам министра финансов и любых чиновников про перспективы после 2018 года в принципе как к прогнозам на непрогнозируемый период. Во-вторых, разговоры о введении прогрессивной шкалы ведутся давно, в том числе и на министерском уровне.

Все говорят об этом именно таким образом, что «в принципе можно, но только не сейчас». В-третьих, прогрессивная шкала НДФЛ – это не только высокие налоги для богатых, но и нулевые ставки для бедных. Это совершенно другого уровня налоговые вычеты, не копеечные, как сейчас, а нормальные по целому ряду расходов населения.

Совет!

Люди, обсуждающие прогрессивную шкалу, зачастую слабо себе представляют, о чём говорят. В-четвёртых, на данный момент трудовые доходы населения, с учётом уже так называемых соцвзносов, облагаются по ставке 13 процентов в отношении первых 796 тысяч рублей в год и 24,5 процентов в отношении больших денег. С этой точки зрения прогрессивная шкала налогообложения у нас давно есть.

Остаётся её для начала хотя бы признать, а после этого обсуждать какие-то новые телодвижения в этом направлении.

Источник: https://www.pnp.ru/economics/2016/11/17/progress-s-ndfl-vozmozhen-posle-2018-go.html

Повысят ли НДФЛ после выборов? 15% или прогрессивная шкала

Как известно, в России уже 17 лет действует плоская шкала НДФЛ — налог исчисляется по ставке 13% для всех категорий налогоплательщиков. Однако чиновники и депутаты постоянно высказываются о возврате к прогрессивной шкале налогообложения.

Поскольку даже глава государства Владимир Путин допускал еще несколько лет назад, как минимум, частичный отказ от плоской шкалы, вполне возможно, вскоре после выборов налогоплательщиков НДФЛ ждут сюрпризы.

Какими они будут: повысится ставка до 15% или будет введена прогрессивная шкала, пока не ясно.

Что случилось?

18 марта 2018 года Россия будет выбирать Президента на следующие 6 лет. До конца этого года также действует мораторий на повышение налогов. Но выборы отшумят, и бизнесу и гражданам можно ожидать чего угодно.

В первую очередь взгляды различных политических деятелей и чиновников-реформаторов обращены к одному из самых массовых налогов — на доходы физических лиц. Плательщиками НДФЛ являются абсолютно все граждане, получающие доходы. Налог является местным и существенно пополняет бюджет.

Именно поэтому чиновники и депутаты постоянно обсуждают возможность изменения его ставки 13%. Ведь даже ее повышение до 15% принесет бюджету дополнительные весомые средства, которых сейчас так не хватает.

Примечательно, что сторонников этой непопулярной меры довольно много.

О ней высказывались и сам действующий Президент РФ Владимир Путин, и премьер-министр Дмитрий Медведев, а также вице-премьер Ольга Голодец, которая курирует в правительстве социальный блок.

Чего уж говорить о Минфине, который заинтересован в наполнении бюджета в первую очередь. Вот и теперь журналисты выяснили, что в кабмине кулуарно обсуждают повышение ставки НДФЛ до 15% для граждан с годовыми зарплатами в 7–10 млн рублей.

Повышение ставки НДФЛ до 15%

Проще всего для чиновников не изменять подход к исчислению налога, а просто взять и повысить его, например, до 15%. Ведь в России в настоящее время подоходный налог довольно низкий, по сравнению с другими государствами, граждане которых отдают государству по 30% от доходов.

Читайте также:  Пособия: изменения 2019

Сторонники такой простой, но очень непопулярной меры объясняют, что одинаковая ставка для всех плательщиков очень удобна для администрирования. Чтобы защитить граждан с небольшими доходами, чиновники намерены увеличить вычеты.

Дополнительные деньги, которые получит бюджет от повышения НДФЛ, планируется отправить на развитие образования и здравоохранения.

При этом, слухи о таком повышении НДФЛ ходят давно. В 2017 году президент Торгово-промышленной палаты Сергей Катырин рассказывал, что экономический блок правительства обсуждает вариант налогового манёвра по формуле «21/20», предполагающей увеличение НДФЛ до 15%. Однако пока эта идея реальной поддержки в правительстве не нашла. А Дмитрий Медведев даже назвал такую меру вредной.

Прогрессивная ставка

За прогрессивную ставку уже давно ратуют коммунисты, ЛДПР и Справедливая Россия. Эти политические силы ежегодно направляют в Госдуму законопроекты о дифференцировании ставки налога в зависимости от доходов плательщиков.

В частности, в прошлом году представитеи КПРФ предлагали внести в Налоговый кодекс РФ поправки, в соответствии с которыми доходы ниже 100 тысяч рублей в год должны облагаться НДФЛ по пониженной ставке в 5%.

Внимание!

Одновременно доходы свыше 3 млн рублей в год должны облагаться НДФЛ по повышенной ставке в размере от 15% до 25%. Депутаты указывали, что прогрессивная шкала НДФЛ затронет порядка 484 100 человек — 0,72% от общей численности налогоплательщиков.

Коммунисты, а вместе с ними и социал-демократы уверены, что дифференцированный подход к налогообложению пойдет на пользу гражданам с небольшими доходами, но позволит сохранить и даже увеличить поступления в бюджет за счет НДФЛ обеспеченных граждан.

Ясность наступит весной

Каким будет решение власть имущих по НДФЛ, станет ясно только после марта 2018 года. Скорее всего, до того времени в Госдуму опять поступит пачка законопроектов от ведущих политических партий о введении прогрессивной ставки. Но последнее слово, как обычно, останется за Минфином и Правительством.

Источник: http://m.ppt.ru/news/141240

Источник: http://kroosp.ru/povysyat-li-ndfl-posle-vyborov-15-ili-progressivnaya-shkala/

Карманы шире, туже пояса

Государству почти наверняка придется залезть в карманы россиян для пополнения казныФото: Fotolia/anetlanda

Уже через два года Россия может перейти к прогрессивной шкале подоходного налога, когда богатые платят больше бедных. Но, возможно, платить больше будут все: есть предложения просто поднять НДФЛ с нынешних 13% чуть ли не до 25%. Какой вариант эффективнее и не лучше ли оставить все как есть?

13-процентный кризис

Предмет нашей налоговой гордости — плоская шкала налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в 13% — скоро почти наверняка станет историей.

«Мавр сделал свое дело… 1 декабря в ежегодном послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин дал «зеленый свет» дискуссии об изменении налоговой системы. Существенной частью этих изменений станет пересмотр ставки НДФЛ.

«Предлагаю в течение следующего года детально и всесторонне рассмотреть предложения по настройке налоговой системы, обязательно сделать это с участием деловых объединений, — заявил Путин в послании Федеральному собранию.

— Несмотря на внутриполитический календарь, нам все равно необходимо в 2018 году подготовить и принять все соответствующие поправки в законодательство, Налоговый кодекс, а с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период».

В 2000 году введение плоской шкалы НДФЛ в 13% (существуют отдельные виды дохода, которые облагаются другими ставками) стало настоящим прорывом для российской экономики.

«Это позволило существенно уменьшить объем зарплат «в конвертах», соответственно, увеличить сбор страховых взносов с белых зарплат, — говорит старший менеджер департамента налогового консалтинга «ФБК Право» Наталья Рябова. — И психологический аспект имел место. Мы не привыкли платить налоги. А тогда тем более не было массового осознания необходимости платить налоги».

Для обладателей высоких доходов эти 13% выглядели практически налоговым раем по сравнению с налоговой системой многих стран. Для французского актера Жерара Депардье это даже стало причиной получить российский паспорт и прописку в Саранске.

Но все хорошее когда-нибудь заканчивается.

Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога депутаты Госдумы с популистскими наклонностями мечтали практически с того самого времени, как в 2001 году стала действовать плоская шкала и ставка в 13%.

Неоднократно дело доходило и до соответствующих законопроектов. Но правительство и администрация президента неизменно выступали против подобных инициатив.

Сейчас ситуация меняется. Дело даже не в том, что фракция ЛДПР подала своей проект изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающий прогрессивный подоходный налог.

Важно!

С начала ноября высокопоставленные чиновники, политики и именитые эксперты все чаще стали комментировать эту тему как возможную новую реальность после президентских выборов. Казне катастрофически не хватает денег, а взять их можно либо у компаний, либо у граждан.

Теперь, после послания президента, подготовку к реформе подоходного налога — по крайней мере, на уровне обсуждений в правительстве — можно считать официально открытой.

Чем нам это грозит?

«Это бремя должны взять на себя домохозяйства»

У адептов прогрессивной шкалы есть два аргумента. Во-первых, она обеспечивает больший приток денег в казну. Во-вторых, сглаживает социальное неравенство в стране. В России последняя проблема стоит крайне остро: в нашей стране один из самых больших в мире разрывов между доходами наиболее богатых и наиболее бедных.

«В государстве, которое по Конституции провозглашается как «социальное», отсутствие прогрессивной шкалы нельзя назвать оправданным, — убежден директор Института стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. — Прогрессивная шкала — это большая социальная справедливость, когда богатые не только абсолютно, но и относительно платят больше. Прогрессивная шкала — это одна из важных мер по снижению дифференциации населения по доходам».

Долгие годы россияне были, по сути, освобождены от подоходного налога, говорит главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова.

«У нас налог на доходы физических лиц составляет только 4% ВВП, а в странах ОЭСР средний показатель — 14%», — приводит цифры она. При этом уровень налогообложения предприятий у нас и в ОЭСР примерно одинаков.

Недостающие 10% долгие годы покрывались за счет нефтяных доходов, но сегодня их стало значительно меньше.

Cегодня, в кризис, перед властями стоит важная задача — поддержать компании, дать им стимул для роста. А это значит, что увеличивать для них налоговую нагрузку сейчас неоправданно. «Домохозяйства привыкли не платить за эти 16 лет, основное налоговое бремя лежало на компаниях, — говорит Орлова. — Но сейчас пришла пора менять ситуацию: это бремя должны взять на себя домохозяйства».

Цена вопроса

Насколько вырастут налоги? В законопроекте, предложенном ЛДПР, предлагаются следующие изменения. Вообще освободить от уплаты подоходного налога тех, чей совокупный годовой доход составляет менее 180 тыс. рублей. Обладателей дохода от 180 тыс.

до 2,4 млн рублей обложить налогом в 13%, но с той суммы, что превышает эти 180 тыс. рублей. Для тех, чей годовой доход укладывается в рамки 2,4—100 млн рублей, ввести фиксированную ставку в 288,6 тыс. рублей плюс 30% от суммы, превышающей 2,4 млн рублей.

И наконец, тех, чей годовой доход превышает 100 млн рублей, обязать платить фиксированную сумму в 29,57 млн рублей и 70% суммы, превышающей 100 млн рублей.

Совет!

Сколько выиграет бюджет от введения «налога для богатых»? Точных расчетов у инициаторов этой реформы нет.

Макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов полагает, что если брать в расчет шкалу, предложенную ЛДПР, ожидаемые доходы могут составить 2,05 трлн рублей.

Но эта цифра весьма условна: в ней не заложены расходы на администрирование налога (кoторые существенно вырастут), зато предполагается, что налог будут платить все и в полном объеме.

Предложение ЛДПР не единственное. Есть другие расчеты градаций шкалы, предполагающие другую величину отсечения, то есть размер минимального дохода, который не облагается налогом вообще.

Но есть и принципиально иное предложение. Советник Института современного развития Никита Масленников напоминает, что помимо идеи введения прогрессивной шкалы есть еще и инициатива сохранить плоскую шкалу, но поднять планку.

«Обсуждалось три варианта повышения: до 15%, до 17,5% и до 25%», — говорит Масленников.

Этот вариант также допускал порог отсечения: правда, не всегда в виде отмены налога для самых бедных — скорее, в виде выплат субсидий малообеспеченным слоям населения.

«Мы упустили это время»

Открыв широкую дискуссию по изменению НДФЛ, Владимир Путин, по сути, дал «зеленый свет» всем структурным реформам, убежден Никита Масленников. «Обсуждение прогрессивной шкалы — это реформирование налоговой структуры», — поясняет он.

И тут все зависит от того, насколько открытым и непредвзятым будет такое обсуждение. Потому что первый вопрос, который возникает, — правильное ли сейчас время, чтобы повышать налоги? Реальные доходы населения падают, потребление сокращается…

К чему приведет увеличение налоговой нагрузки?

НДФЛ — это региональный налог. Он составляет 36% всех доходов региональных бюджетов, отмечает Масленников. А ситуация с деньгами на местах плачевная уже который год. «Общий долг региональных бюджетов сегодня составляет более 2,5 триллиона рублей», — напоминает эксперт.

Так, может быть, выход как раз в увеличении налогов?

«Это не решит бюджетных проблем регионов, — уверен макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

— Поступления от НДФЛ в результате введения прогрессивной шкалы увеличатся ощутимо у богатых регионов (у которых и так не было проблем), в то время как бедным регионам не удастся собрать больше.

Внимание!

Таким образом, трансферт регионам (получателями которого являются бедные территории) вряд ли сможет ощутимо сократиться». Более того, самые бедные регионы даже потребуют увеличить трансферты из федерального бюджета, считает Никита Масленников.

Более того, инициировав введение прогрессивной шкалы, мы рискуем получить целый комплекс проблем. «Если мы введем прогрессивную шкалу, бизнес будет вынужден повышать заработные платы. Значит, вырастет и финансирование социальных фондов.

Общая нагрузка на бизнес возрастет. Выдержит ли бизнес? Что ему останется, кроме ухода в тень?» — задается вопросами Масленников.

А ведь, когда говорят о налоговой реформе, речь идет о необходимости стимулировать инвестиции и обеспечивать экономический рост.

Станислав Мурашов приводит следующие аргументы против прогрессивной шкалы.

Это снижает стимулы для рынка труда (располагаемые доходы растут медленнее, чем, например, производительность труда), увеличивает дифференциацию между регионами, увеличивает объем ухода в тень (богатые имеют больше возможностей уходить от уплаты налогов) и повышает издержки администрирования (необходимо будет точно определить размер дохода налогоплательщика).

Вводить прогрессивную шкалу надо тогда, когда в экономике все хорошо, когда доходы населения быстро растут. Для России такое благоприятное время было в середине 2000-х годов, считает Игорь Николаев. «Мы упустили это время, вовремя не использовали возможность для эффективной реализации данной меры», — сетует экономист.

Потребность в прогрессивной шкале НДФЛ возникла еще в 2008 году, когда начала ощущаться нехватка инвестиционного капитала, уточняет Наталья Орлова. Потом свою негативную роль начал играть демографический фактор. С 2010 года необходимость реформы ощущалась все острее, но нефтяные доходы позволяли оттянуть структурное решение проблемы.

Но сейчас, когда эти доходы резко упали, актуальность увеличения НДФЛ никуда не делась. «Кризис — серьезный вызов налоговой политике, — говорит главный экономист Альфа-Банка. — Когда реальные доходы населения падают, вводить новые налоги тяжело. Но кризис не отменяет необходимости этого».

Важно!

Правда, в текущих условиях, допускает Орлова, возможно, более эффективным было бы не введение прогрессивного налога, а поднятие планки плоского — до 16—17%.

Однако проблема того или иного сценария повышения налогов в том, что инициаторы идеи никаких точных расчетов не делали. Реформа, по сути, направлена на другое. «В России, несмотря на кризис, ввести прогрессивную шкалу могут уже с 2018 года, — размышляет Игорь Николаев.

— И причины этого будут не экономические и не социальные, а чисто политические. Введение прогрессивной шкалы в России в настоящее время — это привлекательная мера для электората.

В бедной стране, коей является Россия, это многим понравится: грех не воспользоваться властям для обеспечения безоговорочной победы на президентских выборах 2018 года». Ну а что будет потом?

«А за что я эти деньги плачу?»

Задуманный для выравнивания социального неравенства, прогрессивный налог вряд ли достигнет своей цели в России.

«Представители населения с высокими доходами в большей степени выступают владельцами активов не как физические лица, а как владельцы юридических лиц, то есть активы крутятся внутри компаний, — объясняет старший юрист BGP Litigation Денис Савин. — Поэтому изменения в подоходном налоге их мало коснутся».

Прогрессивная шкала НДФЛ потребует от экономически активного населения самостоятельно декларировать доходы. Это не только отразится на стоимости администрирования, но и добавит ему бессмысленности: люди с высокими доходами найдут способ уклониться от налогов. И дело не только в пресловутой жадности обеспеченных людей.

«Если отменить плоскую шкалу, богатые лишний раз зададут себе вопрос: а за что я эти деньги плачу? И уведут всю дельту, — говорит директор аналитического департамента Промсвязьбанка Николай Кащеев.

— Прежде чем брать налоги побольше, страна по идее должна заключить договор с налогоплательщиком: а что обе стороны будут иметь с этого? Например, сможет ли налогоплательщик контролировать власть и переизбирать ее?»

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9412974

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector