Фнс предостерегла инспекции от доначисления ндфл на расходы налогоплательщиков

Неуплата НДФЛ в 2018 годах и ее последствия

Неуплата НДФЛ – причина, которая обязывает налоговые органы привлечь к ответственности налогоплательщика, однако на практике существуют такие ситуации, которые позволяют снизить наказание. О том, что при неуплате данного налога может спасти от ответственности, а также о новшествах в мерах налогового наказания читайте в рубрике «Штраф (НДФЛ)» .

Кто должен исполнять обязанность по уплате налога

Обязанность перечисления НДФЛ в бюджет возникает при наличии объекта налогообложения.

При этом можно выделить следующие категории его плательщиков:

  • Физлица как самостоятельные плательщики НДФЛ с суммы полученного дохода.
  • Организации и ИП – в качестве налогового агента при удержании налога с выплаченного сотрудникам дохода.

В случае если организация имеет обособленные подразделения, нужно придерживаться порядка осуществления оплаты НДФЛ по филиалам, о котором рассказывается в материале «Если НДФЛ за подразделение ушел по адресу головного офиса, санкций не будет».

Какие нарушения бывают в области налогообложения НДФЛ

Ответственность по НДФЛ наступает в следующих случаях:

  1. Если налогоплательщик или налоговый агент не произвел оплату налога или оплатил его, но не в полной сумме (об этом – в материале «Минфин не поддерживает предложение о повышении штрафа для налоговых агентов до 200% от неуплаченных сумм»).
  2. Если плательщик (агент) не отчитался по установленным для НДФЛ формам или допустил в них ошибки. Подробности – в публикациях:
    • «Штрафы за 6-НДФЛ: правила наложения»;
    • «Штраф будут налагать за любые ошибки в 2-НДФЛ».

Когда наступает ответственность за неуплату налога

Работодатель, который, выступая в качестве налогового агента, обязан удержать НДФЛ с дохода, выплаченного им в пользу сотрудника, также может быть уличен в неуплате налога.

При этом совершить указанное уклонение он может разными способами, от которых зависит число санкций, применимых в каждой конкретной ситуации.

Подробнее о таких нарушениях можно узнать из статьи «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?».

Советуем вам также обратить внимание на статью, в которой идет речь о том, наступает ли ответственность, если плательщик произвел оплату налога на следующий день после предусмотренной для уплаты крайней даты, – «Соблюдайте срок уплаты НДФЛ в бюджет».

Существуют ситуации, когда налоговый агент не уплатил налог, однако налоговый орган указанное правонарушение не выявил. В этой ситуации может возникнуть вопрос: в течение какого времени у контролеров есть возможность привлечь нарушителя к ответственности? Ответ вы узнаете из статьи «ФНС рассказала, как считать срок «налоговой» давности агентам по НДФЛ».

Обратите внимание

Указанный в данной статье срок учитывает способ получения дохода – наличными, безналичным путем, в натуральной форме или в виде материальной выгоды.

Некоторые недобросовестные плательщики для минимизации своих затрат пытаются сэкономить на налогах. Чаще всего это связано именно с зарплатными налогами, т. к.

это основная масштабная статья расходов у большинства организаций.

Чтобы скрыть от контролеров реальный доход сотрудника, работодатель может прибегнуть к конвертной выдаче заработной платы, тем самым снижая налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ и страховых взносов.

Когда за конвертную зарплату (неуплату НДФЛ с сумм выплаченных зарплатных доходов) для работодателя может наступить уголовная ответственность, узнайте из нашего материала.

Для работника, получающего зарплату в конверте, также может наступить ответственность по НДФЛ (если он осведомлен о том, что налоговые отчисления из его заработной платы работодатель не удерживает и не уплачивает).

При получении дохода, с которого не произведено удержание НДФЛ, работник должен самостоятельно оформить декларацию, передать ее в налоговый орган (до 30 апреля последующего года) и уплатить налог.

Если он этого не делает, налоговый орган может взыскать с него НДФЛ и пени. За непредставление декларации работника могут подвергнуть штрафу в размере 5% от невыплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, когда ее нужно было представить.

Неуплата НДФЛ в крупном размере может повлечь и уголовное наказание.

Совершив правонарушение, связанное с неуплатой НДФЛ, плательщик, помимо неуплаченной суммы и штрафа, должен перечислить в бюджет РФ сумму пени. Однако ее начисление имеет некоторые особенности. При этом следует определить:

  • Наличие обстоятельств, когда пеня не может быть начислена.
  • Может ли ИФНС самостоятельно начислить сумму пени.

Акцент на этих вопросах сделан в материале «Что грозит НДФЛ-агенту, не удержавшему налог?».

Как рассчитать пени, узнайте из материала «Пени повысили, но не для всех».

Очень важно, осуществляя оплату пени, начисленной за неуплату налога, не ошибиться в реквизитах, ведь КБК, в зависимости от категории плательщика и вида полученного дохода, меняется.

Реквизиты для оплаты пени по НДФЛ в 2017-2018 годах остались неизменны и представлены в материале «КБК для перечисления пеней по НДФЛ в 2017–2018 годах».

Что же касается штрафа, правильно рассчитать его сумму вам поможет наш материал «Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?».

Можно ли уменьшить вину налогового агента

Законодательством в сфере прав – гражданского, уголовного, административного и пр.

– предусмотрены такие условия, которые позволяют уменьшить ответственность лица за совершенное правонарушение, при этом НК РФ тоже предусматривает эту возможность.

О том, как обосновать уменьшение вины работодателя, рассказывается в материале «Финансовые трудности налогового агента — организации могут смягчить ответственность».

Рассмотрим еще одну ситуацию, при которой может возникнуть вопрос, будет ответственность смягчена или нет?

Организация выполняет все свои обязанности налогового агента, своевременно представляет сведения 2-НДФЛ, уплачивает исправно налог, и все предыдущие результаты налоговых проверок были положительными. Но в какой-то момент она пропустила срок перечисления налога. Такая хорошая репутация поможет смягчить ответственность налогоплательщика? Ответ на этот вопрос вы найдете здесь.

А о том, какие факторы дают возможность смягчить ответственность плательщика, читайте в материале «Ст. 123 НК РФ (2017-2018): вопросы и ответы».

Когда не возникает ответственность по уплате НДФЛ

Бывают случаи, при которых на первый взгляд может показаться, что нарушение совершено, но на самом деле вина налогоплательщика не наступает. Например:

  1. Физлицо осуществило оплату налога до наступления обязанности по перечислению НДФЛ в бюджет, т. е. доход он еще не получил. Обоснование того факта, что при таких обстоятельствах правонарушения не будет, вы найдете в материале «Если НДФЛ перечислен досрочно, штрафа по ст. 123 НК РФ не будет».
  2. Налоговый агент НДФЛ перечислил в бюджет, но сотрудникам доход еще не выплатил. Об этой ситуации читайте в статье «Правомерно ли привлекать налогового агента к ответственности за досрочное перечисление в бюджет НДФЛ?».
  3. Перечисление налога за филиал в налоговый орган по месту регистрации головной организации. Зачастую, заметив такую ошибку, налоговый орган пытается привлечь налогоплательщика. Аргументы, которые помогут вам избежать ответственности, а также решения арбитражной практики и письма контролирующих органов вы найдете в публикациях:
    • «За ошибочное перечисление НДФЛ по месту головного офиса штраф не полагается»;
    • «Минфин России: если НДФЛ за подразделение перечислен по месту нахождения головного офиса, штрафа не будет».
  4. Налоговый орган нашел вину физлица в неуплате налога при совершении им какого-либо крупного приобретения, считая, что поводом для такой покупки стало получение скрытого дохода. Тем самым на основании произведенных физлицом затрат начисляет сумму штрафа. Почему такие действия налоговиков неправомерны, можно узнать из материалов:
    • «Налоговики не вправе доначислять НДФЛ, основываясь на расходах налогоплательщика»;
    • «ФНС предостерегла инспекции от доначисления НДФЛ на расходы налогоплательщиков».

Чтобы не быть оштрафованными, налогоплательщики и налоговые агенты по НДФЛ должны постоянно отслеживать изменения законодательства по этому вопросу. Помогут вам в этом материалы нашего сайта:

Рассмотренные случаи привлечения к ответственности за неуплату НДФЛ позволят вам сориентироваться, как правильно вести себя в подобных обстоятельствах на практике. Не попасть в неприятные ситуации или выйти из них с минимальными финансовыми потерями вам всегда поможет наша постоянно обновляющаяся рубрика «Штраф (НДФЛ)».

Источник: http://nanalog.ru/neuplata-ndfl-v-2017-2018-godah-i-ee-posledstviya/

Налоговые доначисления

Любая налоговая служба имеет право уточнить точность и правильность выставленной на сделке цены между двумя сторонами соглашения на основании подпункта 1 и пункта 2 статьи 40 Налогового кодекса России.

Однако применять взыскательные штрафные меры налоговая имеет право в том случае, когда было доказано, что отмеченная стоимость, фигурирующая в сделке между сторонами, имела отклонения от рыночной больше, чем на двадцать процентов.

Стоит также отметить, что осуществлять ценовой контроль за товаром, цена которого имела значительные отклонения от предписанной, не считается грубым нарушением вышеотмеченной статьи законодательства.

Налоговая инспекция должна будет привести веские доказательства относительно сделки, где стоимость имела заметные отклонения от рыночной на аналогичные товары, на что не раз обращали внимание арбитражные суды.

По итогам проведенной проверки сам налогоплательщик может понимать всю опасность положения, он осознает, что ему придется отплатить все доначисления. В данной ситуации лучшим решением станет факт того что он проведет доначисление и выплатит все налоги, которым облагается рыночная стоимость товара.

Действия налоговой и налогоплательщика при решении о доначислении

Важно

Данное решение наиболее оптимальный и рациональный вариант, экономящий денежные средства на пенях и штрафах. Отмеченная ранее статья НК России не отмечает, что налогоплательщик должен сам заниматься доначислением налогов. Обвинить его и наказать по всем правилам можно лишь в том случае, если виновный отказывается выплачивать положенную сумму.

Правонарушение в налоговой сфере будет признано случившимся противоправным действием в том случае, если лицо или налоговый агент нарушил правила статьи номер сорок и будет нести ответственность за это согласно статье номер сто шестьдесят того же кодекса России.

Осуществление перерасчета лишь право налоговой, а не личная обязанность. Это отмечено в третьем параграфе указанной статьи.

Если налогоплательщик, совершивший сделку, которая была на контроле у налоговой инспекции, не занялся вопросом перерасчета налогов, ориентированных на рыночную стоимость, то государственный орган в праве самостоятельно заняться доначислением налогов и, помимо прочего, применить соответствующие штрафные меры.

Правомерность налоговых доначислений

Сам налогоплательщик не может исчислить налог и базу, исходя из основных положений сороковой статьи Налогового кодекса.

Главным отрицательным фактором по этому делу станет выплата пени с суммы, которую доначислила налоговая, и это будет сделано лишь в том случае, если раньше у налогоплательщика не случалось налоговой переплаты.

Судебная практика видела случаи, когда судебный орган принимал решение относительно налогоплательщика об отмене выплат доначислений, если он не применял в одностороннем порядке положения статьи сорок.

Суд может признать правомерность заявленных налоговых доначислений, руководствуясь положениями статьи кодекса, сумм НДС и прочих важных налогов, касающихся прибыли, дорог, содержания жилого объекта и объектов из социальной области.

Совет

И тут же суд отмечает, что действия налоговой были неправомерными в решении обременить налогоплательщика налоговой ответственностью согласно первому пункту статьи 122. Суд отмечает, что в кодексе России, касающегося налогов, не отмечено, что налогоплательщик должен сам заниматься расчетом налога, исходя из рыночной стоимость объекта, отмеченного в сделке.

Это в очередной раз доказывает, что налогоплательщик никоим образом не нарушил никаких пунктов статьи сорок, делая отчисления налогов по сумме, отмеченной в сделке.

Однако есть один очень важный и неукоснительный нюанс.

Когда выносится вердикт налогового органа о том, что налогоплательщик должен уплатить доначисления, он всегда налагает на него штрафные санкции вне зависимости от типа налога.

Если данное решение признается правоверным, то суд, чаще всего, полностью удовлетворяет требование государственного органа о получении штрафа от налогоплательщика, пренебрегшего положениями НК России.

Образец заявления

Данная форма заявления подается в суд с целью оспаривания требования налогового органа об уплате налога (сбора, пени или штрафа) и признания его недействительным.

_______________________________________
(Указать наименование арбитражного суда)

Заявитель: _____________________________

________________________________________ 
(Наименование и адерс организации)

_____________________________________
(Наименование органа, принявшего оспариваемый акт)

_____________________________________
(Адрес органа, принявшего оспариваемый акт)

Заявление о признании недействительным 
требования налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа

Обратите внимание

Налоговый орган направил в адрес _____________________________ (далее – Общество) Требование № _________ от “_____”_____________20____года об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на “_____”_____________20____год.

В данном Требовании Обществу предложено уплатить задолженность по налогу ________________________________________ в сумме ___________________________________________________ руб.

и пени в сумме _____________________________________ руб.

Указанное Требование не соответствует нормам Налогового кодекса Российской (далее – НК РФ) Федерации и нарушает интересы Общества.

Читайте также:  Два банка остались без лицензий

В соответствии с пунктом 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения Закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.

Из постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 г.

следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пеней должны быть указаны размер недоимки, дата с которой начисляются пени, ставка пеней, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пени.

В оспариваемом Требовании указано, что Заявителем не уплачен налог и пени по сроку уплаты на [число, месяц, год]. В случае неуплаты недоимки по налогу в срок до [число, месяц, год] налоговым органом будут приняты меры принудительного характера, предусмотренные НК РФ.

Требование не содержит указаний на установленный законодательством срок уплаты налога, в нем отсутствуют сведения об имеющейся недоимке по налогу, оно не содержит подробных данных об основаниях взимания налога, в нем также отсутствуют сведения о дате, с которой производится начисление пени, и приведен их расчет, в связи с чем невозможно проверить правильность и обоснованность начисления сумм пеней по предъявленному Требованию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 69, 137, 142 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прошу:

1. Требование налогового органа об уплате налога, сбора, пени, штрафа № _________ от “_____”_____________20____года признать недействительным.

Приложение:1. Уведомление о вручении копии заявления налоговому органу.2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.3. Копия Требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа.4. Копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица.

5. Доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления.

__________________________
(Подпись представителя заявителя)

“____”___________________ 20_____ года

Смотрите так же:

Источник: http://lawtax.ru/services/document/nalogovye-donachisleniya

Фнс запретила доначислять налоги за формальные нарушения

Итак, сенсационная новость — ФНС запретила своим подчиненным доначислять налоги по формальным нарушениям и велела делать акцент на реальность и законность проверяемых операций.

Ниже мы опубликуем само письмо Федеральной налоговой службы ед-5-9/547@ , а пока резюмируем основные мысли этого послания региональным и местным надзорным органам, которое буквально требуется исполнять неукоснительно:

  • в актах налоговых проверок должны отражаться все доказательства получения необоснованной налоговой выгоды, нельзя основываться только на показаниях руководителей и почерковедческой экспертизе. Особое внимание налоговики должны уделять оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента,
  • кроме того, проверяющим фактически запрещено приводить в качестве аргументов недобросовестности проверяемого налогоплательщика неуплату налогов второго и последующего звена в цепочке перечисления денежных средств при условии реальности самой сделки. При этом в качестве обоснования приводится мнение Верховного суда (п.31 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)

Мы не ожидаем, что в связи с появлениям данного Письма ситуация с данной категорией споров на практике существенно изменится в краткосрочной перспективе, но надеемся на то, что в итоге отраженные в Письме подходы будут восприняты правоприменительной практикой и формальных придирок к документам и действиям налогоплательщиков станет меньше.

Письмо является хорошей памяткой для компаний относительно того, что именно налоговые органы будут проверять и какую информацию будут запрашивать. Учет указанных в Письме критериев позволит снизить налоговые риски, в том числе риски, связанные с уголовным преследованием.

Что нужно сделать в первую очередь

Поскольку претензии, связанные с недобросовестными контрагентами, на практике являются самыми распространёнными из всех налоговых претензий, а также учитывая тот факт, что указанных в Письме документов в полном объеме нет у большинства даже самых добросовестных налогоплательщиков, мы рекомендуем:

  • провести проверку наличия документов в отношении действующих контрагентов,
  • усовершенствовать политики отбора и проверки новых контрагентов.

Специалисты налоговой практики ЮА «Деловые услуги» будут рады помочь в проведении такой проверки и в подготовке политики, которая будет являться эффективной как с налоговой, так и с коммерческой точек зрения.

Звоните нам и мы поможем — (495) 925-7760

Если Вам стало интересно, публикуем полную версию данного документа ФНС

Федеральная налоговая служба П и с ь м о О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды

23.03.2017№ ЕД-5-9-547/@

Федеральная налоговая служба (ФНС) обращает внимание на необходимость при осуществлении мероприятий налогового контроля для подтверждения факта получения проверяемым налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды руководствоваться следующим.

https://www.youtube.com/watch?v=urDm9IG98YQ

Согласно анализу вынесенных в 2016 году решений по результатам налоговых проверок, а также принятых решений по жалобам налогоплательщиков и результатов судебного обжалования данных решений в ряде случаев в целях подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды сбор доказательственной базы осуществляется налоговыми органами формально.

Налоговые органы, не оспаривая реальность осуществления хозяйственной операции с контрагентом, подтвержденной первичными документами, ограничиваются выводами о недостоверности таких документов, основанными только на допросах руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организаций, или на результатах почерковедческих экспертиз.

Налоговым органам следует исходить из того, что об умышленных действиях налогоплательщика, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников сделки (сделок), а также (или) доказательства нереальности хозяйственной операции (операций) по поставке товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Важно

При отсутствии доказательств подконтрольности спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику налоговым органам необходимо исследовать и доказывать недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом налогоплательщика (по первому звену). В этом случае в качестве самостоятельного снования для возложения негативных последствий на налогоплательщика не могут приводиться признаки недобросовестности контрагентов второго и последующих звеньев цепочки перечисления денежных средств по выпискам банков.

Данный вывод следует из пункта 31 Обзора судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1 (2017), утверждённого Президиумом Верховного суда Российской Федерации 16.02.

2017, в котором указано, что факт неисполнения поставщиком обязанности по уплате налогов сам по себе не может являться основанием для возложения негативных последствий на налогоплательщика, проявившего должную осмотрительность при выборе контрагента, при условии реального исполнения заключенной сделки.

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая аналогичные споры, сделала общий вывод о том, что противоречия в доказательствах, подтверждающих последовательность движения товара от изготовителя к налогоплательщику, но не опровергающих сам факт поступления товара налогоплательщику, равно как и факты неисполнения соответствующими участниками сделок (поставщиками первого» второго и других звеньев по отношению к налогоплательщику) обязанности по уплате налогов сами по себе не могут являться основанием для возложения соответствующих негативных последствий на налогоплательщика, выступившего покупателем товаров. Такие выводы содержатся в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2016 № 305-КК16-10399 по делу А40-71125/2015 (ООО «Центррегионуголь»), от 6 февраля 2017 г. № 305-КК16-14921 по делу № А40-120736/2015 (ПAO «СИТИ»).

С учетом изложенного ФНС отмечает, что установление по результатам налоговой проверки факта подписания документов от имени контрагентов лицами, отрицающими их подписание и наличие у них полномочий руководителя, путем проведения допросов и почерковедческих экспертиз не является безусловным и достаточным основанием для вывода о непроявлении налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделки со спорным контрагентом и не может рассматриваться как основание для признания налоговой выгоды необоснованной.

Налоговым органам особое внимание необходимо уделять оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента.

В целях оценки действий налогоплательщика необходимо оценивать обоснованность выбора контрагента проверяемым налогоплательщиком, исследовать вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Налоговым органам необходимо обращать внимание на следующее: отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании – поставщика (подрядчика) и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании покупателя (заказчика) при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров; отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании – контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность; отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей; отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (отсутствуют реклама в средствах массовой информации, рекомендации партнеров или других лиц, сайт контрагента и т.п. При этом следует принимать во внимание наличие доступной информации о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам; отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ; отсутствие у налогоплательщика информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности, а равно – свидетельства о допуске к определённому виду или видам работ, выданного саморегулируемой организацией.

https://www.youtube.com/watch?v=-xL0VqgT5vA

Необходимо запрашивать у налогоплательщика документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента: документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента; источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента); результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов; документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.); деловую переписку.

В делах о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды мероприятия налогового контроля должны проводиться в рамках предпроверочного анализа, камеральных и выездных налоговых проверок. Налоговым органом в акте налоговой проверки должны быть отражены все доказательства, свидетельствующие о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Федеральная налоговая служба (ФНС) поручает начальникам межрегиональных ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить неукоснительное исполнение положений настоящего письма, межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам необходимо обеспечить контроль за надлежащим исполнением положений настоящего письма.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

Д.В. Егоров

Источник: http://delovus.ru/fns-zapretila-donachislyat-nalogi-za-formalnye-narusheniya/

Фнс разъяснила новые правила проверок бизнеса :: экономика :: рбк

ФНС определила новые принципы, как отличать законную оптимизацию налогов от незаконной. Действующие последние 12 лет критерии законных действий налогоплательщиков больше не применяются

Фото: Александр Кряжев / РИА Новости

ФНС России 31 октября подготовила письмо, содержащее описание нового подхода к проведению проверок бизнеса. На сайте ФНС письмо еще не опубликовано, но его можно найти в правовой системе «Гарант».

Новые правила обусловлены вступлением в силу в августе поправок в Налоговый кодекс, впервые установивших признаки незаконных схем ухода от налогов.

Совет

Приведение этих правил в исполнение может привести к повороту в практике взаимодействия ФНС и бизнеса, считают опрошенные РБК юристы.

До августа 2017 года в Налоговом кодексе не было прописано ясных правил, разделяющих законные и незаконные методы оптимизации налогов, а ФНС для доказательств ухода бизнеса от налогов использовала понятие необоснованной налоговой выгоды.

Концепция необоснованной налоговой выгоды была введена в практику постановлением пленума Высшего арбитражного суда (ВАС) от 12 октября 2006 года.

Соответственно, арбитражные суды исследовали собранные налоговыми органами доказательства и определяли, насколько они соответствуют критериям, установленным ВАС.

После вступления в силу новой ст. 54.1 Налогового кодекса оставался открытым вопрос — в какой мере налоговые органы будут использовать правила, выработанные пленумом ВАС.

Ответ прозвучал: в своем письме ФНС прямо указала, что правила, отраженные в постановлении пленума ВАС и развитые многолетней судебной практикой, к новым налоговым проверкам больше не применяются. Ст. 54.

1 применяется в отношении налоговых деклараций, поданных после вступления статьи в силу, то есть после 19 августа, а также выездных проверок и проверок полноты исчисления и уплаты налогов, назначенных после этой даты.

Читайте также:  Изменены правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма

Главное — реальность сделок

ФНС назвала четкие основания, при которых возможны налоговые претензии к предприятию. Главное из них — нереальность исполнения сделки контрагентом первого звена, то есть именно тем контрагентом, с которым у предприятия заключен договор.

Обратите внимание

Территориальные инспекции ФНС теперь станут уделять особое внимание сбору доказательств, опровергающих реальность спорной сделки: для этого нужно, например, доказать, что обязательство по сделке исполнено другим лицом, а не тем, которое является стороной договора, или выполнено проверяемым налогоплательщиком самостоятельно.

В письме также отмечается, что исполнение сделки иным лицом (не тем, с кем заключен договор) ограничивает право предприятия на учет расходов по этой сделке. Но передача исполнения обязательств по сделке не вызовет подозрений, если такая возможность изначально предусмотрена договором либо допускается законом.

«Есть определенные Гражданским кодексом РФ случаи, которые предусматривают передачу прав по сделке без согласия партнера, например цессия», — поясняет руководитель налоговой практики юридической группы «Яковлев и партнеры» Екатерина Леоненкова. Кроме того, привлечение третьих лиц можно предусмотреть заранее в договоре. Но в любом случае передача прав по сделке должна иметь ясную бизнес-цель, предупреждает юрист.

«Если на расчетный счет контрагента первого звена поступают денежные средства от продажи стройматериалов, а расходуются со счета средства на закупку постельного белья, возникают обоснованные сомнения в том, что контрагент передал исполнение по сделке надлежащему лицу.

Внимание будут обращать и на условия договора. В соответствии с некоторыми договорами контрагент первого звена обязан оказать услуги лично. Это исключает передачу исполнения третьему лицу», — добавляет директор группы налоговых споров КПМГ в России и СНГ Антон Зыков.

По словам руководителя группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александра Ерасова, негативным последствием использования новых правил станет существенное увеличение сумм доначислений по налогу на прибыль.

«До сих пор при реальных сделках налог на прибыль доначислялся только на сумму превышения стоимости товара по сравнению с рыночной ценой.

Теперь расходы будут в полном объеме исключаться при расчете налога на прибыль», — считает Ерасов.

Налоговое ведомство подчеркивает, что в ходе проверок следует собирать доказательства умышленных действий руководителей и учредителей компании, нацеленных на уход от налогов.

Для доказательств умысла в действиях руководителей и учредителей налоговые инспекторы прежде всего должны выявить схему уклонения от налогов. Некоторые из этих схем указаны в письме ФНС. Это, в частности, «дробление» бизнеса для применения льготных налоговых режимов малого бизнеса и использование трансграничных операций с применением «транзитных» компаний.

Данный перечень не является исчерпывающим. «В зависимости от характера хозяйственной деятельности налогоплательщика, а также конкретных обстоятельств осуществляемых им операций (сделок) налоговыми органами в ходе контрольных мероприятий могут устанавливаться иные обстоятельства», — предупреждает партнер TertychnyAgabalyan Марат Агабалян.

«Если налоговый орган сможет доказать умысел в действиях налогоплательщика, то сумма штрафа будет рассчитываться исходя из 40% от суммы неуплаченных налогов. Это существенный минус для бизнеса», — полагает Леоненкова. При неуплате налога вследствие ошибки размер штрафа в два раза меньше (20%), напоминает она.

Важно

Хорошая новость — в письме указано, что участие аффилированных лиц в сделке само по себе не является доказательством незаконной схемы. Ранее ФНС придерживалась мнения, что участие в сделке аффилированных лиц является важным доказательством ее незаконности.

По мнению Агабаляна, если этот подход будет реализован на практике, то произойдет поворот в практике взаимодействия налоговых органов и бизнеса.

Участие аффилированных лиц в числе контрагентов до сих пор практически всегда рассматривалось налоговиками как «отягчающее обстоятельство».

Доказывая умысел на неуплату налога, инспекции опирались в основном на аффилированность организаций, участвующих в сделках, подтверждает Зыков. Но проблема заключается в том, что при определении круга аффилированных лиц налоговые органы иногда выходили далеко за пределы закона.

Это приводило к штрафам даже в тех случаях, когда у сделки была ясно обозначена деловая цель. «В нашей практике был случай, когда контрагенты были признаны аффилированными на том лишь основании, что ранее между ними были заключены долгосрочные договоры займа и договоры аренды», — рассказывает Зыков.

Отказ от такой практики положительно повлияет на взаимодействие бизнеса и налоговых органов, считает юрист.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/09/11/2017/5a042b449a79478a6747d564

Обзорное письмо ФНС по применению первой части НК РФ: какие выводы пригодятся бухгалтеру

Когда удержать НДФЛ с дохода работника невозможно (например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или в виде материальной выгоды), то об этом следует сообщить налоговую инспекцию и самому работнику. После этого НДФЛ должен будет уплатить сам работник. Причем, если налоговый агент вовремя  (до 1 февраля следующего года) сообщит о невозможности удержать налог, то пени не начисляются.

Сообщения о невозможности удержать налог следует подавать на бланках по форме 2-НДФЛ (пункт 2 приказа ФНС России от 17.11.10 № ММВ-7-3/611) с указанием в поле «Признак» цифры 2. Передавать эти сообщения нужно в том же порядке, что и сведения о выплаченных доходах (пункт 1 Порядка, утв. Приказом ФНС России от 16.09.11 № ММВ-7-3/576).

Компания сменила адрес

Если перед сменой адреса компания подала в налоговую инспекцию документы на рассмотрение (например, декларацию с заявленным к возмещению НДС или заявление о возврате налога), то вынести решение по существу этих документов должна инспекция по прежнему месту учета. Однако действия, связанные с исполнением вынесенного решения, должен осуществить та инспекция, на чью территорию переехал налогоплательщик.

Нотариальное заверение доверенности, выданной предпринимателем

В НК РФ прямо не сказано, требуется ли нотариальное удостоверение доверенности, которую выдал индивидуальный предприниматель.

В комментируемом обзоре налоговики подтвердили: уполномоченный представитель индивидуального предпринимателя может выступать от его имени только на основании нотариально удостоверенной или приравненной к ней доверенности. Такой вывод согласуется с судебной практикой.

О доверенности ИП см. также «У представителя, сдающего отчетность за ИП, должна быть нотариально заверенная доверенность» и «Минфин: выданная индивидуальным предпринимателем доверенность должна быть нотариально удостоверена».

Расходы налогоплательщика инспекция может определить расчетным методом

Как известно, налоговики могут расчетным путем определять суммы налогов. В частности, они сделают это, если на протяжении более двух месяцев налоговому органу не представляются необходимые для расчета налогов документы или же если учет доходов и расходов не ведется либо ведется с нарушением (подпункт 7 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Суть расчетного метода в том, что показатели устанавливаются налоговиками, например, по аналогии с другими совершаемыми операциями.

Совет

В представленном обзоре подчеркивается: если организация не представляет документы о своих расходах, то налоговая вправе рассчитать расходы расчетным способом.

Причем, расчетный метод может также применяться в случае признания подтверждающих документов ненадлежащими. При этом налоговики сделали оговорку: это правило не распространяется на случаи отсутствия реальных хозяйственных операций.

Как исчисляются сроки давности

Cрок, по окончании которого налогоплательщика нельзя привлечь к налоговой ответственности (срок давности), составляет три года. Считать этот срок можно двумя способами (статья 113 НК РФ):

  • со дня, следующего за окончанием налогового периода, в котором было совершено правонарушение;
  • со дня совершения правонарушения.

Применять первый способ следует, если компания не уплатила (не полностью уплатила) налог или грубо нарушила правила учета (статьи 120 и 122 НК РФ). Сроки давности по налогам, налоговым периодом по которым является год, считаются таким же образом.

Так, допустим, что из-за искажения  налоговой базы в 2013 году была занижена сумма налога на прибыль. Налог должен быть уплачен в 2014 году.

В такой ситуации срок давности для привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ отсчитывается с 1 января 2015 года и истекает через три года — 31 декабря 2017 года (статья 285 НК РФ).

Смягчающие обстоятельства могут учитываться неоднократно

На стадии досудебного урегулирования спора компания вправе требовать учесть смягчающие обстоятельства и снизить штраф. Зачастую налоговики штраф снижают, но спор на этом не заканчивается.

Случается, что компания продолжает обжалование в суде и просит судей еще больше снизить уменьшенный штраф на основании уже учтенных налоговиками смягчающих обстоятельств. Налоговики против этого не возражают.

Они признают: при определении санкций судьи вправе учесть любые смягчающие обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговым органом на стадии досудебного урегулирования.

Непредставление расчета

Статьей 119 НК РФ предусмотрены штрафы за непредставление в срок налоговой декларации. Однако штрафовать на основании этой статьи за непредставление расчета авансового платежа за отчетный период нельзя.

Нельзя за такое нарушение и приостанавливать  операции по счетам в банках либо переводы электронных денежных средств. Приостановление операций возможно только в случае несвоевременного представления декларации.

Несвоевременная уплата налога не влечет штрафа

Статьей 122 НК РФ предусмотрен штраф за неуплату или неполную уплату налога. Он составляет 20 процентов от неуплаченной суммы.

Однако эта ответственность возникает только в случае, если налог не был перечислен из-за искажения налоговой базы или других неправомерных действий.

Так, штраф могут назначить, если некорректно определена сумма налога и в бюджет было перечислено меньше, чем следовало заплатить при правильном расчете.

Что же касается обычного опоздания с уплатой, то перечисление налога с опозданием является основанием для начисления пеней, но не может быть основанием для привлечения к ответственности по статье 122 НК РФ.

Камеральная проверка декларации по НДС

При подаче декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС, инспекция в ходе камеральной проверки вправе истребовать документы, подтверждающие правомерность применения вычетов (пункт 8 ст.

88 НК РФ).

При этом налоговый орган может истребовать документы, подтверждающие право на предъявление к вычету сумм НДС, лишь в случае, когда в налоговой декларации заявлено право на возмещение этого налога из бюджета.

Извещение о рассмотрении материалов проверки

Процедура извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки будет считаться соблюденной, если извещение направлено заказным письмом с уведомлением о вручении.

Одновременно с этим ФНС России отмечает, что для извещения, в принципе, могут применяться и другие способы (например, телеграммы, факсы, электронная почта).

Налоговики уверены, что в целях надлежащего изведения главное — это содержание доведенной информации, а не способ ее доставки.

Списание задолженности с банковских счетов

После вынесения решения о взыскании недоимки, пеней и штрафов с банковских счетов налогоплательщика налоговый орган оформляет инкассовое поручение. Инспекция направляет его для исполнения в банк, в котором открыты счета организации или ИП (подпункты 2, 4 ст. 46 НК РФ).

При этом инкассовые поручения могут быть выставлены на один или несколько банковских счетов. Однако если поручения предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, должна соответствовать  общей сумме задолженности.

Списывать большую сумму налоговики не вправе.

Основания для повторной выездной проверки

Повторная выездная налоговая проверка, которую вышестоящий налоговый орган проводит в порядке контроля за деятельностью инспекции, проводившей «первичную» выездную проверку, должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности. Повторная проверка не может быть проведена с целью доначисления налогов по кругу тех же обстоятельств и правонарушений, которые были выявлены в результате выездной налоговой проверки, проведенной нижестоящей инспекцией.

Непредставление декларации по НДС

Налоговики напомнили о случаях, когда инспекция за непредставление декларации по НДС может заблокировать счета тем лицам, которые не являются плательщиками НДС.

Если лицо, не являющееся налогоплательщиком или освобожденное от исполнения обязанностей налогоплательщика, осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг) с выставлением счетов-фактур, но не представляет декларацию по НДС, налоговики могут приостановить операции по его расчетным счетам. Напомним, что с 2014 года декларации  по НДС можно сдавать только в электронном виде.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2014/9/8986

Особенности проверок налоговых агентов по НДФЛ | Народный вопрос.РФ

0 [ ] [ ]

Особенности проверок налоговых агентов по НДФЛ

Налоговое законодательство понимает под налоговыми агентами лиц, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.

Исполнение этой обязанности подвергается налоговому контролю со стороны налоговиков, одной из форм которого выступают налоговые проверки.

При этом проверки налоговых агентов по НДФЛ имеют некоторые особенности, о которых и пойдет речь в нижеприведенном материале.

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ).

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ (письмо Минфина России от 18 января 2013 года № 03-02-07/1-11).

В статье 31 НК РФ закреплен определенный объем прав, “дарованных” законодательством налоговым органам. В рамках рассматриваемой темы статьи следует обратить внимание на следующие из них:

– производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

– вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

– приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в порядке, предусмотренном НК РФ (подробнее смотрите статьи 76 и 77 НК РФ);

Читайте также:  Работница, вышедшая из декрета в середине года, вправе начать получать вычет на ребенка лишь «с первой зарплаты»

– требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

В связи с этим ни в коей мере нельзя забывать и об обязанностях налоговых органов, предусмотренных статьей 32 НК РФ. Вот лишь некоторые из них, интересующие нас в данном случае:

– бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения (подпункт 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ);

– принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ (подробнее об этом смотрите в главе 12 части первой НК РФ под названием “Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм”) (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ);

– направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора (подпункт 9 пункта 1 статьи 32 НК РФ);

– представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа (подпункт 10 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов – в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса;

– осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом.

Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта (подпункт 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ);

– по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (подпункт 12 пункта 1 статьи 32 НК РФ).

Согласно статье 24 НК РФ налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17 июня 2014 года по делу № А32-11484/2012, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20 мая 2013 года по делу № А27-17528/2012, постановление ФАС Центрального округа от 14 апреля 2006 года по делу № А14-8935-2005/334/33);

– письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах (постановление ФАС Дальневосточного округа от 25 декабря 2002 года по делу № Ф03-А73/02-2/2660);

– вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2003 года по делу № А33-20070/02-С3-Ф02-2713/03-С1);

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля над правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 2 мая 2012 года по делу № А28-5002/2011, от 28 ноября 2011 года по делу № А29-2853/2011; постановление ФАС Центрального округа от 28 августа 2006 года по делу № А35-9977/05-С18);

– в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Помимо указанных обязанностей налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ.

В частности, налоговые агенты по НДФЛ обязаны сообщать налогоплательщикам о фактах излишнего удержания налога и суммах излишне удержанного НДФЛ, на что указывает пункт 1 статьи 231 НК РФ.

Причем на такие действия закон отводит налоговому агенту по НДФЛ всего десять дней со дня обнаружения такого факта.

Обратите внимание

Пункт 5 статьи 24 НК РФ гласит, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 87 НК РФ предусматривает два вида налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

– камеральные налоговые проверки;

– выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Статья 88 НК РФ регламентирует общие положения и порядок проведения камеральных налоговых проверок.

При этом пункт 10 этой статьи гласит, что правила ею предусмотренные, распространяются помимо налогоплательщиков еще на плательщиков сборов, налоговых агентов и на иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено НК РФ.

В силу пункта 17 статьи 89 НК РФ выездные налоговые проверки проводятся аналогично и в отношении налогоплательщиков, и в отношении плательщиков сборов и налоговых агентов.

При этом одно лицо может быть проверено в ходе одной выездной налоговой проверки сразу и в качестве налогоплательщика, и в качестве плательщика сборов, и в качестве налогового агента. Проведение за один и тот же период выездной налоговой проверки организации как налогоплательщика и выездной налоговой проверки этой же организации как налогового агента не противоречит положениям НК РФ.

Исходя из вышесказанного, важным представляется рассмотреть вопрос о нарушениях, установленных в процессе налоговой проверки не только налогоплательщиков, но и налоговых агентов.

Важно

Если налогоплательщик является налоговым агентом и не удержал и (или) не перечислил налог, то он понесет ответственность в соответствии со статьей 123 НК РФ.

Так, неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению.

Более того, налоговому агенту, не перечислившему в установленный срок сумму удержанного у налогоплательщика налога в бюджет, не удастся избежать и начисления пени, на что указывает статья 75 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по перечислению налога, начиная со следующего за установленным налоговым законодательством дня уплаты налога.

Имейте в виду, что арбитры считают вполне правомерным начисление пени даже в том случае, если налоговый агент не произвел удержание налога у налогоплательщика.

На это указывает пункт 2 постановления Пленума ВАС Российской Федерации от 30 июля 2013 года № 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, в котором также сказано, что с налогового агента, не удержавшего налог из денежных средств налогоплательщика, могут быть взысканы пени за период с момента, когда налог должен был быть им удержан и перечислен в бюджет, до наступления срока, в который обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно по итогам соответствующего налогового периода.

Обращаем Ваше внимание на то, что в НК РФ в отношении исчисления и уплаты НДФЛ налоговыми агентами при выплате доходов по государственным ценным бумагам, муниципальным ценным бумагам, а также по эмиссионным ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, выплачиваемых иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, установлены особенности проведения налоговых проверок.

Так, согласно статье 214.8 НК РФ при проведении камеральной и (или) выездной налоговой проверки правильности исчисления и уплаты налога налоговым агентом в соответствии со статьей 214. 6 НК РФ налоговые органы вправе запрашивать в порядке, предусмотренном НК РФ, документы, перечисленные в пункте 1 названной статьи, а именно:

1) копии документов, удостоверяющих личность физического лица, осуществлявшего на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, права по ценным бумагам российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций этой российской организации);

Совет

2) копии документов, удостоверяющих личность физического лица, в чьих интересах доверительный управляющий осуществлял на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, права по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации);

3) копии и оригиналы документов, подтверждающих осуществление физическим лицом на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, прав по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации), а также документы, подтверждающие налоговое резидентство такого лица.

По мнению Минфина России, изложенному в письме от 1 декабря 2014 года № 03-08-13/61294 “О порядке налогообложения доходов в виде дивидендов”, документы, подтверждающие налоговое резидентство, необходимы к представлению налоговому агенту на момент проведения налоговых проверок в случае применения налоговым агентом льгот и освобождений, предусмотренных НК РФ или международным договором Российской Федерации, в том числе в случае, когда налоговым агентом не удерживается налог с процентных доходов по облигациям российских эмитентов, выплачиваемых в пользу юридических лиц – налоговых резидентов Российской Федерации;

4) копии и оригиналы документов, подтверждающих осуществление доверительным управляющим на дату, определенную решением российской организации о выплате дохода по ценным бумагам, прав по ценным бумагам такой российской организации (ценным бумагам иностранной организации, удостоверяющим права в отношении акций российской организации) в интересах физического лица, а также документы, подтверждающие налоговое резидентство такого лица;

5) иные документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налога, в том числе документы, подтверждающие достоверность информации, представленной иностранными организациями, действующими в интересах третьих лиц.

Обратите внимание, что перечень документов, которые могут быть истребованы налоговым органом, является открытым, то есть при проверке дополнительно могут быть запрошены документы, подтверждающие право налогоплательщика на применение соответствующих налоговых ставок и льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения. На это указывает Минфин России в письме от 9 января 2014 года № 03-08-05/82. В этом же письме Минфин России отмечает, что закрытый перечень документов, которые могут быть запрошены налоговыми органами, не определен.

В силу пункта 2 статьи 214.8 НК РФ требование о представлении вышеперечисленных документов должно быть направлено налоговому агенту, который осуществил исчисление, удержание и уплату соответствующего налога, в порядке, предусмотренном статьей 93 НК РФ.

Если у налогового агента отсутствуют истребуемая информация и (или) документы, налоговый агент должен направить иностранным организациям, действующим в интересах третьих лиц, которым была осуществлена выплата дохода по ценным бумагам российских организаций, запрос о представлении таких документов.

Обратите внимание

Заметим, вышеуказанные документы также могут быть запрошены налоговыми органами у уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Обратите внимание, что документы, истребованные в соответствии со статьей 214.8 НК РФ, подлежат представлению в налоговый орган не позднее трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего требования. При этом срок представления документов может быть продлен решением налогового органа, но не более чем на три месяца.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/2780

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector