Депутаты опять вернулись к идее прогрессивной шкалы подоходного налога

Эксперты объяснили опасность введения прогрессивной шкалы НДФЛ для россиян — МК

«Ударит по уровню жизни среднего класса и опустит его за порог бедности»

21.11.2016 в 17:41, просмотров: 42885

Вице-премьер Ольга Голодец выступила за изменение налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Она сообщила, что в правительстве снова взялись за обсуждение прогрессивной шкалы налогообложения, которая позволит освободить бедных от уплаты НДФЛ и в то же время увеличить фискальную нагрузку на богатых. Однако конкретные параметры прогрессии власти пока не называют.

При этом конкретных сроков подготовки законопроекта Голодец не назвала, отметив, что прогрессивное налогообложение сейчас обсуждается и оно просчитано. Между тем, недавно министр финансов Антон Силуанов сообщил, что возможность введения прогрессивной шкалы может быть рассмотрена лишь после 2018 года, когда стабилизируется ситуация в экономике.

Напомним, что прогрессивная шкала налогообложения физических лиц использовалась в России с начала рыночных реформ и вплоть до 2001 года.

Обратите внимание

Затем президент Владимир Путин принял решение ввести плоскую шкалу НДФЛ на уровне 13%, прогрессивная шкала со ставкой от 12 до 30% была упразднена.

Эксперты считают, что это решение во многом поспособствовало резкому росту собираемости налогов и выводу экономики из «тени».

Однако последние годы, отягощенные экономическим кризисом, вопрос возвращения прогрессивной шкалы также прорабатывался — в том числе и законодательной властью. В августе этого года в Госдуму депутатами от ЛДПР был внесен законопроект, который предусматривал освобождение от подоходного налога россиян с зарплатой менее 15 тыс. рублей в месяц или 180 тыс.

рублей в год. При этом для людей с годовым доходом до 2,4 млн рублей (200 тыс рублей в месяц) законопроект предлагал сохранить ставку подоходного налога на уровне 13%. Для состоятельных россиян с доходом от 2,4 млн до 100 млн рублей в год депутаты предлагали установить фиксированный налог в размере 289 тыс. рублей плюс 30% с суммы, превышающей 2,4 млн рублей.

Как отмечают эксперты, реалистичность цифр, предложенных ЛДПР, трудно оценить на данный момент, так как скорое введение прогрессивной шкалы НДФЛ маловероятно.

«Я не исключаю, что к обсуждению этой идеи вернутся в 2019 году, когда кончится срок моратория на изменение нефтегазовой налоговой нагрузки и пройдут президентские выборы», — предполагает член Экономической экспертной группы Александра Суслина.

По ее словам, прогрессивная шкала расчета подоходного налога в теории может помочь выровнять социальное неравенство и повысить доходы государственной казны, однако ее введение чревато понижением реальных распределяемых доходов населения.

«У нас есть потенциал повышения доходов бюджета от введения прогрессии НДФЛ, но в полной мере его удастся реализовать за счет повышения налога для среднего класса.

Это ударит по его уровню жизни, снизит потребление и опустит их за порог бедности, замедлив и без того низкий экономический рост», — утверждает эксперт.

По ее мнению, облагая большими налогами только богатых, значительную прибыль собрать не получится. «Очень состоятельных людей в России не так много, и они имеют доступ к «оптимизационным схемам», то есть могут вывести свои деньги в офшоры. Поэтому очень важно просчитать оптимальный вариант, чтобы не было еще хуже», — рассуждает Суслина.

Важно

Еще одной неприятной стороной прогрессивного налогообложения станет увеличение административной нагрузки на физлица, уверен заместитель Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Ростислав Капелюшников.

«Людям самим придется декларировать доходы в налоговой, тратить на это время и силы.

При этом уйти в тень уже вряд ли удастся — после того, как человек раскрыл доходы однажды, трудно их скрыть», — заметил собеседник «МК».

В свою очередь Александр Разуваев, директор аналитического департамента «Альпари» считает, что ставку НДФЛ необходимо оставить на прежнем уровне, а борьбу с бедностью стоит осуществлять ростом государственных расходов, то есть ускоренной индексацией зарплат и пенсий. «Такая мера также поддержит внутренний спрос и, соответственно, рост экономики», — считает эксперт.

Заметим, что ранее Минфин, являющийся противником прогрессивной шкалы, выступал с предложением увеличения единой ставки НДФЛ с нынешних 13% до 15–16%. По оценкам ведомства, эта мера может принести в бюджет дополнительные 210 млрд руб.

Источник: https://www.mk.ru/economics/2016/11/21/eksperty-obyasnili-opasnost-vvedeniya-progressivnoy-shkaly-ndfl-dlya-rossiyan.html

Прогрессивной шкале НДФЛ быть! Профильный комитет Госдумы идею поддержал

Депутаты из партии КПРФ традиционно внесли в Госдуму законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ, а профильный Комитет Госдумы по бюджету и налогам совсем не традиционно инициативу коммунистов поддержал и рекомендовал их законопроект к принятию. Такое развитие событий произошло впервые за много лет. Значит ли это, что законодатели готовы вернуться к дифференцированному исчислению подоходного налога?

Группа депутатов от партии КПРФ внесла на рассмотрение в Госдуму законопроект № 427315-7 с поправками в Налоговый кодекс РФ в части введения прогрессивной шкалы НДФЛ. Коммунисты делают это с завидным упорством уже шестой раз подряд.

Но если предыдущие законопроекты их коллеги обычно отклоняли еще на стадии рассмотрения в профильном комитете, то этому документу повезло больше.

Комитет Государственной думы по бюджету и налогам одобрил законопроект о введении дифференцированного подхода к налогу на доходы физических лиц и рекомендовал инициативу КПРФ к принятию в пленарном заседании.

Какую прогрессивную шкалу НДФЛ могут ввести?

Авторы инициативы предлагают установить ставки подоходного налога в зависимости от ежегодного дохода налогоплательщиков. В частности, в документе фигурируют такие ставки:

  • для лиц, имеющих доходы менее 100 тыс. рублей в год, — 5%;
  • для лиц с доходами от 100 тыс. до 3 млн рублей — 5 тыс. рублей плюс 13% с суммы, превышающей 100 тыс.;
  • для лиц с доходом от 3 до 10 млн рублей — 382 тыс. рублей плюс 18%;
  • для лиц с доходом свыше 10 млн рублей — 1 млн 642 тыс. рублей плюс 25%.

Фактически, как отмечают коммунисты в пояснительной записке к своей инициативе, существующая на сегодняшний день ставка 13% сохранится для большинства граждан.

Ведь, по данным парламентариев, примерно 58,02 млн человек (86,08% всех налогоплательщиков НДФЛ) в России имеют доход меньше 3 млн рублей в год. Для таких лиц не меняются ни ставка налога, ни порядок представления налоговых деклараций в ФНС.

Совет

Введение прогрессивной шкалы НДФЛ, по данным депутатов, напрямую затронет около 484,1 тысячи человек (0,72% от всех налогоплательщиков).

Кроме того, депутаты хотят существенно снизить налог для малообеспеченных граждан, доходы которых ниже 100 тысяч рублей в год. Правда, парламентарии не уточняют, сколько в России таких лиц. Ведь 100 тысяч рублей в месяц — даже меньше установленого федерального МРОТ на 1 января 2018 года (9 489 руб.), поэтому таких налогоплательщиков вряд ли наберется много.

Напомним также, что на рассмотрении в Госдуме с февраля 2018 года находится еще один аналогичный законопроект о прогрессивной шкале НДФЛ. Его внесли депутаты от «Справедливой России», которые предложили сохранить ставку НДФЛ 13% по доходам до 24 млн рублей год.

Для доходов свыше этой суммы парламентарии предложили установить повышенную ставку 18%. При этом правительство РФ больше настроено на сохранение плоской шкалы подоходного налога, но готово поднять его для всех до 15%.

Какой именно вариант одобрит Госдума или опять отклонит их все и сохранит для НДФЛ существующие условия, покажет время. Мы продолжаем следить за развитием событий.

Источник: http://ppt.ru/news/141639

Возвращение к прогрессивной шкале подоходного налога несет риски

Идея Сергея Нарышкина (с молотком) повысить налог на доходы граждан может сильно ударить по среднему классу

Александр Шалгин / пресс-служба Госдумы / ТАСС

Избранный депутат Госдумы Сергей Нарышкин, выступая на радио «Комсомольская правда», предложил подумать об отказе от плоской шкалы НДФЛ. Возвращения прогрессивной шкалы НДФЛ не исключал и президент Владимир Путин в 2013 г. Первый вице-премьер Игорь Шувалов уверял, что такие изменения могут произойти после президентских выборов 2018 г.

НДФЛ с единой ставкой 13% введен в России в 2001 г. вместо прогрессивного налога (12–30%) в том числе для повышения сборов (см. врез).

Тема фактического повышения НДФЛ старая, говорит федеральный чиновник, но в последнее время ее обсуждение возобновилось – надо наполнять бюджет. Пока больше вопросов, признает чиновник финансово-экономического блока правительства.

Возвращение к прогрессивной шкале – сложное решение для администрирования, предупреждает он.

При прогрессивной шкале людям самим придется декларировать доходы, предупреждал председатель думского комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров (цитаты по «РИА Новости»): пока ни люди, ни ФНС не готовы к этому.

Самый простой вариант – обязать людей самим декларировать доходы, а в случае превышения порога в конце года выплачивать доначисленный доход, говорит федеральный чиновник.

Обратите внимание

Но нагрузку можно переложить и на работодателей, продолжает он: сейчас компании ежегодно сдают отчетность по зарплатам всех сотрудников в электронной форме.

Система может сама оценивать справки о зарплатах и в случае превышения порога направлять платежку с доначисленным налогом.

Дело не в ставке

Мнение, что плоская шкала позволила увеличить поступления доходов, – заблуждение, указывал руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. После снижения ставки в 2001 г.

поступления действительно выросли – к 2006 г. почти в 35 раз, а к 2015 г. – более чем в 100 раз, но в начале 2000-х гг. был период быстрого восстановления после кризиса.

До введения единой ставки в 15 раз ниже была средняя начисленная зарплата, по данным Росстата.

Сотрудникам все равно придется контролировать процесс, считает управляющий партнер юридической компании «Щекин и партнеры» Денис Щекин: например, если работодатель отчетность не сдавал, декларировать придется самому.

Проблемы могут возникнуть при сборе налогов с самозанятых людей, предупреждает бывший замминистра по налогам и сборам Дмитрий Черник, кроме того, у многих людей расходы гораздо выше официальных зарплат.

Еще один риск введения прогрессивной шкалы НДФЛ – уход в тень и искажение ситуации на рынке труда, указывал Минфин в материалах к совещанию у Шувалова. Компании могут вернуться к конвертам или, например, оформлять зарплаты на номинальных сотрудников, согласен Щекин.

Важно

Прогрессивная ставка не принесет и серьезных доходов в бюджет, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Для существенного роста доходов регионов повышать НДФЛ надо на средний класс, продолжает она, но это основа роста экономики.

А со временем средний класс может скатиться к бедным слоям, согласен федеральный чиновник: база доходов даже среднего класса не такая большая. Прогрессивная шкала НДФЛ приведет и к тому, что богатые регионы станут еще богаче, говорит Суслина. По данным Минфина, в 2015 г.

на НДФЛ приходится почти 37% доходов регионов.

При увеличении ставки на 1 п. п. дополнительные доходы вырастут на 0,2–0,3% ВВП, сказал федеральный чиновник, расчетов по прогрессивной шкале никаких нет.

НДФЛ – один из самых вредных налогов для экономического роста, предупреждала ОЭСР в докладах по налоговой политике. Прогрессивная шкала – скорее социальное, а не экономическое решение, согласна Суслина.

Альтернативное предложение – поднять единую ставку НДФЛ до 15–16% и ввести необлагаемый минимум, следует из предложений Минфина. По его оценкам, повышение ставки на 1 п. п. дает дополнительные 210 млрд руб.

До 2019 г. изменение НДФЛ маловероятно, уверен чиновник финансово-экономического блока: надо учесть не только бюджет, но и социально-политическую ситуацию.

Источник: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/21/657874-progressivnoi-shkale-podohodnogo-naloga

Правительство вернулось к обсуждению прогрессивной шкалы НДФЛ

Правительство вернулось к обсуждению введения прогрессивной шкалы НДФЛ (налог на доходы физических лиц), при которой граждане с высокими доходами платили бы в бюджет больше 13%. В качестве одного из вариантов предлагается шкала в 20%.

Вместе с этим обсуждается и повышение НДС (налог на добавленную стоимость). Об этом «Известиям» рассказали два источника, близких к финансово-экономическому блоку правительства.

Вместе с тем в готовящийся бюджет 2017–2019 годов такая мера, вероятно, не войдет, а будет отложена до 2020 года из-за сложности ее реализации и социальных рисков, говорят собеседники «Известий».

Эксперты полагают, что подобная мера может сильно задеть средний класс, который не успел окончательно сформироваться, из-за одновременного повышения налоговой нагрузки и цен из-за увеличения НДС.

Источники «Известий» подчеркивают, что обсуждение этого вопроса в рамках начавшегося бюджетного процесса официально не идет.

Наиболее реалистичная дата запуска обновленного налога, который поступает в бюджеты регионов, в пилотном режиме — 2020 год, при острой бюджетной ситуации не исключен 2019 год.

Подход к вопросу введения прогрессивного НДФЛ должен быть комплексным и учитывать десятки переменных, уверены чиновники. Ставка НДФЛ как налога на труд должна быть увязана с социальными взносами и НДС, чтобы не создавать дисбаланса в системе.

Читайте также:  Как в налоговом учете отразить ос, полученные организацией при выделении?

— В целом рассматривать налоги в отрыве от экономической и бюджетной политики государства неверно. В настоящее время цели и принципы такой политики на среднесрочную и долгосрочную перспективу формируются. К налогам надо переходить, определившись с этими приоритетами, — поясняет источник «Известий», близкий к Минфину.

Сейчас бюджет на трехлетку входит в активную стадию проработки, и «предложений по балансировке огромное множество, в том числе по НДС и НДФЛ», сообщает другой источник «Известий». 

Идея перехода к прогрессивной шкале налогообложения не нова и имеет своих сторонников и противников. Министр финансов Антон Силуанов не исключал возможности ее введения после 2018 года (до этого срока власти обещали не менять налоговую систему).

Совет

В свою очередь, экс-глава Минфина Алексей Кудрин называл такую меру нецелесообразной, поскольку лишь 2–3% населения имеют доходы выше 1 млн рублей в год и собирать повышенные налоги с них будет сложно. Наиболее ретивые политики и вовсе предлагали обложить налогом в 50% граждан, зарабатывающих свыше 1 млн рублей в месяц.

В нынешних обсуждениях со ставкой и величиной дохода пока не определились. Один из собеседников «Известий» говорит о том, что один из вариантов — 20%.

Необходимость пересмотра налоговой системы назрела из-за снижения нефтяных цен и невозможности существенно снизить расходную часть бюджета. Исходя из планов Минфина по снижению дефицита бюджета на 1 п.п.

в год начиная с 2017-го, разрыв между доходами и расходами в следующем году может составить 2,7 трлн рублей, в 2018-м — 1,9 трлн рублей, в 2019-м — 1 трлн рублей. Итого — 5,6 трлн рублей за трехлетку. Повышение подоходного налога проблему бюджетной балансировки решит опосредованно.

Дело в том, что НДФЛ поступает в региональные бюджеты, а не в федеральный.

— За счет того, что доходы субъектов вырастут, можно будет сократить трансферт регионам, — говорит член Экономической экспертной группы Александра Суслина.

Правительство планирует направить регионам в виде трансфертов 488 млрд рублей в 2017 году (согласно действующему закону о бюджете). При этом трансферты получают практически все субъекты (71 из 85).

Директор департамента межбюджетных отношений Минфина Лариса Ерошкина в июле сообщала, что Минфин может снизить межбюджетные трансферты регионам на 15,5%.

Такую меру ведомству удалось бы реализовать безболезненно для регионов, если увеличить их доходы за счет роста налоговых поступлений. В России, свидетельствуют данные Счетной палаты, 14 из 85 регионов (или каждый шестой) имеют госдолг более 100% доходов.

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) прогнозирует, что дефицит бюджетов регионов России в текущем году вырастет с 106 млрд до 148 млрд рублей. Их совокупный долг при этом может вырасти до 2,4 трлн рублей.

Обратите внимание

Однако при введении прогрессивной шкалы подоходного налога необходимо найти баланс между ростом поступлений и социальным эффектом, а также не допустить ухода налогоплательщиков в тень.

— В принципе, у нас давно назрела необходимость введения прогрессивной шкалы с социальной точки зрения, чтобы богатые платили больше. Это норма. Во всем мире так, — отмечает Александра Суслина и добавляет, что важно, каким образом будет реализовано это решение. — Если мы хотим очередной маневр — что-то повысить, а что-то понизить, — то здесь вообще может не получиться выигрыша.

Как полагает эксперт, чтобы повышение НДФЛ было эффективным с точки зрения бюджета, его нужно распространить на «еще толком не сформировавшийся средний класс», что будет болезненно для общества. В целом Минфину, уверена она, необходимо тщательнее искать баланс.

— Мы не можем одной рукой повышать налоги на труд, то есть снижать располагаемый доход, а другой рукой повышать НДС, то есть располагаемый доход снизится еще сильнее, потому что цены вырастут, — предостерегает она.

Минфин не ответил на запрос «Известий».

Источник: https://iz.ru/news/626535

Власти отказались от прогрессивной шкалы НДФЛ и налога с продаж :: Экономика :: РБК

Изменение плоской шкалы налога на доходы физических лиц и введение налога с продаж являются нецелесообразными и неэффективными мерами, которые увеличат нагрузку на население, заявил президент Владимир Путин во время прямой линии

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Власти не собираются вводить налог с продаж или прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц, эти меры признаны нецелесообразными, заявил президент Владимир Путин во время прямой линии.

По словам главы государства, практика введения дифференцированной шкалы НДФЛ показывает, что эта мера неэффективна.

«Как только он [прогрессивный НДФЛ] вводится, часть граждан, у которых высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются зарплаты дополнительные в конвертах и так далее. То есть фискальный результат почти нулевой, а шума много. И ухудшение в целом инвестиционного климата очевидно», — пояснил президент.

Говоря о возможности введения налога с продаж, Путин подчеркнул, что этот вопрос тоже обсуждался как в правительстве, так и на экспертном уровне. Власти выступали за то, чтобы такой налог официально закрепить, однако, заметил президент, это повысит нагрузку на население.

«У нас, во-первых, такой налог был — налог с оборота. Это серьезная нагрузка на экономику в целом и это серьезная нагрузка на граждан, потому что это приведет к значительному росту инфляции. Все это вместе убедило нас в том, что введение такой нормы нецелесообразно», — заявил Путин.

Президент сказал, что правительство обсуждает и другие аспекты налоговой политики, однако попросил не забегать вперед и дождаться объявления решений. Путин подчеркнул, что главная задача, которая стоит перед правительством, — уменьшение бедности в два раза, в соответствии с так называемыми майскими указами.

​«Речь идет о том, чтобы совершить определенный маневр в налоговой фискальной деятельности, направить ресурсы в том числе на решение этой задачи — на уменьшение числа людей, живущих в нашей стране за чертой бедности.

Создать такие условия, при которых государство сможет оказывать помощь именно тем, кто нуждается в этом, то есть сделать ее более адресной.

Если мы пойдем по этому пути, то неблагоприятного развития ситуации не будет, и мы, скорее всего, добьемся положительного результата», — заключил президент.

О том, что в России не будут вводить налог с продаж, во время Санкт-Петербургского международного экономического форума также заявлял первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов.

Налог с продаж — косвенный налог, который фактически взимается с покупателей при покупке ими товаров и услуг. В конце 1980-х и в 1990-х годах такой налог действовал, до 2004 года такую нагрузку (она была в пределах 5%) несли компании, продававшие товары гражданам (сумма налога включалась в конечную цену товара). При этом налог сосуществовал с НДС.​

Ставка по НДФЛ в настоящее время составляет 13% для всех слоев населения России.

Источник: https://www.rbc.ru/economics/07/06/2018/5b18fadc9a79473e1107b9f5

«Единороссы» отклонили все законопроекты о введении прогрессивной шкалы подоходного налога

12 Октября 2017 19:15 – КПРФ

Государственная Дума голосами депутатов партии «Единая Россия» отклонила в первом чтении все четыре законопроекта о введении в России прогрессивной шкалы подоходного налога. Законопроекты были подготовлены оппозиционными фракциями — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой Россией»

Документы были рассмотрены как приоритетные законопроекты фракций в соответствии с поправками в регламент Госдумы, ранее одобренные нижней палатой парламента.

Фракция «Единая Россия» выступила против всех законопроектов. Как подчеркнул первый замруководителя фракции Андрей Исаев, дифференциация шкалы НДФЛ создаст очереди в налоговую инспекцию.

«Подоходный налог — это один из элементов налоговой политики. Бессмысленно реформировать один элемент, не понимая того, как в целом пытаемся выстроить эту налоговую политику.

Поэтому я считаю, в 2018 году мы должны обсудить все возможности, обсудить все плюсы и минусы, в том числе шкалы прогрессивного налога, но сейчас в том виде, в котором предложили наши коллеги из оппозиционных фракций, мы поддерживать данный проект не будем, потому что понимаем, что пользы людям он особой не принесет», — заключил депутат.

Председатель комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам Андрей Макаров, автор законопроекта, освобождающего олигархов от выплаты части налогов и разрешающего им «тайные офшоры», заявил, что миллиардеры легко уйдут от выплаты подоходного налога и никаких дополнительных налогов не будет.

 «Просто не будет. Хотя бы потому, что у миллиардеров, в отличие от других людей, есть юридические службы, консультанты, адвокаты, которые этот вопрос решат на следующий день», — сказал он.

Важно

Кроме того, по мнению депутата, может возникнуть проблема очередей в налоговые органы, так как с проверками правильности начисления налоговики будут приходить не к налоговым агентам — крупным компаниям, а к каждому налогоплательщику.

«Мы должны быть готовы, что очередь выстроится более 60 млн», — предупредил депутат.

Согласно законопроекту КПРФ, при ежемесячном доходе менее 400 тыс руб. предлагалось сохранить ставку налога на уровне 13%, при ежемесячном доходе от 400 тыс до 1 млн рублей — 30%, при ежемесячном доходе свыше 1 млн рублей — предлагалось повысить ставку налога до 50%.

«Это не много, это нормально. Во Франции 60% налог. В Швеции — 26%, в США — 28%. Если мы примем наш закон, то страна получит 4 трлн 750 млрд рублей, это как раз заткнет все дыры бюджета», — сказал один из авторов законопроекта, первый зампред комитета по экономполитике Николай Арефьев (КПРФ)

Согласно законопроекту ЛДПР, при годовом доходе до 180 тыс. рублей ставка налога устанавливается в размере 0%, от 180 тыс. до 2,4 млн руб. годового дохода — ставка налога 13%, при годовом доходе от 2,4 млн рублей до 100 млн рублей — налог должен составить 288,6 тыс. руб + 30%, при доходе от 100 млн руб годового дохода налог должен составить 29 млн 568,6 тыс рублей + 70%.

«Сегодня 10% наиболее обеспеченных граждан РФ в 16 раз богаче наименее обеспеченных. Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН. Если учитывать скрытые доходы, незаконное предпринимательство, коррупционное вымогательство, разрыв может достигать 40 раз», — указывается в пояснительной записке к законопроекту.

«Под ставку 0 и 13% подпадает 99% граждан России. Поэтому никаких толп в налоговых инспекциях не будет в принципе.

У нас вопрос стоит об 1%, речь идет практически об одном миллионе человек, которые получают доходы свыше 2,5 миллионов рублей в год.

Для основной массы населения налоговая нагрузка не поменяется», — отметил выступивший от ЛДПР депутат Сергей Катасонов. По подсчетам ЛДПР, принятие законопроекта принесло бы в консолидированный бюджет РФ 2,05 трлн рублей.

Фракция «Справедливая Россия» подготовила два законопроекта о прогрессивной шкале НДФЛ.

Согласно первому, автором которого является депутат Олег Нилов, по доходам до 5 млн рублей в год и доходам, в отношении которых могут быть применены профессиональные и имущественные налоговые вычеты, ставка налога сохраняется на уровне 13%, по доходам от 5 млн до 50 млн рублей в год ставка налога вырастет до 18%, по доходам от 50 млн до 500 млн рублей в год ставка налога составит 23%, по доходам свыше 500 млн рублей в год — 28%.

«Необходимость выравнивания доходов граждан, сокращения разрыва в доходах между самыми высоко- и самыми низкооплачиваемыми категориями работающих лиц, мировая практика социальной справедливости и мировая практика налогообложения доходов физлиц однозначно говорят в пользу введения прогрессивной шкалы налогообложения», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Законопроект другого «справоросса» Валерия Гартунга предусматривает сохранение ставки в 13% для доходов до 24 млн рублей в год, для доходов от 24 млн до 100 млн рублей в год предлагается ставка в 25%, от 100 млн до 200 млн рублей в год — 35%, для доходов свыше 200 млн рублей в год — 50%.

Источник: http://www.rline.tv/news/2017-10-12-edinorossy-otklonili-vse-zakonoproekty-o-vvedenii-progressivnoy-shkaly-podokhodnogo-naloga/

Легенда об НДФЛ: как правительство решится на повышение налогов — новости Право.ру

Правительство планирует повысить НДФЛ

Сразу после выборов президента России экономисты Росбанка подсчитали, что на реализацию инициатив Путина потребуется порядка 20,5 трлн руб. с 2018 по 2024 год.

Если расходы консолидированного бюджета останутся на уровне 34% ВВП, то сумму аккумулировать не удастся. Они полагают, что сокращение расходов на социальную сферу на 7,8 трлн руб., на оборону на 6 трлн руб. позволит приблизиться к заявленным целям.

Кроме этого, необходимо увеличение доходов на 4 трлн руб. и ослабление бюджетного правила. На фоне этих новостей в правительстве вернулись к обсуждению увеличения налогов.

Совет

Наполнить бюджеты предлагается за счет уже известных сценариев: или за счет повышения НДФЛ, или с помощью введения налога с продаж. Рассматриваются варианты отмены льгот по НДС для социальных товаров и повышение НДС одномоментно со снижением страховых социальных взносов.

Читайте также:  Что включают в себя постоянные затраты?

Приоритетной является концепция повышения НДФЛ сразу на два процентных пункта. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, такой сценарий вероятен, а повышение, по его мнению, не приведет к глобальному уходу от налогов. Также он вновь озвучил позицию об альтернативном способе наполнения бюджета: правительство выступает против введения прогрессивной шкалы НДФЛ.

«Ставка НДФЛ в 13% – это не фетиш. Не думаю, что разница между 13% и 15% такова, что люди все побегут из страны»,

– Аркадий Дворкович, вице-премьер.

Хотя именно введение прогрессивной шкалы по принципу «больше зарабатываешь, больше платишь налога» является одним из вариантов увеличения НДФЛ, к нему часто прибегают в зарубежных странах, рассказывает Михаил Успенский, партнёр Taxology.

При этом в Европе ставка может достигать 45%. «Рост ставки до 15%, на мой взгляд, приведет к меньшим социальным последствиям, чем внедрение той же прогрессивной шкалы.

С учетом минимального необлагаемого порога российский подоходный налог все равно останется одним из самых привлекательных в развитых странах», – считает он.

Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы «Пепеляев Групп», уверен: увеличения налоговой нагрузки не избежать, а все налоги через цену перекладываются на потребителей.

Повышение на 2–3 процента обсуждается постольку, поскольку это не повлечет серьезной политизации народных масс, добавляет он.

Тем более, если это будет сопровождаться объяснением роста расходов на образование и здравоохранение, полагает Зарипов.

Обратите внимание

Эксперт отмечает, что с ростом ставки НДФЛ нагрузка среди граждан распределится неравномерно: больше всего она скажется на среднем классе, так как богатые люди имеют массу возможностей платить минимальные налоги. «И это не какие-то серые схемы.

Достаточно, например, положить свои миллионы в банк, так как проценты по вкладам, согласно Налоговому кодексу, не облагаются», – резюмирует Зарипов.

Частичный перенос налоговой нагрузки с бизнеса на население обсуждается часто, считает он, так как Россия проигрывает международную конкуренцию за капитал: в отличие от большинства стран основная часть налогов собирается в РФ с компаний, а не с граждан. «Это означает, что вероятность роста таких личных налогов, как НДФЛ, довольно высока», – подводит он итог.

Впрочем, повышение НДФЛ и налоговые маневры обсуждаются не первый год. «Эти вопросы (о повышении НДФЛ, о введении налога с продаж) являются уже своеобразными мемами. Такие предложения звучат ежегодно, иногда и по несколько раз. Вероятно, в этом году какая-то из инициатив будет реализована, так как повышение налогов до выборов считалось неприемлемым», – резюмирует Успенский.

Источник: https://pravo.ru/news/201240/

«Единая Россия» отклонила инициативы введения прогрессивной шкалы НДФЛ и деофшоризацию

Москва. 2 октября. INTERFAX.RU — Правительство РФ окончательно отказалось от идеи принудительного перевода системных компаний из офшоров в российскую юрисдикцию. Об этом рассказал «Интерфаксу» источник, знакомый с соответствующим докладом первого вице-премьера Игоря Шувалова президенту Владимиру Путину.

Минэкономразвития и Минфин подготовили проект постановления правительства об утверждении критериев определения системообразующих организаций российской экономики и их «дочек», которые в обязательном порядке должны находиться в юрисдикции РФ, но на него было получено отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия, сказано в документе. В ходе публичных консультаций был сделан вывод о том, что применение принудительных мер перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию РФ создаст значительные риски для экономики страны в целом. Риски возникнут за счет ослабления конкурентных позиций на мировых рынках и неисполнения контрактов во внешнеэкономической сфере, в связи с чем утверждение единых критериев «системности» организаций признано нецелесообразным, говорится в документе.

Очередной доклад президенту сделан во исполнение поручения о стимулировании перевода в российскую юрисдикцию системообразующих организаций российской экономики. Документ дополняет собой доклады, сделанные ранее в 2014-2015 гг.

Как отмечает Шувалов, наряду с ранее принятыми мерами, которые призваны стимулировать добровольное использование российской юрисдикции, также приняты изменения в законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». Корректировки направлены на сокращение круга сделок, в совершении которых имеется заинтересованность и которые подлежат обязательному одобрению. Также речь идет об упрощении процедур одобрения таких сделок.

С учетом этого правительство считает достаточными на данном этапе принятые в 2014-2016 годах меры стимулирующего характера в целях повышения привлекательности юрисдикции Российской Федерации для системообразующих организаций российской экономики, делает вывод первый вице-премьер.

Как сообщалось, осенью 2015 года РСПП подтвердил высказанную годом ранее позицию, согласно которой принудительная деофшоризация должна касаться только предприятий ОПК либо компаний, у которых на долю гособоронзаказа приходится более 50% выручки за трехлетний период.

«Введение требования об обязательной регистрации в РФ для прочих компаний из перечня системообразующих организаций нецелесообразно», — говорилось в письме президента РСПП Александра Шохина в Минэкономразвития.

Глава организации, объединяющей представителей крупного бизнеса, подчеркивал, что у ряда системообразующих компаний имеются иностранные «дочки», которые осуществляют свою основную деятельность за пределами России, чем и обусловлено место их регистрации.

Кроме того, некоторые дочерние компании являются предприятиями с участием зарубежного капитала, в связи с чем их перевод в российскую юрисдикцию может привести к прекращению сотрудничества, обеспечивающего экспансию российской экономики на другие рынки.

Важно

В этой связи РСПП предлагал осуществлять, в первую очередь, стимулирование перевода в юрисдикцию РФ системообразующих компаний.

Идея о деофшоризации российской экономики была поднята президентом РФ Владимиром Путиным в его послании Федеральному Собранию в 2013 году. Говорилось, что компании с российскими активами, зарегистрированные в иностранной юрисдикции, в частности, должны будут лишиться возможности получать государственную поддержку, госконтракты и кредиты ВЭБа.

Источник: https://sell-off.livejournal.com/24220433.html

Сколько стоит введение прогрессивной шкалы НДФЛ — Журнал «Коммерсантъ Деньги» — Издательский Дом КоммерсантЪ

Идея прогрессивного подоходного налога не дает покоя части российского общества, включая депутатов и высокопоставленных чиновников. «Деньги» оценили эффект от возможной новации и пришли к выводу, что заявленная цель вряд ли будет достигнута.

МАКСИМ КВАША

Правительство обсуждает переход к прогрессивной шкале НДФЛ, с пометкой «молния» и ссылкой на слова социального вице-премьера Ольгу Голодец передали 21 ноября российские информагентства. Точная цитата впечатляет меньше.

«У нас сегодня идут обсуждения по поводу НДФЛ. И я считаю, что для преодоления бедности освобождение в нижней шкале от НДФЛ является одним из важнейших шагов.

У нас эта мера просчитана, и мы ее на сегодняшний день обсуждаем»,— сказала Голодец.

Конкретных цифр или хотя бы примерных прикидок (которых стоило бы ожидать после слова «просчитана») не последовало.

А «Деньгам» так надоело разбираться с совершенно потолочными оценками, периодически возникающими в пояснительных записках к законопроектам о введении в России прогрессивного НДФЛ, что мы подготовили собственные.

Благо, после того как Росстат впервые опубликовал подробные данные о неравенстве зарплат, это стало возможно.

Но сначала несколько оговорок. Доступные сведения представляют собой подробнейшие таблицы — в отраслевом и региональном разрезе — с указанием того, сколько человек получают зарплату в каждом из 21 диапазонов (включая и «до 5965 руб.», и «свыше 1 млн руб.» в месяц) и какова средняя зарплата в каждом из этих 21 диапазонов.

Есть нюанс (впрочем, для достаточно грубой оценки, на наш взгляд, несущественный): это данные на апрель прошлого года. Номинальные зарплаты в последнее время не галопировали, так что для всех последующих цифр можно дать оговорку «в ценах 2015-го» или сделать 10-процентную поправку на рост зарплат.

Еще одна проблема: данные собраны по 29 млн работников организаций, то есть нуждаются в аппроксимации на всех занятых в экономике. Здесь мы поступили просто (и для расчета «на салфетке», кажется, достаточно корректно): ввели коэффициент 1,85 — он получается, если разделить фактический сбор НДФЛ апреля 2015-го (235,6 млрд руб.) на 13% от суммарной зарплаты попавших в выборку Росстата).

Вот лишь некоторые результаты.

Если обнулить НДФЛ на тех, кто получает меньше МРОТ — 5965 рублей в месяц, потери бюджетной системы составят 5,8 млрд рублей в год. Меньше 7400 рублей — 23 млрд, меньше 9 тыс. — 47 млрд рублей в год.

Совет

Для консолидированного бюджета РФ — копейки, только в системе госзакупок «теряется» в десятки раз больше. Так что, казалось бы, на это решение можно было бы пойти давно.

Есть, однако, две проблемы.

Во-первых, это еще один шаг в сторону от адресности социальной политики. Она предполагает заявительный принцип обращения за помощью и проверку того, что адресат действительно нуждается в льготах и пособиях.

Если уж предоставлять налоговые льготы низкооплачиваемым, то в форме налоговых вычетов. И хорошо бы в рамках перехода ко всеобщему декларированию доходов — глядишь, и часть теневых выплат вышла бы на свет.

Во-вторых, обнуление НДФЛ в нижних стратах — гигантский соблазн для работодателей вернуться к серым зарплатам: уговариваешь работника, что белая зарплата у него будет маленькая, и немножко добавляешь в конверт.

Если последний механизм сработает, потери региональных бюджетов могут оказаться очень значительными. По расчетам «Денег», обнуление НДФЛ для зарплат до 10,6 тыс. рублей в месяц будет стоить 79,6 млрд, до 12,2 тыс.— 120,7 млрд, до 13,8 тыс.— 166,8 млрд, а до 15,4 тыс.— уже 222 млрд рублей в год. При этом потери распределятся неравномерно, сильнее всего пострадают регионы с низкими доходами.

Если абстрагироваться от регионального аспекта, компенсировать эти потери можно было бы за счет повышения НДФЛ для тех, кто зарабатывает много.

По расчетам «Денег», рост налога на один процентный пункт на зарплаты больше миллиона в месяц принес бы бюджетной системе 2,6 млрд рублей в год, на зарплаты больше 0,5 млн — 4,9 млрд, больше 250 тыс.— 11 млрд, а вот больше ста тысяч — уже ощутимые 36,6 млрд рублей.

Да, в России очень мало больших легальных зарплат, а доходы от коррупции надежно спрятаны и от Росстата, и от налоговиков.

Обратите внимание

Здесь тоже как минимум две проблемы. Во-первых, не факт, что относительно обеспеченные тоже не побегут в серую зону: зарегистрировать ИП и получить 6-процентный налог вместо прогрессивного НДФЛ — просто, быстро, недорого. А во-вторых, почти весь «выигрыш» будет сконцентрирован в столице, что вряд ли справедливо.

Впрочем, до 2018 года, судя по последовавшим заявлениям Минфина, прогрессивного НДФЛ не будет. А к тому моменту, надеемся, у «Денег» появится возможность проанализировать более подробные данные, ФНС давно обещает ими поделиться.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3136274

В кабмине обсуждают введение прогрессивной шкалы для ндфл

В Кабмине опять вернулись к обсуждению прогрессивной шкалы на налог с доходов с физических лиц (НДФЛ). Какие сложности есть в принятии соответствующего закона, и ждёт ли нас всех модернизация этого вида налога?

В ходе прошедшего в стенах московской РАНХиГС Гайдаровского форума вновь обсуждали вопросы введения в России прогрессивной шкалы НДФЛ.

Официальное мнение Правительства выразил премьер-министр Дмитрий Медведев, заявивший, что в 2017 данное направление не является приоритетным. Менее категоричной в этом вопросе была Ольга Голодец, заместитель Медведева, которая сообщила, что прогрессивная шкала все ещё обсуждается в Кабмине. Так что же ждёт россиян?

Немного о системах налогообложения

Сейчас в России применяют пропорциональный НДФЛ – одна и та же ставка в 13%, применённая к разным по величине зарплатам, приносит бюджету разные суммы.

Пример:

Зарплатаитого НДФЛ 13%
30 тыс.руб 3,9 тыс. руб.
100 тыс. руб. 13 тыс.руб
150 тыс. руб. 19,5 тыс.руб

Эта система выгодна тем, кто постоянно увеличивает свой доход: «итого» больше, зато не меняется процент НДФЛ. Хотя есть и более выгодный вариант – архаичная равная система, при которой государство взимает со всех одинаковую сумму налога. Не 13%, а, к примеру, 13 тыс. руб. Эта система выгодна только для богачей, государству и бедной прослойке населения она принесёт лишь убытки.

Прогрессивная шкала НДФЛ – это система повышения налога с физических лиц при росте доходов.

Она используется в: США, Франции, Литве, Испании, ЮАР и во многих других странах.

Принципы самой простой её модели таковы:

  • есть минимум дохода, необлагаемый налогом;
  • рост дохода — рост %.

В России прогрессивную шкалу хотят ввести уже давно, но всё никак не получается. А надо!

С одной стороны, уровень жизни большинства населения крайне низок и едва пересекает прожиточный минимум. Эта ситуация негативно сказывается на покупательской способности и привлечении денег населения в банковскую сферу в качестве вкладов. Одни только кредиты! Потому в кризис и распродаём золотой запас.

С другой, расслоение зарплат (особенно в городах-миллионщиках) велико. Т.о. государство забирает у неимущих и недополучает от тех, чьи доходы высоки.

Что предлагают Члены Правительства РФ

И ранее осенью 2016, и сейчас на Гайдаровском форуме повторяется одно и то же.

Читайте также:  Когда «упрощенцу» учесть в доходах оплату по карте

Неофициально Кабмин во главе с Голодец считает, что прогрессивная шкала поможет в условиях кризиса повысить доходы населения. Одно из решений – отменить НДФЛ для тех, кто получает зарплату в пределах МРОТа.

Мнение В.Путина – российская экономика ещё не готова для шкалы. Отмена НДФЛ не увеличит доходы человека, работодатель просто не прибавит неуплаченный налог к зарплате.

Начинать надо не с конечных доходов, а с того, что им способствует – с экономических режимов и условий работы для бизнеса. Надо снижать издержки предпринимателей и стимулировать их на повышение зарплат сотрудникам.

Именно это имел в виду Медведев, сообщая, что в приоритете у Правительства развитие малого бизнеса, реформирование моногородов, налаживание дорожной инфраструктуры, облегчение налоговых режимов и упрощение экспортного процесса.

Изменение режима НДФЛ если и начнётся, то не раньше 2019.

Источник: https://assistentus.ru/aktualno/vvedenie-progressivnoj-shkaly-ndfl/

Депутаты Госдумы предлагают вернуться к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц

Богатым и знаменитым в скором времени, возможно, придется раскошелиться. Депутаты ГД предлагают вернуться к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц.

Соответствующий законопроект «О внесении изменений в статью 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» уже готовится к рассмотрению в парламенте.

Если поправки будут приняты, то граждане, которые зарабатывают в месяц 1 миллион рублей и более, заплатят в казну налоги по ставке 45%, а граждане, зарабатывающие в среднем 5 тысяч рублей в месяц, — 5% подоходного налога. Остальные распределятся по шкале следующим образом.

Для доходов граждан в части от 60 000 до 600 000 рублей в год ставка налога составит 15%. Соответственно от 600 000 до 3 000 000 рублей в год — 25%. От 3 000 000 до 12 000 000 рублей в год — 35%.

Важно

Авторы документа используют как аргумент мировой опыт, где в подавляющем большинстве развитых стран ставка налога на лиц с наивысшими доходами составляет около 45%.

В качестве примера приводится Китай, в котором минимальная ставка подоходного налога составляет 5%, а максимальная ставка — 45%, и Великобритания, которая, несмотря на свою либеральную экономическую политику, с 2010 года повысила предельную ставку налога на лиц с доходами свыше 150 тысяч фунтов стерлингов с 40 до 50 процентов.

Россия же, по утверждению разработчиков документа, сегодня имеет резкое падение доходов бюджетов субъектов РФ.

Причем с момента введения плоской шкалы налога в России прошло уже 10 лет, а сборы налога на доходы физических лиц по-прежнему составляют исчезающе малую долю валового внутреннего продукта — менее 4%.

При этом, как отмечают авторы, число лиц с доходами свыше 1 млн рублей увеличилось втрое, а количество лиц с доходами свыше 1 млрд рублей — в 2,3 раза.

Эксперты считают, что Россия пока не готова к данным изменениям.

«Прогрессивная ставка налога на доходы считается правильной во всем мире, она способствует сглаживанию в обществе неравенства и перераспределению доходов, — говорит Евгения Качерик, старший юрисконсульт департамента налогов и права УК «Независимые директора». — Однако, на мой взгляд, Россия к подобному шагу не готова, а реализация законопроекта может иметь крайне негативные последствия для нашей экономики».

Налоговый аппарат России, по словам эксперта, даже при нынешней ставке 13% не может собрать более 70-75% платежей.

А если ставка станет прогрессивной, весь капитал уйдет в тень, потому как принципиальным отличием нашей системы налогообложения от мировых систем является то, что в России собственно НДФЛ уплачивается из денег гражданина, а вот медицинское, пенсионное и социальное страхование, имеющих в качестве объекта практически ту же налоговую базу — доход работника, становится налоговой нагрузкой на бизнес. «А значит, для извлечения прибыли бизнес будет стремиться к уменьшению издержек, в том числе за счет «серых» зарплатных схем, — считает Евгения Качерик. — При сохранении действующей системы налогообложения, когда налог за работника фактически платит работодатель, идея не будет работать».

Андрей Приходько, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит», рассказал «РБГ», что необходимость принятия документа обусловлена дефицитом бюджета, поэтому депутаты будут, вероятно, достаточно лояльно настроены к принятию данного законопроекта.

Совет

Однако последствия его принятия, возможно, будут не такими продуктивными для бюджета, как предполагается. «Вполне возможно, что те триллионы, которые планируется получить от налогообложения доходов богачей, на деле окажутся всего лишь миллиардами или миллионами, — говорит эксперт.

— Хотя в этом случае можно констатировать, что на безрыбье и рак рыба. Кроме того, следует учесть, что в случае принятия законопроекта его положения вступят в силу только с 2011 года и в 2010 году бюджет в любом случае этих денег не получит.

Отмечу, что с принятием закона у людей появится тяга получать доходы от предпринимательской деятельности, применяя специальные налоговые режимы, которые предусматривают освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц».

Источник: https://rg.ru/2010/03/02/nalog.html

Депутаты снова предложили ввести прогрессивную шкалу НДФЛ с 2019 года

10 Апреля 2018<\p>

Как следует из материалов, размещенных на официальном сайте Госдумы РФ, 28 марта 2018 года зарегистрирован и направлен Председателю Государственной Думы законопроект о введении прогрессивной шкалы ставки налога на доходы физических лиц.

Инициаторами законопроекта выступила группа депутатов, в том числе Г.А. Зюганов, И.И. Мельников, В.И. Кашин и многие другие, представляющие фракцию КПРФ.

Законопроект предполагает внесение изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса РФ, предусматривающих установление новых налоговых ставок, применяемых при взимании налогов с доходов физических лиц. Депутаты предложили с 1 января 2019 года установить налоговые ставки в зависимости от величины получаемого налогоплательщиком доходов.

Для годового дохода до 100 000 рублей предлагается установление налоговой ставки в размере 5 процентов.

С налогоплательщиков, получающих от 100 001 рубля до 3 000 000 рублей в год, предлагается взимать 5 000 рублей + 13 процентов от суммы, превышающей 100 000 рублей.

Годовой доход от 3 000 001 рубля до 10 000 000 рублей предполагается обложить налогом в размере 382 000 рублей + 18 процентов от суммы свыше 3 000 000 рублей.

Максимальный уровень налогообложения предлагается установить для физических лиц, получающих доход более 10 000 001 рубля в год. Для них налог составит 1 642 000 рублей + 25 процентов от суммы дохода, превышающего 10 000 000 рублей.

Напомним, что с 1 января 2001 года в России действует единая ставка на доходы физических лиц для большинства видов доходов в размере 13 процентов.

По мнению депутатов, введение прогрессивной шкалы ставки НДФЛ позволит повысить поступление доходов в бюджеты субъектов РФ, послужит «установлению принципа справедливости, всеобщности налогообложения и равномерности распределения НДФЛ между налогоплательщиками с разным уровнем доходов», а также не усложнит его администрирование и не приведет к увеличению объема работы у налоговых служб и у налогоплательщиков при оформлении налоговых деклараций.

Обратите внимание

Приведем несколько конкретных примеров расчета суммы налогов, которые будут взиматься в случае принятия указанного законопроекта.

Пример 1:

При окладе 20 000 рублей в месяц (240 000 рублей в год) при действующей в настоящее время системе налогообложения с работника взимается 2 600 рублей (31 200 рублей в год). Таким образом, он получает на руки 17 400 рублей в месяц (208 800 рублей в год).

При предлагаемой депутатами системе налогообложения с оклада работника будет вычтен налог 1 933 рубля в месяц (23 200 рублей в год), и он получит на руки 18 067 рублей в месяц (216 800 рублей в год).

Таким образом, работник с окладом 20 000 рублей в месяц сможет сэкономить на налогах 8 000 рублей в год.

Пример 2:

При окладе 50 000 рублей в месяц (600 000 рублей в год) при действующей в настоящее время системе налогообложения с работника взимается 6 500 рублей (78 000 рублей в год). Таким образом, он получает на руки 43 500 рублей в месяц (522 000 рублей в год).

При предлагаемой депутатами системе налогообложения с оклада работника будет вычтен налог 5 833 рубля в месяц (70 000 рублей в год), и он получит на руки 44 167 рублей в месяц (530 000 рублей в год).

Таким образом, работник с окладом 50 000 рублей в месяц сможет сэкономить на налогах 8 000 рублей в год.

Пример 3:

При окладе 300 000 рублей в месяц (3 600 000 рублей в год) при действующей в настоящее время системе налогообложения с работника взимается 39 000 рублей (468 000 рублей в год). Таким образом, он получает на руки 261 000 рублей в месяц (3 132 000 рублей в год).

При предлагаемой депутатами системе налогообложения с оклада работника будет вычтен налог 40 833 рубля в месяц (490 000 рублей в год), и он получит на руки 259 167 рублей в месяц (3 110 000 рублей в год).

Таким образом, работник с окладом 300 000 рублей в месяц за счет увеличения налогов получит на 22 000 рублей в год меньше.

При более значительных суммах доходов разница в сумме взимаемого налога становится более заметной.

Важно

Так, например, физическое лицо с доходом 20 000 000 рублей в год в случае принятия законопроекта уплатит в бюджет 4 142 000 рублей, тогда как при действующей системе налогообложения его налог составит только 2 600 000 рублей. Итого его расходы на уплату налогов повысятся на 1 542 000 рублей в год.

При первом взгляде предлагаемая законопроектом прогрессивная шкала НДФЛ может показаться довольно интересной для основной массы населения страны, доходы которого существенно ниже 3 000 000 рублей в год.

Ведь действительно сумма налогов, взимаемых при выплате зарплаты, немного снизится.

Для тех же налогоплательщиков, которые получают суммы доходов более 3 000 000 рублей в год, величина уплачиваемых налогов может существенно возрасти.

Но при этом необходимо выяснить следующий вопрос, который вполне может возникнуть в случае принятия прогрессивной шкалы.

Если физлицо получает помимо зарплаты другие доходы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ не облагаются налогами, учитывается ли их сумма при определении налоговой ставки?

К таким доходам могут быть отнесены проценты по вкладам в российских банках, суммы, полученные от продажи недвижимости, находящейся в собственности более 5 лет, деньги за продажу автомобиля, если цена продажи не превышает стоимости его покупки, и т.д.

Хотя налоги на перечисленные доходы физлица платить не должны, они могут все-таки учитываться для расчета совокупного дохода налогоплательщика и определения налоговой ставки.

Если это так, то НДФЛ в указанных случаях может значительно вырасти, в том числе для тех, кто имеет сравнительно небольшую зарплату и одновременно с этим получает деньги, например, от продажи своего имущества.

Допустим, налогоплательщик продает квартиру, которую он приобрел более 5 лет назад, и получает за нее крупную сумму денег. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налог на доходы при продаже такой квартиры не взимается.

Но доход, полученный от ее продажи, может пойти в расчет совокупного годового дохода этого налогоплательщика, исходя из которого рассчитывается налоговая ставка по его другим доходам, в частности, по его заработной плате.

Совет

То есть НДФЛ этого налогоплательщика может существенно увеличиться и не только перекрыть все выгоды, которые возникают вследствие введения прогрессивной шкалы, но привести к значительным финансовым потерям.

Это будет означать, что по итогам календарного года, в течение которого была продана квартира, физическое лицо обязано посчитать, какой совокупный доход оно получило, самостоятельно определить применяемую в данном случае налоговую ставку, что может быть довольно затруднительно, а затем составить налоговую декларацию, подать ее в налоговый орган и уплатить недостающий налог.

По мнению экспертов, введение прогрессивной шкалы может привести к возникновению существенных трудностей у физлиц при расчете налогов и составлении деклараций и появлению расхождений в понимании ряда вопросов у налогоплательщиков и налоговых органов. Ведь в настоящее время таких недопониманий не возникает, так как действует единая ставка НДФЛ.

Предложенный законопроект не дает разъяснений по данному вопросу.

В заключение следует отметить, что, как указано на сайте Государственной Думы, 30.03.2018 зарегистрировано заключение Правительства РФ на проект данного закона, текст которого пока отсутствует на официальном сайте Госдумы.

При этом в материалах к законопроекту содержится предыдущее заключение Правительства РФ на законопроект, связанный с введением прогрессивной шкалы, который выносился на рассмотрение осенью прошлого года, но не был принят. В данном заключении, датированном 17 ноября 2017 года, содержится вывод Правительства РФ, в соответствии с которым оно не поддерживает предложенный ранее законопроект.

Источник: Sotnibankov.ru

Короткая ссылка на новость: www.sotnibankov.ru/~alDDz

Источник: http://www.sotnibankov.ru/research/ekspertnye-mneniya/deputaty-snova-predlozhili-vvesti-progressivnuyu-shkalu-ndfl-s-2019-goda/

Ссылка на основную публикацию