Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки?

Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки?

Мораторий на налоговые проверки – факт его введения обрадовал бы всех коммерсантов. Есть ли сейчас такой мораторий и как снизить риски, если избежать налоговой проверки не удается?

Зачем нужны налоговые проверки и что такое мораторий

Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки

Как снизить риски, если грозит налоговая проверка

Итоги

Зачем нужны налоговые проверки и что такое мораторий

С налоговыми проверками сталкиваются практически все представители бизнеса. Даже если в компанию или к ИП налоговики не пришли лично во время выездной проверки (для осмотра имущества, проверки документации и др.), то избежать камеральной проверки (контроля правильности деклараций и иных документов) не удается никому. Эти 2 вида налогового контроля предусмотрены ст. 87 НК.

Подробнее об указанных видах проверок см. материалы раздела «Налоговые проверки».

Государство строго следит за тем, чтобы казна страны пополнялась вовремя и в полном объеме, а также неукоснительно соблюдалось налоговое законодательство. Эта государственная задача решается столетиями, начиная с государственного контроля Российской империи и до наших современных контролеров.

Сейчас налоговики по-новому подходят к решению задач налогового контроля, в том числе изобретая для него новые методы. К примеру, с 2015 года действует новая форма налогового контроля – налоговый мониторинг (закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ), который является добровольным и доступен только для крупных компаний.

О тонкостях налогового мониторинга см. в материалах нашего сайта:

Обратите внимание

Мораторий на налоговые проверки – это ограничение, налагаемое законодателями на виды и сроки проводимого контроля, целью которого является поддержка бизнеса (в основном малых и микропредприятий), снижение госрасходов и др.

На нашем форуме разбираем много интересных моментов в бухгалтерском и налоговом законодательстве. Например, в этой ветке можно выясняем, когда правомерна повторная выездная налоговая проверка.

Есть ли сейчас мораторий на налоговые проверки

Любая налоговая проверка – головная боль для коммерсанта, так как происходит отвлечение трудовых ресурсов от непосредственно производственного процесса, перелопачивается множество документов, изрядно изнашивается нервная система всего коллектива.  Государство со своей стороны тоже несет затраты по организации и обеспечению налогового контроля.

Всего этого избежать помогает мораторий на проверки. законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусмотрен запрет на три года (2016–2018) в отношении плановых проверок органами госконтроля (трудовой и пожарной инспекциями, Роспотребнадзором и др.) компаний и ИП, относящихся к субъектам малого предпринимательства.

Подробнее о том, кто может считать себя малым предприятием, см. материал «Бухгалтерский баланс для малых предприятий (особенности)».

К сожалению, налоговых проверок этот мораторий не коснулся – как и прежде, коммерсанты должны быть готовы и к плановым, и к внеплановым визитам налоговых контролеров.

Как снизить риски, если грозит налоговая проверка

Если государство не вводит мораторий на налоговые проверки, коммерсанту остается только одно – самому заниматься вопросами снижения рисков, связанных с данной формой госконтроля. Доначисления, пени, штрафы – эти последствия возникают после налоговых проверок в связи с выявлением нарушений налогового законодательства, некомпетентности, ошибок (случайных или намеренных).

Поэтому руководству любой компании:

  • Необходимо позаботиться о квалифицированных специалистах, от которых зависит правильность и достоверность налогового учета и отчетности. Для этого нужно оценить уровень их квалификации (приказ Минтруда «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» от 12.04.2013 № 148н), а затем систематически обеспечивать регулярное ее повышение, чтобы все необходимые изменения законодательства своевременно учитывались при ведении учета и составлении отчетности.

Быть в курсе налоговых изменений помогут материалы нашей рубрики «Налоговые изменения 2018».

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/provedenie_nalogovyh_proverok/est_li_sejchas_moratorij_na_nalogovye_proverki/

Мораторий на проверки малого бизнеса в 2018 году

Каникулы для малого бизнеса продлили еще на довольно длительное время, так как согласно внесенным поправкам Минэкомразвитием и генеральной прокуратурой мораторий увеличен до 2022 года. Но при этом необходимо соблюдение всех предписаний относительно соответствия требованиям и критериям малого бизнеса.

До указанного периода контролирующие органы не вправе проверять без причин организации, отвечающие следующим признаком малого предприятия:

  1. Выручка в год до 800 млн. рублей, у микропредприятий — до 120 млн. рублей, средние предприятия должны оборачивать в год не более 2 млрд. рублей – данное значение выручки было изменено в 2015 году практически для всех предприятий за исключением унитарных и государственных.
  2. Штат до 100 человек.
  3. Суммарная доля участия государственных структур в уставном капитале до 25%, а в иностранных предприятиях до 40%.

Для определения принадлежности бизнеса к малому необходимо соответствие именно этим трем критериям, никаких дополнительных доказательств, в том числе и документальных не требуется. Проверяющие органы должны самостоятельно найти письменные доказательства, в которых указаны цифровые показатели.

При этом существует перечень исключений, из-за которых предприятие не может подпадать под мораторий, даже если оно представитель малого бизнеса:

  • деятельность в сфере образования и здравоохранения;
  • работа в сфере энергоснабжения и электроэнергетики;
  • управляющие компании, обслуживающие жилищно-коммунальный сектор;
  • организации, применяющие государственные тайны;
  • аудиторские фирмы и сфера социального обслуживания.

Кроме этого под действия моратория не попадают компании, у которых были выявлены грубые нарушения менее, чем за 3 года до проверки, что привело к административной ответственности или отзыву лицензии.

При этом следует помнить, что такое лицо вправе ходатайствовать об отмене проверок, на основании включения его в список ежегодных контролирующих мероприятий с нарушением требования ФЗ №246.

Полный перечень критериев, при которых предприятие не может воспользоваться послаблением, указан в ст. 26.1 ФЗ №294.

Какие именно контрольные мероприятия отменены

Действие моратория распространяется только на плановые проверки в любом виде – выездные или документальные для малого бизнеса, которые осуществляются в пределах действия ФЗ №294.

Невозможно полностью убрать проверки в следующих случаях:

  • не подпадает под надзорные каникулы налоговый контроль, контроль над выплатой средств во внебюджетные фонды, таможенные сборы, на прокурорскую проверку.

Кроме этого существует перечень, указанный в ФЗ №246, в частности это:

  • государственный федеральный надзор в сфере промышленной и пожарной безопасности в отношении предпринимателей и промышленных лиц, которые применяют в своей деятельности производственные объекты 1 и 2 класса опасности;
  • федеральный государственный надзор в области радиационной безопасности;
  • внешнего контроля качества роботы предприятий, занимающихся деятельностью в сфере аудита.

Следует понимать, что мораторий касается только плановых проверок, от внеплановых инспекций со стороны любого контролирующего органа, такого как ФФОМС, ФСС, Роспотребнадзор, никто не застрахован, они могут инициироваться любым лицом с различным статусом одним только заявлением, тема которого касается:

  • нанесения вреда здоровью или жизни человека, а также возникновения угрозы такого нанесения;
  • причинения вреда жизни и здоровью животных, а также растительному миру;
  • нарушения прав потребителей, ущемления их возможностей и свободы выбора

При этом любая из таких проверок регулируется статьей 10 ФЗ №294.

Как следует действовать в спорных ситуациях

Нередко происходят несправедливые действия в отношении организации, например, ее включение в план проверок, хотя на это нет оснований.

В данном случае требуется обратиться в орган, осуществляющий проверки с заявлением об отмене надзорного мероприятия в отношении объекта или документации при этом приложить к нему пакет документации: копия отчета о финансовых итогах за истекший год, справка о численности штата, для АО — выписка из реестра акционеров.

В случае уже начавшейся проверки можно ей препятствовать, аргументировав действия необоснованностью всего процесса и подкрепляя доводы документами.

Если надзорный орган игнорирует требования моратория его действия и выводы, указанные в протоколах о проверке можно считать недействительными.

Любое юридическое лицо может знать о предстоящей проверке, изучив информацию на сайте https://proverki.gov.ru/. Ресурс является носителем сведений относительно плановых и неплановых мероприятий, при этом указан полный перечень предприятий и адресов, а также даты выполнения надзора.

Чтобы использовать ресурс, следует в его поисковике указать название компании и нажать на кнопку «Найти».

Все сведения относительно проверок публикуются не позже 3 дней с момента издания приказа о проведении мероприятия, только комплекс надзора, инициированный жалобами потребителей, будет обнародован в процессе выполнения.

Важно

Федеральный закон №246, согласно которому был введен трехлетний мораторий, а впоследствии продлен был подписан Президентом РФ в 2015 году. Этим документом были внесены изменения в ФЗ №294, в котором приведены меры защиты хозяйствующих субъектов, в отношении которых выполняются проверки.

Вступил закон о моратории в силу со дня его публикации, то есть с 14 июля, согласно этому документу плановые проверки отменены только в отношении субъектов, которые, согласно ФЗ №209, имеют отношение к малому бизнесу.

Исключения из правил указаны в Постановлении Правительства РФ №944 и ст. 26.1 ФЗ №294.

Продление моратория на период 2019-2022 годов было выполнено на основании поправок к ФЗ №294.

Заключение

В течение обозначенного периода субъект малого бизнеса освобождается от проверок в следующих случаях:

  • не входит в перечень исключений, который дает возможность его проверять;
  • не ведет деятельность, которая несет окружающей среде и жителям угрозы, а также не применяет опасных веществ;
  • не привлекался к административной ответственности, не было приостановки разрешительных документов.

Данное нововведение не лишает надзорные и контролирующие органы полностью возможности выполнять проверку или назначать плановое посещение предприятия.

Чтобы не происходили непредвиденные ситуации, необходимо пользоваться актуальными источниками, которые должны всегда содержать полную информацию относительно решений по конкретному предприятию.

Информация по мораторию на 2018 год представлена на видео.

Рекомендуем другие статьи по теме

Источник: http://znaybiz.ru/forma/ooo/about/moratorij-na-proverki-malogo-biznesa.html

Опять каникулы

Мораторий на плановые проверки малого бизнеса продлят до 2022 года и расширят его действие на средние предприятия. Внести соответствующие поправки в закон поручено Минэкономразвития и Генеральной прокуратуре

Фото: Александр Коряков / «Коммерсантъ»

Министерству экономического развития (МЭР) совместно с Генпрокуратурой поручено подготовить поправки, которые продлят мораторий на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса и распространят мораторий на средний бизнес, следует из поручения вице-премьера, главы аппарата правительства Сергея Приходько (копия есть у РБК). Подлинность документа подтвердили в аппарате министра по вопросам «открытого правительства» Михаила Абызова, курирующего реформу контрольно-надзорной деятельности. РБК направил запрос в Минэкономразвития.

Для продления «надзорных каникул» необходимо подготовить поправки ко второму чтению законопроекта (.

pdf) об изменениях в 294-ФЗ о защите прав предпринимателей при осуществлении госконтроля и в статью 19 закона о лицензировании, который находится сейчас в Госдуме.

В соответствии с поручением Сергея Приходько сделать это предстоит в двухнедельный срок со дня принятия этого законопроекта в первом чтении.

Риск-ориентированная реформа

Минэкономразвития и Генпрокуратура в течение двух недель после принятия законопроекта в первом чтении должны представить в правительство проект поправок, предусматривающих введение моратория на период 2019–2022 годов на проведение плановых проверок в отношении предприятий малого и среднего бизнеса, проводимых без применения риск-ориентированного подхода, говорится в поручении Приходько. Риск-ориентированный подход пока применяется не по всем видам контроля и надзора, и продление моратория нужно, чтобы не ухудшалось положение предпринимателей.

«Эта мера позволит не только сохранить общий положительный эффект от моратория, но и еще больше снизить административную нагрузку на бизнес начиная с 2019 года.

Таким образом, будет сделан еще один важный шаг к улучшению положения предпринимателей, который дополнит проводимую с 2016 года по поручению главы государства комплексную реформу контрольно-надзорной деятельности», — рассказал РБК Михаил Абызов.

Совет

Важно, что планируется распространить действие «надзорных каникул» и на средний бизнес, считает вице-президент «Опоры России» Марина Блудян, после введения моратория в 2016 году именно на них фактически пришелся основной «удар» со стороны надзорных органов. Некоторые надзорные органы, по словам Блудян, уже отказались от плановых проверок и теперь реагируют только на факты нарушений.

Читайте также:  Порядок учета собственного капитала организации (нюансы)

Мораторий на проведение плановых проверок бизнеса был введен с 1 января 2016 года и продлится до конца 2018 года. «Надзорные каникулы» не коснулись предприятий, работающих в сфере надзора промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности, а также аудиторских организаций и компаний, управляющих многоквартирными домами.

Режим «надзорных каникул» для малого бизнеса доказал свою эффективность, отмечалось в докладе о проблемах бизнеса, подготовленном в аппарате бизнес-омбудсмена.

В некоторых регионах мораторий помог снизить число плановых проверок почти вдвое, отмечалось в докладе. Впрочем, надзирателям за бизнесом легко обойти мораторий за счет роста числа внеплановых проверок и административных расследований, указывали авторы доклада.

По данным «Опоры России», за 2017 год число плановых проверок бизнеса сократилось в среднем на 40%.

Правительству неоднократно предлагали продлить мораторий: в частности, в марте 2017 года МЭР предлагало сделать его бессрочным, а бизнес-омбудсмен Борис Титов в декабре предлагал ввести мораторий на проверки всех малых и средних предприятий без исключения, если речь не идет об угрозе жизни или здоровью.

Внеплановые проверки представляют собой серьезную нагрузку для бизнеса, констатирует Михаил Абызов.

Зачастую они являются инструментом недобросовестной конкуренции и надуманного давления на бизнес — важно принять закон (соответствующее поручение президента сейчас находится на исполнении в правительстве), закрепляющий соотношение внеплановых проверок в объеме не более 30% от плановых, ранее подчеркивал министр.

Обратите внимание

В октябре прошлого года Минэкономразвития представило разработанный на площадке «открытого правительства» проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре, который предусматривает значительную реформу надзорной деятельности.

Согласно прошедшему первое чтение в Госдуме законопроекту, власти не смогут проводить проверки в отсутствие руководителей компаний и в случаях, если установить нарушение можно и без личного присутствия проверяющего на предприятии.

Кроме того, документ закрепляет переход от «палочной» системы, согласно которой работа надзорных органов оценивалась только по количеству проверок и объему штрафов, к риск-ориентированному подходу.

Предприятия будут делиться на шесть классов опасности, от низкого до чрезвычайно высокого, и именно этот критерий станет основанием для определения периодичности надзора (так, для шестого, то есть самого низкорискового класса, плановых форм контроля вообще не предусмотрено).

Источник: https://www.rbc.ru/economics/16/03/2018/5aaa95949a7947d00631fc6d

С 2019 года мораторий на проверки бизнеса отменяется – к кому нагрянут ревизоры

Мораторий на проверки малого и среднего бизнеса (МСБ), который впервые ввели в августе 2014 года, а затем неоднократно продлевали, истекает через две недели.

И, похоже, на этот раз власти лонгировать поблажки не намерены. По крайней мере такой нормы нет в тексте закона о госбюджете на 2019 год, принятого парламентом и подписанного Президентом.

А ведь именно таким образом правительство продлевало мораторий на проверки последние пару лет.

Чем бизнесу аукнутся последние изменения в Налоговый кодекс

И хотя бизнес все еще надеется на продление моратория, эксперты рекомендуют не делать ставку на благосклонность властей в преддверии выборов. И советуют 110 тысячам предприятий тщательно подготовиться к приходу незваных гостей.

Взвесят риски

С 1 января возрождается традиция плановых проверок, которая в своей концепции (до ввода моратория) подразумевала массовые проверки бизнеса с периодичностью в зависимости от степени рисковости предприятия. Последняя редакция оценки риска субъекта хозяйствования, изложенная в постановлении Кабмина 937 от 31 октября 2018 года, подразумевает такую цикличность:

  • Высокая, не чаще 1 раза в два года.
  • Средняя, не чаще 1 раза в три года.
  • Незначительная, не чаще 1 раза в 5 лет.

Впрочем, несмотря на то, что мораторий пока еще действует, вот уже как год его «функциональность» весьма условна. Поскольку в феврале нынешнего года правительство вывело из-под его действия 18 контролирующих органов, в том числе для налоговиков и «трудовиков», позволив им планово проверять всех без исключения.

«Полноценный мораторий был в 2015 году, сейчас же его фактически не существует. Да, пока еще есть определенные ограничения, но и эта иллюзия отменяется с 1 января. Проверки начнут проводиться согласно утвержденным критериям, которые принимаются каждым контролирующим органом, готовящим плановые мероприятия», – констатирует глава Союза защиты предпринимателей Сергей Доротич.

Кабмин инициировал отмену моратория на проверки бизнеса

Как следует из статистики за 2018 год, лидерами по проверкам стали ГСЧС (43 тыс.), Госпотребслужба (22 тыс.), Гоструда (17 тыс.). С Нового года к ним присоединятся МЭРТ, МВД, Минобразования и другие ревизоры. Всего свыше 30 контролирующих органов уже обнародовали планы проверок на 2019 год.

Хотя премьер-министр обещает, что по сути для бизнеса ничего не изменится, и засилья проверяющих ожидать не следует, перемены все же будут. Сама идея моратория подразумевала концептуальное изменение отношения государства к бизнесу.

Идеологически последний должен был перестать быть «кормушкой» и перейти в статус партнера.

Хотя с каждым годом мораторий «усекался» под благовидными предлогами, концепция подразумевала запуск механизма контроля над самими проверяющими, что заставляло последних держать себя в руках.

Кого бояться

Среди наиболее «опасных» проверяющих органов эксперты называют ГФС и Гоструда. Сфера «интересов» этих ведомств не ограничивается каким-то отдельным сектором, а охватывает абсолютно весь бизнес.

Согласно критериям рисковости, при наличии в стране около миллиона субъектов предпринимательства ежегодно проверками можно охватывать до 200-300 тысяч предприятий.

При этом Гоструда уполномочена накладывать неподъемные штрафы в сотни тысяч гривен, а фискалы могут блокировать счета — для малого и среднего бизнеса это сродни катастрофе.

Важно

Ситуацию усугубляет тот факт, что с 2019 года отчисления по штрафам пойдут местным бюджетам – такое изменение депутаты приняли в бюджетном пакете. С точки зрения наполнения казны, власти поступили весьма мудро: на местах лучше видно, у кого и что искать. А вот бизнесу это ноу-хау не сулит ничего хорошего.

Нацкомфинуслуг обнародовал план проверок на 2019 год: 98 ревизий с точными датами

«Чем ниже передаются полномочия, тем выше заинтересованность проверяющих органов что-то «найти».

Например, мэру, который планирует идти на следующие выборы, не хватает средств провести асфальтную дорожку, и что он делает? Он дает проверяющим на местах, которые формально зависят от главного и территориального управлений, прямую директиву искать деньги.

И они рыщут, собирая их как в местный бюджет, так и себе в карман. Децентрализация создала в регионах вакханалию, воцарились настоящие удельные князья, которые воспринимают регионы как свои вотчины», – рассказывает Сергей Доротич.

К кому придут

Впрочем, паниковать и прятать голову в песок не стоит. Охватить проверками абсолютно всех предпринимателей ревизоры физически не смогут. На это у них просто не хватит кадрового ресурса.

Поэтому проверяющие будут идти к тому, у кого можно что-то найти, то есть к крупному и преуспевающему среднему бизнесу.

При этом ГФС, например, уже в значительной степени перешла на профилактические проверки, например, при регистрации налоговых накладных.

«Налоговики проверяют тех, у кого есть что проверить, то есть фирмы с деньгами, Если это сегмент малого бизнеса, у которого меньше 100 тыс. грн.

оборота в месяц, сколько можно с него взять штрафов? Его просто нет смысла проверять, это неэффективное использование ресурсов фискальной службы. Акцент сделают на крупных налогоплательщиков, у которых есть какие-то льготные операции, где есть смысл что-то «копать», – рассказала UBR.

ua налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.

МЭРТ начинает проверки украинских туроператоров – кого могут закрыть

Поэтому малым предприятиям можно пока расслабиться, проверки у них неактуальны. Правда, лишь при условии выполнения базовых правил. Эксперты настоятельно рекомендуют избегать нарушений, которые могут привлечь внимание ревизоров к любому виду бизнеса.

Задержки в уплате налогов

Сведение госбюджета — первейшая на сегодняшний день задача для государства, поэтому налоги нужно платить в срок и правильно. Особое значение проверяющие органы уделяют сборам ЕСВ, который наполняет Пенсионный фонд.

Согласно данным ГФС, проблем здесь нет, но под надзором могут оказаться те субъекты хозяйствования (в основном ФЛП в глубинке), которые теоретически могут выплачивать зарплату (вознаграждение) на руки наемному работнику или даже продукцией предприятия, игнорируя отчисления в госбюджет. За что полагается штраф 125 190 грн.

Неофициальное трудоустройство

Распространенное правонарушение — наличие на торговой точке нетрудоустроенных сотрудников. Весь 2018 год инспекция по охране труда «свирепствовала» и, очевидно, будет следовать этой практике дальше.

«Клиенты рассказывают, что во Львове на рынках трудоустроили всех тех сотрудников, которых не оформляли с обретения Украиной независимости. Это говорит о серьезности проблем, которая может принести проверка», – делится наблюдениями Александра Томашевская.

Гоструда разворачивает новые рейды на украинский бизнес, меняет приемы

Поэтому тем предпринимателям, особенно в глубинке, кто привык относиться к этому вопросу легкомысленно, следует привести дела в порядок. «Цена вопроса» слишком высока и может уложить на лопатки средней руки предприятие.

Недопуск проверки

Недопуск проверки на предприятие — тяжелое правонарушение, за это полагается «драконовский» штраф 372 тыс. грн.

Однако если предприниматель точно знает, что у него не все в порядке, и штраф, например, за нетрудоустроенных сотрудников будет больше этой суммы (если таковых более трех), то имеет смысл проверку не допустить.

Во-первых, это экономия, во-вторых, с хорошими юристами есть шанс отбиться от штрафа потом в суде.

Оформление сотрудников как ФЛП

Часто предприятия оформляют наемных рабочих как ФЛП. И именно таких ФЛП разыскивают «трудовые инспекции», причем штрафуют как предприятие, так и сам ФЛП. Эксперты рекомендуют тщательнее вычитывать договор предприятия с ФЛП, чтобы он не был аналогичен трудовому договору по найму рабочей силы на этом же предприятии.

«Нельзя допускать дублирования рабочего графика, социальных преференций и разного рода льгот и гарантий. Если подобные совпадения найдут в договоре с ФЛП, то проверяющие придут к выводу, что договор фактически подменяет официальную занятость», – рекомендует Сергей Доротич.

На эти же нюансы указывает и Александра Томашевская.

«Если работник-ФЛП придерживается трудового распорядка: приходит в 9.00, уходит в 18.00, у него есть босс, которому он отчитывается и подчиняется, то он по факту наемный сотрудник в части этих правоотношений.

Это трактуется контролерами как нарушение, приравненное к неоформленному сотруднику. И то, что он платил налоги как ФЛП, проверяющих не волнует. Если человек ходит как на работу, то он должен быть оформлен как наемный сотрудник.

А чтобы не было вопросов, он должен работать как подрядчик», – объясняет эксперт.

Кассовая дисциплина

Оформление банками карточек предприятий на хозяйственные нужды вызвало настоящий бум среди директоров, которые стали рассчитываться ими при закупках на личные цели. Подобное нарушение однозначно вызовет интерес контролеров. Потому все закупки по хозяйственной карточке должны быть подкреплены чеками и иметь логическое обоснование, что приобретения необходимы именно для предприятия.

Читайте также:  Приказ о предупреждении за нарушение трудовой дисциплины

Украинских предпринимателей массово штрафуют из-за нарушения кассовой дисциплины

Дисциплину необходимо соблюдать и при работе с кассовыми аппаратами, если они есть. Например, продолжать исправно вести книгу КУРО до тех пор, пока надлежащим образом не будет оформлена работа без нее.

Контролеров можно контролировать

Ну а если к вам все же нагрянули ревизоры, не стоит забывать о своих правах. Прежде всего, следует помнить, что проверяющих можно и нужно контролировать самому. Закон разрешает записывать их действия на видео.

Едва ли эта мера защитит компанию от найденных нарушений, если они есть, но совершенно точно сдержит «гостей» от необдуманных шагов.

К тому же, видеозапись в будущем можно использовать в качестве доказательства нарушения процедур самими ревизорами.

Не надо бояться судиться

Не следует бояться обращаться в суд. Даже в том случае, если проверка обнаружила фиктивного ФЛП-работника и оштрафовала предприятие за это, есть большие шансы отбиться в суде.

Оспорить результаты проверок: как это делается по новым правилам

«В таких случаях нужно идти к юристам и писать протест, искать несоответствия в осуществлении проверки и доказывать реальность ФЛП. Если налоги уплачены, а хозяйственная деятельность ведется и подкреплена договорами, шансы всегда есть.

Суд на все это смотрит уже в юридической плоскости — не по догадкам инспектора, а по документам. И принимает решение в пользу предпринимателя», – советует председатель Ассоциации собственников малого и среднего бизнеса Руслан Соболь.

Источник: https://ubr.ua/business-practice/laws-and-business/s-2019-hoda-moratorij-na-proverki-biznesa-otmenjaetsja-k-komu-nahrjanut-revizory-3878843

Мораторий в 2019 году на проверки для малого бизнеса

Хорошей новостью в новом 2019 году для малых предпринимателей стало продление моратория на проверки.

Так, с 01 января 2019 по 31 декабря 2020 года установлен запрет на проведение плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если организацию все же решат проверить в нарушение данного запрета – результаты такой проверки считаются недействительными, и можно смело ссылаться на то, что компания относится к малому бизнесу.

Однако, есть основания, по которым проверку могут провести несмотря на действие моратория. В связи с этим необходимо удостовериться, что организация не подпадает под исключительные случаи, когда статус малого предпринимательства не избавит от проверки.

Сведения о том, включена ли ваша организация в план проверок, можно получить на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ по адресу: http://plan.genproc.gov.ru/plan2019/.

Совет

К случаям-исключениям, на которые мораторий не распространяет свое действие, относятся:

– прокурорские, полицейские, налоговые, таможенные, валютные, страховые, банковские, в сфере обработки персональных данных, ПОД/ФТ и прочие проверки, проведение которых в принципе не подчиняется нормам Закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

– все плановые лицензионные проверки;

– все плановые проверки таких объектов, которым присвоены категории риска/классы опасности (риск-ориентированный подход имеет приоритет над мораторием);

– плановые проверки в социальной сфере и в сферах здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности (для них установлена собственная периодичность);

– «профильные» плановые проверки тех субъектов, которые в последние 3 года были сурово наказаны – административным приостановлением деятельности или дисквалификацией, или приостановлением/аннулированием лицензии, или просто штрафом, но за грубое нарушение в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ;

– плановые проверки в рамках обеспечения радиационной безопасности, соблюдения государственной тайны, внешнего контроля качества аудиторской работы, в атомной энергетике, а также пробирного надзора.

14 Января 2019 г.

Источник: https://bridge-group.ru/news/detail/438

Мораторий на проверки: что ждет малый бизнес в 2018 году?

  • В чем суть моратория на проверки малого бизнеса.
  • Что делать, если контрольный орган пришел с плановой проверкой в обход моратория.
  • Каковы результаты действующих «надзорных каникул».
  • Продлен ли мораторий на проверки для малого бизнеса до 2022 года.
  • Как получить статус малого или среднего предприятия.
  • Как подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу.

Мораторий – временное ограничение какого-либо правила.

В 2016 году такое ограничение было наложено федеральным законом на все государственные проверки малого бизнеса.

Правила подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки

Суть моратория на проверку малого бизнеса 

На строго ограниченный период времени государство избавило субъекты малого предпринимательства от плановых проверок контролирующими органами.

От проверок не освобождены:

  • юридические лица, осуществляющие деятельность в области здравоохранения, образования и социальных услуг, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
  • компании, которые ранее допускали грубые нарушения КоАП РФ, это было установлено по итогам предыдущих проверок, лицо было привлечено к административной ответственности, дисквалифицировано, либо его деятельность была приостановлена, а лицензия аннулирована, с момента такой проверки не прошло трех лет.

Законодатель выделил стратегически важные сферы деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся

  • соответствие нормам безопасности гидротехнических сооружений, если компания эксплуатирует опасные производственные объекты и гидротехнические сооружения (1 и 2 классов опасности);
  • экологическая безопасность, если компания эксплуатирует объекты, отрицательно влияющие на окружающую среду (1 и 2 категории опасности);
  • соответствие нормам промышленной безопасности и пожарного надзора;
  • соблюдение требований радиационной безопасности и использования атомной энергии;
  • наличие действующей лицензии у компаний, которые управляют многоквартирными домами (УК);
  • охрана государственной тайны, если деятельность организации так или иначе связана с ее соблюдением;
  • деятельность аудиторских компаний (внешний контроль их работы).

Полный перечень видов деятельности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944, можно скачать тут.

Существуют объекты, чрезмерная лояльность к эксплуатации которых может стоить безопасности и жизни людей, поэтому тщательный государственный контроль и надзор в данных областях необходим. Мораторий касается только плановых проверок.

Новые правила не защищают субъекты малого бизнеса от внеплановых проверок, которые в обязательном порядке проводит госорган по обращению заинтересованного лица.

Поэтому руководству компаний, на которые распространяется вышеуказанный закон, не стоит пренебрегать требованиями техники безопасности, правами потребителей, санитарными нормами.

Проверки в обход закона

Если ваша компания отнесена к субъектам малого предпринимательства, можно рассчитывать, что, начиная с 2016 года, плановые проверки вам не грозят.

Если надзорный орган все же пришел, его представителям будет достаточно показать документы, подтверждающие причастность компании к малому предпринимательству. Если такие документы в наличии и в порядке, то проверка должна быть прекращена немедленно.

В случае, если вы обнаружили свою организацию в перечне лиц, в отношении которых планируется проверка, то вправе обратиться с заявлением в надзорный орган и потребовать исключения компании из ежегодного плана проверок.

Так или иначе, руководителю организации, в которой была проведена проверка в обход закона о моратории, беспокоиться не о чем, так как ее результаты будут считаться недействительными.

С 1 января 2018 г. законодательством закреплен «риск-ориентированный подход». Этот метод направлен на сокращение издержек, как со стороны проверяющих надзорных органов, так и подконтрольных субъектов.

Риск-ориентированный подход заключается в том, что все компании, над которыми ведется контроль, условно делят на группы соответственно классам их опасности и категориям риска.

То есть классификация субъектов зависит от степени тяжести негативных последствий, которые вероятно могут наступить при административных нарушениях лица, а также от вероятности совершения таких административных проступков.

Обратите внимание

Например, крупная производственная компания, эксплуатирующая объекты, которые представляют вред для окружающей среды, должна быть отнесена к более высокому классу риска, чем организация, оказывающая бытовые услуги населению.

С перечнем плановых проверок в отношении вашей организации вы можете ознакомиться на сайте ФГИС «Единый реестр проверок», для этого достаточно ввести ОГРН, ИНН или полное наименование организации.

Результаты моратория на 2018 год

Новшество доказало свою эффективность: значительно снижена административная и бюрократическая нагрузка на небольшие компании, открыт путь к развитию для многих отечественных стартапов.

В рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности воплощено множество законодательных инициатив: внедрен Единый реестр проверок, активизируется процесс электронного взаимодействия органов власти, введен риск-ориентированный подход при проведении плановых проверок.

По данным Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», общее количество плановых проверок в 2017 году уменьшилось в среднем на 40 %.

За указанный период выросло число внеплановых проверок. Контролирующие органы сами нарушают законодательство или относятся к его исполнению недобросовестно. Ежегодно прокуратуре приходится отклонять множество предложений контролирующих органов о включении в сводный план проверок, если они составлены некорректно или с нарушением закона.

Например, в отношении лиц, которых проверяли в последние три года или которые даже прекратили коммерческую деятельность. Крупные предприятия начали дробиться, регистрируя свои подразделения как отдельные юридические лица и стремясь к получению каждым из них статуса субъекта малого бизнеса.

К такой уловке прибегли сетевые магазины, имеющие в своей структуре большое количество обособленных подразделений. Помимо снижения надзорной нагрузки статус малого предприятия дает преимущества в налогообложении, что оптимизирует издержки предприятия.

Налоговая служба может расценить подобные манипуляции как способ ухода от налогов, что грозит уголовной ответственностью для руководителя.

Продление моратория до 2022 года

В настоящий момент Правительство РФ планирует продление моратория на проверки бизнеса до конца 2022 года. Это связано со стремлением снизить административную нагрузку на отечественные предприятия.

В Государственной Думе идет речь не только о пролонгации моратория, но и о расширении сферы его действия на средний бизнес.

По мнению участников рынка, в 2017 году наибольшее количество административных проверок пришлось именно на субъекты среднего предпринимательства.

https://www.youtube.com/watch?v=pR_-qsvKibg

Новые правила проверок разрабатывались в рамках президентской реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ. А в проект «дорожной карты» по выполнению в 2018–2019 гг. «Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года», подготовленной Минэкономразвития РФ, внесена инициатива о бессрочном запрете плановых проверок субъектов малого бизнеса. 

Инициатива – еще не законопроект, а законопроект – еще далеко не принятый Федеральным Собранием и подписанный Президентом федеральный закон.

Важно

Государственная политика в отношении административных проверок предпринимателей может неоднократно измениться, однако на сегодняшний день есть все предпосылки говорить о том, что по субъектам малого и среднего бизнеса сохранится тенденция снижения административной нагрузки.

В связи с этим у предпринимателей возникает вопрос: как получить статус субъекта малого или среднего предпринимательства, чтобы легально пользоваться государственной поддержкой и льготами?

Статус субъекта малого бизнеса

Помимо освобождения от плановых проверок, статус субъекта малого бизнеса обеспечивает налоговые льготы, доступ к госзакупкам и иные меры государственной поддержки.

Для подтверждения статуса субъекта малого бизнеса нужно:

  • соответствовать определенным критериям, установленным законом;
  • включить компанию или ИП в реестр субъектов малого предпринимательства. 

Закон называет всего 3 фактора для оценки:

  • состав учредителей (оценивается только у компаний, претендующих на положение малого предприятия, если в их числе есть другие организации, помимо физических лиц);
  • количество штатных сотрудников (за предыдущий годовой период не может превышать для малых предприятий – 100 человек, субъектов среднего бизнеса – 250 человек);
  • размер дохода (не должен превышать 800 миллионов рублей за прошлый год, при этом доходная часть суммируется по всем видам деятельности и режимам налогообложения).
Читайте также:  Как составить номенклатуру дел в организации?

Юридическое лицо не может стать субъектом малого предпринимательства, если его учредителями являются:

  • на 25 % – государственные образования (РФ, субъекты, муниципалитеты);
  • на 25 % – общественные или религиозные организации и фонды;
  • на 49 % – любые прочие организации.

Компания может попытаться получить статус, если основные ее акционеры-организации, занятые в инновационном секторе экономики, участники проекта «Сколково», либо они сами имеют статус субъектов малого или среднего предпринимательства.

Как подтвердить принадлежность к малому бизнесу

Чтобы подтвердить принадлежность своей компании к малому бизнесу (например, при включении в план проверок в обход моратория), руководителю следует получить выписку из Единого реестра малого и среднего предпринимательства. 

Ведением такого единого реестра занимается Федеральная налоговая служба РФ. ФНС России вносит сведения обо всех компаниях, которые подходят под критерии малого или среднего предпринимательства, автоматически.

Никаких дополнительных действий от руководителя субъекта бизнеса не требуется.

Налоговая самостоятельно анализирует сведения о доходах предприятий, среднесписочной численности штата, данных ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также информацию из других органов.

Чтобы получить выписку из Единого реестра, необходимо зайти на официальный сайт, ввести регистрационные данные юридического лица и распечатать готовый документ. Такая выписка будет иметь полную юридическую силу, так как на ней уже имеется усиленная электронная подпись. Дополнительного заверения этот документ не требует.

По указанию ФНС России от 8 августа 2017 г. № ГД-4-14/15554@ местные налоговые инспекции не уполномочены выдавать справки о принадлежности юридического лица к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Если вы полагаете, что ваша компания относится по всем критериям к числу субъектов малого или среднего предпринимательства, но не нашли ее в Едином реестре на сайте ФНС РФ, можно самостоятельно подать заявку.

Налоговая инспекция в таком случае проведет анализ предоставленной информации и при положительном решении внесет юридическое лицо в Единый реестр вручную.

Совет

Также на сайте можно исправить некорректные данные или внести дополнительные сведения о своей компании (сообщить о заключении новых контрактов, участии в программах партнерства, перечислить продукцию и дополнить контактные данные).

Мораторий выполнят ключевые функции, которые на него возложило Правительство РФ при разработке идеи снижения административного давления на малый бизнес. Продление новых правил, а также расширение области их действия на субъекты среднего предпринимательства кажутся вполне обоснованными и закономерными.

У надзорных органов остается возможность проведения внеплановых проверок, а также сохраняется особый контроль за стратегически важными сферами деятельности, которых мораторий от проверок не коснулся.

Большим шагом в данном вопросе явилось внедрение риск-ориентированного подхода к проверке предприятий, он позволяет экономить время контролеров, а соответственно и бюджетные средства.

Источник: https://www.gd.ru/articles/9912-moratoriy-na-proverki-malogo-biznesa

С 1 января снимается мораторий на проверки. чего ждать бизнесу в новом году?

Уже сейчас на 2019 год запланировано более 121 000 проверок, при этом более чем для 30 тыс. предпринимателей и компаний такие проверки будут комплексными.

Повышенного внимания в следующем году стоит ждать еще и в связи с увеличением расходной части бюджета более чем на 100 млрд. грн. по сравнению с этим годом. А значит, предпринимателям надо быть готовыми к проверкам, связанным с начислением и уплатой основных налогов.

Сюда относятся ПДС, акцизы, налог на прибыль физ.лиц., социальные взносы. Также стоит ждать проверок направленных на соблюдение кассовой дисциплины и использования кассовых аппаратов.

Это связано с намерениями Министерства финансов добиться максимальной фискализации операций малого бизнеса.

План проверок Государственной Фискальной службы пока еще окончательно не утвержден. Его, как правило, принимают в конце декабря. Но уже сейчас известно, что налоговая проведет более 8500 проверок предпринимателей и предприятий.

Если же говорить о других службах, то здесь чаще всего стоит ожидать визита Госслужбы по чрезвычайным ситуациям – 76300 проверок, Госпотребслужбы – 21700 проверок, Госслужбы по вопросам труда – 17000.

Также запланировано 10200 проверок экологов и 3600 проверок архитектурно-строительной инспекции.

В новом году больше всего проверок выпадает на долю сельскохозяйственных предприятий – почти 17000, предприятия розничной и оптовой торговли – более 11000 субъектов, строительные компании – почти 5000 субъектов, а также представителей транспортной отрасли, пищевой промышленности, управляющие компании в сфере ЖКХ.

Обратите внимание

Из всех служб бизнесу с особым вниманием стоит отнестись к проверкам налоговой и трудовых инспекций, поскольку от их эффективности во многом будет зависеть наполнение госбюджета.

Помимо плановых проверок ГФС может также прийти по решению суда, при подозрениях, что нарушается налоговое законодательство, подаче недостоверных данных в отчетности, а также на основании жалоб от компаний-контрагентов. Информацию о нарушениях налоговикам могут передавать и другие службы.

Что касается трудовых инспекторов, то здесь причиной может стать как обращение сотрудников о нарушениях трудового законодательства, так и сообщения других органов госконтроля, решение суда, жабы профсоюза, информация Госстата, Пенсионного фонда, ГФС.

Большого внимания от налоговой службы предпринимателям и компаниям стоит ждать по отношению статьи 205 УК Украины «Фиктивное предпринимательство». Здесь под проверку могут попасть практически все субъекты хозяйствования. Больше всего внимания от налоговой будет уделяться плательщикам НДС, правомерность формирования налогового кредита вызывает сомнения.

Часто сюда относят компании и предпринимателей проводящие бестоварные хозяйственные операции. Не смотря на то что в Европе и большинстве стран подобная статья декриминализирована, у нас фискальными службами используются все методы и инструменты для достижения цели.

Как результат, субъекта может ждать штраф от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов, или даже лишение свободы до трех лет.

Еще одна статья, под которую наиболее часто попадают субъекты при проверке – это статья 212 УК Украины «Уклонение от уплаты налогов».

Здесь стоит быть особенно внимательными, ведь даже если ваш бухгалтер просто совершил ошибку, это может повлечь за собой тяжелые последствия.

Важно

Нарушения по статье 212 за уклонение от уплаты налогов могут потянуть за собой штраф в размере до двух тысяч необлагаемых минимумов, или даже лишение свободы.

Тем, кого посетила проверка, надо помнить, что все требования инспекторов о предоставлении им документов и их копий, предоставлении доступа к помещениям, рабочему месту являются законными. В то же время инспекторы не имеют права изымать оригиналы бухгалтерских, финансово-хозяйственных, других документов, компьютерную технику, средства хранения данных.

О плановой проверке службы должны сообщить компанию или предпринимателя за 10 дней, а также предоставить необходимые документы: направление на проверку, приказ о проведении проверки, служебное удостоверение.

Проверка налоговой может продолжаться от 10 до 30 дней – это зависит от размеров бизнеса. Что касается трудовой проверки, то здесь максимальная продолжительность – 10 дней.

Также служба имеет право проверять только те вопросы, которые входят в сферу ее компетенции.

Результаты проверки будут зависеть от характера нарушений, которые были выявлены и степени их тяжести. Как правило, налоговая выписывает штрафы сразу, по факту найденных нарушений.

Например, при выявлении неуплаты налогов инспектор ГФС насчитывает налоговые обязательства, добавляя к ним штраф в размере 25%. Если на протяжении трех лет есть повторные нарушения – штраф увеличивается до 50%.

Помимо этого насчитывается пеня.

Когда речь идет о трудовых проверках, то здесь дается срок на устранение нарушений. Если до повторной проверки они не были ликвидированы – накладывается штраф.

Совет

Тем, кого ждут проверки, также полезно будет знать, что работу проверки можно фиксировать на фото и видео. Законом это разрешено.

Также они имеют право обжаловать результаты проверки, указав свои претензии в акте, составляемом инспектором.

Со временем эти претензии будут изучены руководством контролирующего органа, который даст свой ответ, и с которым, при необходимости, можно будет обратиться в суд.

Источник: https://blog.liga.net/user/ayagodka/article/31737

На сколько продлили мораторий на налоговые проверки

Мораторий на налоговые проверки для малого бизнеса продлен. Фото newizv.ru

Президент Российской Федерации в конце октября 2018 года утвердил продление моратория на проверки малого бизнеса. Данное решение связано с тем, что в новом году действие предыдущего ограничения подходит к концу.

Данная мера принесла положительные результаты, обеспечила поддержание деятельности предпринимателей и уменьшила финансовые потери. Однако имеется ряд требований, которым организации должны соответствовать, чтобы получить данные льготы.

Предприятия, которые освобождены от проверок

Получают освобождение от налоговых проверок до 2022 года следующие организации:

  • Малые предприятия – чья годовая прибыль не превышает показателя в 800 миллионов рублей.
  • Микроорганизации, которые зарабатывают не более 120 миллионов.
  • Средние фирмы до 2 миллиардов годовых.
  • Общее количество сотрудников, находящихся в штате не должно быть более ста человек.
  • Доля, находящаяся в участии у государственных структур не более двадцати пяти процентов. Для иностранных не более сорока процентов.

На сколько продлили мораторий на налоговые проверки? Смотрите видео:

Исключения

Существует дополнительный перечень исключений, по которым организации не входят в программу моратория:

  • Если их деятельность направлена структуру здравоохранения и образования;
  • Управляющие организации и занимающиеся обслуживанием жилого сектора;
  • Предприятия, которые имеют отношение к государственным тайнам;
  • Фирмы, которые задействованы в сфере обслуживания.

Налоговые проверки. Фото buhguru.ru

Также в программу не включаются фирмы, на которые накладывались административные штрафы, за грубые нарушения, обнаруженные в ходе предыдущих проверок.

Какие виды мероприятий попадают под программу

Введение распространяется на проведение плановых налоговых проверок в любом виде. К ним относятся выездные или документальные, проводящиеся согласно установленному законодательству № 294.

Однако стоит отметить, что в полном объеме не исключаются:

  • Проверка прокуратуры.
  • Контроль над оплатой во внебюджетные структуры;
  • Надзор за промышленной и пожарной безопасностью;
  • Касательно предприятий занимающихся радиационной деятельностью.

Для кого ввели мораторий на налоговые проверки? Ответ в видео:

Что необходимо знать бизнесмену о факторинге? Смотрите по ссылке.

Также следует учитывать, что освобождение касается исключительно плановых проверок. Никто не станет отменять внеплановые мероприятия, проводимые федеральной службой судебных приставов, Роспотребнадзором, и органами медицинского страхования.

Данные проверки могут быть инициированы по вопросам:

  • Касательно причинения ущерба здоровью и жизни;
  • Нанесению ущерба окружающей среде;
  • Нарушению потребительских прав.

Спорные ситуации

Руководство организаций не редко сталкивается с тем, что их предприятие включают в план проверок, хотя основания для данного действия отсутствуют. Что в таком случае следует делать?

При возникновении подобной ситуации, надлежит подать прошение в орган, который планирует провести контроль.

Важным моментом является то, что к заявлению прикладывается документация с финансовой отчетностью, информация о количестве штатных сотрудников, информация об организации с приложением выписки из ЕГРИП.

Мораторий на проверки налоговой. Фото golfstream.com.ru

Если процедура уже началась, можно, на законных основаниях, ей препятствовать, аргументируя данный момент тем, что государственная структура проводит проверку безосновательно.

Что такое аналитическая справка и зачем она нужна предпринимателю? Узнаете тут.

Заключение

Как можно понять, мораторий в целом работает на пользу малому и среднему бизнесу, но имеет ряд условий и ограничений. В любом случае, если организация ведет свою деятельность согласно законодательству, бояться предстоящих проверок не имеет смысла.

Источник: http://FBM.ru/novosti/prodlen-moratorii-na-nalogovie-proverki.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector